Научная статья на тему 'Об идентификации интеллигенции (на материалах Республики Бурятия)'

Об идентификации интеллигенции (на материалах Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СОЦИУМ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ДУХОВНАЯ СФЕРА / АДАПТАЦИЯ / INTELLIGENTSIA / SOCIETY / IDENTIFICATION / INTELLECTUAL WORK / IDEOLOGICAL SPHERE / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Добрынина Марина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы идентификации и самоидентификации интеллигенции в условиях социально-экономических преобразований на рубеже XX-XXI вв. Исходя из сущностных признаков интеллигенции, автор оценивает статус данной социальной группы в основных сферах жизни общества и ее адаптацию к новым условиям. В работе использованы данные социологических исследований, проведенных в Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Добрынина Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On identification of intelligentsia (on materials of the Republic of Buryatia)

This article considers the issues of identification and self-identification of intelligentsia in the conditions of social and economic transformations of the late XX and the early XXI centuries. Basing on the essential features of intelligentsia, the author assesses the status of this social group in main areas of society life and its adaptation to the new conditions. In the article the data of sociological surveys conducted in Buryatia have been used.

Текст научной работы на тему «Об идентификации интеллигенции (на материалах Республики Бурятия)»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.42 © М.И. Добрынина

ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

В статье рассматриваются вопросы идентификации и самоидентификации интеллигенции в условиях социально-экономических преобразований на рубеже XX—XXI вв. Исходя из сущностных признаков интеллигенции, автор оценивает статус данной социальной группы в основных сферах жизни общества и ее адаптацию к новым условиям. В работе использованы данные социологических исследований, проведенных в Бурятии.

Ключевые слова: интеллигенция, социум, идентификация, интеллектуальный труд, духовная сфера, адаптация.

M.I. Dobrynina

ON IDENTIFICATION OF INTELLIGENTSIA (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)

This article considers the issues of identification and self-identification of intelligentsia in the conditions of social and economic transformations of the late XX and the early XXI centuries. Basing on the essential features of intelligentsia, the author assesses the status of this social group in main areas of society life and its adaptation to the new conditions. In the article the data of sociological surveys conducted in Buryatia have been used.

Keywords: intelligentsia, society, identification, intellectual work, ideological sphere, adaptation.

Динамические процессы, происходящие в обществе и его социальных институтах, неизбежно отражаются в самосознании различных социальных групп. Кризисные явления в экономике, политическая нестабильность, изменение культурных норм и ценностных ориентаций обусловили существенные сдвиги в процессах социальной идентификации российского населения.

Термин «идентификация» (от лат. identificare) буквально означает отождествление, уподобление, совпадение объектов. Идентификация (самоидентификация) предполагает соотнесение одного субъекта с другим, выявление общих или специфических черт.

Соотнесение с интеллигенцией подразумевает знание этой специфической социальной группы, ее основных характеристик, принятие значимых в данной группе ценностей, стереотипов и норм. Однако процесс идентификации интеллигенции затрудняется тем, что существующие теоретические модели выделяют различные идентификационные признаки, например, социальное положение, образовательный ценз, род и характер профессиональной деятельности и др.

Исходя из определения интеллигенции как социальной группы, члены которой функционально заняты сложным умственным трудом и

обладают общепризнанными развитыми культурно-нравственными качествами, предлагается при идентификационном анализе исходить из следующих признаков: 1) функциональной занятости сложным умственным трудом; 2) высокого образовательного уровня; 3) наличия признанных духовно-нравственных качеств, таких как высокая нравственность, общественный долг и др. В совокупности эти характеристики можно считать современной теоретической моделью идентичности [1].

Нашей задачей было выяснить, отождествляют ли представители квалифицированного умственного труда, специалисты себя с интеллигенцией, каково их отношение к современной интеллигенции вообще. Для этого мы использовали результаты социологического опроса специалистов Pеспублики Бурятия проведенного в 2011 г.

На вопрос анкеты «Считаете ли Вы себя интеллигентом?» 40% ответили утвердительно, каждый пятый не считает себя таковым, треть затруднилась с ответом. Сравним с данными 1995 г.: тогда лишь 30% квалифицированных специалистов относили себя к интеллигенции, а почти половина не могла определиться. Это можно объяснить общей ситуацией в стране, сложившейся в результате реформ, когда интел-

лигенция заняла периферийное место в социальной структуре общества, существенно снизив как экономический статус, так и социальный авторитет. Впрочем, и сегодня, в условиях относительной стабильности, сохраняется противоречие между реальной потребностью социума в интеллекте и качественных интеллектуальных продуктах и невостребованностью творческого потенциала интеллигенции, что неизбежно сказывается на идентификации.

Уверенно относят себя к интеллигенции большинство деятелей культуры, работников литературы и искусства, науки, образовательной сферы, управленцы. Инженеры, работники торговли и сферы услуг напротив слабо отождествляют себя с интеллигенцией: отнесли себя к данной категории лишь 20,0 и 11,9% соответственно. Возможно, это связано с тем, что в сознании большинства, интеллигенция - это люди занятые в духовной, социально-культурной сфере, чья профессиональная деятельность связана, прежде всего, с изучением человека на духовном уровне, его просвещением и воспитанием. Именно «создателем и хранителем духовных ценностей» видит интеллигенцию 17% опрошенных, еще 15% считают ее «эталоном нравственности, гуманности и гражданственности», 12% - «мозгом нашего общества, нации». Такая ментальность свойственна не только старшему поколению («советской интеллигенции»), в сознании которой преобладают идеи равенства, социальной справедливости и коллективистское мировоззрение, но и молодежи, воспитанной на либерально-рыночных идеях. Так, главными в деятельности интеллигенции, кроме «труда на благо образования и умственного развития народа», «утверждения нравственности и морали», «сохранения национальной культуры и традиций», которые признаются большинством респондентов независимо от возраста, представители молодого поколения отмечают важность «укрепления правопорядка и дисциплины в стране» (18,7%) и «профессионального самосовершенствования» (17,5%).

Отдавая должное интеллектуальной, гуманитарной сущности интеллигенции, ей отказывают в способности и стремлении к радикальным переменам, новациям. Лишь 6,0% респондентов считают интеллигенцию «способной вывести общество из кризиса», 7,5% имеют противоположные взгляды. Еще 11,5% заявили о ее «неспособности к разумным, компетентным решениям и действиям». Встречаются и такие суждения: «интеллигенция занята борьбой за свои личные интересы,

за удовлетворение своих притязаний и амбиций» (13,5%). За последние два десятка лет изменился функционально-ролевой статус российской интеллигенции. Основные усилия значительной ее части направлены на адаптацию к новой социальной реальности, а нередко - на поиск путей элементарного выживания, несмотря на то, что она обладает значительными ресурсами для адаптации (интеллектуальными, профессиональными, социальными и т.д.). Различия в возможностях и способностях к адаптации повлекли за собой разделение интеллигенции на ряд групп характеризующихся неодинаковым социальным положением, интересами, ориентацией и разными перспективами развития. Часть ее, главным образом творческая и научная, внедрилась в элитный слой, приняла активное участие в ломке советского образа жизни, экономического и политического строя, сложившихся ценностей. Оставаясь незначительной по своему удельному весу (10% от численности всей интеллигенции) она отличается влиятельностью и политической активностью, имеет высокие доходы и стандарты потребления. «Большинство представителей этой группы интеллигенции владеет предметами роскоши, имеет собственность и счета за рубежом, ориентируется на стандарты потребления и ценности западной цивилизации»... [2]. Другая часть адаптировалась к новым условиям, вынужденно изменив характер деятельности или дополнительно трудоустроившись. Как показывают данные социологического исследования 2011 г. треть представителей интеллигенции имеет вторую работу, которая является необходимым источником дохода. Значительная часть интеллигенции остается на бюджетном финансировании и работает по специальности. Представители массовых профессий (инженеры, учителя, агрономы и др.), как правило, не в состоянии изменить свой социальный статус. Их характеризует низкий уровень жизни, отсутствие уверенности в благоприятной жизненной перспективе, а большинство просто влачит жалкое существование. Подтверждением тому служат субъективные оценки интеллигенцией собственного материального положения. Так, по данным 2011 г. лишь 3,5% респондентов могут себе ни в чем не отказывать. К группе богатых отнесли себя специалисты управленческого аппарата, работники торговли и общественного

6(1) /2014

питания, научные работники. В категории тех, кому «денег не хватает до зарплаты» оказались 33% специалистов. Наибольшая доля бедных у работников культуры и искусства (90,2%), образования (79,7%), специалистов сельского хозяйства (85,2%). По сравнению с 1995 г. улучшилось материальное положение научных работников, преподавателей вузов, работников административно-управленческого аппарата, медиков, которые пополнили группу среднеобеспеченных. Доля среднеобеспеченных в этих профессиональных группах составляет 36,9-58,3% [3]. Несмотря на то, что за прошедшие два десятилетия, материальное положение специалистов заметно улучшилось, постперестроечную интеллигенцию, за небольшим исключением, вряд ли можно считать «средним слоем», к которому в советский период относились многочисленные группы инженеров, учителей, преподавателей, управленцев, деятелей культуры - т.е. «массовой интеллигенции». Материальное благосостояние - одна из характеристик положения современной интеллигенции, но не менее важны социальный престиж, потенциал социальной мобильности, образ жизни, политический статус.

Устойчивой характеристикой сознания нынешней интеллигенции является политическое отчуждение, которое выражено в ее слабом участии в политической жизни и отторжении от институтов власти. Лишь 3,6% опрошенных считают, что интеллигенция должна бороться за реальную политическую власть (в старшей возрастной группе показатель близок к 0%). Согласно исследованиям 2011 г., проведенным в Бурятии, 82,7% представителей республиканской интеллигенции не интересуется политикой и не принимает участия в политической жизни.

В этих условиях интеллигенция, которая должна быть, по сути, инициатором и источником социальных и духовно-гуманитарных новаций, не выполняет в полной мере своей общественной роли, частично утратила свои классические черты. Возможно, поэтому 22,3% респондентов считают, что у нас нет такой интеллигенции, какой они себе ее представляют.

Анализ как субъективных, так и объективных данных не вселяет оптимизма, как и не дает оснований говорить об исчезновении интеллигенции. Большинство представителей интеллектуального труда остаются верными своему профессиональному и гражданскому долгу, нравственным принципам, честно служат интересам народа. Разумнее было бы говорить о переосмыслении, переоценке места и роли интеллигенции в изменяющемся российском обществе.

Литература

1. Осинский И.И. Некоторые проблемы идентификации российской интеллигенции // Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации: материалы IX Междунар. науч. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - Т.1. - С.24.

2. Наумова Т.В. Социально-политические ориентации российской интеллигенции // Интеллигенция и нравственность: материалы междунар. науч. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. - Т.1. - С.171-172.

3. Добрынина М.И. Русская интеллигенция в Республиках Сибири: социальный статус. - Улан-Удэ, 2011. -С.182-183.

Добрынина Марина Ивановна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры политологии и социологии, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Dobrynina Marina Ivanovna, doctor of sociological sciences, associate professor, professor of the department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]

УДК 347.91/95 © А.В. Саргаев

МЕСТО И РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Определены роль и место иностранных граждан в социальной структуре современного российского общества, проведено социологическое исследование, изучены особенности и условия уровня жизни на прежнем и нынешнем месте проживания, степень трудоустройства, причины миграции иностранных граждан. Выявлены проблемы, препятствующие эффективной интеграции иностранных граждан в социальную среду.

Ключевые слова: иностранные граждане, трудовые мигранты, социальная структура, трудоустройство, уровень жизни, социологическое исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.