Научная статья на тему 'Об актуальности создания Детского кодекса в России'

Об актуальности создания Детского кодекса в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1210
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДЕТЯХ / ДЕТСКИЙ КОДЕКС / ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CHILDREN'S CODE / CIVIL-LAW STATUS OF THE MINOR / LEGISLATION ON CHILDREN / INTERESTS OF CHILD / FAMILY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бахман Анжела Равильевна

Рассматриваются предпосылки и целесообразность кодификации всех имеющихся на сегодняшний день норм российскогоправа, касающихся правового статуса несовершеннолетних, путем разработки и издания комплексного нормативного акта. Автор указывает на необходимость дискуссии по целому ряду принципиальных вопросов: о месте будущего Детского кодекса в системе российского законодательства, а также в системе семейного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On urgency of creation of the Childrens Code in Russia

Objective laws of life of all humankind define formation of the personality of the child; and the state always acts as the guarantor of the rights of the child. At present, in Russia the legal status of the personality of the child needs an interstate legal mechanism of maintenance and protection. To achieve it, it is necessary to develop a system of norms of the internal right, which would have real possibility of providing a complex of legal, social and economic guarantees for minors. The historical aspect of studying of the specified problem in the complex consideration of the problems of the family law deserves steadfast attention. Studying legal problems in the family and childhood sphere will allow offering constructive decisions. It is necessary to use the potential of the Russian and international law. And it is necessary to consider the category of the legal status of the child in the Russian Federation from positions of the theoretical approach, marking the priority of the international law at formation of a legal policy in the field of protection of motherhood, paternity and the childhood by the state. The analysis and use of scientific knowledge of the previous generations is a starting point for movement further. Carrying out reforms is urgent in the field of law when the state and the society have a severe need in the new knowledge allowing more precisely to regulate the relations in the sphere of protection of rights and interests of the child. Certainly, creation and formation of The Childrens Code should start from the operating Russian legislation and realities of our society, which will undoubtedly demand certain time. But before discussion on the variety of questions, it is necessary to state the place of the future Childrens code in the system of the Russian legislation, and also in the system of the family legislation, in particular its parity with the Family Code; the structure and content of this document. It is possible to assume that it will be a complex statutory act containing general and special parts. It should not duplicate the known norms of the aforementioned codes and other regulatory legal acts. It should focus on the minor citizen as a bearer of a special legal status. For this purpose the following should be done: 1. Study and generalization of the legislation and legal literature, which is available on the problem of the legal status of the minor during the various periods of the Russian history; 2. Study of history of development of protection of the rights and legitimate interests of children in Russia; 3. Definition of the place and degree of use of international experience in sphere of the protection of the rights of the child in the Russian legislation. Thus, it is necessary to pay special attention to the conventional principles and norms of international law, as a basis of development of the domestic legislation on children. It is very important to specify and, probably, enrich the conceptual devices of the branch of the family law.

Текст научной работы на тему «Об актуальности создания Детского кодекса в России»

А.Р. Бахман

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО КОДЕКСА В РОССИИ

Рассматриваются предпосылки и целесообразность кодификации всех имеющихся на сегодняшний день норм российского права, касающихся правового статуса несовершеннолетних, путем разработки и издания комплексного нормативного акта. Автор указывает на необходимость дискуссии по целому ряду принципиальных вопросов: о месте будущего Детского кодекса в системе российского законодательства, а также в системе семейного законодательства.

Ключевые слова: гражданско-правовой статус несовершеннолетнего; законодательство о детях; Детский кодекс; интересы ребенка; семейное законодательство.

Формирование личности ребенка определяется прежде всего объективными закономерностями жизни всего человечества, а гарантом прав ребенка всегда выступает государство. И в настоящее время в России правовой статус личности ребенка нуждается во внутригосударственном юридическом механизме обеспечения и защиты, для чего необходимо разработать систему норм внутреннего права, которая имела бы реальную возможность обеспечить комплекс юридических, социальных и экономических гарантий несовершеннолетних.

Заслуживает пристального внимания исторический аспект изучения указанной проблематики ввиду необходимости комплексного рассмотрения проблем семейного права. Изучение правовых проблем в сфере семьи и детства под углом истории позволит предложить их конструктивные решения. Необходимо использовать потенциал российского и международного права, а категорию правового статуса ребенка в Российской Федерации следует рассматривать с позиций историко-теоретического подхода, отмечая приоритетность международного права при формировании государством правовой политики в области охраны материнства, отцовства и детства.

Анализ и использование научных знаний предыдущих поколений являются отправной точкой для движения дальше. Особую актуальность это приобретает в период проведения реформ, в том числе в области права, когда у государства и общества возникает острая необходимость в новых знаниях, позволяющих более четко регулировать отношения в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Многие представители старшего поколения еще помнят фразу «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». «Счастье» было довольно условным у детей 1920-1940-х гг., учитывая репрессии их родителей, поскольку этим детям в будущем невозможно было реализовывать в полной мере конституционные и гражданские права (учеба, карьера, и пр.). На первое место выходил вопрос о классовой принадлежности родителей и, как следствие, ребенка, а не гражданско-правовой статус человека в социалистическом обществе. О детях просто забыли на начальных этапах построения светлого будущего для них же, ограничиваясь лишь лозунгами и девизами о светлом будущем советских детей. В 1924 г. в России была издана книга М.Н. Гернета «Социально-правовая охрана детства за границей и в России», в которой он указывал на неотложную необходимость создания Детского кодекса в России [1. С. 33]: «Из европейских стран ранее других вступила на путь такой законодательной деятельности

Англия. Здесь 21 декабря 1908 г. был издан Закон о детях, поставивший своей задачей собрать воедино и улучшить законоположения относительно защиты детей и молодежи, воспитательных и исправительных учреждений и юных правонарушителей» [1. С. 32]. В 1912 г. в Бельгии вышел подобного рода закон. В 1914 г. «Детский Кодекс» был принят в Италии [Там же. С. 37]. В других странах также обсуждался вопрос о принятии детских кодексов. В законодательной палате штата Нью-Йорк была создана комиссия по выработке детского уложения, приступившая к работе с конца 1920 г. Аналогичная работа велась и в Бразилии [Там же. С. 41-42]. Во второй половине 1922 г. вышло в свет издание «Охрана детства: сборник: официальные и методологические материалы по вопросам социальноправовой охраны детства». Гернет указывал: «Давно ощущается величайшая нужда в издании “Детского кодекса” в Москве. Создание “Детского кодекса” требует у нас громадной работы, так как у нас область защиты детства намечена в таких широких границах, которые не известны другим странам» [Там же. С. 42-43].

В период с 1920 по 1921 г. профессор Н.Н. Полянский собрал материал по детскому законодательству, но этот систематизированный сборник документов так и не был своевременно опубликован. Он «включал в себя следующие разделы:

1) органы общего попечения о несовершеннолетних;

2) охрана материнства и младенчества;

3) акты гражданского состояния, права и обязанности несовершеннолетних и других лиц по отношению к ним;

4) воспитание и обучение несовершеннолетних, охрана их здоровья (физическое воспитание);

5) обеспечение и имущественные льготы несовершеннолетних;

6) охрана труда несовершеннолетних;

7) передвижение несовершеннолетних;

8) меры борьбы с беспризорностью несовершеннолетних, их правонарушения и правонарушения против них;

9) гражданское совершеннолетие;

10) различные постановления, касающиеся несовершеннолетних, не вошедшие в предшествующие отделы» [Там же. С. 43].

Правительство молодой Советской Республики проигнорировало эту работу, и законодательство о детях десятилетиями представляло собой множество разрозненных и разного уровня нормативных актов. Основой оставался «Кодекс законов о браке, семье и опеке».

Разумеется, формирование Детского кодекса следует начинать исходя из действующего российского за-

конодательства и реалий нашего общества, что потребует, несомненно, определенного времени. Однако необходима дискуссия по целому ряду принципиальных вопросов: о месте будущего Детского кодекса в системе российского законодательства, а также в системе семейного законодательства, в частности о его соотношении с Семейным кодексом; о структуре и содержании этого акта.

Можно предполагать, что это будет комплексный нормативный акт, содержащий общую и особенную части. Он не должен дублировать известные нормы вышеупомянутых кодексов и иных нормативноправовых актов; в центре внимания должен быть сквозной субъект - несовершеннолетний гражданин -как носитель специального правового статуса. Для этого следует:

1) изучить и обобщить законодательство и юридическую литературу, имеющуюся по проблематике правового положения несовершеннолетнего в различные периоды российской истории;

2) изучить историю развития защиты прав и законных интересов детей в России;

3) определить место и степень использования международного опыта в сфере защиты прав ребенка российским законодательством.

Следует обратить особое внимание на общепризнанные принципы и нормы международного права как на основу развития отечественного законодательства о детях. Очень важно уточнить и, может быть, обогатить понятийный аппарат отрасли семейного права, основываясь на взглядах русских юристов, для чего раскрыть содержание и объем таких понятий, как «правовой статус несовершеннолетнего», «интересы ребенка», «родительская власть», «семья», «родство» и др.

Ребенка следует рассматривать как самостоятельного субъекта права, а не как зависимый объект власти родителей, в отличие от римского права, где ребенок являлся собственностью родителей и на которого безраздельно распространялась родительская власть. Соответствующие нормы СК РФ исходят из основополагающего принципа: правовое положение ребенка в семье определяется с позиции интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей). Легальное определение понятия «ребенок» дается в ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» и в СК РФ. Согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Способность ребенка иметь права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется гражданским законодательством (ст. 21, 26-28 ГК РФ) и соответствующими статьями Семейного кодекса РФ. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак - п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация - ст. 27 ГК РФ) не означает, что его нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе (например, п. 2 ст. 120 СК РФ).

Возникает вопрос: являются ли применяемые в СК РФ и ГК РФ термины «ребенок», «дети», «несовершеннолетний» синонимами, а понятие, обозначенное этими терминами, - единым? В семейном законодательстве

закреплены лишь основные права ребенка: жить и воспитываться в семье (в родной или приемной), знать своих родителей (насколько это возможно); выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57 СК РФ); права на заботу и на воспитание своими родителями, на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ); на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); право на совместное проживание с родителями и лицами, их заменяющими (ст. 54, 148 СК); право ребенка на имя, фамилию, отчество (ст. 58 СК РФ) и др.

Однако помимо прав, которые предоставляет законодатель ребенку, можно сказать, что в семейном законодательстве закрепляется лишь часть этих прав и корреспондирующих им обязанностей со стороны иных субъектов семейного права. В связи с этим встает закономерный вопрос в определении содержания гражданско-правового статуса ребенка, в котором были бы уточнены и расставлены по приоритетам права, законные интересы, обязанности ребенка во всех тех отраслях права, в которых он является сквозным субъектом права. На наш взгляд, следует начинать с классификации детей (ребенка), поскольку ни для кого не является секретом, что до сих пор общая классификация отсутствует и нет единого критерия, по которому она могла и должна быть построена.

Как «сквозной субъект» права ребенок «вычленяется» во всей системе сложных отраслевых взаимосвязей. Так, ребенка мы различаем по состоянию здоровья (инвалиды с детства, дети, страдающие церебральным параличом, дети-инвалиды I, II, III групп и т.д.); ребенка мы также выделяем непосредственно из семьи любой модели (семьи полной, неполной, приемных семей; детских домов семейного типа; детских учреждений, в которых находится ребенок на воспитании и т. п.); ребенок присутствует в административных и уголовных правоотношениях (малолетние правонарушители и преступники); ребенок участвует в трудовых отношениях с работодателем. Таким образом, наблюдается присутствие и участие детей (ребенка) в различных по своей отраслевой природе правоотношениях. И если в семейные правоотношения ребенок вступает с рождения, то в многообразных гражданско-правовых отношениях он может участвовать с момента фактического вселения - по жилищному законодательству; в деликтных правоотношениях ребенок как будущий субъект учитывается еще до рождения (ст. 1088 ГК РФ); в наследственных правоотношениях он участвует и до, и после рождения (п. 1 ст. 116 ГК РФ). В уголовных и административных отношениях ребенок участвует в связи с совершением им или в отношении него преступления или правонарушения.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что мы наблюдаем пробелы правового регулирования участия детей в семейных правоотношениях, так как помимо норм семейного права применяются нормы гражданского, административного, уголовного, трудового права. Выход видится в кодифицировании имеющихся на сегодняшний день норм российского права, касающихся правового статуса несовершеннолетних, путем разработки комплексного нормативного акта, первона-

чальное название которого «Детский кодекс» дал в своем труде профессор М.Н. Гернет.

В данном межотраслевом комплексном акте можно было бы условно выделить блок гражданско-правовых отношений с участием несовершеннолетнего, а за единый критерий классификации в этом блоке взять, например, возрастной «ценз». Это может послужить теоретической базой (основой) для введения общей нормы права о дееспособности, в которой были бы упомянуты и иные категории детей, исходя, например, из состояния их здоровья и т.д. Эта норма могла бы стать универсальной и учитываться в последующем всегда и везде во всех иных классификациях, касающихся участия ребенка (детей).

Именно поэтому неслучайным является выступление 28 января 2010 г. на заседании Государственной Думы РФ депутата Нины Останиной: «Закон слишком неконкретен и не ставит перед собой глобальных целей по защите прав ребенка. Необходимо принять основополагающий государственный документ - Детский кодекс, который гарантировал бы каждому российскому ребенку право на достойную жизнь, воспитание в семье, бесплатное образование» [2. С. 1].

Следует оптимизировать законодательную базу о детях путем создания единого кодифицированного источника права - Детского кодекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гернет М.Н. Социально-правовая охрана детства за границей и в России. М. : Право и жизнь, 1924. 75 с.

2. иЯЬ: http://kprf.ru/dep/63219.html

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.