МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070
профессионально-важных качеств курсантов. Разработано программно-методическое обеспечение формирования профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов пожарно-спасательной академии.
Вывод. Таким образом, разработанные и реализованные научно-педагогические основы формирования профессионально-важных качеств курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии позволили повысить общий уровень профессионально-прикладной готовности курсантов экспериментальной группы на 28% (p<0,05), базовых физических качеств (силовые, скоростные и общая выносливость) в среднем на 22,7% (p<0,05), специализированных качеств (координация, равновесие и быстрота) в среднем на 9,5% (p<0,05).
Полученные результаты позволяют рекомендовать для широкого использования научно-методические основы формирования профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов пожарно-спасательной академии для вузов МЧС страны. Список использованной литературы:
1. Жернаков, Д.В. Формирование профессионально-важных качеств специалистов пожарно-спасательного профиля средствами физической подготовки: дис.кан.пед.наук / Д.В. Жернаков - Санкт-Петербург, 2011 -126 с.
2. Макаров А.В., Уколов А.В., Пономарев В.В. Научно-педагогические основы формирования профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов пожарно-спасательной академии подготовки / А.В. Макаров, А.В. Уколов, В.В. Пономарев. - Москва.: Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2016. № 4-2016. - С. 77-79.
3. Мельничук, А.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов в вузе: теоретические и практические основы. Монография [Текст] / А.А. Мельничук, В.В. Пономарев. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 172 с.
4. Хакунов, Н.Х. От профессионально-прикладной физической подготовленности - к формированию профессионально-прикладной физической культуры [Текст] / Н.Х. Хакунов, В.П. Шрам // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №3.
© Жернаков Д.В., Лагунов А.Н., Уколов А.В., 2016
УДК 378.14.014.13
С.А. Максаков
Старший преподаватель кафедры информатизации и управления СОКИПТБ (филиал) ФГОБУ ВО «МГУТУ им. КГ. Разумовского (ПКУ)»
в г. Вязьме Смоленской области г. Вязьма, Российская Федерация
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ
Аннотация
Современные стандарты высшего профессионального образования диктуют необходимость поиска новых форм обучения. Все большую актуальность в наши дни приобретают дистанционные формы получения знаний. Не смотря на то, что медицинское образование не может быть заочным, представляется, что отработка отдельных навыков и умений возможна в дистанционной форме, что необходимо реализовывать в будущем
Ключевые слова
Дистанционное обучение, высшее образование, информационные технологии, интернет, стоматология, телемедицина
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
Процесс обучения студентов-стоматологов сопряжен, не только с теоретическим разбором тем, но также с овладением колоссального набора мануальных навыков. Иными словами, учащиеся довольно рано сталкиваются с необходимостью освоения профессиональных компетенций, безусловно, требующих участия преподавателя [6, с. 34; 7, с. 1007]. С этой позиции, вопрос дистанционного обучения для юных врачей кажется неуместным. Тем не менее, «двигаясь по пути» своего становления, как профессионала, молодой человек должен совершить гигантский скачок: от препарирования пластмассовых зубов на фантоме, до полноценного приема пациента [3, с. 102; 9, с. 94]. По-сути, этот скачок осуществляется на страх и риск молодого доктора, а также пациента, согласившегося стать своего рода «подопытным кроликом» для «повышения квалификации» студента [4, с. 50; 5, с. 40; 10, с. 204]. Именно поэтому, необходимо как можно больше демонстрационных способов обучения, наглядно показывающих методологию всех манипуляций, технологические приемы, инструменты и материалы. Иными словами, перед приемом больного, важно не просто эмпирическое знание у студента, а точное понимание: что и как он будет делать [8, с. 302]. Это не только «застрахует» учащегося от возможных ошибок, но также повысит его самооценку и уверенность в себе. Помочь в решении данной проблемы способно дистанционное обучение, варианты которого могут быть самыми разными. Не случайно каждый уважающий себя специалист периодически посещает различные мастер-классы и вебинары. Студенты - это наиболее прогрессивно мыслящая категория населения, которой интересны современные информационные технологии, в том числе в образовательной сфере, следовательно, нововведения такого рода будут им близки и встречены с пониманием [3, с. 134; 11, с. 21]. Каким же образом можно осуществить дистанционное обучение студентов-стоматологов? Как известно, существует несколько его форм: веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой. Телеконференция - проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты [16, с. 8]. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки [1, с. 892; 13, с. 24]. К примеру, используя методики «веб-занятия», или «телеконференции» можно оптимизировать самостоятельную, внеаудиторную работу студентов: проведение ролевых игр, решение ситуационных задач, разбор тематических больных, трансляция работы консультативных советов (рассматривающих наиболее сложные клинические случаи), видео-обзор организации стоматологических подразделений, зуботехнических лабораторий. Благодаря данным приемам можно также демонстрировать операции, любопытные рентгенограммы, а, с помощью внутриротовых камер - самые сложные и тонкие эндодонтические манипуляции, этапы реставрации твердых тканей зубов, элементы поражения слизистой оболочки полости рта и т.д. [14, с. 39]. Представляется, что это максимально «подогреет» интерес учащихся к образовательному процессу. Не стоит забывать, что дистанционное обучение может быть использовано для занятий с отстающими, или болеющими студентами [12, с. 68; 15, с. 34]. Тем не менее, данные технологии - не есть суррогатная форма основного образовательного процесса (заочное медицинское обучение - это нонсенс!), они лишь призваны максимально улучшить его, сделать более наглядным и понятным. Для выяснения заинтересованности студентов-стоматологов в данном виде образовательных технологий, нами было проведено анонимное анкетирование учащихся. Всего была проанализирована 121 анкета, содержащая 2 вопроса: 1. «Хотели бы Вы, чтобы в образовательный процесс были включены технологии дистанционного обучения (веб-занятия, телеконференции)?»; 2. «Согласились бы Вы, чтобы данные технологии реализовывались во время самостоятельной, внеаудиторной работы?». Были получены следующие результаты: за новые технологии высказались 93 (76,9%) опрошенных, против - 28 (23,1%). На дистанционное дополнительное обучение во время самостоятельной (внеаудиторной) работы согласились 85 (70,2%) респондентов, против - 36 (29,8%). Проведенное анкетирование демонстрирует перспективность дистанционного, дополнительного обучения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
студентов-стоматологов, их заинтересованность в новых образовательных технологиях, а также согласие на то, чтобы их реализация осуществлялась в период самостоятельной работы. Список использованной литературы:
1. Алешина Н.Ф., Попова А.Н., Питерская Н.В., Крайнов С.В., Чаплиева Е.М. Эффективность использования виниров при реставрации передней группы зубов // Фундаментальные исследования. - 2014.
- № 7-5. - С. 890-893.
2. Калинина А.И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении//Вестник Московского университета. - 2014. -№ 1.-С. 100-105.
3. Крайнов С.В., Возякова А.С., Фирсова И.В., Попова А.Н. Оценка комплаентности стоматологических больных школьного возраста // Достижения и проблемы современной медицины: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 19 февраля 2014 г.). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.
- С.133-136.
4. Крайнов С.В., Михальченко В.Ф., Попова А.Н., Фирсова И.В. Использование кариес-детектора, как метод оптимизации лечения кариеса на студенческом приеме // Общество, наука и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. 29-30 ноября 2013. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. -С.49-52.
5. Крайнов С.В., Попова А.Н. О важности патриотического направления воспитательной работы в медицинском вузе // Знание. - 2016. - №5-3 (34). - С.40 - 43.
6. Крайнов С.В., Попова А.Н. Современный взгляд на преподавание дисциплин специальности в медицинском вузе // International Scientific and Practical Conference World science. - 2016. - Т.4. - № 6(10). -С.33 - 36.
7. Крайнов С.В., Попова А.Н., Крайнова И.А., Попова К.А. Реализация программы художественно-эстетического воспитания студентов, как стратегия модернизации высшего медицинского образования в российской федерации // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1007.
8. Крайнов С.В., Попова А.Н., Михальченко В.Ф., Фирсова И.В., Крайнова И.А., Попова К.А. Воспитательная работа в медицинском вузе. Анонимное анкетирование на тему отношения студентов к художественно-эстетическому просвещению // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.
- С. 302.
9. Крайнов С.В., Попова А.Н., Михальченко В.Ф., Фирсова И.В., Крайнова И.А. Развитие форм духовной культуры у студентов-стоматологов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - №23. - С.92 -96.
10.Крайнов С.В., Фирсова И.В., Михальченко В.Ф. Геронтологический подход в решении актуальных задач современной стоматологии // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. 29-30 марта 2013 г. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - С.202-206.
11.Максаков С.А. Дистанционное обучение студентов медицинского профиля // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - №42. - С. 20-22.
12.Мандриков В.Б., Поройский С.В., Крайнов С.В., Попова А.Н. Мониторинг качества усвоения студентами учебного материала по стоматологическим дисциплинам // Cathedra - Кафедра. Стоматологическое образование. - 2014. - № 49. - С. 66-70.
13.Мандриков В.Б., Поройский С.В., Крайнов С.В., Попова А.Н., Вологина М.В. Методика оценки уровня усвоения студентами разделов стоматологических дисциплин, как стратегия дальнейшей оптимизации образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С.24.
14.Попова А.Н., Крайнов С.В. Социально-экономические аспекты модернизации высшего медицинского образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - №36. - С.38 - 41.
15.Попова А.Н., Крайнов С.В. Патриотическое воспитание студентов, как важнейший фактор становления будущих врачей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - №37. - С.32 - 35.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
16.Поройский С.В., Крайнов С.В., Попова А.Н., Фирсова И.В. Индивидуализированный подход к оценке знаний студентов-медиков как способ мониторинга учебного процесса // Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2014. - № 2 (42). - С. 6-9.
© Максаков С.А., 2016
УДК 373.6
Л.В. Махлеева
Аспирант, НИУ БелГУ г. Белгород, Российская Федерация
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
В статье анализируются вопросы организации профессионального самоопределения, его специфике. Автор раскрывает основные понятия темы. Рассматривает вопрос по организации профориентационной работы в учреждении дополнительного образования. Приведены примеры форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников.
Ключевые слова
Профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка, профориентация, проект, рынок труда.
L. V. Mahleeva
Graduate student, NIU BelGU Belgorod, Russian Federation
ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS
Abstract
The article analyzes in article questions of the organization of a vocational self-determination, its specifics are analyzed. The author opens the basic concepts of a subject. Considers a question on the organization of сareer guidance in establishment of additional education. Examples of forms and methods of work on vocational guidance of the senior school students are given.
Keywords
Vocational self-determination, vocational training, career guidance, project, labor market.
Современное образовательное учреждение становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющим к ней возрастающие требования. Изменения в современном мире происходят ежечасно, ежеминутно и прежде всего, касаются образования, которое выполняет социальный заказ общества по формированию молодой личности [6, c.89].
В последние годы значительно возрос интерес исследователей к проблеме профессионального и других видов самоопределения личности. Тем более, что по данным исследования Всероссийского научно -практического центра профориентации и психологической поддержки населения у большинства подростков наблюдается низкая потребность в профессиональном самоопределении, в выявлении своих способностей, склонностей, интересов. Многие из них не имеют ясной жизненной перспективы. У подростков практически отсутствуют знания, необходимые для профессионального самоопределения: о себе, о мире профессий, о потребностях своего региона в тех или иных профессиях. Соответственно, у