№ 1 - 2/ 2015
УДК37
Л.В. Тихонова
К. п. н., доцент Кафедра высшей математики и физики Чебоксарский политехнический институт (филиал) «Московский государственный университет машиностроения (МАМИ)» г. Чебоксары, Российская Федерация
ОБ ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА В ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ»
Аннотация
Цель профильных элективных курсов - подготовить учащегося к восприятию дальнейших специальных дисциплин, которые будут формировать его как инженера. Разработанный элективный курс «Линейная алгебра в электротехнике» ведется в 11 инженерном классе. Данный курс может быть также использован в качестве спецкурса по выбору для студентов специальности «Электроснабжение».
Ключевые слова
Элективный курс, инженерный класс, линейная алгебра, электротехника
В современных условиях развития общества особую актуальность приобрела проблема внедрения в школьное математическое образование элементов современной математики. На сегодняшний момент это возможно в рамках профильной школы, на элективных курсах.
Бурное развитие всех отраслей техники и связанный с этим новый этап в развитии математики как науки начинает настоятельно влиять на школу. В рамках профильного обучения момент обновления содержания возможен по средствам элективных курсов, такие курсы позволяют не изменять целиком школьной программы, а пополнять ее новым содержанием, которое, в той или иной степени, может быть интересно учащимся.
Цель профильных элективных курсов - подготовить учащегося к восприятию дальнейших специальных дисциплин, которые будут формировать его как инженера. Эти дисциплины в значительной мере основаны на применении в первую очередь необходимых инженеру-электроэнергетику отдельных разделов прикладной математики.
Прикладная математика является наукой об отыскании и усовершенствовании практически приемлемых методов решения задач, возникающих вне математики. Таким образом, прикладная математика - это математика, посредованная практикой.
Математический аппарат для теоретических основ электротехники достаточно
содержательный, он состоит из следующих понятий:
• Электротехнические измерения. Вычисление погрешностей
• Элементы теории поля
• Комплексные числа
• Преобразования алгебраических выражений
• Вычисление матриц, определителей
• Решение систем уравнений
• Графики функций. Кусочно-заданная функция
• Система координат в пространстве. Векторы
• Интегралы
220
Международный научный журнал «Инновационная наука»
• Дифференциальные уравнения
Данный элективный курс рассматривает практическое применение методов матричной алгебры к расчету электрических сетей. Необходимо при этом обратить внимание на все возрастающую целесообразность применения матричных методов. Эти методы обеспечивают удобную и легко приспособляемую к технике расчета на вычислительных машинах форму записи, позволяя решать такие по сложности задачи, которые иначе практически решить было бы невозможно. Именно в этом и состоит большая роль и значении матричных методов для инженера, рассчитавающего электрические сети.
Электрические сети, применительно к которым рассматриваются матричные методы, являются частными случаями электрических цепей.
№№ п/п Тема занятий Кол-во часов
лекции практика ВСЕГО
1. Основы применения алгебры матриц к расчету сетей электрических систем Техническая и математическая постановка задачи 2 2
2. Схемы замещения электрических сетей и их элементов 2 2
3. Матрицы. Основные определения 2 2
4. Сложение и вычитание матриц. Умножение матриц 2 2
5. Изменение вида матриц 2 2
6. Обратные матрицы. Вычисление обратных матриц 4 4
7. Разделение матриц на блоки 4 4
8. Системы матричных уравнений 4 4
1. Уравнения установившегося режима электрической системы Общие сведения о схемах замещения 2 2
2. Уравнения состояния линейной электрической цепи 2 2
3. Формирование матричных уравнений состояния электрической цепи 2 2
4. Применение узловых уравнений 2 2
5. Применение контурных уравнений 2 2
6. Преобразованные формы уравнений состояния 2 2
1. Методы решения уравнений состояния электрической системы Техническая и математическая постановка задачи расчета установившегося режима 2 2
2. Решение уравнений состояния методом Гаусса 2 2
3. Обращение матрицы коэффициентов уравнений состояния 2 2
4. Решение уравнений состояния итерационными методами 4 4
ВСЕГО 14 30 44
Данный курс вполне может быть использован в качестве спецкурса по выбору для студентов специальности «Электроснабжение». С помощью данной программы можно не только более уверенно изучать вопросы теоретических основ электротехники, но и повторить все вопросы линейной алгебры, которые изучались еще в самом первом семестре.
221
№ 1
2/2015
Список использованной литературы:
1. Пономарев К.Н. Применение методов линейной алгебры в математике, электротехнике, экономике/ Учеб. Пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.- 36 с.
2. Электрические системы, т. 1. Математические задачи электроэнергетики. Под ред. В.А. Веникова. Учеб. Пособие для электроэнергетических вузов. - Москва: Изд-во «Высшая школа», 1970. - 336 с.
© Л.В. Тихонова, 2015
УДК 37.046:001.08
С.В. Усков
К. пед. наук
Доцент кафедры физической и огневой подготовки Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
Г. Симферополь, Российская Федерация
А.В. Сидлецкий Преподаватель, капитан полиции Кафедра физической и огневой подготовки Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
Г. Симферополь, Российская Федерация
М.В. Ника Курсантка 3 курса
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
Г. Симферополь, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РУКОПАШНОГО БОЯ У ЖЕНЩИН - СОТРУДНИКОВ ОВД
Аннотация
В данном исследовании рассматриваются вопросы специфики рукопашной подготовки женского контингента ОВД России, с учётом их физиологических и психологических особенностей. Раскрыты основные направления усовершенствования данного, весьма своеобразного с позиции научной дидактики и физиологии учебно-воспитательного процесса профессионального образования
Ключевые слова
Обучение, полиция, профессиональная подготовка, психология, рукопашный бой, физиология, формирование
Уровень профессиональной компетенции специалистов любого профиля деятельности, вне зависимости от пола и возраста прямо пропорционально качеству учебно-воспитательного процесса формирования навыков данной деятельности.
В России, на протяжении последнего столетия произошли значительные изменения в самосознании женщин, изменились нормы поведения и ценностные ориентации. Данный процесс нашёл своё отражение во многих сферах социальной жизни. В частности, существенно
222