Научная статья на тему 'ОБ ЭТАПАХ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА'

ОБ ЭТАПАХ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО / ОЦЕНКА / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сливко В.В.

В статье раскрыты вопросы разработки и внедрения системы менеджмента качества. Выделены основные этапы данного процесса. Поученный результат в дальнейшем создаст возможность достижения поставленных задач по формированию системы качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STAGES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The article reveals the issues of development and implementation of a quality management system. The main stages of this process are highlighted. The result obtained will further create the possibility of achieving the tasks set for the formation of a quality system.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭТАПАХ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»

ОБ ЭТАПАХ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Сливко В. В.,

Омский государственный технический университет

Аннотация. В статье раскрыты вопросы разработки и внедрения системы менеджмента качества. Выделены основные этапы данного процесса. Поученный результат в дальнейшем создаст возможность достижения поставленных задач по формированию системы качества.

Ключевые слова: менеджмент; качество; оценка; результат.

ON THE STAGES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Slivko V. V.,

Omsk State Technical University

Abstract. The article reveals the issues of development and implementation of a quality management system. The main stages of this process are highlighted. The result obtained will further create the possibility of achieving the tasks set for the formation of a quality system.

Keywords: management; quality; grade; result.

Сложность плана по внедрению системы менеджмента качества сопоставима со сложностью реализации больших технических проектов. Но особенность плана по внедрению системы менеджмента качества (СМК) состоит в том, что он затрагивает все предприятие и отношения между сотрудниками, где зачастую тесно переплетены не только производственные, но и личностные факторы. Поэтому помимо применения классических методов управления планом (должен быть свой регламент, сформирована команда, выделены соответствующие ресурсы и т.п.), в данном случае для успеха необходим особый высокий статус плана - он должен протекать под личным и постоянным контролем, либо самого руководителя предприятия, либо одного из высших менеджеров. Согласно Демингу, «преобразование должно возглавляться высшим руководством - эти обязанности не могут быть кому-то перепоручены» [1].

На этой стадии должны быть составлены планы-графики работ по внедрению СМК [2].

В случае невозможности применения профессиональных систем управления планом (например, Project Management System) данные планы могут составляться вручную. График плана разработки и внедрения должен быть утвержден и контролироваться руководителем организации [3].

Уровень планирования должен представлять собой непрерывный процесс. Цели предприятия в области качества могут и должны меняться, например, с изменением деятельности в части освоения новой продукции, инновациями в области применяемых технологий и т.п. [4] Изменения в СМК могут и должны вноситься по результатам ее анализа со стороны руководства, внутренних и внешних аудитов и т.п. [5] После внесения любых локальных изменений стандарт предписывает контролировать сохранение общей эффективности СМК, что должно быть предусмотрено при планировании любых мероприятий. Должен быть составлен план-график мероприятий по изменениям, которые и могут быть предъявлены при сер-

тификации в подтверждение соответствия организации этому пункту стандарта, разработаны соответствующие процессы обмена информацией между различными уровнями, структурами компании и сотрудниками по вопросам процессов системы менеджмента качества и их эффективности [6].

Доказательством является наличие описания процесса информационного взаимодействия в компании либо на простом (бумажном) документообороте, либо на современной информационно-технологической платформе с применением компьютерных технологий или технологий Интернета [7]. Это обеспечит доступность (с обеспечением санкционирован-

ного права доступа для заинтересованных сотрудников) «бумажных» и электронных документов системы качества (как регламентов, так записей и отчетов) [8]. Руководство должно анализировать систему менеджмента качества через определенные интервалы времени для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности [9]. Анализ должен оценивать потребность в изменениях СМК, включая политику и цели в области качества. В этой связи важное место в период формирования СМК занимает процесс обоснования этапов разработки и внедрения СМК [10].

Наименование работ Содержание работ Результат работ

Этап 1. Организация работ по созданию СМК

Организация работ по СМК Разработка Положения о представителе руководства по СМК и совете по качеству. Подготовка проекта приказа о разработке и внедрении СМК. Положение о представителе руководства по СМК и совете по качеству Приказ о разработке СМК и назначении представителя руководства по СМК.

Обучение высшего руководства Подготовка учебных материалов. Проведение обучения. Учебные материалы. Сотрудники, владеющие знаниями по методологии и технологии внедрения СМК.

Предпроектное обследование действующей системы менеджмента качества (диагностирование СМК) Анализ наличия и содержания документации СМК организации. Анализ функционирования СМК (в т. ч. процессов СМК, организационной структуры). Проведение анализа соответствия действующей СМК требованиям стандарта ^0-2008. Подготовка и представление отчета по результатам диагностики. Определение границ и объема работ (предварительно). Определение направлений и путей доработки СМК. Отчет по результатам обследования.

Политика и цели в области качества Разработка политики в области качества. Разработка целей в области качества. Нормативные документы, регламентирующие СМК: Политика в области качества. Цели в области качества

Структура и состав процессов СМК Анализ организационной структуры. Определение структуры и состава процессов СМК Перечень процессов СМК, структурированный по возможным группам: базовые (основные), обеспечивающие, процессы менеджмента

Распределение ответственности и полномочий в СМК Анализ организационной структуры, функциональных задач и обязанностей подразделений и должностных лиц. Определение ответственности и полномочий в СМК Матрица распределения ответственности и полномочий в СМК

Обучение разработчиков документации СМК Подготовка учебных материалов. Проведение обучения. Учебные материалы. Сотрудники, владеющие знаниями по методологии, технологии внедрения СМК и разработке документации СМК.

Этап 2. Документирование СМК

Определение состава документации СМК Определение состава документации на основе перечня процессов СМК. Перечень документов СМК.

Планирование разработки документов СМК Составление плана-графика разработки документации СМК на основе состава документации СМК. План-график разработки документации СМК.

Таблица 1. - Этапы разработки и внедрения СМК

Разработка документированных процедур (документов) СМК Разработка документов СМК (в соответствии с планом-графиком) и проведение экспертизы разработанных документов СМК. Документированные процедуры СМК, разработанные в соответствии с утвержденным планом-графиком. Приказы о введении документов СМК в действие (по мере их утверждения).

Разработка руководства по качеству Описание деятельности и процессов, выполняемых в рамках СМК, с учетом ранее разработанных документированных процедур. Руководство по качеству

Разработка организационной структуры и необходимой документации к ней. Разработка организационной структуры, положений о подразделениях и должностных инструкций сотрудников. Организационная структура положений о подразделениях. Должностные инструкции.

Этап 3. Организация функционирования (внедрение) СМК

Обучение внутренних аудиторов СМК Подготовка учебных материалов. Проведение обучения. Учебные материалы по обучению. Сертифицированные специалисты, владеющие знаниями по технологии проведения внутреннего аудита СМК. (Обучение внутренних аудиторов проводят организации, имеющие соответствующие разрешительные документы, лицензии на проведение обучения.)

Подготовка и проведение внутренних аудитов с целью определения эффективности СМК Разработка обязательной документированной процедуры по проведению внутреннего аудита. Формирование графика проведения внутреннего аудита. Проведение внутренних аудитов. Разработка корректирующих действий и внесения изменений в СМК по результатам аудита. Процедура проведения внутреннего аудита. Инструкции для аудиторов. План-график аудиторских проверок. Внесенные изменения в документацию СМК, выполненные корректирующие действия по результатам аудита.

Этап 4. Подготовка к сертификации и сертификация СМК

Подготовка к сертификации СМК Проверка функционирования СМК (проведение предсертификационного аудита силами организации или консультанта). Выбор органа сертификации систем качества. Отчет по предсертификационному аудиту. Заявка на сертификацию СМК. Устраненные замечания по результатам предсертификационного аудита СМК.

Сертификация СМК Инструктаж сотрудников предприятия по подготовке к сертификации сМк. Разработка корректирующих и предупреждающих действий, в т. ч. корректировка документации по результатам аудита документации СМК и сертификационного аудита. Устраненные выявленные органом по сертификации несоответствия в СМК. Проведенные корректирующие и предупреждающие действия, представление отчета о них в орган по сертификации.

Организация, планирующая внедрение СМК, на первом этапе сталкивается с необходимостью ответа на вопрос, способна ли она самостоятельно разработать и внедрить данную систему или в ходе этой работы понадобится помощь сторонней консалтинговой организации [11]. Необходимость привлечения консультантов зависит от наличия в организации специалистов, имеющих соответствующие знания и опыт в рассматриваемой области. Объем услуг, оказываемых консультантами, может быть различным: начиная от обучения персонала и заканчивая всем комплексом услуг по разработке и внедрению СМК с последующей ее сертифика-

цией [12]. Для того чтобы правильно выбрать консультантов, рекомендуется провести переговоры с организациями, предлагающими консалтинговые услуги, сформировать мнение об уровне компетентности специалистов компании, о степени её успешности на рынке, обратить внимание на отзывы и рекомендации организаций, которые уже пользовались услугами этой компании [13].

Основные этапы разработки и внедрения СМК, применимые для использования в любой организации вне зависимости от сферы её деятельности, представлены в таблице 1 [14].

Следует также учесть, что для каждого

этапа необходимо определить сроки работ, которые в большей степени зависят от масштаба организации, ее готовности к внедре-

нию СМК, наличия трудовых, финансовых, материальных и прочих ресурсов для внедрения СМК [15].

Список литературы

1. Деминг Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007, С. 15.

2. Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33.

3. Соколов, А. П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий / А. П. Соколов // Московский экономический журнал. - 2017. - №

4. - С. 33.

4. Соколов А.П., Пономарева Е.В. Совершенствование системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона: инструменты, методология и мониторинг. Вологда, 2012.

5. Соколов А.П. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона на примере Вологодской области. В сб.: Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2013. С. 242-246

6. Сагинбек, Д. С. Программа развития территорий как инструмент программно-целевого планирования в Республике Казахстан / Д. С. Сагинбек, Л. Н. Коршунова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 50-56.

7. Соколов, А. П. К вопросу о методах оценки экономической безопасности предприятий / А. П. Соколов, И. Г Борок // Индустриальная экономика. - 2020. - № 2. - С. 6-12.

8. Science and education: strategic interaction Republic of Uzbekistan and Russian Federation / L. S. Makhmutkhodjaeva, N. T. Talipova, M. Ya. Isoxojaeva, F. A. Zulunova // Industrial Economics. - 2020. - No 2. - P. 13-26.

9. Троицкая, Н. Н. Управление рисками инвестиционного проекта / Н. Н. Троицкая // Индустриальная экономика. - 2020. - № 2. - С. 27-31.

10. Теория управления : Учебное пособие для бакалавров / Н. И. Астахова, Г И. Москвитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Рыжов, И. В. Некоторые аспекты проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 23(137). - С. 7-14.

12. Козин, М. Н. Общая характеристика, виды и особенности практического применения аутсорсинга / М. Н. Козин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 2(91). - С. 1048-1052.

13. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

14. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

15. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.