Научная статья на тему 'ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГО / СТОИМОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарочкина М.В., Сандаков Я.П., Соколова Л.Г.

Цель исследования. Определить экономическую сущность медицинской услуги на современном этапе функционирования системы здравоохранения. Материалы и методы. В ходе исследования проведен анализ финансирования системы здравоохранения по данным экономико-статистических сборников и отчетов, анализ нормативно-правовых документов. Изучались материалы научных периодических изданий, конференций, монографических исследований и периодической печати, в том числе в сети Интернет, а также результаты собственных исследований авторов. Результаты. В существующей модели экономических отношений между производителем и потребителем медицинской услуги ее стоимость зависит не от объема затраченных на производство ресурсов, а от наличия у государства финансовых средств. Несмотря на ежегодный рост государственных затрат на здравоохранение, за последние 10 лет объем платных медицинских услуг населению вырос почти в 2,5 раза. Это связано с тем, что медицинские организации государственного сектора вынуждены возмещать понесенные затраты на оказание медицинских услуг в рамках Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) за счет личных средств граждан. Заключение. В современных условиях функционирования системы здравоохранения медицинская услуга все больше приобретает признаки частного блага или товара, так как учреждения государственного сектора здравоохранения заинтересованы в увеличении объема продаж медицинских услуг, таким образом перекладывая на пациентов бремя компенсации затрат на их оказание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макарочкина М.В., Сандаков Я.П., Соколова Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ECONOMIC ESSENCE OF MEDICAL SERVICES AT THE MODERN STAGE OF THE HEALTHCARE SYSTEM FUNCTIONING

Objective. To determine the economic essence of medical services of the functioning health care system. Methods. The study included an analysis of the healthcare system according to economic and statistical collections and reports, and an analysis of legal documents. The materials of scientific periodicals, conferences, monographic studies, and periodicals, including those published online, were studied, as well as the results of the authors' own research. Results. In the existing model of economic relations between the producer and consumer of a medical service, its cost does not depend on the amount of resources spent on production, but on the availability of financial resources from the state. Despite the annual increase in government spending on health care, over the past 10 years, the volume of paid medical services to the population has increased by almost 2.5 times. This is due to the fact that public sector medical organizations are forced to reimburse the costs incurred for the provision of medical services under the Programs of State Guarantees of Free Medical Assistance to Citizens at the expense of citizens' personal funds. Interpretation. In the functioning health care system, a medical service is increasingly acquiring signs of a private good or product, since public health sector institutions are interested in increasing the volume of sales of medical services, thus shifting the burden of compensating for the costs of their provision to patients.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

DOI: 10.26347/1607-2502202201-02015-020

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Цель исследования. Определить экономическую сущность медицинской услуги на современном этапе функционирования системы здравоохранения.

Материалы и методы. В ходе исследования проведен анализ финансирования системы здравоохранения по данным экономико-статистических сборников и отчетов, анализ нормативно-правовых документов. Изучались материалы научных периодических изданий, конференций, монографических исследований и периодической печати, в том числе в сети Интернет, а также результаты собственных исследований авторов.

Результаты. В существующей модели экономических отношений между производителем и потребителем медицинской услуги ее стоимость зависит не от объема затраченных на производство ресурсов, а от наличия у государства финансовых средств. Несмотря на ежегодный рост государственных затрат на здравоохранение, за последние 10 лет объем платных медицинских услуг населению вырос почти в 2,5 раза. Это связано с тем, что медицинские организации государственного сектора вынуждены возмещать понесенные затраты на оказание медицинских услуг в рамках Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) за счет личных средств граждан. Заключение. В современных условиях функционирования системы здравоохранения медицинская услуга все больше приобретает признаки частного блага или товара, так как учреждения государственного сектора здравоохранения заинтересованы в увеличении объема продаж медицинских услуг, таким образом перекладывая на пациентов бремя компенсации затрат на их оказание.

Ключевые слова: медицинская услуга, общественное благо, социальное благо, стоимость медицинской услуги

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Макарочкина М.В., Сандаков Я.П., Соколова Л.Г. Об экономической сущности медицинской услуги на современном этапе функционирования системы здравоохранения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2022; 1-2: 15-20. DOI: 10.26347/1607-2502202201-02015-020

М.В. Макарочкина1, Я.П. Сандаков2, Л.Г. Соколова3

1ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», г. Иркутск, Россия

2 ИГМАПО — филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия

3 ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»,

г. Иркутск, Россия

ON THE ECONOMIC ESSENCE OF MEDICAL

SERVICES AT THE MODERN STAGE

OF THE HEALTHCARE SYSTEM FUNCTIONING

Objective. To determine the economic essence of medical services of the functioning health care system.

Methods. The study included an analysis of the healthcare system according to economic and statistical collections and reports, and an analysis of legal documents. The materials of scientific periodicals, conferences, monographic studies, and periodicals, including those published online, were studied, as well as the results of the authors' own research.

Results. In the existing model of economic relations between the producer and consumer of a medical service, its cost does not depend on the amount of resources spent on production, but on the availability of financial resources from the state. Despite the annual increase in government spending on health care, over the past 10 years, the volume of paid medical services to the population has increased by almost 2.5 times. This is due to the fact that public sector medical organizations are forced to reimburse the costs incurred for the provision of medical services under the Programs of State Guarantees of Free Medical Assistance to Citizens at the expense of citizens' personal funds. Interpretation. In the functioning health care system, a medical service is increasingly acquiring signs of a private good or product, since public health sector institutions are interested in increasing the volume of sales of medical services, thus shifting the burden of compensating for the costs of their provision to patients.

Keywords: medical service, public good, social good, medical service cost

Marina Makarochkina1, Yakov Sandakov2, Larisa Sokolova3

1 Regional Cancer Center, Irkutsk, Russia

2 Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education — a branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Irkutsk, Russia

3 Baikal State University, Irkutsk, Russia

Competing interests. The authors declare no competing interests. Funding. The study had no funding.

For citation: Makarochkina MV, Sandakov YP, Sokolova LG. On the economic essence of medical services at the modern stage of the healthcare system functioning. Health Care Standardization Problems. 2022; 1-2: 15-20. DOI: 10.26347/1607-2502202201-02015-020

Экономисты называют благом все, что удовлетворяет потребности людей, приносит им пользу. Длительное время считалось, что блага создаются только в сфере материального производства [1]. Однако, в последние годы блага трактуются не обязательно как исключительно материальные продукты, но почти всегда — как товары, так называемое созданное товарное тело [2, 3].

Большинство благ распределяются на рынках, где потребители платят за то, что хотят получить, однако, ряд благ (в силу их общественной ценности) предоставляет государство независимо от индивидуальных предпочтений потребителя [4]. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить [5].

Основываясь на подобном распределении благ, ученые-экономисты сгруппировали экономические блага по двум критериям: исключительности и конкурентности. В результате выделено чистое общественное благо, чистое частное благо и смешанное общественное благо, которое до определенного уровня обладает свойствами чистого общественного блага, а за пределами этого уровня — свойствами чистого частного блага (становится объектом купли-продажи или товаром) (рис. 1).

В некоторых случаях смешанное общественное благо дает положительный внешний эффект

и возникает так называемое социальное благо [6], характеризующееся, с одной стороны, отсутствием исключительности доступа, с другой — наличием конкуренции в потреблении [7].

Любое социальное благо является результатом функционирования социально-экономической системы; результатом функционирования системы здравоохранения являются медицинские услуги — социальные блага, специфика ко -торых заключается, как уже описывалось выше, в их двойственности: потребность в здоровье не может быть удовлетворена использованием только общественных благ или только частных благ [8, 9]. Однако, экономическая ситуация в здравоохранении последних лет такова, что медицинская услуга «достаточно быстро теряет признаки общественного блага [10]: возможность оказать населению бесплатную медицинскую помощь реально уменьшилась [11], а «...перегруженность бюджетных больниц и поликлиник, огромные очереди, прогрессирующий дефицит оборудования и медикаментов вынуждают граждан прибегать к платным медицинским услугам», — резюмирует Л.С. Федотова [10].

Так что же есть современная медицинская услуга?

Цель исследования — определить экономическую сущность медицинской услуги на современном этапе функционирования системы здравоохранения.

Рис. 1. Группировка благ 16

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В ходе исследования применялись методы экономико-статистического и сравнительного анализа информационных и статистических материалов Рос-стата, отраслевых нормативно-правовых документов. Изучались отчеты федеральной и региональной счетных палат, Федерального фонда ОМС, материалы научных периодических изданий, конференций, монографических исследований, в том числе в сети Интернет, а также результаты собственных исследований авторов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Медицинская услуга не должна подменять социальное благо, обеспечивая его распространение в обществе в целом. Этот постулат вытекает из проведенного сравнения факторов формирования общественного блага и медицинской услуги (табл. 1).

Невозможность отождествления данных понятий подтверждают проведенные исследования экономических показателей системы здравоохранения Российской Федерации и Иркутской области.

Анализ расходов на здравоохранение показал, что несмотря на ежегодный рост финансовых средств, вкладываемых государством в систему здравоохранения, за последние 10 лет объем платных медицинских услуг населению вырос почти в 2,5 раза и, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, продолжает расти. Так, за семь месяцев 2021 г. расходы населения на медицину выросли (по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.) более, чем на треть. При этом, усредненный показатель ежегодного прироста расходов населения на медицинские услуги (10,4%) превышает усредненный показатель ежегодного прироста средств в консолидированном бюджете здравоохранения (10 %) (рис. 2).

Стабильный рост расходов средств ОМС наряду со стабильным ростом расходов населения на платные медицинские услуги указывает на социальную и экономическую несостоятельность рынка медицинских услуг, углубление противоречий в реализации социальной политики государства, необходимость принятия решений на государственном уровне в области обеспечения населения медицинской помощью в соответствии с конституционными гарантиями [12, 13].

Таблица 1

Группировка характерных признаков

содержания понятий «общественное благо» и «медицинская услуга»

4939,3

Характерные признаки Общественное благо Медицинская услуга

Влияние числа потребителей и выделенных ресурсов на качество Ограничение доступа Условия равного потребления Нет соперничества Невозможно Индивид не может выбрать объем потребления Конкуренция Ограничение ресурсами Индивид может выбрать объем потребления

2532,7

2861

3315,9

3789,7>

286,1

3124,4 2820,9 ^

" 2185 9 2359,1 1987,9

1638,2 1589,6 1654,3 ...»........

1268 ...•■.....................

309,4 ....■•^УГТШ "474,4" 528,4 572,4 626,6 677,7 712,1 680,6

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

—о— Расходы консолидированного бюджета здравоохранения ••«•• Расходы ФФОМС

=•= Расходы населения на платные медуслуги

Рис. 2. Динамика расходов на здравоохранение в Российской Федерации, млрд. руб.1

1 http://budget.gov.ru; https://rosstat.gov.ru.

Бюджеты различных С]^ уровней |р? Средства обязательного, медицинского!^ страхования 1Р Личные средства граждан с£_1>

1 1 1

Стоимость 1 Стоимость 2 | | Стоимость 3

Рис. 3. Существующая модель экономических отношений производителя и потребителя медицинской услуги

Одной из причин сложившейся ситуации может быть то, что в существующей модели экономических отношений между производителем и потребителем медицинской услуги ее стоимость зависит не от объема затраченных на ее производство ресурсов, а от наличия у государства финансовых средств. Такие факторы, как затраты на труд и капитал, на стоимость медицинской услуги не влияют [14] (рис. 3).

Между тем, действующая система возмещения затрат медицинских организаций (МО) за оказанную медицинскую помощь не покрывает реальных расходов МО на производство медицинских услуг. Так, основная доля средств ОМС, поступающих в медицинскую организацию, идет на оплату труда медицинских работников. По данным Федерального фонда ОМС, в 2019 г. в структуре расходов МО доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составила — 68,7 %, на приобретение медикаментов и перевязочных средств — 12,7 %, продуктов питания — 1,0 %, мягкого инвентаря —

0,1 %, иные расходы 17,5 %2. «В структуре затрат системы ОМС доминируют затраты на оплату труда, составляющие в среднем по Российской Федерации 68,9 %, однако в отдельных случаях указанный показатель достигает 91 %, что свидетельствует о недофинансировании других статей расходов», — констатирует заместитель Председателя Счетной палаты Г.С. Изотова по итогам анализа исполнения бюджетов территориальных фондов ОМС в 2020 г. 3.

Такая же ситуация прослеживается и при расходовании средств бюджетов. Так, например, в структуре расходов бюджетов всех уровней на оказание медицинской помощи в МО Иркутской области в 2013—2017 гг. 40,4 % составили расходы на оплату труда и лишь 5,4 % — на увеличение стоимости основных средств организации [14].

По мнению В.И. Стародубова и Ф.Н. Кадырова, «...ни одно государство в мире не способно профинансировать бесплатное здравоохранение в полном объеме. Поэтому определенные объемы платности медицинской помощи неизбежны, что четко зафиксировано в действующих нормативных актах» [15]. Поэтому, воспроизводство капитальных затрат (например, приобретение дорогостоящего медицинского оборудования) хотя и предусмотрено действующими методиками расчета стоимости медицинских услуг, средств на них явно недостаточно. Для этих целей МО вынуждены привлекать средства от оказания платных медицинских услуг. Например, в структуре основных расходов МО государственного сектора здравоохранения Иркутской области до 15 % средств, полученных от платных услуг, направляется на увеличение стоимости основного капитала [14].

Таким образом, учреждения государственного сектора здравоохранения перекладывают на пациентов бремя компенсации затрат, возникающих при оказании медицинской помощи в рамках ПГГ, так как снижение затрат на приобретение медицинского оборудования, инструментария и прочих материальных активов может привести к убыточной работе действующих МО государственного сектора, а следовательно, их сокращению.

2 https://www.ifoms.gov.ru/system-oms

3 https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-pod-khody-k-finansirovaniyu-terprogramm-oms-trebuyut-peresmotra

Между тем, получая лицензию на осуществление медицинской деятельности МО, участвующая в реализации Территориальной ПГГ, берет на себя обязательства по обеспечению доступной и качественной медицинской помощи, соответствующей утвержденным стандартам и клиническим рекомендациям, поэтому вправе рассчитывать на возмещение государством понесенных затрат.

Дисбаланс между государственными обязательствами и реальным финансированием оказывает негативное влияние на функционирование системы здравоохранения [16] и превращает медицинскую услугу из социального блага в товар.

Ученые бьют тревогу: медицинская помощь в рамках ОМС стала менее доступна, в том числе в МО государственного сектора, которые не спешат снижать объемы платных услуг, так как за счет доходов от их оказания могут обеспечить поддержку и обновление материально-технической базы. «Стремительные темпы коммерциализации здравоохранения привели к тому, что большинство россиян не могут себе позволить оплатить хорошее медицинское обслуживание. По данным Левада-центра, лишь 2 % убеждены, что возможность получить в случае необходимости хорошее медицинское обслуживание не является для них проблемой, а 70 % — сомневаются в этой возможности» [17]. «За счет платных медицинских услуг происходит финансирование бесплатной медицинской помощи, так как полученные денежные средства за эти услуги идут на приобретение расходных материалов, ремонт зданий, где осуществляется прием пациентов по ОМС», — констатирует В.Е. Демьянова [18].

Ежегодно платными услугами в сфере здравоохранения пользуются все большее количество граждан. За последние 5 лет (2016—2020 гг.) объем платных медицинских услуг населению в денежном выражении увеличился на 18,9 % (рис. 2), а за семь месяцев 2021 г. расходы населения на медицину выросли (по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.) на 36,3 %4; и изменить наметившуюся тенденцию в современных экономических условиях не представляется возможным: сокращение платных услуг в государственных (муниципальных) медицинских уч-

4 https://medvestnik.ru/content/news/Obem-platnyh-medicinskih-uslug-vyros-v-2021-godu-na-36-3.html

реждениях снизит их доходы, таким образом появится необходимость замещения выпадающих доходов за счет бюджета или средств ОМС, а снижение части доходов учреждений в условиях их недофинансирования является серьезной угрозой для МО государственного сектора здравоохранения [19].

Для сохранения и развития МО государственного сектора требуется пересмотр системы их финансирования и изменение методических подходов к расчету стоимости оказываемых ими медицинских услуг. Учитывая, что подушевые нормативы исчисляются не на основании расходов МО, а на основании имеющегося объема средств, предназначенных для финансирования МО в рамках ОМС, и численности прикрепленного населения, а при расчете за пролеченных больных в стационаре используются тарифы, установленные территориальными фондами ОМС и согласованные органами исполнительной власти, а не самой МО на основе действительных расходов, становится очевидным, что медицинские услуги имеют фактически сложившуюся, а не фактически оплачиваемую стоимость [20, 21].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе медицинская услуга все больше подменяет общественное благо, приобретая признаки частного блага или товара: МО государственного сектора здравоохранения заинтересованы в увеличении объема продаж медицинских услуг, таким образом перекладывая на пациентов бремя компенсации затрат на оказание медицинских услуг в рамках реализации ПГГ. Это связано с тем, что существующая система возмещения затрат на производство медицинских услуг имеет существенные недостатки. Многоканальное финансирование определяет вариативность оплаты медицинских услуг. Отсутствие единого методического инструментария по определению стоимости медицинской услуги приводит к значительной дифференциации тарифов, используемых при ее оплате. В результате МО возмещается не реальная стоимость медицинских услуг, а усредненный объем финансовых средств, который зависит от количества собранных в качестве страховых взносов средств.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо изменить методические подходы к формированию стоимости медицинских услуг, обеспечив расчет стоимости медицинских услуг с уче-

том структуры затрат на их производство, что, в свою очередь, значительно повысит экономическую стабильность МО государственного сектора здравоохранения.

Поступила/Received: 06.12.2021 Принята к опубликованию/Accepted: 28.12.2021

ЛИТЕРАТУРА

1. Селезнев А.З. Нематериальное производство и экономический рост. М.: Наука. 2001; 261 с.

2. Бородкин Ф.М., Айвазян С.А. Социальные индикаторы: учебник. М.: Юнити-Дана. 2006; 607 с.

3. Чернявский А.Д. Экономическое благо: количество и качество, проблема измерения. Международный научно-исследовательский журнал. 2013; 11-2 (18): 93—96.

4. Титова Н.Е. История экономических учений: курс лекций. М.: ВЛАДОС. 1997; 288 с.

5. Цены и ценообразование: учебник. Под ред. В.Е. Еси-пова. 4-е изд. СПб: Питер, 2005. 560 с.

6. Восколович Н.А. Экономика платных услуг: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана. 2012; 399 с.

7. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория: учебник. Под общ. ред. А .А. Аузан. М.: ИНФРА-М. 2011; 447 с.

8. Плесовский П.А. Медицинская услуга как социальное и экономическое благо. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2007; 4: 54—62.

9. Соколова Л.Г., Макарочкина М.В. Особенности медицинской услуги как социального блага. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016; 4 (43): 137—142.

10. Федотова Л.С. Здравоохранение как общественное благо и национальные модели организации системы медицинских услуг. Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017; 4: 54—63.

11. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018— 2024 гг. Что надо делать? ОРГАЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018; 1 (11): 9—16.

12. Ковалева И.П. Обобщенная характеристика рынка медицинских услуг. Актуальные вопросы экономических наук. 2015; 44: 149—159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Соколов Д.А. Современные подходы к оценке источников финансирования российского здравоохранения по версии системы счетов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2008; 10 (50): 232—235.

14. Макарочкина М.В., Соколова Л.Г. Анализ методических подходов к формированию тарифов медицинских услуг на региональном уровне. Фундаментальные исследования. 2019; 6: 84—91.

15. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н. Парадоксы законодательства: гарантии бесплатности медицинской помощи нередко ограничивают права пациентов на улучшение ее качества. Менеджер здравоохранения. 2017; 4: 62—70.

16. Садовникова Н.А. Развитие платных услуг в государственных учреждениях здравоохранения. Studium. 2008; 2 (7): 8—19.

17. Аймалетдинов Т.А., Моженкова Е.М. Угрозы принципам социальной справедливости в российской системе

здравоохранения. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015; 6 (130): 67—78. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2015.6.05

18. Демьянова В.Е. Предоставление платных медицинских услуг как одна из функций медицинских учреждений. Молодой ученый. 2020; 13 (303): 82—84.

19. Кадыров Ф.Н. Отдельные вопросы оказания платных медицинских услуг. Менеджер здравоохранения. 2019; 10: 72—76.

20. Нугуманова Г.Р. Специфика ценообразования на рынке медицинских услуг. Вестник Казанского технологического университета. 2013; 13: 232—236.

21. Седова М.Л. Нормативно-подушевое финансирование в здравоохранении. Финансы и кредит. 2009; 23: 32—39.

REFERENCES

1. Seleznev AZ. Intangible production and economic growth. Moscow: Nauka. 2001; 261 р. Russian.

2. Borodkin FM, Ayvazyan SA. Social indicators: textbook. Moscow: Juniti-Dana. 2006; 607 р. Russian.

3. Chernyavskiy AD. The economi good: quantity and quality, a measurement problem. International Research Journal. 2013; 11-2 (18): 93—96. Russian.

4. Titova NE. History of Economic Thought: lecture course. Moscow: VLADOS. 1997; 288 р. Russian.

5. Prices and pricing: textbook. Esipova VE, editor. 4th ed. St. Petersburg: Piter, 2005. 560 p. Russian.

6. Voskolovich NA. The economy of paid services: textbook. Moscow: Juniti-Dana. 2012; 399 р. Russian.

7. Institutional Economics: А New Institutional Economics Theory: textbook. Auzan AA, editor. Moscow: INFRA-M. 2011; 447 р. Russian.

8. Plesovskiy PA. Medical service as a social and economic benefit. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North. Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2007; 4: 54—62. Russian.

9. Sokolova LG, Makarochkina MV. Features of medical services as a social benefit. Bulletin of Pacific National University. 2016; 4 (43): 137—142. Russian.

10. Fedotova LS. Healthcare as a public benefit and national models of organization of the medical services system.

Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law. 2017; 4: 54—63. Russian.

11. Ulumbekova GJe. Healthcare of Russia: 2018—2024 What to do?. Healthcare Management: News. Views. Education. Bulletin of VSHOUZ. 2018; 1 (11): 9—16. Russian.

12. Kovaleva IP. Generalized characteristics of the medical services market. Actual Issues of Economic Sciences. 2015; 44: 149—159. Russian.

13. Sokolov DA. Modern approaches to assessing the sources of financing of Russian healthcare according to the system of accounts. Belgorod State University Scientific Bulletin. Series of History and Political Science. 2008; 10 (50): 232—235. Russian.

14. Makarochkina MV, Sokolova LG. Analysis of methodological approaches to the formation of medical services tariffs at the regional level. Fundamental Research. 2019; 6: 84—91. Russian.

15. Starodubov VI, Kadyrov FN. [Paradoxes of law: the guarantee of free medical aid often limit the rights of patients to improve quality]. Manager of Health Care. 2017; 4: 62—70. Russian.

16. Sadovnikova NA. Development of paid services in public health care institutions. Studium. 2008; 2 (7): 8—19. Russian.

17. Ajmaletdinov TA, Mozhenkova EM. Threats to social justice in the Russian health service. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal (Public Opinion Monitoring). 2015; 6 (130): 67—78. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2015.6.05. Russian.

18. Demyanova VE. Provision of paid medical services as one of the functions of medical institutions. Young Scientist. 2020; 13 (303): 82—84. Russian.

19. Kadyrov FN. Some questions about provision of paid medical services. Manager of Health Care. 2019; 10: 72—76. Russian

20. Nugumanova GR. Pricing specifics in the medical services market. Bulletin of Kazan Technological University. 2013; 13: 232—236. Russian.

21. Sedova ML. Normative and per capita financing in health care. Finance and Credit. 2009; 23: 32—39. Russian.

Поступила/Received: 06.12.2021 Принята к опубликованию/Accepted: 28.12.2021

Сведения об авторах:

Макарочкина Марина Валериевна — заместитель главного врача ГБУЗ «Областной онкологический диспансер». 664035, г. Иркутск, ул. Фрунзе, 32. E-mail: makarochkina@gmail.com. https://orcid.org/0000-0001-8295-6687 Сандаков Яков Павлович — д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования — филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 664049, г. Иркутск, микрорайон Юбилейный, 100, к. 4. E-mail: sand_2004@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-6735-9734 Соколова Лариса Георгиевна — д-р экон. наук, профессор кафедры государственного управления и управления человеческими ресурсами ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 11. E-mail: sokolova-lg@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0001-6413-6140

About the authors:

Marina V. Makarochkina — Deputy Chief Physician of Irkutsk Regional Cancer Center, Irkutsk, Russia. E-mail: m.makarochkina@gmail.com. https://orcid.org/0000-0001-8295-6687

Yakov P. Sandakov — Sc. D. in Medicine, Associate Professor in the Department of Public Health and Health Organization, Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education — a branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Irkutsk, Russia. E-mail: sand_2004@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-6735-9734 Larisa G. Sokolova — Sc. D. in Economy, Professor in the Department of Public Administration and Human Resource Management, Baikal State University, Irkutsk, Russia. E-mail: sokolova-lg@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0001-6413-6140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.