Научная статья на тему 'Об этических представлениях студентов полимерных специальностей'

Об этических представлениях студентов полимерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ЭТИКА / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЛАГИАТ / STUDENTS’ PLAGIARISM / ENGINEERING ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Г. Ф.

В статье рассматриваются исторические и социальные предпосылки того, что в отечественном инженерном образовании проблемы инженерной этики не стали предметом широкого изучения. Приводятся данные опроса 120 студентов института полимеров об их отношении к проблеме студенческого плагиата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks at the historical and social factors that explain why engineering ethics has not been incorporated until recently in the training of engineers in Russia. The paper reports a survey of 120 university students on their attitude towards plagiarism as a professional ethics issue.

Текст научной работы на тему «Об этических представлениях студентов полимерных специальностей»

УДК 378.147:678.5.002.6

Г. Ф. Хасанова

ОБ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ПОЛИМЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ключевые слова: инженерная этика, студенческий плагиат.

В статье рассматриваются исторические и социальные предпосылки того, что в отечественном инженерном образовании проблемы инженерной этики не стали предметом широкого изучения. Приводятся данные опроса 120 студентов института полимеров об их отношении к проблеме студенческого плагиата.

Keywords: engineering ethics; students’ plagiarism.

The article looks at the historical and social factors that explain why engineering ethics has not been incorporated until recently in the training of engineers in Russia. The paper reports a survey of 120 university students on their attitude towards plagiarism as a professional ethics issue.

На рубеже ХХ1 века цивилизация столкнулась с проблемой кризиса ценностей в целом, этического релятивизма и плюрализма. Однако последствия техногенной цилизации вынуждают уделять все больше внимания проблемам инженерной этики и социальной ответственности инженера за последствия его профессиональной деятельности.

Среди факторов, повышающих в современном обществе значение инженерной этики, можно перечислить:

• беспрецедентно высокую степень зависимости современного человека от состояния техносферы;

• массовый доступ к сложным технологиям и системам контроля;

• повышение степени открытости и транспарентности процессов, протекающих в технической, экономической и социальной сферах;

• рост анонимности многих процессов в современном мире;

• нивелировку индивидуальности человека в рамках системы «человек-компьютер»;

• «дегуманизацию» субъекта, погруженного в виртуальную среду.

Хотя первое российское инженерное общество - Русское техническое общество -возникло еще в 1866 году, а российский «Кодекс профессиональной этики электротехников» был принят в 1909 году, на сегодняшний день инженерная этика не получила в России столь широкого развития, как, например, в США, где она активно развивалась начиная с 1970-х годов.

В советский период становление инженерной этики было связано с процессом становления научной интеллигенции, на который наложили отпечаток происходившие в стране социальнополитические процессы. Это выразилось и в гонениях на определенные научные направления, такие, как кибернетика, генетика и др., и в репрессиях против специалистов, объявлявшихся «вредителями», «врагами народа», и в

возникновении секретных научных лабораторий, получивших название «шарашек».

Можно назвать несколько причин, по которым проблемы инженерной этики в российской

высшей школе не стали предметом столь же широкого внимания, как на Западе:

• в советский период, в условиях плановой экономики отдельный инженер, специалист были лишь исполнителями, техническая деятельность была деперсонифицирована, этические дилеммы носили надиндивидуальный характер и решались в государственном масштабе;

• в связи с этим представители технических

специальностей традиционно относились к

гуманитарным проблемам как к чему-то малозначимому, второстепенному, «свысока»,

свидетельством чего является и получившая широкую известность дискуссия о «физиках» и «лириках»;

• учитывая, что для современной

ментальности свойственно воспринимать

финансово-экономическую реальность не просто как доминирующую, а как единственную социальную реальность, этическая проблематика, как общечеловеческая, так и инженерная,

рассматривается как анахронизм;

• в условиях рыночной экономики

работодатели озабочены прежде всего вопросами прибыли в ущерб проблемам не только этики, но и техники безопасности, о чем свидетельствует,

например, тенденция увеличения количества

смертей на производстве [1];

• приемлемость обмана, стимулирования

низменных потребностей и пороков как механизмов достижения коммерческого успеха, который становится критерием этичности, приводит к

размыванию этических норм и ценностей;

• падение престижа инженерных профессий, низкий спрос на инженеров снижает интерес студентов к проблемам инженерной этики. Как сообщил на Санкт-Петербургском образовательном форуме 30 марта 2012 г. заместитель министра образования и науки России Сергей Иванец, более половины выпускников-инженеров в России работают не по специальности [2].

В постсоветский период вопросы инженерной этики в российском высшем образовании начали обсуждаться со второй половины 1990-х годов, однако до сегодняшнего дня задача формирования этики инженера пока не вошла в разряд приоритетных и опыт преподавания инженерной

этики в высшей технической школе остается весьма ограниченным.

Во второй половине 1990-х годов ученые Московского авиационного института участвовали в российско-американском проекте «Инженерная этика для российских инженеров», результатом которого стало включение материалов по проблемам инженерной этики в содержание дисциплин гуманитарного цикла. В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» в течение ряда лет преподается курс «Этика в сфере информационных технологий» в рамках предмета «Гуманитарные проблемы информационной безопасности». С сентября 2011 г. элективный курс инженерной этики введен в Московском государственном техническом университете имени Баумана.

Инженерную этику невозможно формировать изолированно от общечеловеческой морали и гражданской этики. Н. С. Розов, исследовавший развитие этических учений в историческом и концептуальном аспектах, определяет этику как разность двух моралей, как определенные «ножницы» между существующими этическими правилами и новыми, не предусмотренными старыми этическими системами, но нужными в современных условиях [3].

Закон смены этических систем Н.С.Розов формулирует как колебания от доминирования ценности индивида к доминированию ценности общества и обратно.

Розов выделяет следующие исходные этические принципы, образующие шкалу «гедонизм

- ригоризм»:

• наслаждение;

• личная польза;

• личное счастье, спасение, достойная

жизнь;

• польза и счастье окружающих;

• всеобщая польза;

• нормы, основанные на идее пользы;

• нормы, основанные на «вечных истинах»;

• нормы, заданные догматически [4].

Целью формирования у студентов этических

представлений и норм должно стать воспитание ответственности специалиста за социальные

последствия собственной профессиональной деятельности [5].

Среди этических дилемм, с которыми сталкиваются современные инженеры в профессиональной деятельности, - возможность

использования информационных технологий в противоправных целях и необходимость соблюдения авторского права [6].

Между тем, одной из серьезных проблем современной высшей школы, препятствующих

формированию у студентов таких базовых

ценностей академической деятельности, как статус истины и новизны [7], а также норм соблюдения авторского права, стало широкое распространение студенческого плагиата.

О масштабе проблемы плагиата свидетельствует тот факт, что она в последнее время привлекла внимание Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева,

поручившего разработать информационную систему для проверки на плагиат дипломных работ выпускников вузов и диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук [5]. Этой теме Д.А.Медведев посвятил и запись в своем видеоблоге: «Высокие технологии открыли

блестящие возможности для дистанционного обучения, сделали доступными фонды крупнейших мировых библиотек, научных центров, университетов. Но помимо доступа к знаниям сегодня этим можно пользоваться для того, чтобы просто и беззастенчиво воровать чужие работы» [6].

Для изучения распространенности студенческого плагиата и выяснения мнений и отношения студентов к данной проблеме нами был проведен опрос 120 студентов института полимеров Казанского национального исследовательского технологического университета.

91% опрошенных студентов признали, что прибегали к недобросовестному заимствованию при подготовке к сдаче студенческих работ, используя бесплатные работы из интернета, 7% заказывали работы за деньги. При этом 57% полагают, что использование выполненных не самостоятельно работ имеет полезный обучающий эффект. На вопрос о доле, которую составляют содержащие некорректное заимствование работы в общем количестве студенческих работ, почти равное количество опрашиваемых ответили «более 75%» и «около половины» - 42% и 43%, соответственно.

Среди причин, вынуждающих студентов прибегать к плагиату, 76% респондентов отметили вариант «есть тяжелые для понимания предметы, по которым выполнить работу самому нереально». 56% считают, что студенты вынуждены подрабатывать, поэтому нет времени выполнять работы самостоятельно. 33% видят причину

недобросовестного заимствования в том, что в вузе слишком большая учебная нагрузка и студенты не успевают все выполнять самостоятельно. 29%

полагают, что студенты прибегают к плагиату, поскольку не собираются работать по специальности и поэтому не считают важным приобретение навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Полученные результаты совпадают с оценками ученых, что «даже в ведущих отечественных образовательных учреждениях плагиатом не гнушаются более половины студентов многих специальностей, тогда как в региональных вузах их доля вполне может достигать 80 %» [7, 8]. Доля же студентов, покупающих готовые работы, составляет от 3 до 7% [9] и близка к аналогичному показателю западных университетов, где в покупке работ признавались от 1 до 5% респондентов [10].

Между тем, тотальное распространение интеллектуального заимствования среди студентов российских вузов в известной степени является

проявлением определенных социокультурных и психологических особенностей, отражающих неразвитость института интеллектуальной собственности и представлений о ней в обществе в целом. Влияет на студентов и общее состояние этических представлений в обществе, которое характеризуется непопулярностью ценностей академической честности и толерантностью к недобросовестности и фальсификациям. Яркой иллюстрацией этого могут служить анекдотичные ситуации, когда сами преподаватели вузов, предлагая услуги по написанию работ на заказ, оказываются исполнителями собственных же заданий, данных своим студентам [11].

Можно с уверенностью предположить, что даже самые совершенные технические средства борьбы со студенческим плагиатом окажутся бесполезными, если не прилагать серьезных усилий по формированию у студентов этических норм и ценностей и навыков добровольного следования им.

Литература

1. Брагин, Е. Удельная аварийность, травматизм и

смертность на производстве в России выше, чем за рубежом / Е. Брагин // Открытое правительство. - 2012.

- 10 октября

(М1р://большоеправительство .рф/Ы(^/ро81/3721/).

2. Более половины выпускников-инженеров в России работают не по специальности // Интернет-портал интеллектуальной молодежи. - 2012. - 3 апреля (http://ipim.ru/news/4530.h1ml).

3. Розов, Н. С. Опыт концептуализации развития этических учений / Н. С. Розов. - М.: Концепт, 2003. -66 с.

4. Там же.

5. Барабанов, В. П. Научное обоснование концепции развития воспитательной системы высшего учебного

заведения / В. П. Барабанов, О. Ю. Макарова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 8. - С. 416-420.

6. Макаров, Т. Г. Особенности авторского права как средства обеспечения инновационного развития экономики и как учебной дисциплины / Т. Г. Макаров // Вестник Казанского технологического университета. -2012. - № 6. - С. 210-212.

7. Курашов В. И. Философия образования и принципы воспитания интеллектуалов нашего времени / В. И. Курашов // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 4. - С. 159-165.

8. Дмитрий Медведев приказал проверить дипломы и диссертации на плагиат // Российская газета. - 2012. - 19 сентября (http://www.rg.ru/2012/09/19/plagiat-anons.html).

9. Премьер предложил проверять все дипломы и диссертации на плагиат // Российская газета. - 2012. - 13 сентября (http://www.rg.ru/2012/09/13/plagiat-anons.html).

10. Голунов, С. В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом / С. В. Голунов // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 243-257.

11. Савочкина, Т. С. Студенческий плагиат в высшем профессиональном образовании / Т. С. Савочкина, И. В. Нератова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2009. -№ 6. - С. 90-104.

12. Ивойлова, И. Половина студенческих рефератов и

курсовых скачивается из Интернета / И. Ивойлова // Российская газета. - 2009. - 20 января

(http://www.rg.ru/2009/01/20/referaty.html/).

13. Roberts, T. S. Student plagiarism in an online world: An introduction / T. S. Roberts // Student plagiarism in an online world: Problems and solutions. - Hershey, N. Y., 2008. - Р. 4.

14. Ермолаева, П. Реферат без плагиата? / П. Ермолаева //

МГУ в СМИ

(http://www.msu.ru/press/smiaboutmsu.html?2007-02-17_20-18.a13214f/).

© Г. Ф. Хасанова - д-р пед. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, gkhasanova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.