Научная статья на тему 'ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ'

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
прикладная механика / детали машин / метрология / стандартизация и сертификация / материаловедение / экспертные исследования / инженерно-техническая экспертиза / автотехническая экспертиза / пожарно-техническая экспертиза / место происшествия.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Несмеянов А.А., Якоб А.А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с эффективностью организации образовательной деятельности при обучении судебных экспертов с точки зрения оценки необходимости и актуальности изучения ими основных дисциплин инженерной направленности. Анализируется взаимосвязь содержания данных дисциплин с конкретными видами экспертиз и методикой их проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-225-228 НЕСМЕЯНОВ Алексей Александрович,

NIION: 2018-0076-9/21-183 кандидат физико-математических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-382 доцент кафедры судебно-экспертной деятельности

Восточно-Сибирский институт МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ЯКОБ Андрей Анатольевич,

доцент кафедры огневой подготовки Краснодарский университет МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с эффективностью организации образовательной деятельности при обучении судебных экспертов с точки зрения оценки необходимости и актуальности изучения ими основных дисциплин инженерной направленности. Анализируется взаимосвязь содержания данных дисциплин с конкретными видами экспертиз и методикой их проведения.

Ключевые слова: прикладная механика, детали машин, метрология, стандартизация и сертификация, материаловедение, экспертные исследования, инженерно-техническая экспертиза, автотехническая экспертиза, пожарно-техническая экспертиза, место происшествия.

NESMEYANOV Alexey Alexandrovich,

PhD in Physics and Mathematics, associate professor, associate professor of the department forensic activity East Siberian Institute of the Ministry of Internal Af-fairs of Russia

YAKOB Andrey Anatolyevich,

associate professor of the Department of Fire Training Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ON THE RELEVANCE OF STUDYING INDIVIDUAL DISCIPLINES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF ENGINEERING AND TECHNICAL EXPERTISE

Annotation. The article discusses issues related to the effectiveness of the organization of educational activities in the training of forensic experts from the point of view of assessing the necessity and relevance of their study of basic engineering disciplines. The interrelation of the content of these disciplines with specific types of examinations and the methodology of their conduct is analyzed.

Key words: applied mechanics, machine parts, metrology, standardization and certification, materials science, expert research, engineering and technical expertise, auto technical expertise, fire technical expertise, accident scene.

На сегодняшний день, в действующем уголовно-процессуальном кодексе и юридической литературе термины «специалист», «эксперт» постоянно стоят рядом с термином «специальные знания». Этот термин является общим для многих статей, регулирующих участие специалиста и экспертов в уголовном судопроизводстве (например, ст. 57, 58 УПК) [1].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Если говорить непосредственно о судебной экспертизе, то Л.Г. Шапиро предлагает следующее определение: «Судебная экспертиза - это процессуальное действие, которое заключается в исследовании, проводимом экспертом для решения вопросов, требующих специальных знаний в различных областях человеческой деятельности, в соответствии с ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Феде-

рации" и соответствующим процессуальным законодательством РФ в целях установления обстоятельств, имеющих значение для конкретного дела, ход и результаты которого фиксируются в заключении эксперта» [2].

Один из крупнейших специалистов в экспертной практике М.С. Строгович справедливо указывает, что [3] «в основе экспертизы лежит определенная отрасль научного знания, заключение экспертов - доказательство, основанное на данных науки. Указание, что экспертиза назначается в случаях, когда при расследовании и рассмотрении дела необходимы специальные знания «в науке, технике, искусстве и ремесле», не следует, по нашему мнению, толковать так, что техника, искусство и ремесло противопоставляются науке и что допускается экспертиза, не основанная на данных науки. Различные вопросы техники, искусства и ремесла сами бывают объектом научного исследования, и поэтому всякая экспертиза должна быть основана на данных науки, хотя бы она и касалась вопросов техники, искусства и ремесла. Это не значит, что в качестве экспертов всегда должны выступать только научные работники, теоретики; экспертом могут быть и практические работники - инженеры, врачи и т.п., но для того, чтобы выступить в качестве эксперта, они должны при всех условиях обладать научными знаниями в данной специальности и их заключения должны опираться на данные науки. Эксперт исходит в своих выводах из подлинных научных положений, из достижений науки, выражающих закономерности изучаемых данной наукой явлений...». Неоднократно подчеркивается необходимость получения экспертом углубленных знаний в области науки и техники и в трудах одного из наиболее известных специалистов на сегодняшний день в области судебной экспертизы Е.Р. Россин-ской [4; 5].

Остановимся на некоторых аспектах использования вышеупомянутых научных знаний на практике, при проведении таких видов инженерно-технических экспертиз как пожарно-техниче-ская и автотехническая экспертиза.

Одним из важных направлений пожарно-тех-нической экспертизы является экспертиза строительных объектов, которая базируется на методах исследования пришедших из строительной механики [6]. Ответы на многие вопросы, возникающие при применении этих методов можно найти в одном из важнейших разделов механики - «Сопротивление материалов» - наука, основной целью которой является изложение методов расчёта элементов различных конструкций на прочность и жёсткость, с учетом физических свойств материалов, из которых они изготовлены. Данный раздел

изучается в рамках дисциплины «Прикладная механика».

Также очень актуальным является изучение тепловых воздействий на объекты экспертизы, которые обусловлены действием высоких температур вследствие пожара или взрыва. К основным видам повреждений, обусловленных ими, относятся вздутие, обгорание, оплавление, нагар, коробление. Химические воздействия обусловлены реакциями, происходящими под действием на объект экспертизы химически опасных веществ (грузов) или при взрывах. К основным видам повреждений, обусловленных химическим воздействием, относятся разъедание, вздутие, оплавление, отслаивание, нагар, коробление. Перечисленные повреждения исследуются в рамках проведения материаловедческих исследований [7].

Если говорить о судебной автотехнической экспертизе, то при выяснении и анализе факторов, сопутствующих любому дорожно-транспортному происшествию, одним из важнейших моментов проведения экспертных исследований является исследование характера движения автотранспортного средства перед аварией, т.е. определение его скорости, длины тормозного пути и т.д. Используемые же в нашей стране для определения данных характеристик традиционные методики изначально были разработаны на основе теоретической механики.

При проведении расследования ДТП также достаточно часто необходимо установление наличия и характера повреждений транспортных средств, обусловлены механическим взаимодействием объекта экспертизы с другими транспортными средствами или предметами. В специальной литературе к основным видам повреждений, обусловленных механическим воздействием, относят: царапины, выкрашивание, вмятины, задиры, выдавливание, сколы, отрывы, обрывы, срезы, выбивание, выпадание, отслаивание, разрывы, проколы, пробои, трещины, изменения расположения конструктивных элементов относительно друг друга (перекос, смещение, заедание, заклинивание, западание, биение, растяжение, скручивание, изгиб) и полное разрушение. Таким образом, здесь также хорошо видна необходимость изучения соответствующих разделов науки о свойствах материалов - «Сопротивление материалов», которая, как и раздел «Теоретическая механика» изучается в рамках ранее упомянутой дисциплины «Прикладная механика».

В результате изучения учебного материала по данному направлению закладываются базовые знания законов механического движения и взаимодействия материальных тел, методов изучения напряженно-деформированного состояния тел и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

расчета их на прочность и жесткость, оценки эксплуатационных характеристик механизмов, математического аппарата исследования особенности поведения механических систем в различных условиях и проведения расчетов на прочность и жесткость. Закрепить эти знания в дальнейшем помогает изучение такой дисциплины как «Детали машин».

Важность же материаловедческих исследований в связи с расследованием ДТП не вызывает сомнения, т.к. при проведении экспертных исследований в этом случае очень часто возникает необходимость решения задачи установления индивидуального тождества сравниваемых объектов, например. установление принадлежности частиц лакокрасочного покрытия, обнаруженных на месте происшествия покрытию конкретного транспортного средства. Необходимые первоначальные научные знания для проведения такого рода исследований обучающиеся получают в рамках дисциплины «Материаловедение».

К числу типовых задач, решаемых в процессе материаловедческих исследований, можно отнести такие задачи, как:

- обнаружение материальных следов на воздействующих объектах; классификация обнаруженных объектов, т.е. отнесение их к определенному классу материалов;

- идентификация элементов вещественной обстановки;

- получение данных, касающихся механизма образования следов - наслоений на взаимодействующих объектах;

- установление факта и механизма контактного взаимодействия объектов.

Необходимо также отметить, что еще одним из важнейших требований к любому автотехническому эксперту является знание им основ работы с комплексными системами общетехнических стандартов (ГСС, ЕСДП, ЕСТД, ЕСКД, МЭК, ГСИ), умение проведения измерений размерностей и параметров деталей машин, оценки уровня качества техники, оценки соблюдения правил её эксплуатации. Для получения базовых знаний по этому направлению здесь необходимо изучение дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».

Таким образом, очевидно, что приоритетным в организации обучения экспертов-автотехников и экспертов-пожаротехников должно быть развитие дисциплин инженерно-технического профиля. Однако в настоящее время распределение учебных часов согласно действующему учебному плану не в полной мере соответствует данному положению. Так, в первые два года обучения упор делается на дисциплины юридического и гуманитарного профиля, хотя в деятельности экспер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

та-автотехника и эксперта-пожаротехника такого рода знания не являются основными [8]. Объем часов по дисциплинам инженерного профиля в целом тоже не является достаточным.

Так же одним из достаточно критических моментов является исключение из учебного плана специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза», специализация - инженерно-технические экспертизы в 2020 г. такой дисциплины как «Компьютерно-графическое описание объектов исследования», дающей навыки подготовки графической интерпретации объектов экспертизы и схем места совершения преступления и являющейся базовой для целого ряда дисциплин инженерно-технического профиля [9].

Иными словами, на первоначальном этапе процесса образования инженерно-техническая составляющая закладывается недостаточно полно, в результате чего вместо эксперта-автотехника или эксперта-пожаротехника существует вероятность получения специалиста, компетентного скорее в области следствия или дознания. Таким образом, в настоящее время в целях повышения эффективности подготовки экспертов-автотехников и экспертов- пожаротехников и более полной реализации общепрофессиональных компетенций ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - специа-литета по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» [10], необходимо уделить дополнительное внимание распределению аудиторных часов по предусмотренным учебным планом дисциплинам. Так же является важным расширение взаимодействия с практическими органами, в первую очередь по направлению повышения эффективности организации учебной и производственной преддипломной практик в плане получения обучающимися всех необходимых навыков эксперта инженерно-технического профиля.

Список литературы:

[1] Баимбетов А.К. Судебная экспертиза как основная форма использования специальных знаний: теоретические и правовые аспекты // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. - 2012. - № 2 (26). - С. 153 - 155.

[2] Толстухина Т.В. Процессуальные основы межотраслевого института судебной экспертизы: соотношение понятий // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2012. - № 1-2.- С. 133 - 146.

[3] Гольчевский В.Ф., Власов Ф.М., Несмеянов А.А. и др. Теоретические основы решения практических задач автотехнической экспертизы. - Ч. 1: Базовые основы теории автотехнических

экспертиз. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ,

2014. - 216 с.

[4] Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по специальности 45.05.03. «Судебная экспертиза» / под ред. Е.Р. Россинской. - М.: Норма: ИНФРА-М,

2015. - 303 с.

[5] Россинская Е.Р. Судебные автотехнические экспертизы - актуальное направление высшего экспертного образования // Теория и практика судебной экспертизы. - 2008. - № 1(9). - С. 50 - 54.

[6] Попов И.А. Пожарно-техническая экспертиза // Эксперт. Руководство для экспертов органов внутренних дел / под ред. Т.В. Аверьяновой и

B.Ф. Стат-куса. - М.: КноРус, Право и закон, 2003. - 287 с.

[7] Несмеянов А.А. О роли изучения некоторых инженерно-технических дисциплин в системе подготовки специалистов по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. - № 4.- С. 152 - 155.

[8] Приказ МВД России от 11 января 2009 г. № 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[9] Чепурных Н.К. Применение современных технологий в преподавании технических дисциплин при подготовке судебных экспертов по направлению «Инженерно-технические экспертизы» // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 2-1. -

C. 155 - 161.

[10] Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 31 августа 2020 г. № 1136 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Spisok 1йегаШгу:

[1] ВатЬе^ А.К. Sudebnaya ekspertiza как osnovnaya forma ispol'zova-niya special'nyh znanij: teoreticheskie i pravovye aspekty // Vestnik ^йМа zakonodatel'stva i pravovoj ^огтасп Respubliki ^а1^ап. 2012. №2 (26). - S. 153 - 155.

[2] Tolstuhina T. V. Processual'nye osnovy mezhotraslevogo instituta sudebnoj ekspertizy : soot-noshenie ponyatij // Izvestiya TulGU. Ekonomi-cheskie i yuridicheskie nauki. 2012. №1-2.- S. 133 -146.

[3] Gol'chevskij V.F., Vlasov F.M., Nesmeyanov A.A. I dr. Teoreticheskie osnovy resheniya praktich-eskih zadach avtotekhnicheskoj ekspertizy. -Ch. 1: Bazovye osnovy teorii avtotekhniche-skih ekspertiz. - Irkutsk: FGKOU VPO VSI MVD RF,

2014.- 216 s.

[4] Estestvennonauchnye metody sudebno-ek-spertnyh issledovanij [Tekst] : uchebnik dlya studen-tov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po special'nosti 45.05.03. "Sudebnaya ekspertiza" / pod red. E. R. Rossinskoj. - M.: Norma: INFRA-M,

2015. - 303 s.

[5] Rossinskaya E.R. Sudebnye avtotekhnich-eskie ekspertizy - aktual'noe napravlenie vysshego ekspertnogo obrazovaniya // Teoriya i praktika sudebnoj ekspertizy. - 2008. - №1(9). - S. 50 - 54.

[6] Popov I.A. Pozharno-tekhnicheskaya ekspertiza //Ekspert. Rukovodstvo dlya ekspertov organov vnutrennih del /Pod red. T.V. Aver'yanovoj i V.F. Stat-kusa. - M.: KnoRus, Pravo i zakon, 2003. -287 s.

[7] Nesmeyanov A.A. O roli izucheniya nekoto-ryh inzhenerno-tekhnicheskih disciplin v sisteme podgotovki specialistov po special'nosti 40.05.03 Sudebnaya ekspertiza // Nauchnyj dajdzhest Vostoch-no-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2020. № 4. - S. 152 - 155.

[8] Prikaz MVD Rossii ot 11 yanvarya 2009 g. № 7 «Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii ekspertno-kriminalisticheskoj deyatel'nosti v sisteme MVD Rossii» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav-ochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

[9] CHepurnyh N.K. Primenenie sovremennyh tekhnologij v prepodava-nii tekhnicheskih disciplin pri podgotovke sudebnyh ekspertov po napravleniyu «Inzhenerno-tekhnicheskie ekspertizy» // Prepoda-vatel' HKHI vek. 2019. №2-1. - S. 155 - 161.

[10] Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 31 avgu-sta 2020 g. № 1136 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zo-vatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - spe-cialitet po special'no-sti 40.05.03 Sudebnaya ekspertiza» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz spra-vochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.