Научная статья на тему 'Об архитектуре компьютерных обучающих систем на основе мультиагентных систем'

Об архитектуре компьютерных обучающих систем на основе мультиагентных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
145
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ / АГЕНТЫ / МУЛЬТИАГЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ / Learning Object / agent / multi-agent system

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Иванов С. Н., Кудинов В. А.

В статье описывается применение мультиагентных систем в системе образования, а так же приводится пример архитектуры такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Иванов С. Н., Кудинов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ARCHITECTURE OF COMPUTER LEARNING SYSTEM BASED ON THE MULTI-AGENT SYSTEMS

The article describes the use of multi-agent systems in the education system and also describes an example of architecture of the system.

Текст научной работы на тему «Об архитектуре компьютерных обучающих систем на основе мультиагентных систем»

УДК 004:37

ОБ АРХИТЕКТУРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИАГЕНТНЫХ СИСТЕМ

© 2010 С. Н. Иванов1, В. А. Кудинов2

1 аспирант каф. программного обеспечения и администрирования информационных систем e-mail: serge.ivanov.nk@gmail.com 2канд. пед. наук, проректор по НИР e-mail: kudinovva@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье описывается применение мультиагентных систем в системе образования, а так же приводится пример архитектуры такой системы.

Ключевые слова: объект обучения, агенты, мультиагентные системы.

В данной статье компьютерную обучающую систему [Рыкова, Рыков 2004] рассматриваем как интеграцию двух ключевых технологий: мультиагентных систем и объектов обучения. Система состоит из трех слоев: участники образовательного процесса (в данной статье будем подразумевать студентов), слой знаний, состоящих из множества объектов обучения, и мультиагентная система, которая отвечает за взаимодействие между слоями.

Многие учебные материалы распространяются с использованием вебтехнологий, и большинство из них в настоящее время разработаны для конкретных целей. Например, учебные курсы обычно разработаны для определенной технологии, и их содержание, вероятно, не будет повторно использоваться либо будет использоваться нечасто. Чтобы решить вопрос повторного использования как с точки зрения педагогов, так и учащихся, была предложена концепция «объект обучения».

Объектом обучения (ОО) является любой логический объект, как электронный, так и неэлектронный, который может быть использован в обучении, образовании и тренировке [IEEE Standard 2002; Зайцева, Буль 2006]. Другое определение ОО - это электронный источник, который уникально обозначен метаданными и может быть многократно использован для поддержки и улучшения организации процесса обучения [Зайцева, Буль 2006]. Декомпозиция учебных материалов на ОО аналогична декомпозиции объектно-ориентированных программ, состоящих из объектов и классов. Декомпозиция учебных материалов в ОО, позволяет использовать знания для обучения различных студентов в зависимости от их подготовки.

В зависимости от роли, которую агенты выполняют в их среде исполнения, их свойства могут сильно различаться [Там же]. Тем не менее есть общий набор свойств, который включает в себя: автономность, активность, реактивность и адаптивность. Агенты тоже должны знать предпочтения пользователей и адаптироваться к ним [Jennings, Wooldridge 1998]. Общепринято, что агент - это сущность, которая способна к гибкой интеллектуальной автономной активности для выполнения задач проектирования без постоянного вмешательства и руководства людьми.

Мультиагентные системы (МАС) состоят из множества агентов, которые взаимодействуют друг с другом. Каждый агент обычно имеет контроль над некоторыми элементами окружающей среды, поэтому они разрабатываются и

реализуются как набор взаимодействующих между собой отдельных агентов. В [Luck, McBurney, Preist 2003] отмечают, что МАС обеспечивают естественную основу для обучения принятия решений в сложной предметной области. Также МАС могут содержать неточные данные, которые появляются в результате взаимодействия многих сложных компонент. В предложенной архитектуре агенты предоставляют средства для управления процессами в данной предметной области.

Рассмотрим детально архитектуру системы, основанной на мультиагентном подходе. Функциональность системы основана на пяти агентах: Агент студента, Агент учета, Моделирующий агент, Агент объектов обучения и Оценивающий агент. Каждый агент разработан в соответствии с главными функциональными требованиями, что обеспечивает динамичность и адаптивность учебных материалов для индивидуальных пользователей. Агенты позволяют системе стать функционально разделенной, так как каждый агент является автономным и имеет собственные социальные способности. В терминах адаптивного обучения, агенты позволяют не только динамически адаптировать учебный материал, но и изменять свое поведение для отдельно взятого студента, подстраиваясь под его нужды.

Автономность агентов (способность управлять своими действиями и внутренними состояниями) также повышает устойчивость системы. Реакционные и проактивные характеристики дают мультиагентной системе максимальную гибкость в различных ситуациях и совместимость с различными методиками обучения.

Агент студента ответственен за связь со студентами и обеспечивает интерфейс между системой и пользователем.

Агент учета собирает информацию о каждом студенте, он сложнее БД, так как должен обрабатывать и делать выводы на основе полученных данных, предоставленных другими агентами, и обеспечивать других агентов информацией, полученной в результате выводов, даже если информация не запрашивается.

Моделирующий агент ответственен за выполнение расчетов в соответствии с общим педагогическим подходом моделирования (таких как Байесовское сети или нечеткой логики), который создает модели навыков студентов и целей обучения, таким образом моделируются потребности каждого студента и необходимой ему информации. Моделирование происходит на основе подходящих данных, которые предоставил агент учета.

Агент объектов обучения управляет множеством объектов обучения и обеспечивает соответствующими объектами студентов, которые могут обучаться по разным методикам.

Оценивающий агент гарантирует, что объекты обучения будут представлены в индивидуальной и в адаптированной форме для каждого студента. Данный агент часто обновляет информацию о студенте, и поэтому любое изменение в усвоении данных отражается динамично.

Сценарий взаимодействия агентов в системе

Когда студент впервые входит в систему, Агент студента вступает в диалог со студентом, чтобы выяснить требования обучения студента. После предварительного анализа результатов, Агенту учета передается информация о требованиях вместе с предлагаемым уровнем знаний студента. Эти сведения сохраняются, а затем отправляются Моделирующему агенту, который затем отправляет результаты и инструкции Агенту объектов обучения. Это, в свою очередь, подготавливает первую серию объектов обучения, которая отправляется Агенту студента в соответствии с результатами анализа стиля обучения и уровенем сложности объектов обучения. Эти объекты обучения сначала отправляются к Оценивающему агенту, который проверяет

данные студента полученные от Агента учета, чтобы оценить подходят ли объекты обучения для этого студента. Если оценка положительна, серия объектов обучения отправляется Агенту студента (а затем и студенту) и сохраняется Агентом учета. Схема взаимодействия между агентами представлена на рисунке.

І

Студент Агент студента

Агентучета Моделирующий агент Агент объектов обучения Оценивающий агент

2: анализ

4: требования

^ 1C

3: сохранение 6: данные

9: объекты обучения

11: об ъекты обучени я

14: ре зульт оценки

юделпрованне 7: результат

8: инструкции

12: данные о студенте

13: оценка

Библиографический список

Jennings, N. R., Wooldridge, M. Applications of intelligent agents. Agent Technology Foundations, Applications and Markets. Berlin; New York: Springer-Verlag, 1998.

Luck, M., McBurney, P., Preist, C. Agent technology: Enabling next generation computing a roadmap for agent based computing. Southampton, UK: AgentLink, 2003.

Зайцева Л. В., Буль Е. Е. Адаптация в компьютерных системах на базе структуризации объектов обучения / Рижский Технический Университет, Латвия. Рига, 2006.

Рыкова Е. В., Рыков В. Т. Компьютерные обучающие системы и информационные потоки / Кубанский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет. Краснодар, 2004.

IEEE Standard for Learning Object Metadata. IEEE Std 1484.12.1™-2002. The Institute of Electrical and Electronics Engineers, Inc. 3 Park Avenue, New York, NY 100165997, USA, 6 September 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.