Научная статья на тему 'Об экспериментальной работе по формирмированию ценностных ориентаций старшеклассников'

Об экспериментальной работе по формирмированию ценностных ориентаций старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА / КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА / EXPERIMENTAL GROUP / SENIOR PUPIL / CONTROL GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакунина Лора Николаевна

В статье представлено краткое описание проведенной экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бакунина Лора Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the article is presented a brief description of carried out experimental work of humanistic valuable orientations formation.

Текст научной работы на тему «Об экспериментальной работе по формирмированию ценностных ориентаций старшеклассников»

3 балла При верном ходе решения не был произведён отбор корней и, как, следствие, получены посторонние корни.

5 балла Решение уравнения разбито на два случая и в каждом из этих случаев верно выполнено внесение множителя под знак корня (или вынесение множителя из-под знака корня), или уравнение приведено к виду , верно осуществлён равносильный переход и верно начато решение уравнения четвёртой степени.

8 баллов При верном ходе решения один из корней является неверным из-за арифметической ошибки в конце решения.

10баллов Обоснованно получен верный ответ.

Задача 11 (12 баллов)

3 балла Решение начато верно, получены уравнения после раскрытия модуля.

6 баллов Получена графическая интерпретация для решения системы или верно найдены знаки выражений, от которых зависит расположение корней квадратного трёхчлена относительно данной точки.

9 баллов При верном ходе решения получен неверный ответ из-за ошибки в конце решения.

12баллов Обоснованно получен верный ответ.

Задача 12 (12 баллов)

3 балла вар. 1 и 3 Дана геометрическая интерпретация расстояния, данного в условии.

вар. 2 и 4 Построено сечение и рассчитаны точки пересечения сечения с рёбрами пирамиды.

6 баллов вар.1 и 3 Построен треугольник, из которого можно найти искомый угол и вычислены элементы этого треугольника, необходимые для нахождения этого угла.

вар. 2 и 4 Найден верный план решения; вычислена площадь проекции сечения на плоскость основания или угол между плоскостями сечения и основания.

9 баллов При верном ходе решения получен ответ, неверный из-за арифметической ошибки в конце решения.

12баллов Обоснованно получен верный ответ.

Список литературы:

1. Аманатова О.Л., Блудова И. В. Семестровая работа, как хорошая традиция, приводящая к высоким результатам при обучении математике: Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона, 2015. Вып.17. с.193-207.

2. Белянова Э.Н., Блудова И.В. Семестровая работа как один из элементов методической системы преподавания в физико-математическом лицее: Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона, 2012. Вып.14. с.342-353.

3. Блудова И.В., Белянова Э.Н. О «ножницах» между школьной и вузовской математикой в преподавании теории многочленов: Евразийский союз учёных. 2014. №9. с.26-28.

об экспериментальной работе по формирмированию ценностных ориентаций старшеклассников

Бакунина Лора Николаевна

магистрант института педагогики, психологии и социальной работы Рязанского государственного университета

имени С.А. Есенина, г. Рязань

АННОТАЦИЯ

В статье представлено краткое описание проведенной экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников.

ABSTRACT

At the article is presented a brief description of carried out experimental work of humanize valuable orientations formation. Ключевые слова: ценностные ориентации, старшеклассники, контрольная группа, экспериментальная группа. Keywords: valuable orientations, senior pupil, control group, experimental group.

Приоритетной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, формирование их ценностных ориентаций. «Человек утверждает, защищает, реализует в поступках, в межличностных отношениях, в делах - свою духовность, нравственность, ценности истины, справедливости, добра. Эти функции выполняет субъект в ходе жизнедеятельности» [1, с. 41].

Сформированные ценностные ориентации школьников определяют их отношение к себе, к обществу, к миру в целом, к своей Родине, к окружающим людям. Формирование ценностных ориентаций в гуманистической концепции Е.В. Бондаревской представляет собой многоступенчатый процесс. Образование рассматривается как единственный фактор сохранения человеческого потенциала, становление индивидуального человеческого образа. Человек - это великий

мир, он является средоточием образования и культуры [2, с. 22-24].

Психолого-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций старшеклассников проводилась на базе МАОУ лицея № 14 города Тамбова. Исследование носило теоретический и экспериментальный характер. Решение поставленной проблемы осуществлялось с помощью теоретического исследования, а эксперимент дал возможность проверить выдвинутые предположения. Формирующий эксперимент, проводимый со старшеклассниками, позволил через создание специальных условий раскрыть закономерности, механизмы, динамику формирования ценностных ориентаций старших школьников, определить возможности их улучшения.

Реализуемый эксперимент включал в себя три этапа. Первый этап - это констатирующий эксперимент первого порядка, суть которого заключалась в установлении существующих на момент проведения эксперимента характеристик и свойств изучаемого явления. В эксперименте принимали участие две группы старшеклассников: экспериментальная группа и контрольная группа. Контрольная группа - 26 человек, экспериментальная - 25 человек. Возраст испытуемых на начало эксперимента - 16 - 17 лет.

Экспериментальная группа принимала участие во всех процедурах эксперимента и проходила цикл формирующих воздействий. Контрольная группа являлась эталоном, по которому сравнивался и оценивался развивающий и формирующий результат эксперимента. Для выявления начального уровня сформированности гуманистичесих ценностных ориентаций старшеклассников были использованы: методика изучения ценностей Ш. Шварца, методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, диагностическая карта, анкета гуманистических ценностей.

Второй этап - это формирующий эксперимент. На этом этапе осуществлялась опытно-экспериментальная психолого-педагогическая программа по формированию гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников. Программа включала в себя задания и упражнения, способствующие актуализации и формированию у старшеклассников гуманистических взглядов, накоплению опыта гуманных отношений в разнообразных видах деятельности. Были использованы следующие методы и формы работы со старшеклассниками: диалог, мини-сочинения, анкетирование, мозговой штурм, наблюдение, тренинг.

Третий, заключительный этап, - это констатирующий эксперимент второго порядка (контрольный этап), на котором была проведена итоговая диагностика уровня сформи-рованности гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников контрольной и экспериментальной групп. Далее результаты исследования были подвергнуты анализу и использовались для обоснования закономерностей развития психологических свойств личности, была осуществлена математическая обработка полученных данных, системати-

Уровень сформированности гуманистических ценности контрольной и экспериментальной группах

зация, обобщение, анализ результатов исследования, подведение итогов работы. Контрольная и экспериментальная группы были сформированы при достаточной однородности исходных данных.

Для выявления степени сформированности гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников были использованы три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризуется проявлением у старших школьников всех признаков соответствующих данному понятию. Среднему уровню соответствует более половины критериев и показателей. Низкий уровень свидетельствует о проявлении у старшеклассников менее половины признаков или об их отсутствии.

После обработки полученных данных (табл.1) было выявлено, что среди старшеклассников экспериментальной группы высокий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций имеют (16,00 %), в контрольной группе - (19,23 %) испытуемых, средний уровень - в экспериментальной группе имеют (36,00 %), а в контрольной - (34, 62 %) . Низкий уровень в экспериментальной группе имеют (48 %), а в контрольной - (46,15 %) испытуемых. Исходя из полученных данных, можно говорить о низкой сформированности гуманистических ценностных ориентаций в обеих группах испытуемых.

На основании исходных результатов исследования была разработана специальная программа экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностных ори-ентаций старшеклассников лицея.

Третьим этапом исследования стала повторная диагностика сформированности гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников контрольной и экспериментальной групп, сравнение изменений, произошедших в контрольной группе за истекшее время с результатами изменений произошедших в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента.

Результаты повторного исследования (табл.1) выявили значительные изменения в уровнях сформированности гуманистических ценностных ориентаций в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Таблица 1

ориентаций старшеклассников до и после эксперимента в

Уровень сформирован-ности гуманистических ценностных ориентаций Распределение по уровням, % ф*- критерий Фишера Уровень значимости

До эксперимента После эксперимента

Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий 19,23 16,66 17,73 45,14 0,034 р = 0,1

Средний 30,76 33,34 37,45 36,28 0,405 р > 0,1

Низкий 50,00 50,00 44,82 18,58 0,358 р = 0.1

В экспериментальной группе (рис.1б) процент старшеклассников с низким уровнем сформированности гуманистических ценностных ориентаций на конец эксперимента резко снизился и составил 18,58% против 50,00 % на начало эксперимента (положительная динамика 31,42 %), а коли-

чество испытуемых с высоким уровнем сформированности гуманистических ценностных ориентаций выросло с 16,66 % до 45, 14 % (положительная динамика 28,48 %). В группе со средним уровнем количество старшеклассников изменилось только на 2,94 %.

Рисунок 1. Распределение старшеклассников контрольной (а) и экспериментальной (б) групп по уровням сформирован-ности гуманистических ценностных ориентаций до и после формирующего эксперимента

В контрольной группе (рис.1а) ни на одном уровне значимых изменений не произошло. Небольшая тенденция к снижению наблюдается в группе старшеклассников с низким уровнем сформированности гуманистических ценностных ориентаций (50,00 % на начало эксперимента, 44,82% на конец эксперимента), положительная динамика 5,18 %. Данные изменения незначительны.

Таким образом, полученные результаты говорят о значимых изменениях в высоком уровне сформированное™ гуманистических ценностных ориентациях старшеклассников в экспериментальной группе в отличие от контрольной.

Список литературы:

1. Анциферова, Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода / Проблема субъекта в науке. - М.: Академический проект, 2000. - С. 27 - 42.

2. Бондаревская Е.В. Школа XXI века: размышление о будущем / Е.В. Бондаревская //Педагогика - 1992. - №2. - С. 22 - 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.