УДК 378.147:678.5.002.6
Г. Ф. Хасанова
ОБ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ПОЛИМЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Ключевые слова: инженерная этика, студенческий плагиат.
В статье рассматриваются исторические и социальные предпосылки того, что в отечественном инженерном образовании проблемы инженерной этики не стали предметом широкого изучения. Приводятся данные опроса 120 студентов института полимеров об их отношении к проблеме студенческого плагиата.
Keywords: engineering ethics; students’ plagiarism.
The article looks at the historical and social factors that explain why engineering ethics has not been incorporated until recently in the training of engineers in Russia. The paper reports a survey of 120 university students on their attitude towards plagiarism as a professional ethics issue.
На рубеже ХХ1 века цивилизация столкнулась с проблемой кризиса ценностей в целом, этического релятивизма и плюрализма. Однако последствия техногенной цилизации вынуждают уделять все больше внимания проблемам инженерной этики и социальной ответственности инженера за последствия его профессиональной деятельности.
Среди факторов, повышающих в современном обществе значение инженерной этики, можно перечислить:
• беспрецедентно высокую степень зависимости современного человека от состояния техносферы;
• массовый доступ к сложным технологиям и системам контроля;
• повышение степени открытости и транспарентности процессов, протекающих в технической, экономической и социальной сферах;
• рост анонимности многих процессов в современном мире;
• нивелировку индивидуальности человека в рамках системы «человек-компьютер»;
• «дегуманизацию» субъекта, погруженного в виртуальную среду.
Хотя первое российское инженерное общество - Русское техническое общество -возникло еще в 1866 году, а российский «Кодекс профессиональной этики электротехников» был принят в 1909 году, на сегодняшний день инженерная этика не получила в России столь широкого развития, как, например, в США, где она активно развивалась начиная с 1970-х годов.
В советский период становление инженерной этики было связано с процессом становления научной интеллигенции, на который наложили отпечаток происходившие в стране социальнополитические процессы. Это выразилось и в гонениях на определенные научные направления, такие, как кибернетика, генетика и др., и в репрессиях против специалистов, объявлявшихся «вредителями», «врагами народа», и в
возникновении секретных научных лабораторий, получивших название «шарашек».
Можно назвать несколько причин, по которым проблемы инженерной этики в российской
высшей школе не стали предметом столь же широкого внимания, как на Западе:
• в советский период, в условиях плановой экономики отдельный инженер, специалист были лишь исполнителями, техническая деятельность была деперсонифицирована, этические дилеммы носили надиндивидуальный характер и решались в государственном масштабе;
• в связи с этим представители технических
специальностей традиционно относились к
гуманитарным проблемам как к чему-то малозначимому, второстепенному, «свысока»,
свидетельством чего является и получившая широкую известность дискуссия о «физиках» и «лириках»;
• учитывая, что для современной
ментальности свойственно воспринимать
финансово-экономическую реальность не просто как доминирующую, а как единственную социальную реальность, этическая проблематика, как общечеловеческая, так и инженерная,
рассматривается как анахронизм;
• в условиях рыночной экономики
работодатели озабочены прежде всего вопросами прибыли в ущерб проблемам не только этики, но и техники безопасности, о чем свидетельствует,
например, тенденция увеличения количества
смертей на производстве [1];
• приемлемость обмана, стимулирования
низменных потребностей и пороков как механизмов достижения коммерческого успеха, который становится критерием этичности, приводит к
размыванию этических норм и ценностей;
• падение престижа инженерных профессий, низкий спрос на инженеров снижает интерес студентов к проблемам инженерной этики. Как сообщил на Санкт-Петербургском образовательном форуме 30 марта 2012 г. заместитель министра образования и науки России Сергей Иванец, более половины выпускников-инженеров в России работают не по специальности [2].
В постсоветский период вопросы инженерной этики в российском высшем образовании начали обсуждаться со второй половины 1990-х годов, однако до сегодняшнего дня задача формирования этики инженера пока не вошла в разряд приоритетных и опыт преподавания инженерной
этики в высшей технической школе остается весьма ограниченным.
Во второй половине 1990-х годов ученые Московского авиационного института участвовали в российско-американском проекте «Инженерная этика для российских инженеров», результатом которого стало включение материалов по проблемам инженерной этики в содержание дисциплин гуманитарного цикла. В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» в течение ряда лет преподается курс «Этика в сфере информационных технологий» в рамках предмета «Гуманитарные проблемы информационной безопасности». С сентября 2011 г. элективный курс инженерной этики введен в Московском государственном техническом университете имени Баумана.
Инженерную этику невозможно формировать изолированно от общечеловеческой морали и гражданской этики. Н. С. Розов, исследовавший развитие этических учений в историческом и концептуальном аспектах, определяет этику как разность двух моралей, как определенные «ножницы» между существующими этическими правилами и новыми, не предусмотренными старыми этическими системами, но нужными в современных условиях [3].
Закон смены этических систем Н.С.Розов формулирует как колебания от доминирования ценности индивида к доминированию ценности общества и обратно.
Розов выделяет следующие исходные этические принципы, образующие шкалу «гедонизм
- ригоризм»:
• наслаждение;
• личная польза;
• личное счастье, спасение, достойная
жизнь;
• польза и счастье окружающих;
• всеобщая польза;
• нормы, основанные на идее пользы;
• нормы, основанные на «вечных истинах»;
• нормы, заданные догматически [4].
Целью формирования у студентов этических
представлений и норм должно стать воспитание ответственности специалиста за социальные
последствия собственной профессиональной деятельности [5].
Среди этических дилемм, с которыми сталкиваются современные инженеры в профессиональной деятельности, - возможность
использования информационных технологий в противоправных целях и необходимость соблюдения авторского права [6].
Между тем, одной из серьезных проблем современной высшей школы, препятствующих
формированию у студентов таких базовых
ценностей академической деятельности, как статус истины и новизны [7], а также норм соблюдения авторского права, стало широкое распространение студенческого плагиата.
О масштабе проблемы плагиата свидетельствует тот факт, что она в последнее время привлекла внимание Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева,
поручившего разработать информационную систему для проверки на плагиат дипломных работ выпускников вузов и диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук [5]. Этой теме Д.А.Медведев посвятил и запись в своем видеоблоге: «Высокие технологии открыли
блестящие возможности для дистанционного обучения, сделали доступными фонды крупнейших мировых библиотек, научных центров, университетов. Но помимо доступа к знаниям сегодня этим можно пользоваться для того, чтобы просто и беззастенчиво воровать чужие работы» [6].
Для изучения распространенности студенческого плагиата и выяснения мнений и отношения студентов к данной проблеме нами был проведен опрос 120 студентов института полимеров Казанского национального исследовательского технологического университета.
91% опрошенных студентов признали, что прибегали к недобросовестному заимствованию при подготовке к сдаче студенческих работ, используя бесплатные работы из интернета, 7% заказывали работы за деньги. При этом 57% полагают, что использование выполненных не самостоятельно работ имеет полезный обучающий эффект. На вопрос о доле, которую составляют содержащие некорректное заимствование работы в общем количестве студенческих работ, почти равное количество опрашиваемых ответили «более 75%» и «около половины» - 42% и 43%, соответственно.
Среди причин, вынуждающих студентов прибегать к плагиату, 76% респондентов отметили вариант «есть тяжелые для понимания предметы, по которым выполнить работу самому нереально». 56% считают, что студенты вынуждены подрабатывать, поэтому нет времени выполнять работы самостоятельно. 33% видят причину
недобросовестного заимствования в том, что в вузе слишком большая учебная нагрузка и студенты не успевают все выполнять самостоятельно. 29%
полагают, что студенты прибегают к плагиату, поскольку не собираются работать по специальности и поэтому не считают важным приобретение навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Полученные результаты совпадают с оценками ученых, что «даже в ведущих отечественных образовательных учреждениях плагиатом не гнушаются более половины студентов многих специальностей, тогда как в региональных вузах их доля вполне может достигать 80 %» [7, 8]. Доля же студентов, покупающих готовые работы, составляет от 3 до 7% [9] и близка к аналогичному показателю западных университетов, где в покупке работ признавались от 1 до 5% респондентов [10].
Между тем, тотальное распространение интеллектуального заимствования среди студентов российских вузов в известной степени является
проявлением определенных социокультурных и психологических особенностей, отражающих неразвитость института интеллектуальной собственности и представлений о ней в обществе в целом. Влияет на студентов и общее состояние этических представлений в обществе, которое характеризуется непопулярностью ценностей академической честности и толерантностью к недобросовестности и фальсификациям. Яркой иллюстрацией этого могут служить анекдотичные ситуации, когда сами преподаватели вузов, предлагая услуги по написанию работ на заказ, оказываются исполнителями собственных же заданий, данных своим студентам [11].
Можно с уверенностью предположить, что даже самые совершенные технические средства борьбы со студенческим плагиатом окажутся бесполезными, если не прилагать серьезных усилий по формированию у студентов этических норм и ценностей и навыков добровольного следования им.
Литература
1. Брагин, Е. Удельная аварийность, травматизм и
смертность на производстве в России выше, чем за рубежом / Е. Брагин // Открытое правительство. - 2012.
- 10 октября
(М1р://большоеправительство .рф/Ы(^/ро81/3721/).
2. Более половины выпускников-инженеров в России работают не по специальности // Интернет-портал интеллектуальной молодежи. - 2012. - 3 апреля (http://ipim.ru/news/4530.h1ml).
3. Розов, Н. С. Опыт концептуализации развития этических учений / Н. С. Розов. - М.: Концепт, 2003. -66 с.
4. Там же.
5. Барабанов, В. П. Научное обоснование концепции развития воспитательной системы высшего учебного
заведения / В. П. Барабанов, О. Ю. Макарова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 8. - С. 416-420.
6. Макаров, Т. Г. Особенности авторского права как средства обеспечения инновационного развития экономики и как учебной дисциплины / Т. Г. Макаров // Вестник Казанского технологического университета. -2012. - № 6. - С. 210-212.
7. Курашов В. И. Философия образования и принципы воспитания интеллектуалов нашего времени / В. И. Курашов // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 4. - С. 159-165.
8. Дмитрий Медведев приказал проверить дипломы и диссертации на плагиат // Российская газета. - 2012. - 19 сентября (http://www.rg.ru/2012/09/19/plagiat-anons.html).
9. Премьер предложил проверять все дипломы и диссертации на плагиат // Российская газета. - 2012. - 13 сентября (http://www.rg.ru/2012/09/13/plagiat-anons.html).
10. Голунов, С. В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом / С. В. Голунов // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 243-257.
11. Савочкина, Т. С. Студенческий плагиат в высшем профессиональном образовании / Т. С. Савочкина, И. В. Нератова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2009. -№ 6. - С. 90-104.
12. Ивойлова, И. Половина студенческих рефератов и
курсовых скачивается из Интернета / И. Ивойлова // Российская газета. - 2009. - 20 января
(http://www.rg.ru/2009/01/20/referaty.html/).
13. Roberts, T. S. Student plagiarism in an online world: An introduction / T. S. Roberts // Student plagiarism in an online world: Problems and solutions. - Hershey, N. Y., 2008. - Р. 4.
14. Ермолаева, П. Реферат без плагиата? / П. Ермолаева //
МГУ в СМИ
(http://www.msu.ru/press/smiaboutmsu.html?2007-02-17_20-18.a13214f/).
© Г. Ф. Хасанова - д-р пед. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, gkhasanova@mail.ru.