ОЬ ЭВАКУАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУ РНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МИРНОЕ И военное ВРЕМЯ
и 1ы<иы>* А <'
')вак>ания материальных и культурных ценностей в безопасные юны, как и эвакуация населения, является одним из основных способов их защиты Лаже современные мощные инженерные сооружения не всегда мо1у! противостоять разрушительным стихийным бедствиям землетрясениям, селям, оползням, наводнениям, пожарам и др. И ю.1ько эвакуация материальных и культурных ценное (ей может обеспечив их сохранность
Примеров, когда вывоз материальных средств был единственным способом защшы от чрезвычайных ситуаций в мирное время, множество Что же касается эвакуации материальных и культурных ценностей во время войны, го здесь пот способ также часто был и будет едина венным и наиболее эффективным. Известно, что эвакуация может быть применена при различных сшуациях, создающих в ходе военных действий у|розу гибели ценностей или их большому материальному ущербу
Решение на эвакуацию материальных и культурных ценностей в военное время может быть принято руководством в следующих случаях
- из приграничных районов, где начинаются боевые действия,
- и* зон возможною катастрофического затопления,
- при отходе своих войск,
- из юн массовых пожаров, в том числе в тыловых районах;
- в условиях слабой защищенности ценностей в крупных городах.
Во-первых, коротко рассмотрим, как же отражена в нормативных документах сама задача по эвакуации материальных т культурных ценное!ей в мирное и военное время Здесь следует отметить. 410 ре1 ламентирующих документов до 1990 года в виде отдельных руководив или наставлений но эвакуации магериальных и культурных ценностей не разраба1ывалось При этом, ни в Положении о ГО, ни в приказе 090-751 (Положение о невоенизированных формированиях ГО) и других документах вопросы эвакуации материальных и куль-|урных ценноеюй также не находили широкого и конкретного отражения Речь шла только об эвакуации населения и о формированиях, обеспечивающих эту функцию
1ак, в приказе 090 имеет место лишь указание о формировании фаисноршых подразделений служб ГО (автомобильные колонны и оIрилы. железнодорожные эшелоны, воздушный и водный транспорт),
обеспечивающих вывоз из городов в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, эвакуируемого населения и материальных ценностей Дана примерная организационная езруктура автомобильных ки-лонн для перевозки грузом
Рассматривая функции РСЧС по действующему Постановлению Правительства от 5 11 95 г. X? 111л можно констатировать. чю и нем задач:? защиты материальных и культурных ценностей в прямой постанов*. Iакже •••• сражена. В Федеральном законе «О защите населения. .» (1994 I ; х ст 11 определено, что ор1аны I осу дарственной власти субъектов Российской Федерации и органы местною самоуправления (самостоятельно) «принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение»
Но к сожалению, этот закон не уточняет какие эвакуационные мероприятия проводят органы управления на местах Или они касаются только населения, или включают и материальные ценности. Г.ели судить по названию закона, то речь идет только об эвакуации населения (кстати, указанный закон не ставит задачу органам управления министерств и ведомств по эвакуации населения, а главное - для руководителей организаций, на которые 1фиходится основная часть практических работ и мероприятий тражданской обороны. в том числе и по эвакуации персонала предприятий, его семей и. естественно, материальных ценностей)
И лишь в 1998 году Федеральным законом «О гражданской обороне» была конкретно сформулирована задача гражданской обороны, как «основная», по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в беюпасные районы (статья 2) А для ортанов государственною управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в главе III определены полномочия я части касающейся эвакуации, в такой редакции /'которые проводят мероприятия по подготовке к эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в беюпасные районы, их размещению, раз-вертыванм.о лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшею населения»
К сожалению, данный закон не устранил недостаток, указанный выше. А именно, задача по организации эвакуации поставлена только для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, упущены предприятия, учреждения, организации, министерства и ведомства
Гели рассматривать только мероприятия по эвакуации населения, то можно согласиться с тем. что «головными и ответственными» мотуг быть территориальные органы управления, хотя предприятия и
ортанизации ДОЛЖНЫ иметь не меньший гру і оснонной оіветственно-сіи за своих людей, за свои коллективы
А если рассматриваль вопросы эвакуации материальных и куль* іурньїх ценностей, 10 роль и «вес ответственности» должны лежаїь в основном на ведомствах и организациях, владеющих этими ценностями
Во-вюрых, коро і ко о юм, как же отражены вопросы по организации самой шакуации материальных и культурных ценностей в действующих нормативных актах.
Все ранее принятые руководства по эвакуации были разработаны только в части, касающейся )вакуации населения. И не было в них места вопросам организации эвакуации материальных ценностей Так, утвержденное в 19% году «Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время» всего лишь предусматривает в составе эвакокомиссий краев, областей, республик и кагегорированных городов группы (посты) учета эвакуируемых материальных ценностей и обеспечение эвакуируемого населения предметами первой необходимости Но оно не содержит основных положений по организации эвакуации материальных и культурных ценностей Правда, есть общее указание министерствам и ведомствам. которые «организуют руководство планированием, обеспечением и проведением эвакуации своих центральных аппаратов, согласовывают шіаньї эвакуационных мероприятий крупных производственных объектов экономики, организуют материально-техническое обеспечение»
То же самое можно сказать и о «Руководстве по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», принятою в 1996 году, где вопросы защиты материальных и культурных ценностей гак же не нашли отражения
'Іаким образом, в действующих руководствах вопросам эвакуации материальных и культурных ценностей, как в мирное, гак и военное время должного внимания не уделено И этот пробел необходимо устранить
'Эвакуационные мероприятия следует относить к одним из самых сложных во всей системе защиты, как населения, гак и материальных ценностей Особенно в военное время, когда обстановка может быть чрезвычайно сложной, скоротечной, а угроза поражения людей и уничтожения материальных ценностей будет реальной
Сложные мероприятия гребуют тщательного планирования, за-блаювременной подюювки и согласованных действий целою ряда сір\кі\рньіх подразделений, сил и средств
Па наш вилял, нормативно-правовой пробел можно ликвидировать ну тем
• доработки существующих руководств по эвакуации пасс гения, включая дополнительные главы в действующие рчково-дства:
• разработки нового отдельного руководства, касающеюся только эвакуации материальных и культурных ценное»ей в мирное и военное время, те при чрезвычайных ситуациях различного характера.
Если ччеси- спочифику двух эвакуаций, имеется ввиду населения и ііенносіей. их особенности, привлекаемые силы, ответственных и тд, то. наверное, следует остановиться на разработке отдельною руководства. Действующие руководства по эвакуации населения не могут обеспечить эффективного планирования, а значит организацию эвакуации материальных и культурных ценностей в случае чрезвычайных ситуаций в мирное или военное время
До 1998 года такое положение с нормативной базой по обеспечению эвакуации ценностей можно оправдать отсутствием конкрст-ной задачи по эвакуации ценностей Но после выхода Федеральної о закона «О гражданской обороне» (1998 г.), где такая задача конкретно поставлена системе гражданской обороны России, необходимо имеющийся пробел устранить Причем разработка и принятие руководства (наставления или инструкции) по организации такуации материальных ценностей необходима не только на случай войны Такое руководство нужно и для организации эвакуации материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях мирного времени
Конечно, можно было бы ограничиться разработкой только плана эвакуации ценностей, где учесть основные мероприятия и порядок осуществления их Однако и для разработки таких п ланов на всех уровнях управления ГО ЧС потребуются методические рекомендации или указания, іде были бы определены основные положения по эвакуации матери&тьных ценностей Поэтому, на наш взгляд, наилучшим вариантом будет - раїработка отдельного конкретного руководства, структура и наименование глав которого будут близки к структуре двух лейст ну юлцих руководств по эвакуации населения, так как они охватывают все основные вопросы, касающиеся эвакуации Например, руководство может состоять из следующих глав
1. Общие положения по эвакуации материальных и культурных ценностей
2. Эвакуационные органы
3 Планирование эвакуации материальных и культурных ценностей
4 Организация (проведение) эвакуации
5 Обеспечение эвакуационных мероприятий
6 І Іриложепия
І Іри этом специфика, на котрую было указано выше, потребует существенно німенніь солержание них глав. Так, ;іля эвакуации материальных ценностей не требуется создания сборных, промежуточных и приемных эвакуационных пу нктов, защитных сооружений в загородной зоне, запасов воды и продовольствия, средств индивидуальной защиты И некоторых случаях не потребуется создание эвакуационных комиссий в шм составе, который необходим при эвакуации населения
К основным особенностям жакуации материальных и культурных ненносіей можно отнести
• особые меры охраны и повышенные требования к режиму в период проведения эвакуации уникальных ценностей и дорогое юяшего имущества,
- заблаговременную подгоювку тары, контейнеров и других средств, обеспечивающих сохранность ценностей при транс-пор г провис и хранении в новых условиях,
- выбор месі рассредоточения или хранения. Например, ближний район - для эвакуации в мирное время, тлубокий тыл - в случае вооруженного конфликта, район соседнего субъема РФ при чрезвычайной ситуации регионального масштаба или крупного военного конфликта, район на территории дружественного государства.
- сгроигедьство или использование существующих хранилищ материальных ценностей,
- создание сооїветствуюших погрузочно-разгрузочных формирований со средствами механизации.
- планирование транспортных средств и создание запасов ГСМ на вычо* ценностей.
- определение порядка дальнейшей охраны, хранения, выдачи, использования, учета и других вопросов движения материальных ненносі ей
В общих положениях (їлава I) нового руководства необходимо раскрьпь следующие вопросы
- іипы (вилы) эвакуации ценностей.
- кто имееі право отдавать распоряжения об >вакуации материальных и культурных ценностей в зависимости от их при-нахісжносі и,
- кто оріанизуеі и кто отвечает за своевременную эвакуацию ценностей в министерсіве, республике, области, организации. юроде, районе.
- кю разрабаїьіваеі и утверждает планы эвакуации ценностей на различных уровнях управления.
- что относится к материальным и культурным ценностям, кто определяет нот перечень на территориях, в ведомствах н т д.;
- порядок определения юн (мест) эвакуации.
- особенности эвакуации документации, цветных ценных металлов, произведений искусства и других ценностей.
Естественно, в главу об обеспечении эвакуационных мероприятий необходимо РК-мочить описание следующих вопросов
- порядок оповещения руководителей и подразделений, обеспечивающих эвакуацию.
- обеспечение связью, гране портом.
- финансовое обеспечение.
- охрана и безопасность, в том числе на маршруте,
- разведка мест хранения и маршрутов, согласование их с военным командованием и соответствующими администрациями
Ьланки распоряжений на эвакуацию, примерные схемы структур и подразделений, обеспечивающих >вакуацию, их задачи и обязанности. расчеты необходимого транспорта, его грузоподъемность, данные по нормам хранения в складских помещениях и другие вспомогательные данные можно включить в раздел Приложения
В заключении необходимо отметить, что МЧС России может и должно выполнить свою организационную и координирующую роль в создании необходимых нормативных документов, по планированию и организации эвакуации материальных и культурных ценностей России в чрезвычайных ситуациях различною характера