УДК 343.244.24
ББК 67.408.022-1 E.V. TIMOFEEVA
Т41
ABOUT THE ECONOMIC COMPONENT OF A PENALTY AS FORCED LABOUR: HISTORY OF THE PROBLEM
Annotation: the article analyses the origin and development of criminal punishment as forced labour in Russia, examines the legislation of forced labour of the past and present time.
Keywords: forced labour, obligatory work, social work, correctional work, convict, penitentiary system, deprivation of freedom, crime in the field of economics.
ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА ТИМОФЕЕВА, преподаватель-методист экономического факультета (Академия ФСИН России) E-mail:editor62@,yandex.ru
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Аннотация: в статье рассматривается возникновение и развитие уголовного наказания в виде принудительных работ в России, анализируется законодательство принудительных работ прошлых лет и
настоящего времени.
Ключевые слова: принудительные работы, обязательные работы, общественные работы, исправительные работы, осужденный, уголовно-исполнительная система, лишение свободы, преступления в сфере экономики.
Одним из направлений либерализации уголовного законодательства является замена уголовных наказаний средствами экономическоговоз-действия на лиц, совершающих преступления в сфере экономики, в том числе наказаниями, не связанными с лишением свободы. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в УК РФ был введен совершенно новый вид наказания -принудительные работы (ст. 53). Данный вид наказания начнет применяться с 1 января 2013 г. Безусловно, новизна этого вида наказания обусловливает интерес и необходимость обратиться к его истории. Известна истина, что в деле познания явления, его сути необходимознать, как оно возникло, какие исторические этапы в своем развитии прошло. Не является исключением и институт принудительных работ.
Актуальность рассмотрения его сути обусловливается в том числе тем, что действующее уголовное законодательство предусматривает его в 77 % санкций за преступления в сфере экономики (разд. 8 УК РФ).
Принудительным работам принадлежит важное место в системе уголовных наказаний. Преимущество этого вида наказания состоит в том, что оно позволяет обеспечить воздействие на виновных без изоляции их от общества. Это означает, что единые для уголовного наказания цели достигаются сугубо конкретно и индиви-
дуально посредством минимально необходимых для осужденного мер, требующихся для его исправления. Более того, применение данного вида наказания, наряду с другими наказаниями без изоляции от общества, не позволяет лицам, осужденным за преступления в сфере экономической деятельности, заразиться той тюремной субкультурой, которая в большой степени присуща осужденным за преступления против жизни и здоровья, и др.
Одним из первых источников, где говорится о работе как о наказании, является Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями: «Несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могут быть отдаваемы в общественные работы или же в заработки на основании правил, изложенных в ст. 188 Общего положения 19 февраля 1861 г. Несостоятельные лица других сословий отдаются в общественные работы или заработки только в случае собственной их о том просьбе» (ст. 8)1.
В Уставе о податях в отношении злостных неплательщиков казенных, мирских повинностей, недоимок устанавливались такие меры взыскания, как принудительная отдача неплательщика или одного из членов его семьи в заработки частным лицам и заведениям для того, чтобы заработанные им деньги использовались для покрытия долга. Назначение не-
состоятельным плательщикам общественных работ, выполнявшихся бесплатно, было правом, но не обязанностью суда, предусматривалось, что несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могут быть отдаваемы в общественные работы или же в заработки.
В ст. 89 Уложенияо наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. закреплялось положение о том, что «взамен кратковременного ареста люди, не изъятые от наказаний телесных, могут также быть присуждаемы к употреблению в общественные или другие, правительством установленные работы, на то же время, какое определено для заключения»2.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. так же, как и Уложение1845 г., содержало аналог принудительных работ. Статья 85 указывала, что несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могут быть отдаваемы в общественные работы или в заработки: крестьяне - на основании правил, изложенных в ст. 188 Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, от 19 февраля 1861 г., мещане - на основании особых правил. Несостоятельные лица других сословий отдаются в общественные работы или в заработки лишь в случае собственной их о том просьбе.
Уголовное уложение 1903 г. не содержало указания о замене денежной пени при несостоятельности виновного обращением на общественные заработки, сохранив замену только лишением свободы.
В начальный период советского этапа развития государства аналогом рассматриваемого наказания являлись:
- обязательные общественные работы, предусмотренные Инструкцией Наркомюста РСФ СР «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний»3;
- принудительные общественные работы, указанные в Декрете СНК от 20 июля 1918 г. № 3 «О суде»4;
- общественно необходимые работы, регламентированные в Декрете ВЦИК и СНК от
14 ноября 1919 г. «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах»5;
- принудительные работы без помещения в места лишения свободы, закрепленные в Руководящих началах по уголовному праву 1919 г.6
В Декрете ВЦИК и СНК от 14 ноября 1919 г. предусматривалась посылка злостных наруши-
телей трудовой дисциплины на тяжелые общественно необходимые работы.
В ст. 11 Декрета СНК от 20 июля 1918 г. № 3 отмечалось, что лишение свободы на срок до трех месяцев всюду, где организованы принудительные общественные работы, применять в виде назначения на таковые без содержания под стражей.
Справедливо отмечает А.В. Корнеева, что «в законодательствеэтого периода принудительные работы предусматривались не только в качестве основного, как в Декрете о суде № 3, но и в качестве дополнительного наказания»7.
В проекте декрета о потребительских коммунах в качестве наказания за перевозку и куплю-продажу продуктов без удостоверений от комитетов снабжения устанавливалась также отдача на принудительные работы.
В качестве дополнительного вида наказания принудительные работы указывались в дополнение к декрету о продовольственной диктатуре. Так, В.И. Ленин требовал «...подвергать самогонщиков к 10 годам принудительных общественных работ»8.
В сообщении председателя Тверского губернского ревтребунала в Наркомюст РСФСР отмечалось, что за сотрудничество с охранным отделением осужденному назначено 9 месяцев принудительных работ9.
В п. 6 постановления Совета рабоче-крестьянской обороны РСФСР от 25 декабря 1918 г. «О дезертирстве»10 предусматривалось наказание для укрывателей дезертиров, председателей домовых комитетов и хозяев квартир, в которых будутобнаружены укрывающиеся, к принудительным работам на срок до пяти лет. Такой же срок принудительных работ (5 лет) был установлен Декретом СНК РСФСР от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения»11.
Отбывая наказание, осужденный должен был проживать дома. В феврале 1919 г. в Конспекте о разделе о наказаниях пункта Программы о суде В.И. Ленин указывал на замену лишения свободы принудительным трудомс проживанием на дому12.
Постановлением Наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 г. были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. В ст. 25 разд. 6 этого документа указывался примерный перечень видов наказаний, где были и принудительные работы без помещения в места лишения свободы13. Руководящие начала не указывали срок, на который назначались работы, и не устанавливали порядок их отбытия. Данные вопросы регулировал суд по своему усмотрению.
В этот период рассматриваемый вид наказания был включен в Декрет СНК РСФСР от 27 апреля 1920 г. «О борьбе с прогулами»14, согласно которомудисциплинарные суды направляли прогульщиков на тяжелые принудительные работы.
В Декрете ВЦИК РСФСР от 1920 г. «Об амнистии к 1 мая 1920 г.» закреплялось положение
о том, что «освобождаемых с заменой принудительными работами, имеющих специальные знания, направлять в народное хозяйство для отбывания принудительных работ по специаль-ностям»15.
Декретом СНК РСФСР от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» впервые устанавливалось, что в случаях применения принудительных работ в приговорах отмечался один из двух видов этого наказания: общественно-принудительные работы или принудительные работы по специальностям. Так, принудитель-
ные работы стали подразделяться на два вида.
Положение о дисциплинарных товарищеских судах (п. «и» ст. 9) устанавливало «перевод на тяжелые работы... в том же предприятии или вне такового через бюро принудительных работ»16.
В дальнейшем уголовное законодательство не упоминает данного вида наказания. Принудительные работы фактически применялись в условиях лишения свободы. Характерным итогом их развития явилась дифференциация на общественнопринудительные и принудительные работы по специальностям. Нынешний законодатель, на наш взгляд, этот принцип взял за основу при восстановлении этого вида наказания, сделав его приоритетным в отношении лиц, совершивших преступления в сфере экономики. Если удельный вес санкций за преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ) составляет 55 %, то доля санкций за преступления в сфере экономики, как указывалось ранее, составляет 77 %.
1 См.: РоссийскоезаконодательствоХ-ХХ вв. М., 1988. Т. 6: Законодательствопервой половиныХ1Х в. С. 172; Мировой Суд (ввод законоположений относящихся до дел, подсудныхмировым судебнымустановлениям с разъяснением по решениям кассационныхдепартаментов Сената. М., 1869. С. 90-91.
2 РоссийскоезаконодательствоХ-ХХ вв. Т. 6. С. 191.
3 См.: Собрание узаконенийРСФСР. 1917. № 12. Ст. 70.
4 См.: Там же. 1918. № 52. Ст. 589.
5 См.: Там же. 1919. № 56.
6 См.: Там же. № 66. Ст. 590.
7 Корнеева А.В. Исправительные работы без лишения свободы как вид уголовногонаказания: дис. ... канд. юрид. наук М., 1986. С. 15.
8 Ленин В.И. Полн. собр. соч Т. 36. С. 318.
9 См.: Материалы Наркомюста. М., 1918. Вып. 5. С. 52-53.
10 См.: Собрание узаконенийРСФСР. 1918. № 99. Ст. 1015.
11 См.: Там же. 1921. № 22. Ст. 138.
12 См.: Ленин В.И. Указ соч. Т. 38. С. 408.
13 См.: Руководящиеначала по уголовномуправу РСФСР // Собр. узаконенийРСФСР. 1919. № 66. Ст. 590.
14 См.: Собрание узаконенийРСФСР. 1920. № 56.
15 Там же. № 34. Ст. 163.
16 Положениео дисциплинарныхтоварищескихсудах// Собр. узаконенийРСФСР. 1921. № 23, 24. С. 146-148.