Научная статья на тему 'ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА'

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ РОССИИ / СОТРУДНИКИ / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселев А.М.

Представленная в статье организационная особенность адаптации персонала Росгвардии, предполагающая применение методик психологического воздействия, способствует повышению уровня готовности сотрудников к профессиональной деятельности в сложной оперативной обстановке, что убедительно подтвердил проведенный автором эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE OPTIMIZATION EXPERIMENT PERSONNEL ADAPTATION PROCESS

The organizational feature of the adaptation of the staff of the Rosgvardiya presented in the article, involving the use of methods of psychological influence, contributes to increasing the level of readiness of employees for professional activity in a complex operational environment, which was convincingly confirmed by the experiment conducted by the author.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА»

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ

ПЕРСОНАЛА

А.М. Киселев, д-р пед. наук, доцент

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Рязань)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-1-2-34-37

Аннотация. Представленная в статье организационная особенность адаптации персонала Росгвардии, предполагающая применение методик психологического воздействия, способствует повышению уровня готовности сотрудников к профессиональной деятельности в сложной оперативной обстановке, что убедительно подтвердил проведенный автором эксперимент.

Ключевые слова: Национальная гвардия России, сотрудники, оперативная обстановка, психологическая подготовка, адаптация.

Современные реалии таковы, что проблема адаптации персонала отечественных правоохранительных органов, в том числе и сотрудников Росгвардии, к действиям в оперативной обстановке различного уровня сложности приобретает особую актуальность, а требования не только к профессиональным, но и к психологическим качествам личности, как компонентам адаптации персонала, значительно возрастают.

Считается, что под сущностью адаптации следует представлять не только то, как организм сотрудника способен приспособиться к выполнению функциональных обязанностей, например в сложных климатических условиях, но и присутствие определенных психологических качеств, которые усиливают способность личности действовать в социальных, криминальных и иных кризисных ситуациях, а также при ведении боевых действий. Исходя из вышесказанного, автор считает психологическую подготовку личного состава Росгвар-дии ведущей учебной дисциплиной среди тех, что участвуют в процессе адаптации сотрудников к деятельности в сложных условиях. Значимым направлением психологической подготовки сотрудников, применительно к их действиям в сложной оперативной обстановке, является формирование у личного состава способности стойко переносить экстремальные нервно-психические нагрузки, которые возникают в подобных условиях. Другими не менее

важными качествами, формируемыми у сотрудников посредством психологической подготовки, являются: эмоционально-волевая устойчивость, способность противостоять опасности и выдерживать отрицательные эмоциональные воздействия, надежность психики, сохранение эффективности и целесообразности действий в сложных служебных условиях.

Проблемы адаптации персонала и, в том числе, организационные аспекты формирования эмоционально-волевой устойчивости к действиям в сложной оперативной обстановке пока еще не заняли достойной ниши в системе служебной подготовки личного состава Росгвардии. По нашему мнению, психологическая подготовка сотрудников подразделений должна быть дифференцирована и организована с учетом индивидуальных особенностей личности и специфики выполняемых ею функциональных обязанностей. Кроме того, ее содержание должно способствовать поддержанию устойчивых позитивных эмоций и обеспечивать надежное выполнение служебных задач, независимо от их сложности и экстремальности. Методы, которыми такое положение дел будет достигаться, не должны ограничиваться в своем разнообразии, так как их использование сопряжено не только с индивидуальными особенностями личности, но и с внешними факторами, характерными для кризисных ситуаций.

Анализ научных трудов отечественных ученых, таких как Джамгаров Т.Т., Коне-вец В.Г., Марищук В.Л., позволяет утверждать, что, опираясь на тщательно избранные организационные приемы и методы психологического воздействия, руководители учебных занятий в рамках служебной подготовки вполне способны повышать эффективность адаптационных процессов, как у отдельного сотрудника, так и в целом, в коллективе (учебной группе, отделе, службе, подразделении и т.п.), а адаптационную функциональность организма при этом можно совершенствовать [1].

В современных условиях проблема оптимизации адаптации сотрудников Росгвардии к действиям в сложной оперативной обстановке весьма значима, однако, к сожалению, недостаточно изучена и практически не систематизирована, что зачастую приводит к неэффективному использованию тех или иных психологических приемов и методов. А это, в свою очередь, плачевно сказывается на практике выполнения служебных и боевых задач [2].

В процессе опытно-экспериментальной работы выяснилось, что уже на первых занятиях с применением моделирования сложной служебной ситуации личный состав начинает ощущать трудности в связи с возросшими эмоциональными и физическими нагрузками. В дальнейшем оказалось, что без специальной психологической подготовки, как важной составляющей процесса адаптации, не может быть и речи об ее оптимизации. Данный факт сыграл ведущую роль в решении исследуемой проблемы и выявил мощный потенциал психологической подготовки для оптимизации адаптации личного состава подразделений Росгвардии к действиям в сложной оперативной обстановке. На учебных занятиях, проводимых в рамках служебной подготовки, конструировались такие модели возможных кризисных ситуаций, в которых бы присутствовали психологическая напряженность и разумный риск, способствовавшие ускоренному формированию у сотрудников эмоционально-волевой устойчивости. Исследова-

ния проводились с использованием как бланковых, так и аппаратных методик. С целью определения влияния учебного моделирования сложной обстановки на эмоциональную устойчивость личного состава проводились специальные испытания, в результате которых было установлено, что только треть сотрудников могла уверенно выполнять служебные задачи в усложненных условиях. Что же касается остальных, то оказалось, что излишние волнения, нервозность и возникающее у некоторых сотрудников чувство страха мешали реа-лизовываться приобретенным навыкам и умениям.

Для определения динамики таких профессионально значимых качеств, как память, внимание, скорость восприятия информации и быстрота принятия решения, исследование осуществлялось с привлечением профессорско-преподавательского состава психологического факультета Академии ФСИН России. В ходе эксперимента по изучению памяти применялась методика, основанная на запоминании и последующем воспроизведении цифровых и словесных сочетаний, внимание сотрудников изучалось при помощи колец Лан-дольта [3]. По результатам выполнения этих и других заданий определялись так же степень сосредоточения внимания, скорость осмысления и целесообразность использования получаемой информации. При проведении исследования нами было установлено, что в обычных условиях обучаемые показывали довольно-таки успешные результаты. Однако, как только начинало применяться моделирование сложной оперативной ситуации, например, использование мер и условий, порождающих дефицит времени, то результаты сотрудников тут же становились значительно хуже.

Весь комплекс мероприятий, проведенных в ходе эксперимента, можно разделить на два этапа, отличимых друг от друга специфическими особенностями динамики развития исследуемых качеств сотрудников:

- первый этап, протяженностью две с половиной недели, отличался повышенной активностью обучаемых и «взрывным» ростом показателей основных профессио-

нально-значимых качеств, прежде всего, способностей к запоминанию большого объема теоретического материала и к принятию целесообразного решения в рамках ограниченного временного норматива;

- второй этап (две недели) выделялся стабильно активным поведением сотрудников и постепенным улучшением показателей всех их профессионально-значимых качеств. К концу второго этапа (через месяц занятий) уровень развития качеств, необходимых личному составу для деятельности в сложной оперативной обстановке, вырос значительно, по сравнению с начальным периодом подготовки. Наиболее заметная разница была зафиксирована у сотрудников с крайне слабым первоначальным их развитием.

Полученные результаты дают нам право констатировать, что процесс обучения личного состава, включающий в себя в качестве основного компонента психологическую подготовку, заметно оптимизирует процесс адаптации сотрудников Росгвар-дии к действиям в сложной оперативной обстановке и оказывает сугубо положительное влияние на формирование у них значимых для выполнения служебных задач качеств: эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, настойчивости, концентрации внимания и скорости принятия решений. Например, для совершенствования процесса повышения эмоционально-волевой устойчивости сотрудников, научной базой явилась теория поэтапного формирования умственных действий, позволившая нам оказывать целенаправленное воздействие на отдельные параметры целостной деятельности персонала в условиях сложной оперативной обстановки [4].

Содержание эксперимента дифференцировалось в зависимости от этапов адаптации, рассмотренных выше. На первом этапе учебные занятия отличались сугубо тренировочной спецификой и характеризовались моделированием ситуаций, требующих неоднократного исполнения профессиональных задач с максимальным напряжением физических и психических возможностей организма. Далее, на следующем этапе, предпринималось суще-

ственное осложнение оперативной обстановки, а при моделировании максимально экстремальной ситуации использовался метод внезапности, характеризующийся стремительной сменой вводных; введением обстановки, требующей от личного состава мгновенных умственных и практических действий; повышенной степенью ответственности и дополнительной мотивацией к выполнению поставленных профессиональных задач.

Следует отметить тот факт, что при проведении занятий по обычной программе адаптации сотрудников Росгвардии к действиям в сложной оперативной обстановке, разница результатов в контрольной и экспериментальной группах в процентном отношении не превышала показателя в 2,5%. При использовании психологичеких методов и средств, оптимизировавших процесс адаптации личного состава, разница результатов достигла 12,5% в пользу коллектива экспериментальной группы.

Резюмируя вышеизложенное, с уверенностью можно констатировать, что предложенная в эксперименте программа адаптации личного состава Росгвардии с применением методов психологического воздействия способствовала повышению уровня готовности сотрудников к деятельности в сложной оперативной обстановке. Сотрудники экспериментальной группы показали более высокую степень эмоционально-волевой устойчивости при выполнении служебных задач в сложной обстановке и, в целом, оказались более адаптированными к профессиональной деятельности в сложных условиях, чем личный состав контрольной группы. Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в подразделениях Росгвардии Рязанской области, дают основания утверждать о целесообразности использования примененных форм и методов в системе профессионального образования личного состава и других силовых структур. При этом процесс психологического воздействия на сотрудников в ходе учебных занятий должен стать неотъемлемым компонентом всего целостного процесса

адаптации персонала к действиям в слож- ной оперативной обстановке.

Библиографический список

1. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1982.

2. Кугно Э.Э. Формирование личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях: дис. канд. пед. наук. - Улан-Уде, 2013. - 193 с.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. - С. 626-629.

4. Schuller I., Comunian A. Cross-Cultural Comparison of Arousability and Optimism Scale (AOS) // 18th International Conference of Stress and Anxiety Research Sociery. - Dusseldorf, 1997.

ABOUT THE OPTIMIZATION EXPERIMENT PERSONNEL ADAPTATION PROCESS

A.M. Kiselev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Academy of Law and Management The Federal Service of Execution of Punishments

(Russia, Ryazan)

Abstract. The organizational feature of the adaptation of the staff of the Rosgvardiya presented in the article, involving the use of methods ofpsychological influence, contributes to increasing the level of readiness of employees for professional activity in a complex operational environment, which was convincingly confirmed by the experiment conducted by the author.

Keywords: The National Guard of Russia, employees, operational situation, psychological training, adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.