Научная статья на тему 'Об актуальности исследования профессиональной компетентности специалистов: анализ подходов'

Об актуальности исследования профессиональной компетентности специалистов: анализ подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / успешность профессиональной деятельности / профессиональная подготовка / цифровая трансформация образования / информационные технологии / стра-тегическая компетентность / психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности / professional competence / professional success / professional training / digital transformation of edu-cation / information technologies / strategic competence / psychological and pedagogical support of professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталия Сергеевна Суренская

В статье рассмотрены современные подходы исследований профессиональной компе-тентности специалистов. Выделены пять основных подходов, в рамках которых профессиональная компе-тентность понимается как совокупность приобретенных знаний, умений и навыков человека, специалиста; личностный конструкт, включающий в себя совокупность характеристик личности специалиста; способ вы-полнения трудовых функций, применимо к отдельно взятой деятельности, включающий тактики и стратегии реализации в труде; готовность и способность специалиста к реализации уже полученных знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности; определенный уровень профессиональной подготовки субъ-екта профессиональной деятельности и способность к выполнению профессиональных задач. Отмечены перспективные направления исследований профессиональной компетентности, основанные на учете инди-видуальных ресурсов компетентности, применения современных образовательных практик для ее форми-рования, развития стратегической компетентности в рамках профессионального взаимодействия, которые могут послужить основой для создания и реализации системного подхода, модели психологического сопро-вождения профессиональной деятельности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Relevance of the Study of Professional Competence of Specialists: Analysis of Approaches

The article considers modern approaches to the research of professional competence of special-ists. Five main approaches are identified, within the framework of which professional competence is understood as a set of acquired knowledge, skills and abilities of a person, a specialist; a personal construct that includes a set of characteristics of a specialist’s personality; the method of performing labor functions, applicable to a single activity, including tactics and strategies for implementation in labor; readiness and ability of a specialist to implement the already acquired knowledge, skills and abilities in professional activities; a certain level of professional training of the subject of professional activity and the ability to perform professional tasks. Promising directions of professional competence research, based on the consideration of individual competence resources, application of modern edu-cational practices for its formation, development of strategic competence as part of professional interaction, which can serve as a basis for the creation and implementation of a systematic approach, a model of psychological support of professional activity of specialists, are highlighted.

Текст научной работы на тему «Об актуальности исследования профессиональной компетентности специалистов: анализ подходов»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 10. С. 87-91 Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 10. P. 87-91

Научная статья УДК 159.9.072

https://doi.org/10.24158/spp.2023.10.12

Об актуальности исследования профессиональной компетентности специалистов: анализ подходов

Наталия Сергеевна Суренская

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, surenskaya2015@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы исследований профессиональной компетентности специалистов. Выделены пять основных подходов, в рамках которых профессиональная компетентность понимается как совокупность приобретенных знаний, умений и навыков человека, специалиста; личностный конструкт, включающий в себя совокупность характеристик личности специалиста; способ выполнения трудовых функций, применимо к отдельно взятой деятельности, включающий тактики и стратегии реализации в труде; готовность и способность специалиста к реализации уже полученных знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности; определенный уровень профессиональной подготовки субъекта профессиональной деятельности и способность к выполнению профессиональных задач. Отмечены перспективные направления исследований профессиональной компетентности, основанные на учете индивидуальных ресурсов компетентности, применения современных образовательных практик для ее формирования, развития стратегической компетентности в рамках профессионального взаимодействия, которые могут послужить основой для создания и реализации системного подхода, модели психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, успешность профессиональной деятельности, профессиональная подготовка, цифровая трансформация образования, информационные технологии, стратегическая компетентность, психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Суренская Н.С. Об актуальности исследования профессиональной компетентности специалистов: анализ подходов // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 10. С. 87-91. https://doi.org/10.24158/spp.2023.10.12.

Original article

On the Relevance of the Study of Professional Competence of Specialists:

Analysis of Approaches

Natalia S. Surenskaya

Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia, surenskaya2015@yandex.ru

Abstract. The article considers modern approaches to the research of professional competence of specialists. Five main approaches are identified, within the framework of which professional competence is understood as a set of acquired knowledge, skills and abilities of a person, a specialist; a personal construct that includes a set of characteristics of a specialist's personality; the method of performing labor functions, applicable to a single activity, including tactics and strategies for implementation in labor; readiness and ability of a specialist to implement the already acquired knowledge, skills and abilities in professional activities; a certain level of professional training of the subject of professional activity and the ability to perform professional tasks. Promising directions of professional competence research, based on the consideration of individual competence resources, application of modern educational practices for its formation, development of strategic competence as part of professional interaction, which can serve as a basis for the creation and implementation of a systematic approach, a model of psychological support of professional activity of specialists, are highlighted.

Keywords: professional competence, professional success, professional training, digital transformation of education, information technologies, strategic competence, psychological and pedagogical support of professional activity

Funding: Independent work.

For citation: Surenskaya, N.S. (2023) On the Relevance of the Study of Professional Competence of Specialists: Analysis of Approaches. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 87-91. Available from: doi:10.24158/spp.2023.10.12 (In Russian).

Изменения, которые происходят в настоящее время в обществе, обусловлены экономическими, социально-политическими, информационными, глобализационными процессами и напрямую влияют на науку, образование и производство. Цифровая трансформация различных видов

© Суренская Н.С., 2023

ПСИХОЛОГИЯ РЭУСНОЬООУ

деятельности напрямую отражается как на различных уровнях образования, так и на различных сферах профессиональной деятельности (Константинова, Кудаева, 2020). В рамках психологии труда, как известно, условно можно выделить два основных направления развития средств трудовой деятельности человека как непосредственного участника трудовых отношений. Первое направление связано с развитием средств труда как таковых, на основе научно-технического прогресса и достижений в различных сферах профессиональной деятельности. Второе направление сформировалось преимущественно в XX веке и основывается уже не столько на самих средствах труда, сколько на профессионализме специалистов, задействованных в трудовом процессе1. Для нас научный интерес представляет именно второе направление, так как оно связано с психологическим анализом субъекта труда, требованиям к его профессионально важным качествам и профессиональным компетенциям, накопленному опыту трудовой деятельности, индивидуальному стилю работы и т. п. Именно сегодня в контексте анализа современных аспектов профессиональной деятельности на первый план выходит качество трудовой жизни, результативность в труде, удовлетворенность и смысловое наполнение выполняемого труда, наличие соответствующего образования и квалификации для выполнения трудовых действий и операций в виде знаний, умений, навыков, компетенций.

На сегодняшний день понятие «компетентность» используется в различных отраслях научного знания: не только в психологии труда, но и в акмеологии, психологии образовательной деятельности, методологии профессионального образования (Коваль, Солянкина, 2013). В широком смысле под компетентностью подразумевается качество подготовки обучающегося (согласно федеральным государственным образовательным стандартам) и профессиональный потенциал успешности выполнения той или иной профессиональной деятельности (Корчемный, 2017). В рамках данной статьи тезисно раскроем основные подходы к исследованию профессиональной компетентности с акцентом на современных требованиях.

Проведенный анализ научной психологической литературы позволяет нам выделить следующие подходы к исследованию профессиональной компетентности (перечисление подходов идет не в порядке значимости, а с позиций раскрытия содержания).

В рамках первого подхода профессиональная компетентность понимается как совокупность приобретенных знаний, умений и навыков человека, специалиста, что позволяет оценить, в свою очередь, уровень его профессиональной подготовки. Помимо знаний, умений, навыков в «профессиональную компетентность» могут входить различные способности личности, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (Бернацкая, Лутовинов, Зубкова, 2022).

Второй подход к анализу профессиональной компетентности основывается на том, что компетентность является личностным конструктом, совокупностью личностных характеристик специалиста. При этом ключевое значение приобретают психологические качества работника, которые позволяют выполнять профессиональную деятельность самостоятельно и ответственно, что дает возможность, в свою очередь, успешно реализовывать трудовые действия и операции (Голянич, Бондарук, Тулупьева, 2018).

Третий подход подразумевает под профессиональной компетентностью способы выполнения трудовых функций, применимо к отдельно взятой деятельности, а также тактики и стратегии реализации профессиональной деятельности. Владение способами, приемами, методами выполнения определенной профессиональной деятельности основывается на полученных ранее знаниях, умениях, навыках в ходе получения соответствующего образования. В рамках данного подхода, при анализе профессиональной компетентности, внимание уделяется профессиональному опыту специалиста, его мыслительной активности, готовности принимать управленческие решения (Буров, Юнусова, 2014).

Четвертый подход говорит о том, что под профессиональной компетентностью понимают готовность и способность человека к реализации уже полученных знаний, умений, навыков в определенной профессиональной деятельности. В рамках данного подхода можно подчеркнуть, что одна из задач современного образования заключается в том, чтобы соответствующие знания, умения, навыки были максимально сформированы в рамках учебной деятельности, чтобы выполнение будущей профессиональной деятельности уже было бы успешно. Можно говорить о том, что профессиональная компетентность - это комплексная способность человека, ориентирующая его на решение определенных профессиональных задач2.

Пятый подход связывает профессиональную компетентность и существующий уровень профессионализма, мастерства специалиста. Профессиональная компетентность в рамках данного подхода подразумевает определенный уровень профессиональной подготовки субъекта

1 Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности : монография. М., 2004. 421 с.

2 Котлярова О.В., Потапова Е.П. Коммуникативная компетентность государственных и муниципальных служащих : монография. Владимир, 2018. 187 с.

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 10. С. 87-91. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 10. P. 87-91.

профессиональной деятельности и способность к выполнению профессиональных задач. Среди личностных характеристик, связанных с раскрытием профессиональной компетентности в труде, значимы такие, как ответственность, рефлексия по отношению к результатам своего труда, предвосхищение результатов деятельности, готовность принимать управленческие решения и действовать в условиях неопределенности (Селиванова, Санникова, 2020).

Обобщая вышерассмотренные подходы, можно отметить также и перспективные направления исследования профессиональной компетентности. Целесообразно подчеркнуть, что развитие специалиста в профессиональной деятельности, достижение им достаточного уровня профессионализма и успешности выполнения труда происходит в течение определенного времени, в динамике трудовой жизни, и это требует не только получения профильного образования в контексте формирования профессиональной компетентности, но и постоянное решение профессиональных задач в процессе выполнения трудовых функций. В этом смысле можно говорить об индивидуальном ресурсе профессиональной компетентности, под которым подразумевается, что специалист обладает как сформированными профессиональными и личностными характеристиками для выполнения той или иной профессиональной деятельности, так и имеет определенный ресурс в виде пока еще несформированных или нераскрытых профессионально-личностных характеристик. Наличие у специалиста такого рода индивидуальных ресурсов профессиональной компетентности позволит раскрыть возможности профессионального и карьерного роста, определить зоны ближайшего профессионального развития, более целостно раскрыть содержание трудовой деятельности (Бухарина, 2020; Дружилов, 2020).

Рассматривая вопросы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов, отметим, что вопрос формирования профессиональной компетентности в рамках профессиональной подготовки, получения образования, является достаточно значимым особенно в настоящее время, в эпоху цифровой трансформации науки и образования, информатизации различных сфер трудовых процессов. Формирование профессиональной компетентности специалистов сегодня должно происходить с учетом различных аспектов: организационно-управленческих, психолого-педагогических, дидактических, цифровых (информационных) (Сяглова, Маслевич, 2021). Учитывая динамический процесс формирования профессиональной компетентности специалиста и непрерывность образовательной практики, можно отметить такие основные направления в современном образовании, как: использование различных видов обучения (электронного, смешанного, дистанционного); использование цифровых технологий при преподавании отдельных дисциплин и учебных курсов; построение индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся; реализация технологий виртуальной, дополненной реальности и технологий искусственного интеллекта в образовательной практике, тьютор-ство и наставничество (Вельдяева, 2023; Возняк, Власенко, 2021; Загороднюк, 2022). Вышеперечисленные направления образовательной практики в контексте формирования профессиональной компетентности позволяют формировать актуальный уровень владения информационными технологиями, достаточный уровень цифровой культуры, активизировать самостоятельную работу обучающихся, повышать в целом информационную социализацию специалистов в складывающемся глобальном цифровом обществе (Вукович и др., 2022).

В контексте анализа профессиональной компетентности научный перспективный интерес представляет исследование стратегической компетенции (или стратегической компетентности), которая рассматривается исследователями как ключевая составляющая в рамках осуществления коммуникации при выполнении профессиональной деятельности и общения (Стрекалова, 2018; Чуланова, 2016). Стратегическая компетентность, как комплексный феномен, способна отражать профессиональные качества специалиста на основе полученных знаний, умений и коммуникативных навыков, адекватно реализовывать репертуар необходимых вербальных и невербальных стратегий для достижения целей профессионального общения и результата труда в целом. Отмечается, что стратегическая компетентность в современных условиях может представлять собой профессиональное новообразование, благодаря которому осуществляется подбор необходимых коммуникативных стратегий, в соответствии с задачами профессиональной деятельности (Бахтина, Чемекова, 2012; Вельдяева, 2023; Исмаилова, 2022).

Таким образом, проведенный обзор подходов по рассмотрению профессиональной компетентности позволил нам выделить пять основных подходов, в рамках которых профессиональная компетентность понимается как: совокупность приобретенных знаний, умений и навыков человека, специалиста; личностный конструкт, включающий в себя совокупность характеристик личности специалиста; способ выполнения трудовых функций, применимо к отдельно взятой деятельности, включающей тактики и стратегии реализации в труде; готовность и способность специалиста к реализации уже полученных знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности; опреде-

ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY

ленный уровень профессиональной подготовки субъекта профессиональной деятельности и способность к выполнению профессиональных задач. Можно смело подчеркнуть, что сегодня существует практико-ориентированная потребность исследований профессиональной компетентности специалистов в разрезе повышения успешности и надежности профессиональной деятельности, института наставничества, процедур профессиональной аттестации в условиях цифровой трансформации. Выделенные перспективные направления исследований профессиональной компетентности, основанные на учете индивидуальных ресурсов компетентности, применения современных образовательных практик для ее формирования, развития стратегической компетентности в рамках профессионального взаимодействия могут послужить основой для создания и реализации системного подхода, модели психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов, направленную на развитие профессионально-личностных конструктивных механизмов профессиональной адаптации в рамках выполняемой профессиональной деятельности.

Список источников:

Бахтина С.В., Чемекова Н.Р. Развитие стратегического мышления: педагогические идеи истории и современности (на примере кросс-технологий и педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского) // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 306-310.

Бернацкая О.С., Лутовинов П.П., Зубкова О.В. Организация формирования компетенций на основе аттестации работников для повышения устойчивости развития предприятия // Организатор производства. 2022. Т. 30, № 1. С. 145-157. https://doi.org/10.36622/VSTU.2022.82.91.014.

Буров К.С., Юнусова Г.Д. Проблема управления развитием профессиональной компетентности менеджеров по продажам банковских услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. Т. 6, № 3. С. 126-129.

Бухарина А.Ю. Временная компетентность - ключ к развитию системного мышления у современных управленцев всех уровней и Agile-руководителей в эпоху изменений // Международный журнал медицины и психологии. 2020. Том 3, № 1. С. 39-53.

Вельдяева Т.А. Подходы к проектированию и дидактические принципы модели формирования профессиональной межкультурной стратегической компетентности будущих переводчиков // Человек и образование. 2023. № 1 (74). С. 117-124. https://doi.org/10.54884/S181570410025115-1.

Возняк И.В., Власенко Е.Г. Педагогический опыт как основа формирования профессиональной компетентности методиста // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. Т. 8, № 3 (21). С. 76-93.

Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Тулупьева Т.В. Психологические предикторы профессиональной компетентности менеджеров по продажам // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 325-330.

Дружилов С.А. Информационное общество: социально-гигиенические аспекты трансформации института занятости и трудовой сферы // Гигиена и санитария. 2020. Т. 99, № 7. С. 662-668. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-7-663-668.

Загороднюк Т.И. Компетентностная модель наставника образовательных проектных команд // Современное педагогическое образование. 2022. № 5. С. 183-188.

Исмаилова М.Б. Компоненты стратегической компетенции и их функции в межкультурной коммуникации // XVIII Ви-ноградовские чтения : сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2022. С. 56-57.

Коваль Н.А., Солянкина Л.Е. Компетентностный подход как методологическая основа новой парадигмы образования в России // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9, № 3-2. С. 157-159.

Компетентностный подход к управлению персоналом в условиях санкционных ограничений / Г.Г. Вукович [и др.] // Экономика устойчивого развития. 2022. № 2 (50). С. 48-51.

Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 11. С. 1055-1072. https://doi.org/10.18334/et7.11.111073.

Корчемный П.А. Компетенция как психологическая система // Человеческий капитал. 2017. № 5 (101). С. 90-94.

Селиванова О.Г., Санникова Н.И. Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 9. С. 14-24. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11061.

Стрекалова Н.Д. Стратегическое мышление менеджеров: сущность, проблемы и подходы к развитию // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2018. Т. 17, № 3. С. 384-411. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2018.306.

Сяглова Ю.В., Маслевич Т.П. Трансформация компетенций менеджера в условиях цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. Т. 18, № 2 (116). С. 142-151. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-142-151.

Чуланова О.Л. Компетенции управленческого персонала организации как фактор повышения ее эффективности в соответствии со стратегическими целями // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8, № 6 (37). [Без пагинации].

References:

Bakhtina, S.V. & Chemekova, N.R. (2012) Development of strategic thinking: pedagogical ideas of history and the present (on the example of cross-technologies and A.S. Makarenko and V.A. Suchomlinsky's). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. (6 (37)), 306-310. (In Russian).

Bernatskaya, O.S., Lutovinov, P.P. & Zubkova, O.V. (2022) Organization of competence formation based on the certification of employees to increase the sustainability of the company's development. Production organizer. 30 (1), 145-157. Available from: doi:10.36622/VSTU.2022.82.91.014. (In Russian).

Bukharina, A.Yu. (2020) Temporary competence as the key of system thinking development of modern managers and agile team leaders in the era of changes. International Journal of Medicine and Psychology. 3 (1), 39-53. (In Russian).

Burov, K.S. & Yunusova, G.D. (2014) The problem of the development management of professional competence of banking services sales managers. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Science. 6 (3), 126-129. (In Russian).

Chulanova, O.L. (2016) Competence management personnel organization as a factor of increasing the effectiveness of its in accordance with the strategic objectives. Internet-zhurnal "Naukovedenie". 8 (6 (37)). [Without pagination]. (In Russian).

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 10. С. 87-91. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 10. P. 87-91.

Druzhilov, S.A. (2020) Information society: socio-hygienic aspects of the transformation of employment and working environment. Hygiene and Sanitation. 99 (7), 662-668. Available from: doi:10.47470/0016-9900-2020-99-7-663-668. (In Russian).

Golyanich, V.M., Bondaruk, A.F. & Tulup'eva, T.V. (2018) Valuable and psychodynamic determinants of professional competence of sales managers. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. (9 (163)), 325-330. (In Russian).

Ismailova, M.B. (2022) Komponenty strategicheskoy kompetentsii i ikh funktsii v mezhkul'turnoy kommunikatsii [Components of strategic competence and their functions in intercultural communication]. In: XVIII Vinogradovskie chteniya [XVIII Vinogradov readings]. Ekaterinburg, pp. 56-57. (In Russian).

Konstantinova, D.S. & Kudaeva, M.M. (2020) Digital competencies as the basis for the professional education transformation. Ekonomika truda. 7 (11), 1055-1072. Available from: doi:10.18334/et.7.11.111073. (In Russian).

Korchemnyy, P.A. (2017) Kompetentsiya kak psikhologicheskaya sistema [Competence as a psychological system]. Human capital. (5 (101)), 90-94. (In Russian).

Koval', N.A. & Solyankina, L.E. (2013) Kompetentnostnyy podkhod kak metodologicheskaya osnova novoy paradigmy obra-zovaniya v Rossii [Competence approach as a methodological basis of a new paradigm of education in Russia]. Bulletin of Voronezh State Technical University. 9 (3-2), 157-159. (In Russian).

Selivanova, O.G. & Sannikova, N.I. (2020) Corporate training of teachers as a resource to improve professional competence. Scientific and Methodological Electronic Journal "Kontsept". (9), 14-24. Available from: 10.24411/2304-120X-2020-11061. (In Russian).

Strekalova, N.D. (2018) Managers' strategic thinking: essence, problems and approaches to development. Vestnik of Saint Petersburg University. Management. 17 (3), 384-411. Available from: doi:10.21638/11701/spbu08.2018.306. (In Russian).

Syaglova, Yu.V. & Maslevich, T.P. (2021) Transformation of manager competences in conditions of digital economy. Vestnik of the PlekhanovRussian University of Economics. 18 (2 (116)), 142-151. Available from: doi:10.21686/2413-2829-2021 -2-142-151 (In Russian).

Vel'dyaeva, T.A. (2023) Approaches to designing and didactic principles of the model of future translators' professional intercultural strategic competency development. Man and Education. 2023. (1 (74)), 117-124. Available from: doi:10.54884/S181570410025115-1. (In Russian).

Voznyak, I.V. & Vlasenko, E.G. (2021) Educational experience as a basis for methodist's professional competency formation. Bulletin of BeliED. 8 (3) (21)), 76-93. (In Russian).

Vukovich, G.G., Ostrovskaya, A.V., Vinskovskaya, L.A. & Vakhrusheva, N.V. (2022) Competence-based approach to HR management in conditions of sanctions limitations. Economics of Sustainable Development. (2 (50)), 48-51. (In Russian).

Zagorodnyuk, T.I. (2022) Competence model of mentors of educational project teams. Modern Pedagogical Education. (5), 183-188. (In Russian).

Информация об авторе Н.С. Суренская - аспирант направления подготовки 37.06.01 «Психологические науки», Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1108173

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author N.S. Surenskaya - PhD Student of the direction of training 37.06.01 "Psychological Sciences", Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1108173

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.09.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.09.2023 Принята к публикации / Accepted for publication 24.10.2023

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.