Научная статья на тему 'Об эффективности борьбы с таможенными преступлениями.'

Об эффективности борьбы с таможенными преступлениями. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1076
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СФЕРА / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесникова М. Н.

В статье рассматриваются некоторые вопросы повышения эффективности борьбы с преступлениями в таможенной сфере. Определены и обоснованы основные факторы детерминирующие реформирование таможенной политики с учетом соответствующей современным реалиям концепции уголовно-правовой борьбы с таможенными преступлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колесникова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the effectiveness of struggle against customs crimes

The article views some questions of increasing effectiveness of struggle against crimes in the customs sphere. The author defines and proves the main factors determining reforming of the customs policy taking into account the concept of criminal-legal struggle against customs crimes corresponding to the modern realities.

Текст научной работы на тему «Об эффективности борьбы с таможенными преступлениями.»

М Н. Колесникова

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

Работа представлена кафедрой уголовного процесса, криминалистики оперативно-розыскной деятельности Байкальского государственного университета экономики и права. Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор А. А. Протасевич

В статье рассматриваются некоторые вопросы повышения эффективности борьбы с преступлениями в таможенной сфере. Определены и обоснованы основные факторы детерминирующие реформирование таможенной политики с учетом соответствующей современным реалиям концепции уголовно-правовой борьбы с таможенными преступлениями.

243

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

The article views some questions of increasing effectiveness of struggle against crimes in the customs sphere. The author defines and proves the main factors determining reforming of the customs policy taking into account the concept of criminal-legal struggle against customs crimes corresponding to the modern realities.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, открытие российской экономики мировому рынку привели к криминализации общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с действующим законодательством таможенные органы Российской Федерации производят дознание по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции, в частности, контрабанде (ст. 188 УК РФ); незаконном экспорте технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

К числу наиболее опасных и высоколатентных преступлений в сфере экономической деятельности относится контрабанда. Общественная опасность этого преступления выражается в его многообъектности. Оно посягает как на общественные отношения по обеспечению порядка таможенной идентификации товаров и иных предметов, так и альтернативно или одновременно на основные экономические интересы РФ, ее военную безопасность, безопасность здоровья населения и общественную нравственность, безопасность человечества.

Контрабанда зачастую совершается организованными группами, в том числе транснациональными. Средства, полученные в результате совершения этого преступ -ления, используются в целях финансирования терроризма. В то же время контрабанда является способом организации, осу-

ществления сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; а также оружия, его составных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Низкая эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой объясняется не только про-бельностью, противоречивостью законода-тельства, но и недостаточностью криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных преступлений.

Следует выделять материально-технические, организационные, экономические, а также правовые факторы, снижающие эффективность борьбы с таможенными преступлениями.

Среди правовых факторов, в частности, полагаем возможным отметить высокий уровень бланкетности диспозиций уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за таможенные преступления; нестабильность отраслевого (таможенного, уголовного, налогового и др.) законодательств; межотраслевая казуистич-ность законодательства; недостатки законодательной техники; пробельность законодательства.

В то же время нельзя не учитывать организационные факторы, снижающие эффективность борьбы с таможенными преступлениями. Среди них отметим следующие.

1. Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, необоснованная передача материалов по подследственности, ведение административного производства вместо возбуждения уголовного дела из-за чего ряд доказательств по делу своевремен-но не фиксируется установленными УПК РФ средствами.

В ряде таможен сложилась практика, когда месяцами, а порой и годами не рас-

Об эффективности борьбы с таможенными преступлениями

сматриваются материалы, содержащие данные об уклонении от уплаты таможенных платежей, их незаконно пересылают из одной таможни в другую, пока не истекают сроки давности для привлечения к уголов -ной ответственности, после чего выносят постановления об отказе в возбуждении дела, дела сдают в архив.

Таможенные органы отказывают в воз -буждении уголовных дел по каждому второму материалу. Количество отказных материалов примерно на треть превышает количество материалов, по которым были возбуждены дела. Исследование показало распространенность необоснованных отказов.

2. Не основанное на законе прекращение уголовных дел.

В последнее время хорошо разработан специальный механизм для «законного» прекращения дел. По уголовным делам практически не проводится никаких мер по установлению лиц, совершивших преступления, дела необоснованно приостанавливаются, находятся без движения до момента истечения срока давности. Потом дознание возобновляется с одной целью - прекратить дело.

Высокие показатели прекращенных и приостановленных дел дознавателями таможенных органов объясняются непроведением необходимых неотложных след -ственных действий, невыполнением обязательных требований к проведению процессуальных действий и т. д. Большинство прекращенных дел прекращено по «истечению сроков давности, что свидетельствует о допускаемой таможенными органами при проведении дознания волоките. Отсутствует оперативное сопровождение при проведении дознания со стороны оперативно-розыскных подразделений таможенных органов. Сложившееся положение объясняется тем, что руководители некоторых таможенных органов не понимают значимости выполнения правоохранительной функции, не занимаются укомплектованием отделов дознания, поручают им выполнение несвойственных функций.

3. Несвоевременное решение вопросов о задержании, аресте, непринятие активных мер к розыску скрывшихся преступников, незаконное прекращение уголовных дел. В последние годы снижается число возбужденных дел о контрабанде.

4. Рост числа приостановленных, прекращенных дел. В основном дела прекращались за истечением срока давности для привлечения лица к уголовной ответственности, что отрицательно характеризует работу по борьбе с преступностью, так как связано либо с неустановлением лиц, совершивших преступления, либо с несвоевременным возбуждением уголовных дел. По большинству расследуемых уголовных дел к ответственности привлекаются второстепенные участники, а организаторы остаются безнаказанными. Единичны факты разоблачения международных преступных группировок.

5. Низкий уровень взаимодействия соответствующих подразделений правоохранительных органов (МВД, ФСБ, органов прокуратуры РФ).

6. Высокий уровень вовлеченности в совершение таможенных преступлений сотрудников правоохранительных органов, что особенно характерно для Северо-Кав-казского региона.

Кроме того, криминальные структуры проявляют значительную активность в ча-сти внедрения своих людей в таможенные органы. Например, были попытки внедриться в работу подразделений, связанных с использованием вычислительной техники. За большие взятки таможенникам неоднократно предлагали совершить незаконный съем информации и ее продажу. В этом нередко бывают заинтересованы и сами коррумпированные таможенные чиновники1 .

Среди экономических факторов, влияющих на эффективность борьбы с таможенными преступлениями, следует назвать деятельность некоторых коммерческих банков, которые вовремя не перечисляют сред -ства в бюджет, дают таможенным органам информацию о якобы поступившей на сче-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

та участников ВЭД валютной выручке, хотя на самом деле она не поступает, занимаются рисковыми операциями, пользуясь «таможенными деньгами» и т. д., не исключается вероятность сговора банковских и таможенных.

Очевидно, что в этих условиях должна быть разработана концепция уголовно-правовой борьбы с таможенными преступлениями соответствующая современным реалиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Попов И. Реформирование следов коррупции // Сегодня. 1997. 25 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.