Научная статья на тему 'Об эффективности государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий'

Об эффективности государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / STATE CADASTRE OF REAL ESTATE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ / STATE CADASTRAL REGISTRATION OF ZONES WITH THE SPECIAL TERRITORY USE CONDITIONS / ОГРАНИЧЕНИЕ / RESTRICTION / ОБРЕМЕНЕНИЕ / ENCUMBRANCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ЭФФЕКТ / EFFECT / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / LAND PARCEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Непоклонов Виктор Борисович, Хабарова Ирина Андреевна, Хабаров Денис Андреевич, Дручинин Сергей Станиславович

В данной статье рассматриваются теоретические положения эффективности и эффекта от государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий. Рассмотрены понятия эффективности и эффекта, обозначены цели, а также группа показателей, применяемая к зонам с особыми условиями использования территории. Рассмотрены понятия упущенной выгоды и реального ущерба. Отмечена необходимость системности при государственном кадастровом учете зон с особыми условиями использования территории, а также надлежащее финансирование таких работ. Авторы делают вывод о том, что стратегический подход к принятию решений при управлении земельными ресурсами должен быть несколько иным. При этом ключевыми направлениями формирования эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в части учета особых условий являются: зонирование земель сельскохозяйственного назначения с выделением зон по степени и характеру воздействия на аграрное производство, формирование зон с особыми условиями использования межселенных территорий и территориальных зон в населенных пунктах и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Непоклонов Виктор Борисович, Хабарова Ирина Андреевна, Хабаров Денис Андреевич, Дручинин Сергей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT EFFICIENCY OF STATE CADASTRAL REGISTRATION OF ZONES WITH SPECIAL LAND USE CONDITIONS

The article considers theoretical positions of efficiency and effect from state cadastral registration of zones with special territory use conditions. The concepts of efficiency and effect are considered, the goals are indicated, as well as a group of indicators applied to zones with special territory use conditions. The article deals with the concepts of lost profits and real damage. The authors of the article note the necessity of systemic character in the state cadastral registration of zones with special territory use conditions, as well as proper financing of such works. The authors conclude that the strategic approach to decision-making in land administration should be somewhat different. At the same time, the key directions in the formation of effective use of agricultural land with regard to special conditions are: zoning of agricultural land with the allocation of zones by the degree and nature of the impact on agricultural production, the formation of zones with special conditions for use of inter-settlement territories and territorial zones in populated areas and so on.

Текст научной работы на тему «Об эффективности государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий»

УДК 349.417/.418

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Виктор Борисович Непоклонов

Московский государственный университет геодезии и картографии, 105064, Россия, г. Москва, Гороховский переулок, 4, доктор технических наук, и.о. проректора по научной работе, тел. (499)261-69-53, e-mail: nauka@miigaik.ru

Ирина Андреевна Хабарова

Московский государственный университет геодезии и картографии, 105064, Россия, г. Москва, Гороховский переулок, 4, ст. преподаватель кафедры кадастра и основ земельного права, тел. (499)404-12-20, e-mail: irakhabarova@yandex.ru

Денис Андреевич Хабаров

Московский государственный университет геодезии и картографии, 105064, Россия, г. Москва, Гороховский переулок, 4, ассистент кафедры космического мониторинга и экологии, тел. (499)267-27-72, e-mail: khabarov177@yandex.ru

Сергей Станиславович Дручинин

Московский государственный университет геодезии и картографии, 105064, Россия, г. Москва, Гороховский переулок, 4, ведущий инженер управления информатизации, тел. (903)972-64-43, e-mail: druchinin.sergei@yandex.ru

В данной статье рассматриваются теоретические положения эффективности и эффекта от государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий. Рассмотрены понятия эффективности и эффекта, обозначены цели, а также группа показателей, применяемая к зонам с особыми условиями использования территории. Рассмотрены понятия упущенной выгоды и реального ущерба. Отмечена необходимость системности при государственном кадастровом учете зон с особыми условиями использования территории, а также надлежащее финансирование таких работ. Авторы делают вывод о том, что стратегический подход к принятию решений при управлении земельными ресурсами должен быть несколько иным. При этом ключевыми направлениями формирования эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в части учета особых условий являются: зонирование земель сельскохозяйственного назначения с выделением зон по степени и характеру воздействия на аграрное производство, формирование зон с особыми условиями использования межселенных территорий и территориальных зон в населенных пунктах и т. д.

Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости, государственный кадастровый учет зон с особыми условиями использования территорий, ограничение, обременение, эффективность, эффект, земельный участок.

Введение

Зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) играют важнейшую роль не только в обеспечении безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, сохранении памятников историко-культурного наследия, но также в формировании эффективного землепользования, что

свидетельствует о необходимости наличия наиболее полных и точных сведений о таких зонах в государственных информационных ресурсах. С давних времен человеческая деятельность порождала изменение природы, что неизбежно приводило к исчезновению живых организмов и растений, изменению экологической ситуации. В свою очередь, данная деятельность повлекла за собой изменение и границ природных зон. Современное положение человечества диктует свои правила, и, чтобы не лишиться жизненно важных для нас компонентов природы - видов диких животных, растений, природных экосистем и ландшафтов - на территории нашей страны создаются особо охраняемые природные территории. Избежать появления риска ущерба на таких земельных участках помогает наличие достоверной информации о ЗОУИТ. Кроме того, эта информация способствует увеличению сбора платежей за землю, а также снижению экологических рисков. Государственный кадастровый учет (ГКУ) ЗОУИТ может служить также «информатором» для других органов, например, налоговой службы Российской Федерации, поэтому можно отметить и то, что с помощью ГКУ становится возможным решать вопросы экономического взаимодействия и механизма в целом.

Цель статьи - рассмотрение и анализ теоретических положений эффективности и эффекта от государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий.

Задачи: анализ проблемы ГКУ ЗОУИТ, рассмотрение ГКУ ЗОУИТ как самостоятельного раздела в сфере государственного учета, выявление ключевых направлений формирования эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в части учета особых условий.

В связи с этим статья посвящена эффективности государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно [1-3] можно указать следующие основные характеристики ЗОУИТ:

1) наличие ЗОУИТ должно быть предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) каждая ЗОУИТ должна иметь свои условные границы, подлежащие кадастровому учету;

3) создание ЗОУИТ осуществляется с целью охраны некоего объекта или охраны от негативного воздействия объекта на окружающую среду;

4) ЗОУИТ должна иметь особые охранные или защитные режимы, накладывающие ряд ограничений на использование земельных ресурсов, ведение хозяйственной деятельности, на возможность нахождения людей на территории данной зоны и т. д.;

5) границы ЗОУИТ обычно не совпадают с границами объекта, для охраны которого (или для охраны от воздействия которого) данная зона создавалась или создается;

6) территория самого охраняемого объекта не включается в состав ЗОУИТ.

ГКУ ЗОУИТ впервые получил законодательную основу в нашей стране с принятием в 2007 г. Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (ФЗ о ГКН). В ст. 2 первой редакции данного закона в составе сведений, которые подлежат внесению в ГКН, указаны ЗОУИТ, а также территориальные зоны.

Однако ФЗ о ГКН не содержал подробных требований по процедуре постановки на ГКУ границ ЗОУИТ, что дало возможность органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления самим устанавливать состав документов, на основании которых предоставлялись сведения о границах ЗОУИТ для осуществления ГКУ. К примеру, в 2009 г. Правительство Москвы постановило, что описание местоположения границ ЗОУИТ осуществляется на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории, а также иных документов. Также порядок внесения в кадастр недвижимости сведений о ЗОУИТ регламентировался разъяснительными документами Минэкономразвития России, причем отдельно для каждого из многочисленных видов таких зон, что явно свидетельствовало об отсутствии четкой проработанности вопроса о постановке ЗОУИТ на ГКУ на высшем государственном уровне.

Стоит отметить, что в Постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. № 363-ПП «О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве» говорилось о подготовке схем с указанием характерных точек границ ЗОУИТ и иных зон в системе координат г. Москвы, однако указанная выше исходная документация (т. е. документы территориального планирования) очень часто не содержала в себе подобных данных в силу различных причин, в том числе в силу того, что значительное число планировочных документов было подготовлено по правилам, не соответствующим современным реалиям и действующим нормативным правовым документам. Дополнительные проблемы создавались также вследствие затягивания процессов утверждения необходимой градостроительной документации: к примеру, в г. Москве правила землепользования и застройки были утверждены лишь в 2017 г., спустя почти тринадцать лет с момента введения в действие нового Градостроительного кодекса Российской Федерации, который и содержит в себе официальную трактовку понятия «зоны с особыми условиями использования территорий». Кроме того, по данным Института территориального планирования «Град», несмотря на то, что в Российской Федерации 95 % генеральных планов и 90 % правил планировки и застройки официально утверждены, лишь 16 % сведений о границах населенных пунктов и 3 % сведений о границах территориальных зон внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), что говорит о низкой эффективности функционирования системы межведомственного информационного взаимодействия по обеспечению полными и актуальными сведениями реестра границ ЕГРН. Также следует заметить, что сведения о границах ЗОУИТ как объекта землеустройства (до 2016 г.), включались в государственный фонд данных, полученных в ре-

зультате проведения землеустройства, на основании карты (плана) объекта землеустройства, в результате чего отсутствовала сама форма документа, содержащего сведения о границах ЗОУИТ в соответствии с требованиями кадастрового учета. Межевые планы для описания границ ЗОУИТ не составлялись, поскольку сами ЗОУИТ не являются земельными участками, но лишь устанавливают правовой режим на ограничение использования земель, а потому не подлежат регистрации в качестве недвижимого имущества. На основании всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод о необходимости поиска путей повышения эффективности ГКУ ЗОУИТ [1].

Обсуждение

Вопросы эффективности ГКУ ЗОУИТ являются очень актуальными в современном мире в целом, и в Российской Федерации в частности.

По данной проблеме существует немало научных исследований. Так, Д. В. Антропов [2, 3] предлагает разграничивать понятия эффект и эффективность ГКУ ЗОУИТ и дает следующие определения.

Эффект ГКУ ЗОУИТ - это использование экономических инструментов деятельности производства, которое можно выразить количеством работ по учету ЗОУИТ и предоставлению сведений о таких зонах и накопленной информации о них, которые были выполнены в срок.

Эффективность ГКУ ЗОУИТ - комплекс организационных действий и учетных работ, которые преследуют цель: получить определенный результат от использования земель, на которых установлены ЗОУИТ [2, 3].

При этом цели определения ГКУ ЗОУИТ таковы:

- находить наиболее приемлемые решения, которые помогут сформировать ведение ГКУ ЗОУИТ;

- повсеместно использовать данные кадастра, чтобы максимально удовлетворить интересы участников земельных правоотношений.

В научной литературе понятие «экономический эффект» подразделяется на виды:

- фактический экономический эффект - тот результат, который получен при ведении системы учета зон с особыми условиями использования территории;

- расчетный экономический эффект - результат, который получен на основе потенциальных доходов и расходов;

- прогнозный экономический эффект - перспективный результат, показывающий количество расходов, а также его составляющие.

Помимо экономического эффекта ГКУ ЗОУИТ решает вопросы экологического эффекта. Благодаря учету становится возможным применение данных государственного кадастра недвижимости в целях улучшения экологических условий жизнедеятельности, что положительно влияет на увеличение качественной продукции, сохранение памятников природы и особо охраняемых природных территорий.

Как было отмечено ранее, ГКУ ЗОУИТ позволяет эффективно взаимодействовать в сфере землеустройства государственным органам между собой, а также с другими заинтересованными органами, министерствами и ведомствами, таким образом, можно отметить и информационный эффект ГКУ. Такое взаимодействие порождает эффект в области технологий этой сферы, развитие данной системы неизбежно приведет к совершенствованию процесса учета, обработки информации, будет обеспечен более совершенный процесс планирования и организации ЗОУИТ.

Методы

По мнению некоторых исследователей, признак результативности системы кадастра недвижимости - это существенный прирост доходов государства в целом и федеральных, региональных и муниципальных бюджетов в частности благодаря применению информации государственного кадастра недвижимости при реализации процедур, связанных с объектами недвижимости [4, 5].

При этом понятие критерия эффективности ГКУ ЗОУИТ определяет такой прирост доходов от использования земель в территориальных зонах и ЗОУИТ, который был бы оптимальным.

Авторы данной работы предлагают дать оценку эффективности ГКУ ЗОУИТ с помощью различных показателей, которые разделены на доходные, затратные, доходно-затратные, а также характеризуют виды доходов, затрат и соотношение этих показателей.

При выборе показателей оценки экономического эффекта С. А. Гальчен-ко [4] предлагает использовать следующую систему показателей:

1) доходный: государственная пошлина, плата за предоставление информации, плата за копирование информации, плата за документирование информации, страховые взносы, увеличение сбора земельных платежей;

2) затраты на инвентаризацию земельных участков, ограничений и обре-менений при использовании, затраты на проведение зонирования, затраты на межевание, затраты на предоставление и использование информации, затраты на обработку информации, затраты на страхование информации, затраты на документирование сведений [4].

Существует также численное определение эффективности ГКУ ЗОУИТ ( Эзоуит ). Эффективность ГКУ ЗОУИТ должна определяться как отношение фактического значения платежей к расчетному значению:

ЭЗОУИТ = Пфакт/Прасч , (1)

где Пфакт - поступления платежей за выдачу и копирование сведений государственного кадастра недвижимости, фактические; Прасч - поступления платежей, расчетные [6].

В случае, если полученное значение больше единицы, это может свидетельствовать об эффективной системе ГКУ ЗОУИТ, меньше единицы - о неэффективной системе ГКУ ЗОУИТ соответственно.

Экономический эффект можно рассчитать и по общепринятой формуле:

Э = (Д + ДГКУ _ (Зф + ЗГКУ + Зреорг ) , (2)

где Ди - доход, возникший в результате рационального использования земель в зоне, руб.; Дгку - доходы органа кадастрового учета от постановки на ГКУ ЗОУИТ, руб.; Зф - затраты на формирование зоны, руб.; Згку - затраты органа кадастрового учета от постановки на ГКУ ЗОУИТ, руб.; Зреорг - затраты на реорганизацию производства в связи с установлением ограничений в использовании земель, руб.

Помимо этого неизбежны затраты органа кадастрового учета при постановке на ГКУ ЗОУИТ, руб., которые рассчитываются по формуле:

З = ЗГКУТЗ + Зкоп + ЗГКУЗУ , (3)

где Згкутз - затраты на внесение информации о ЗОУИТ в базу данных государственного кадастра недвижимости, руб.; Зкоп - стоимость копирования, руб.; Згкузу - затраты на внесение информации о земельных участках в базу

данных государственного кадастра недвижимости, руб.

Все результаты, полученные по данным показателям, помогут определить негативные процессы изменения окружающей среды и характер этих изменений [4].

Результаты

При учете вышеперечисленных показателей становится возможным расчет упущенной выгоды правообладателя земельного участка, на котором расположена ЗОУИТ, и экономического эффекта от установления данной зоны. При этом необходимо учитывать доходы от рационального использования правообладателя земель в зоне, компенсационные платежи, которые должны быть выплачены за ограничение хозяйственной деятельности. Данные показатели составят приток реальных денег от установления зоны [7, 8].

Затраты правообладателя земельного участка на формирование обремене-ний в использовании земель и на постановку на ГКУ, а также затраты на реорганизацию производства в связи с установлением ограничений в использовании земель будут формировать отток денежных средств у правообладателя. При этом разница между притоками и оттоками денежных средств позволит получить экономический эффект от установления ЗОУИТ.

Все ограничения, установленные на земельном участке, которые, как правило, снижают стоимость такого участка, подлежат компенсации. Компенсация может быть выплачена различными способами: денежная компенсация (что является единственно возможной компенсацией при изъятии для государственных или муниципальных нужд), снижение арендной платы за землю, назначение налоговых льгот, выплата соответствующей суммы денег за установление обременения на земельном участке. Компенсационные выплаты будут различны для разных видов режимных и режимообразующих объектов.

Любой ущерб, нанесенный земельному участку или причиненный правообладателю, принято делить на прямой и эксплуатационный. К прямому ущербу принято относить тот ущерб, который возникает в результате отчуждения имущества, конфискации или реквизиции. Эксплуатационный ущерб включает в себя убытки, которые возникли вследствие ограничения хозяйственной деятельности в ЗОУИТ [9, 10].

При определении оттоков денежных средств учитывают размер убытков, которые понесут третьи лица, например, те правообладатели, которые столкнулись с ухудшением качественного состояния своих земель в результате деятельности других лиц.

В таком случае необходимо учитывать следующие факторы:

- реальный ущерб, причиненный ограничением хозяйственной деятельности;

- упущенная выгода лица, чьи права ограничены или нарушены;

- денежная компенсация, необходимая для восстановления нарушенных прав;

- убытки, которые правообладатель, землепользователь или землевладелец понесет в случае чрезвычайных ситуаций [11, 12].

Упущенная выгода также делится на прямую и косвенную. Прямая выгода включает непосредственно уменьшение выхода продукции на земельном участке, на котором установлена ЗОУИТ. Косвенная упущенная выгода связана с ухудшением состояния окружающей среды.

ГКУ должен являться отправной точкой для следующей ступени - юридической регистрации ограничений в использовании земель. Это связано с тем, что особые условия использования земель влекут за собой и последствия экономического характера для земельного рынка [13, 14].

Ключевыми направлениями формирования эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в части учета особых условий являются: зонирование земель сельскохозяйственного назначения с выделением зон по степени и характеру воздействия на аграрное производство, формирование зон с особыми условиями использования межселенных территорий и территориальных зон в населенных пунктах и т. д. [1, 15, 16].

Заключение

1. По итогам рассмотрения проблемы ГКУ ЗОУИТ можно сделать вывод о том, что стратегический подход к принятию решений при управлении земельными ресурсами должен быть несколько иным.

2. Необходимо системно учитывать ЗОУИТ: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и зоны охраняемых объектов.

3. Немаловажно учитывать и такой фактор, как финансирование работ, которое должно поступать как из федеральных фондов, так и из фондов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также финансирование частными лицами, в собственности которых находятся режимные и режимообразующие объекты.

4. ГКУ ЗОУИТ является самостоятельным разделом в сфере государственного учета, а также государственной оценки и крайне важен как для научной, историко-культурной, эстетической, оздоровительной сферы жизни, так и для рационального использования и охраны земли [11].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве [Электронный ресурс] : постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. № 363-ПП // Официальный сайт Мэра Москвы. - Режим доступа : https://www.mos.ru/authority/documents/doc/31555220/ (дата обращения: 09.02.2018).

2. Антропов Д. В. Особенности землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. -№ 11. - С. 6-10.

3. Антропов Д. В., Жданова Р. В., Гвоздева О. В. Учет влияния зон с особыми условиями использования территорий при формировании эффективной системы сельскохозяйственного землепользования // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2016. - № 4. -С. 15-17.

4. Гальченко С. А., Николаев Э. А. Поэтапное формирование необходимых мероприятий как основа методики планирования использования земельных ресурсов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 1. - С. 179-183.

5. Жарников В. Б. Рациональное использование земель и основные условия его реализации // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 3. - С. 171-179.

6. Мишина З. А. Экономическая эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. - 2011. - № 5 (6). - С. 51-63.

7. Рассказова А. А. Определение факторов, оказывающих влияние на эффективность сельскохозяйственного землепользования в регионе // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2014. - № 10. - С. 61-64.

8. Варламов А. А., Гальченко С. А., Клюшин П. В. Современные проблемы развития агропромышленного комплекса России // Аграрная Россия. - 2015. - № 6. - С. 18-22.

9. Хабарова И. А., Непоклонов В. Б. Российский и зарубежный опыт прогнозирования и планирования использования земель // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2017. -№ 3. - С. 100-104.

10. Желонкина Е. Э., Валиев Д. С. Эколого-экономическая оценка лесного массива на примере поселка Шапша Ханты-Мансийского автономного округа (Югория) // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2017. - № 1. - С. 66-70.

11. Волков С. Н, Комов Н. В., Хлыстун В. Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. -2015. - № 3. - С. 3-7.

12. Бочарова А. А., Жарников В. Б. Основные условия рационального использования земель лесного фонда // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 3 (19). - С. 69-77.

13. Хабаров Д. А., Давыдова А. А. Эффективность государственного учета зон с особыми условиями использования территорий // Славянский форум. - 2016. - № 4 (14). -С.228-236.

14. Дручинин С. С. О мониторинге объектов недвижимости: история вопроса, предлагаемая технология ведения // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2016. - № 1. - С. 78-81.

15. The solutions of the agricultural land use monitoring problems / V. V. Vershinin, A. A. Murasheva, V. A. Shirokova, A. O. Khutorova, D. A. Shapovalov, V. A. Tarbaev // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11, No.12. - P. 5058-5069.

16. Jacobson R. A., Lainey V. Martian satellite orbits and ephemerides // Planetary and space science. - 2014. - Vol. 102, No. C. - P. 35-44.

Получено 05.03.2018

© В. Б. Непоклонов, И. А. Хабарова, Д. А. Хабаров, С. С. Дручинин, 2018

ABOUT EFFICIENCY OF STATE CADASTRAL REGISTRATION OF ZONES WITH SPECIAL LAND USE CONDITIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Victor B. Nepoklonov

Moscow State University of Geodesy and Cartography, 4, Gorokhovsky Per. St., Moscow, 105064, Russia, Dr. Sc., Senior Researcher, Acting Pro-rector for Scientific Work , phone: (499)261-69-53, e-mail: nauka@miigaik.ru

Irina A. Khabarova

Moscow State University of Geodesy and Cartography, 4, Gorokhovsky Per. St., Moscow, 105064, Russia, Senior Teacher, Department of Cadastre and Bases of Land Law, phone: (499)404-12-20, e-mail: irakhabarova@yandex.ru

Denis A. Khabarov

Moscow State University of Geodesy and Cartography, 4, Gorokhovsky Per. St., Moscow, 105064, Russia, Assistant, Department of Space Monitoring and Ecology, phone: (499)267-27-72, e-mail: khabarov177@yandex.ru

Sergey S. Druchinin

Moscow State University of Geodesy and Cartography, 4, Gorokhovsky Per. St., Moscow, 105064, Russia, Leading Engineer of Information Management, phone: (903)972-64-43, e-mail: druchinin.sergei@yandex.ru

The article considers theoretical positions of efficiency and effect from state cadastral registration of zones with special territory use conditions. The concepts of efficiency and effect are considered, the goals are indicated, as well as a group of indicators applied to zones with special territory use conditions. The article deals with the concepts of lost profits and real damage. The authors of the article note the necessity of systemic character in the state cadastral registration of zones with special territory use conditions, as well as proper financing of such works. The authors conclude

that the strategic approach to decision-making in land administration should be somewhat different. At the same time, the key directions in the formation of effective use of agricultural land with regard to special conditions are: zoning of agricultural land with the allocation of zones by the degree and nature of the impact on agricultural production, the formation of zones with special conditions for use of inter-settlement territories and territorial zones in populated areas and so on.

Key words: State cadastre of real estate, state cadastral registration of zones with the special territory use conditions, restriction, encumbrance, efficiency, effect, land parcel.

REFERENCES

1. Resolution of the Government of Moscow from April 28, 2009 No. 363-PP. On measures to ensure the establishment of state cadastre registration of land in the city of Moscow. Retrieved from https://www.mos.ru/authority/documents/doc/31555220/ (reference date: 09.02.2018) [in Russian].

2. Antropov, D. V. (2012). Features of land use in zones with special conditions of use of territories. Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii [Property Relations in the Russian Federation], 11, 6-10 [in Russian].

3. Antropov, D. V., Zhdanova, R. V., & Gvozdeva, O. V. (2016). Accounting for the influence of zones with special conditions for the use of territories in the formation of an effective system of agricultural land use. Mezhdunarodnyi selskokhoziaistvennyi zhurnal [International Agricultural Journal], 4, 15-17 [in Russian].

4. Gal'chenko, S. A., & Nikolaev, Eh. A. (2017). Step-by-step formation of necessary measures as a basis for land use planning methodology. Sbornik materialov Interekspo GEO-Sibir'-2017: Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: T. 1. Ekonomicheskoe razvitie Sibiri i Dal'nego Vostoka. Ekonomika prirodopol'zovaniia, zemleustroistvo, lesoustroistvo, upravlenii e nedvizhimost'iu [Proceedings of Interexpo GEO-Siberia-2017: International Scientific Conference: Vol. 1. Economic Development of Siberia and the Far East. Enviromental Economics, Land Management, Forestry Management and Property Management] (pp. 179-183). Novosibirsk: SSUGT Publ. [in Russian].

5. Zharnikov, V. B. (2017). Rational land use and basic condition of its realization. Vestnik SGUGiT[Vestnik SSUGT], 22(3), 171-179 [in Russian].

6. Mishina, Z. A. (2011). Economic efficiency of agricultural land use in the Nizhny Novgorod region. VestnikNGIEI[VestnikNGIEI], 5(6), 51-63 [in Russian].

7. Rasskazova, A. A. (2014). Determination of the factors influencing the efficiency of agricultural land use in the region. Zemleustroistvo, kadastr i monitoring zemel [Land Management, Cadastre and Land Monitoring], 10, 61-64 [in Russian].

8. Varlamov, A. A., Galichenko, S. A., & Klyushin, P. V. (2015). Modern problems of development of agricultural complex in Russia. Agrarnaya Rossiya [AgriculturalRussia], 6, 18-22.

9. Khabarova, I. A., & Nepoklonov, V. B. (2017). Russian and foreign experience in forecasting and planning of land use. Izvestiya vuzov. Geodeziya i aerofotos"emka [Izvestiya Vuzov. Geodesy andAerophotography], 3, 100-104 [in Russian].

10. Zhelonkina, E. Eh., & Valiev, D. S. (2017). Ecological and economic assessment of the forest area on the example of Shapsha village of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug (Yugoria). Zemleustroistvo, kadastr i monitoring zemel [Land Management, Cadastre and Land Monitoring], 1, 66-70 [in Russian].

11. Volkov, S. N., Komov, N. V., & Khlystun, V. N. (2015). How to achieve effective land management in Russia? Mezhdunarodnyi selskokhoziaistvennyi zhurnal [International Agricultural Journal], 3, 3-7 [in Russian].

12. Bocharova, A. A., & Zharnikov, V. B. (2012). The main conditions for the rational use of forest land. VestnikSGGA [VestnikSSGA], 3(19), 69-77 [in Russian].

Вестник CTyTuT, Tom 23, № 2, 2018

13. Khabarov, D. A., & Davydova, A. A. (2016). Efficiency of state cadastral registration of zones with special land use conditions. Slavyanskij forum [Slavic Forum], 4(14), 228-236 [in Russian].

14. Druchinin, S. S. (2016). On the monitoring of real estate: the history of the issue, the proposed technology of reference. Izvestiya vuzov. Geodeziya i aerofotos"emka [Izvestiya Vuzov. Geodesy and Aerophotography], 1, 78-81 [in Russian].

15. Vershinin, V. V., Murasheva A. A., Shirokova V. A., Khutorova A. O., Shapovalov D. A., & Tarbaev V. A. (2016). The solutions of the agricultural land use monitoring problems. International Journal of Environmental and Science Education, 11(12), 5058-5069.

16. Jacobson, R. A., & Lainey, V. (2014). Martian satellite orbits and ephemerides. Planetary and space science, 102(C), 35-44.

Received 05.03.2018

© V. B. Nepoklonov, I. A. Khabarova, D. A. Khabarov, S. S. Druchinin, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.