УДК 338(470+57)
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНАХ
СЕРГЕЕВ П.В.,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВО «Юго -Западный государственный университет»; e-mail: [email protected].
КОЛМЫКОВА Т.С.,
доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»; e-mail: [email protected].
ЕМЕЛЬЯНОВ С.Г.,
доктор технических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»; e-mail: [email protected].
Реферат. В статье отмечается, что вследствие проводимой макроэкономической политики, основанной на неоклассических принципах, происходит сокращение численности населения во многих регионах Российской Федерации. Отрицательная демографическая тенденция оказывает негативное воздействие на инвестиционно -предпринимательскую деятельность экономических субъектов и условия жизнедеятельности людей. В связи с этим, обосновывается необходимость согласованной социально-экономической политики на федеральном, региональном и местных уровнях в вопросах, связанных с развитием производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей рост качества жизни населения в муниципальных образованиях. Выполнение указанной цели может быть обеспечено в рамках программно-целевого планирования, основным инструментом реализации которого является целевая комплексная программа. Последняя представляет собой систему иерархически взаимосвязанных организационных, социальных, экономических и иных мероприятий, разработанных с учетом соответствующего распределения функционально-финансовых полномочий между участниками программы, сроков их осуществления, отражающих исторические, национальные, демографические и другие особенности муниципальных образований и обеспечивающих рост качества жизни населения в регионах. В статье представлен последовательный комплекс программных мероприятий, наиболее важным и сложным среди которых является ресурсное и информационное обеспечение программы. Источниками финансирования программы могут служить государственные и муниципальные бюджеты, средства коммерческих и общественных организаций, населения, иностранных резидентов, привлекаемых на договорной основе и другие. Информационное обеспечение программы предполагает гласность, достоверность и полноту информации по реализации программных мероприятий, выработку условий, стимулирующих участие инвесторов, выбор оптимального варианта инвестиционного проекта программы. В заключение отмечается, что целевая комплексная программа развития производственной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, являясь частным случаем программы социально-экономического развития регионов, будет способствовать улучшению качественных параметров жизнедеятельности людей и, соответственно, росту качества жизни населения в Российской Федерации.
Ключевые слова: региональная экономика, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура, программно-целевое планирование, качество жизни населения.
ABOUT THE ACTUALITY OF PROGRAM-TARGET PLANNING OF PRODUCTION AND SOCIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN REGIONS
SERGEYEV P.V.,
Doctor of Economic Sciences, Leading Research Fellow at the Southwestern State University; E-mail: [email protected]. KOLMYKOVA T.S.,
Doctor of economic sciences, professor of FGBOU VO "South-West State University"; E-mail: [email protected].
EMELYANOV S.G.,
Doctor of Technical Sciences, Professor, rector FGBOU VO "South-Western State University"; E-mail: [email protected].
Essay. The article notes that the effect of macroeconomic policy in Russia is to reduce the population in many regions. The negative demographic trend has a negative impact on the investment and entrepreneurial activities of enterprises and the quality of life. In this regard, the necessity of implementing social and economic policy at the federal, regional and local levels is substantiated. Such a policy should be aimed at developing the industrial and social infrastructure, ensuring the growth of the quality of life of the population. This goal can be achieved within the framework of program-targeted planning, the main instrument of which is the targeted integrated program. Such a program is a system of interrelated organizational, social, economic and other activities, developed taking into account the distribution of functional and financial powers among program participants. It must take into account the historical, national, demographic and other features of municipalities and ensure the growth of the quality of life of the population in the regions. The article presents a consistent set of program activities. The most important and complex issue is the resource and information support of the program. Sources of financing the program can serve as state and municipal budgets, funds of commercial and public organizations, the population, foreign residents, contracted and others. Information support of the program assumes publicity, reliability and com-
pleteness of information on its implementation. In conclusion, it is noted that the targeted integrated program for the development of industrial and social infrastructure in municipalities, being a special case of the program of social and economic development of the regions, will contribute to the growth of the quality of life of the population in the Russian Federation.
Keywords: regional economy, industrial infrastructure, social infrastructure, program-target planning, the quality of life.
Введение. Следствием современной макроэкономической политики, основанной на неоклассических принципах, утверждающих, что экономика - это внутренне стабильная система и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия, является депопуляция, т.е. «устойчиво существенное, вплоть до драматического, сокращение численности населения...» [6, с. 5]. Так, за период с 1980-1990 гг. по 2011 г. население Чукотского автономного округа сократилось на 70 %, Магаданской области - на 60 %, Мурманской области, Камчатского края, Республики Коми - на 30 %. Вместе с тем, за отмеченный период уменьшилось население центральных регионов России, Поволжского и Северо-Западного федеральных округов. По данным прогноза ООН численность населения в Российской Федерации в 2005 г. по сравнению с 2007 г. снизится на 21,1 % и составит в абсолютном исчислении 112 млн. человек [6; 13].
Сложившаяся негативная демографическая тенденция оказывает отрицательное влияние на предпринимательскую деятельность и инвестиционную привлекательность регионов и муниципальных образований. Кроме того, устойчивое сокращение численности населения сопровождается ухудшением условий жизнедеятельности людей, что делает еще более малопривлекательными соответствующие территории для постоянного проживания. Специалисты отмечают, что во многих регионах Российской Федерации происходит массовое переселение жителей из малых населенных пунктов в более крупные, значительное количество малых поселений ежегодно ликвидируется [6]. В связи с этим, приоритетным направлением в деятельности региональных органов государственной власти и местного самоуправления должны стать вопросы непосредственно связанные с развитием производственной и социальной инфраструктуры. Так, исследования, проведенные в сельских муниципальных образованиях Курской области, показали, что изменение индекса развития человеческого потенциала на 62,6 % находится под влиянием уровня развития производственной и социальной инфраструктуры [8; 9].
Материал и методика исследования. Патерналистская роль государства и местного самоуправления, проявляющаяся в развитии производственной и социальной инфраструктуры, определяется адекватной региональной социально-экономической политикой.
Обеспечение совместной целенаправленной деятельности государственных органов власти и местного самоуправления в вопросах, связанных с развитием производственной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях регионов, может быть достигнуто в рамках программно-целевого планирования, главным инструментом реализации которого является целевая комплексная программа. Обязательным условием успешной реализации данной программы является рациональное распределение функционально -финансовых полномочий между государственными органами власти и местного самоуправления. Согласимся с мнением ученых, которые отмечают, что причина обязательного выполнения данного условия состоит в том, что государственное централизованное управление не всегда в состоянии полностью учесть
потребности региона в инфраструктурном обеспечении
[1; 3; 10; 11].
С позиций прямого воздействия государства на развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах основными его функциями по отношению к последним являются обязательное соблюдение государственных минимальных социальных стандартов и делегирование необходимых функционально-финансовых полномочий муниципальным органам власти. Косвенное воздействие государства на развитие производственной и социальной инфраструктуры осуществляется посредством государственных заказов, предоставления государственных льгот в виде частичного или полного освобождения от налогов, предоставление субсидий и других преференций.
Наряду с государственной властью, местное самоуправление является конституционно закреплённой формой управления. В связи с этим в статье 130 Конституции Российской Федерации отмечается: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [5. - С. 916]. В этой статье, кроме четко определенного субъекта местного самоуправления - населения, сформулированы вопросы местного значения, под которыми подразумеваются задачи непосредственного обеспечения нормальной жизнедеятельности населения муниципальных образований регионов. В их состав Конституция Российской Федерации включает жилищное строительство и распределение жилья (ст. 40), муниципальное здравоохранение (ст. 41), управление муниципальной собственностью, охрану общественного порядка и иные вопросы местного значения (ст. 132 п.1).
В Федеральном законе № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 16 сентября 2003 года, функционально-финансовые полномочия местных органов самоуправлении, связанные с решением вопросов местного значения, более предметно обозначены в ст.14, 15, 17, 18, 49, 50,51,55, 56 и других.
По мнению авторов, целевая комплексная программа развития производственной и социальной инфраструктуры муниципальных образований регионов представляет собой систему иерархически взаимосвязанных организационных, экономических, социальных и иных мероприятий, разработанных с учетом строгого распределения функционально-финансовых полномочий между участниками программы, сроков их осуществления, отражающих исторические, национальные, демографические, другие особенности муниципальных образований и обеспечивающих реализацию их главной цели, состоящей в повышении качества жизни населения [7; 8; 9]. Важным условием успешной реализации данной программы является ее органическая увязка с программой социально-экономического развития региона в целом. При этом программа развития производственной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, являясь частным случаем программы социально-экономического развития региона, будет способствовать углублению, дополнению и конкретизации региональной социально-экономической политики.
Разработка и реализация целевой комплексной программы развития производственной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях региона может быть представлена в виде следующего последовательного комплекса мероприятий: обоснование необходимости разработки и реализации программы; проведение системного анализа развития производственной и социальной инфраструктуры и его информационного обеспечения; выявление проблем в развитии производственной и социальной инфраструктуры; определение приоритетного направления в развитии инфраструктуры; разработка комплекса программных мероприятий по реализации приоритетного направления с учётом распределения функционально-финансовых обязанностей между государственными и муниципальными органами власти; ресурсное и информационное обеспечение реализации программы; обсуждение, утверждение и опубликование целевой комплексной программы в средствах массовой информации; реализация программы и ее мониторинг.
Обоснование необходимости разработки и реализации программы связано с тем, что в условиях кризисной фазы социально-экономического цикла, проблему развития производственной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях регионов невозможно решить без применения программно-целевого планирования.
Для проведения системного анализа состояния и тенденций развития производственной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях регионов требуется большое количество информации, в связи с чем важным условием его осуществления является адекватное информационное обеспечение. Для этого необходимо использовать данные региональных комитетов государственной статистики, финансов, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, пенсионного фонда и других отраслевых и территориальных ведомств. Недостающую часть информации можно восполнить за счет проведения в муниципальных образованиях социологических опросов силами местных органов самоуправления и населения.
Результаты исследования. После обработки статистической информации и получения результатов системного анализа следует приступить к выявлению проблем в развитии производственной и социальной инфраструктуры регионов. Сущность и степень приоритетности этих проблем может быть определена на основе уровня удовлетворения потребностей населения в общественно значимых благах. Конкретно выразить этот уровень можно путем соотношения фактических и нормативных показателей:
Si = ПфШт,
где Si - уровень удовлетворения потребностей жителей муниципальных образований регионов в ьх общественных благах; Пфi , Пт - соответственно, фактические и нормативные показатели обеспеченности населения ьми общественными благами.
Чем больше показатель Si приближен к единице, тем меньше величина расхождения между нормативными и фактическими параметрами, тем выше уровень удовлетворения населения общественными потребностями и, наоборот. Ранжируя таким образом частные случаи показателя Si, можно выявить не только конкретные проблемы в развитии производственной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях регионов, но и степень их приоритетности (№). Последняя, находясь в обратно пропорциональной зависимости к уровню удовлетворения потребностей населения в общественных благах,
может быть выражена в виде алгоритма: № =1/51 Если Si < 0,5, а № > 2 - это обозначает высокую степень приоритетности проблем, если Si изменяется в пределах от 0,51 до 0, 7, а № - соответственно, от 1,9 до 1,4 - это средняя степень приоритетности проблем, если Si > 0,71, а № < 1,4 - это обозначает невысокую степень приоритетности проблем.
Попытка одновременного решения множества конкретно выявленных проблем с высокой степенью приоритетности (№ >2) вряд ли целесообразна, поскольку может привести к необоснованной распыленности материальных и финансовых ресурсов, что сделает достаточно проблематичной реализацию муниципальных и региональных программ. В связи с данным обстоятельством необходимо выбрать такую первоочередную проблему среди множества приоритетных, разрешение которой позволило бы целенаправленно сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на направлении, представляющем собой многомерный вектор. Для выбора такой проблемы необходимо руководствоваться следующими, разработанными в экономической литературе принципами: экономического ядра, предполагающего сосредоточение экономических ресурсов на направлении, в котором, как в фокусе, одновременно заключено множество частных проблем; первоочередного преодоления узких мест, представляющего собой выделение проблем, нерешенность которых воспроизводит дискомфорт, препятствующий нормальной жизнедеятельности населения; примата целей существенного улучшения социальных условий труда в процессе производства, заключающегося в первоочередном решении вопросов, связанных с созданием наилучших условий жителям в процессе производственной деятельности; достижения наибольших социальных результатов при минимальных затратах материальных ресурсов, предполагающих решение, в первую очередь, таких проблем, которые, несмотря на то, что не связаны со значительными издержками, позволят повысить степень социального благополучия местных жителей [7. - С. 54].
Руководствуясь указанными принципами, выбор приоритетных проблем в развитии производственной и социальной инфраструктуры целесообразно проводить с использованием методов математической статистики, экспертных оценок, экономико-математического моделирования, достаточно полно изложенных в трудах по данной проблематике [2, 4, 11, 12].
После определения приоритетных направлений в развитии производственной и социальной инфраструктуры муниципальных образований регионов необходимо разработать комплекс программных мероприятий по их реализации с учетом присущих функционально-финансовых обязанностей федеральным, региональным органам государственной власти и местному самоуправлению.
Основная функция федеральных органов государственной власти состоит в приведении количественных и качественных параметров инфраструктуры в муниципальных образованиях в соответствие с минимальными государственными социальными стандартами и в создании необходимых условий для ликвидации диспропорций в уровне жизни городского и сельского населения. Для выполнения этой функции на федеральном уровне необходимо осуществить следующие мероприятия: разработать и законодательно закрепить государственные минимальные социальные стандарты, адекватные условиям кризисного периода; обеспечить соответствующую систему финансирования государственных минимальных социальных стандартов; создать и увязать систему правового регулирования социальных проблем муниципальных образований с институцио-
нальным реформированием национальной экономики. Полагаем, что осуществив необходимые мероприятия, государство обеспечит, тем самым, необходимые условия для повышения жизненного уровня городского и сельского населения.
На основе нормативно-законодательных актов в регионах и муниципальных образованиях необходимо разработать планируемые значения потребностей жителей в благоустроенном жилье, дошкольном воспитании, школьном образовании, здравоохранении, торговле, бытовом обслуживании и т.д., а также сформировать комплекс финансовых, правовых и других мероприятий по их безусловной реализации. Комплекс мероприятий по развитию производственной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях необходимо увязать с финансово-бюджетной частью целевой программы социально-экономического развития регионов и более развернуто детализировать его по отдельным отраслям инфраструктуры (жилищной, здравоохранительной, просвещения и т.д.).
Последовательно структурированный комплекс программных мероприятий по развитию производственной и социальной инфраструктуры муниципальных образований регионов можно представить в виде «дерева целей».
Для успешной реализации разработанных мероприятий целесообразно разработать координационный и календарный планы с определением сроков и ответственных исполнителей.
Наиболее сложным этапом осуществления программы является её ресурсное обеспечение, поскольку социальная инфраструктура по своей природе является не столько доходообразующей, сколько доходопотреб-ляющей. Ресурсное обеспечение программы предполагает определение необходимого объёма ее финансирования, источников финансовых ресурсов, поиск инвесторов и создание для них условий, стимулирующих вложение инвестиций в приоритетное направление. В качестве таких условий могут выступать благоприятная налоговая политика, проводимая по отношению к инвесторам региональными органами государственной власти и местного самоуправления, гарантии возврата кредитов, упрощение организационной схемы привлечения инвесторов. При этом правовой механизм должен обеспечивать идентичные условия для всех инвесторов, финансирующих приоритетное направление. Непременным условием, необходимым для реализации приоритетного направления программы, является конкурсный отбор инвестиционных проектов.
Источниками финансирования программы могут служить федеральные и региональные государственные бюджетные и внебюджетные фонды, бюджеты муниципальных образований, средства коммерческих орга-
низаций, населения, иностранных инвесторов, привлекаемых на договорной основе и другие.
Информационное обеспечение программы предполагает гласность, достоверность и полноту информации по реализации программных мероприятий, определение условий, стимулирующих привлечение инвесторов, выбор инвестиционного проекта, соответствующего оптимальному варианту программы. Сбор, обработку и распространение информации необходимо осуществлять с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих её оперативную доступность.
Обсуждение целевой программы целесообразно проводить в два этапа: на первом - координационным советом, созданным из участников ее разработки; на втором (после утверждения ее советом и опубликования в открытой печати) - населением с целью внесения необходимых изменений и дополнений. После принятия программы законодательными органами власти, она приобретает силу закона и вступает в стадию реализации.
Выполнение программы предусматривает: нормативно-законодательную базу, состоящую из федеральных, региональных и муниципальных законодательных актов, соответствующих нормативных инструкций исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления; системы договорных отношений, обеспечивающих соответствующее «правовое поле» для выполнения намеченных мероприятий в рамках приоритетного направления; организационно -хозяйственный механизм, предполагающий создание организационных структур по реализации программы; определение последовательности выполнения намеченных мероприятий; финансовое обеспечение, предусматривающее источники финансирования и условия предоставления финансовых ресурсов; кадровое и информационное обеспечение реализации программных мероприятий; конкретные сроки исполнения, контроля и координации работ.
Для успешного выполнения программы необходимо осуществлять мониторинг ее реализации. На координационном совете следует периодически анализировать процессы реализации инвестиционных проектов и расходования финансовых ресурсов с целью их корректировки и осуществления контроля за деятельностью исполнителей.
Вывод. В заключение отметим, что целевая комплексная программа развития производственной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, являясь частным случаем программы социально-экономического развития регионов, несомненно, будет способствовать росту качества жизни населения в Российской Федерации.
Список использованных источников
1. Брагин Н.И., Колмыкова Т.С., Щербаков А.П. Структурно-инвестиционные преобразования в экономике: монография. - М.: Информ. - внедренческий центр «Маркетинг», 2008.
2. Замков О.О, Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. - М.: МГУ им М.В. Ломоносова, Изд-во «Дис», 1998. - 368 с.
3. Колмыкова Т.С., Мерзлякова Е.А. Государственные программы модернизации национального промышленного комплекса: направления и перспективы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 4. - С. 22-29.
4. Колмыкова Т.С., Мерзлякова Е.А. Компаративное исследование инновационного потенциала регионов // Регион: системы, экономика, управление. - 2015. - № 3 (30). - С. 140-148.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича.- М.: Юрайт. - М. Новая правовая культура, 2002. - 959 с.
6. Маркварт Э. Российское местное самоуправление перед главными вызовами современности // Российский экономический журнал. - 2016. - № 6. - С. 3-47.
7. Программно-целевое планирование: методология и практика / В.В. Кузнецов, В.В. Гарькавый, С.Ю. Маркин и др. - Ростов на-Дону, - 1998. - 90 с.
8. Сергеев П.В. Программно-целевое планирование социально-экономического развития муниципальных образований / П.В. Сергеев, В.П. Сергеев // Парадигмальные основания государственного управления: сравнительный опыт анализа России, Белоруссии, Украины: сборник научных статей международной научной конференции / Под общей ред. В.М. Ермакова - Курск: Изд-во Академии госслужбы. - 2013. - С. 272-275.
9. Сергеев В.П., Солошенко Р.В., Сергеева Л.В. Развитие производственной и социальной инфраструктуры сельских муниципальных образований: монография. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2010. - 143 с.
10. Сироткина Н.В., Черникова А.А. Методы и приемы эффективного индикативного управления // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2008. - № 2. - С. 69-71.
11. Сироткина Н.В. Управление человеческими ресурсами в условиях низкой мотивационной восприимчивости / Н.В. Сироткина, А.А. Черникова, Н.А. Полева. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. - 216 с.
12. Kolmykova T., Lukianykhina O., Baistriuchenko N., Lykianykhin V. International integration in innovative development of economy // Problems and Perspe HYPERLINK "https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1426391"c HYPERLINK "https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1426391 "tives in Management. 2015. Т. 13. - № 1. - С. 203-207 and 130.
13. Официальный сайт ООН. Режим доступа URL: http://esa.un.org/unpd/wpp/
List of sources used
1. Bragin N.I., Kolmykova T.S., Shcherbakov A.P. Structural and Investment Transformations in Economics: Monograph. - Moscow: Inform.-Innovative Center "Marketing", 2008.
2. Zamkov O.O., Tolstopyatenko ^V., Cheremnykh Yu.N. Mathematical methods in economics. - Moscow: MSU MV. Lomonosov, Publisher "Dis", 1998. - 368 p.
3. Kolmykova T.S., Merzlyakova E.A. State programs for the modernization of the national industrial complex: directions and prospects // Izvestiya Yugo-Zapadnogo Gosudarstvennogo Universiteta. Series Economics. Sociology. Management. - 2013. - № 4. - P. 22-29.
4. Kolmykova T.S., Merzlyakova E.A. Comparative study of innovative potential of regions // Region: systems, economics, management. - 2015. - № 3 (30). - P. 140-148.
5. Commentary on the Constitution of the Russian Federation / Ed. V.D. Karpovich. - Moscow: Yurayt - M .; New legal culture, 2002. - 959 p.
6. Markvart E. Russian Local Self-government in front of the main challenges of our time // Russian Economic Journal. - 2016. - № 6. - С. 3-47.
7. Programmatic planning: methodology and practice. V.V. Kuznetsov, V.V. Garkavy, S.Yu. Markin et al. - Rostov n / D, 1998.- 90 s.
8. Sergeyev P.V. Program-target planning of socio-economic development of municipalities / P.V. Sergeev, V.P. Sergeev // Paradigmal Foundations of Public Administration: Comparative Experience of Analysis of Russia, Belarus, Ukraine: a Collection of Scientific Articles of the International Scientific Conference / Under the General Ed. V.M. Ermakova. - Kursk: Publishing House of the Academy of Civil Service, 2013. - P. 272-275.
9. Sergeev V.P. Development of industrial and social infrastructure of rural municipal formations: Monograph / V.P. Sergeev, R.V. Soloshenko, L.V. Sergeeva. - Kursk: Publishing house Kursk. State. S.- H. - Ak., 2010. - 143 c.
10. Sirotkina N.V. Methods and techniques of effective indicative management / N.V. Sirotkina, A.A. Chernikov // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2008, No. 2. - P. 69-71.
11. Sirotkina N.V. Human resources management in conditions of low motivational susceptibility / N.V. Sirotkina, A.A. Chernikov, N.A. Field. - Voronezh: CPI "Scientific Book", 2012. - 216 p.
12. Kolmykova T., Lukianykhina O., Baistriuchenko N., Lykianykhin V. International integration in innovative development of economy // Problems and Pe HYPERLINK "https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1426391"r HYPERLINK "https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1426391"spectives in Management. - 2015. - Т. 13. - № 1. С. - 203-207 and 130.
13. Official website of the United Nations. Access mode. URL: http://esa.un.org/unpd/wpp/