The article comprehensively analyzes the background of interpersonal conflicts of cadets and the factors contributing to and impeding their prevention. Based on the results of this work, the author further substantiates the complex of pedagogical conditions of interpersonal conflicts' prevention of cadets and model of their implementation in process of military educational institutions of higher education.
Keywords: prerequisites and factors of interpersonal conflict cadets, humanization and humanitarization of military education, the prevention of the interpersonal conflicts in the educational process of military educational institutions of higher education
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - С. 148.
2. Барабанщиков А.В. Гуманитаризация и гуманизация учебно-воспитательного процесса академии // Гуманитаризация подготовки кадров: пути, опыт, проблемы. Материалы научно-теоретической конференции. М.: ВПА. 1991. С. 117-123.
3. Берулава М.Н. Гуманизация современного отечественного образования // Известия Российской академии образования, № 2, 2009. С. 7.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. М.: Педагогика,1984. С. 251.
5. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. С. 114.
6. Ленев Ю.А. Развитие воспитательной системы высшего военного учебного заведения Вооруженных Сил Российской Федерации : автореф. ... док. пед. наук : 13.00.08 - Москва, 2010. 45 с.
7. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
8. Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2005 № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (вместе с «Положением о социальных комиссиях в Вооруженных Силах Российской Федерации»).
9. Рыбакова Л.Н. Линия жизни молодого человека: ценностные ориентации и копинг-стратегии // Ценности личности: сб. науч. тр. межд. науч.-практ. семинара Личность в современном мире: быть или казаться? международной научной конференции. Дулатовские чтения (Костанай, 11-12 апреля 2014 г.) / отв. ред. П.Ф. Дик; науч.-произв. журн. Наука; спец. выпуск - Костанай: КИнЭУ, 2014. С. 233-238.
10. Сильвачев В.В. Педагогические условия актуализации личностно-профессиональных ценностей курсантов в образовательном процессе военно-учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Хабаровск, 2010. С. 19.
11. Филатов А.Ю. Педагогические условия организации воспитательной работы в военном вузе на современном этапе общественного развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Рязань, 2011. С. 79.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - С. 15.
Об авторе
Муслимов А.М. - аспирант Тихоокеанского государственного университета, anzor.muslimoff@yandex.ru
УДК 371.31+378
ОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОЗИЦИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА
О.В. Петунин
В статье рассматривается проблема активизации познавательной самостоятельности обучающихся с позиций цивилизационного подхода. В ней приведены различия в содержании и характере педагогического процесса в условиях различных педагогических цивилизаций. Статья содержит определения ряда понятий, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме и сформулированных автором в соответствии с особенностями креативно-педагогической цивилизации.
Ключевые слова: цивилизационный подход, педагогическая цивилизация, природно-педагогическая, репродуктивно-педагогическая и креативно-педагогическая цивилизации.
Согласно Федеральному государственному образовательнму стандарту (ФГОС) общего образования, главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование и развитие у них умений самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире [10; 11].
Педагог является главным действующим лицом воспитательно-образовательного процесса. Для того чтобы сегодня этот процесс стал результативным, требуется переориентация деятельности преподавателя на новые педагогические ценности, связанные, в частности, с приданием субъектной роли обучающимся в процессе воспитания и обучения. Это в свою очередь высвечивает одну из основных современных дидактических проблем: как активизировать познавательную самостоятельность обучающихся?
Изучение данной проблемы может строиться по-разному. В настоящее время при рассмотрении образовательного процесса достаточно часто используется цивилизационный подход. Само понятие «подход» нами понимается как теоретическое и (или) логическое основание для рассмотрения, анализа, описания, проектирования, конструирования чего-либо (в виде теории, структуры, модели, тезиса, идеи, гипотезы и т. п.) [1; 9].
При использовании цивилизационного подхода к анализу различных, в том числе и педагогических проблем, неизбежно используется понятие «цивилизация». Под ним мы понимаем «общественную систему, связанную едиными культурными ценностями (религией, культурой, экономической, политической и социальной организацией и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны» [2, с. 131].
40
Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)
Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что в контексте существующих цивилизаций в образовательной практике тем или иным образом преломляются некоторые культурно-обусловленные стереотипы, определенные педагогические традиции, находят отражение характер и механизмы педагогического воздействия, социализации и т. д. [5, с. 85].
Одним из основоположников использования рассматриваемого подхода в педагогике является Г. Б. Корнетов. По его мнению, цивилизационный подход может стать интегральным фактором в синтезе различных наук и позволит анализировать педагогические явления разных эпох в сравнительно-сопоставительном плане» [5, с. 5].
Развивая мысль о значении применения цивилизационного подхода для анализа педагогических процессов и систем, Г. Б. Корнетов писал: «Цивилизационный подход к изучению всемирного педагогического процесса - это не просто способ его структурирования и типологизации, это не просто концептуально осмысленный поиск его социокультурных доминант. Это так же один из путей раскрытия сущности и перспектив всемирного педагогического процесса и стратегии его дальнейшего развития. В этом заключается основной аксиологический смысл цивилизационного подхода в изучении данного процесса» [4, с. 23].
Ключевым при использовании цивилизационного подхода к анализу педагогических проблем является понятие «педагогическая цивилизация». Оно было введено в науку И. А. Колесниковой. Она определяет педагогическую цивилизацию как «стадию развития мирового историко-педагогического процесса, обусловленную общецивилизационным движением человечества, характеризующуюся способностью порождать и удерживать в массовой практике глобальные изменения элементов педагогической культуры, которая отражает меру освоения человечеством объективной реальности в качестве совокупного субъекта педагогической деятельности» [3, с. 43].
Нам, занимающимся проблемами дидактики, ближе определение педагогической цивилизации, данное А. О. Кравцовым. Этот автор под педагогической цивилизацией понимает «определенные подходы к проектированию и осуществлению педагогического процесса, характеризующегося своими, присущими только ему, ценностными ориентациями, педагогическим целеполаганием и особенностями в области отбора содержания и методов осуществления образования» [6, с. 206].
Мы разделяем мнение И. А. Колесниковой и А. О. Кравцова в части выделения трех основных педагогических цивилизаций: природно-педагогической, репродуктивно-педагогической и креативно-педагогической, а также о том, что самоопределение объектов в рамках той или иной педагогической цивилизации накладывает определенные ограничения на выбор направлений и содержания их деятельности.
Различия в содержании образования и характере педагогического процесса мы внесли в таблицу 1.
Таблица 1
Содержание образования и характер педагогического процесса в рамках различных педагогических цивилизаций
Критерии сравнения Природно-педагогическая цивилизация Репродуктивно-педагогическая цивилизация Креативно-педагогическая цивилизация
1. Содержание образования Определяется жизненными потребностями общества и личности Является результатом определенного соглашения социума или педагогического сообщества Является результатом не только социального заказа и мнения педагогического сообщества, но и учета желаний, потребностей и т. д. обучающегося
2. Педагогическое воздействие на обучаемых Личный пример педагога или педагогов Субъектная роль педагога и объектная роль обучаемого Отличается субъектно-согласованным характером
3. Ориентация механизмов социализации Подражание педагогу, упражнение с целью выработки умений и навыков Репродуктивное воспроизведение Свободное творчество, критическое отношение к накопленной культуре и способам ее передачи от поколения к поколению
4. Соотношение личного и общественного Преобладание коллективного начала над индивидуальным Преобладание коллективного начала над индивидуальным Разумное сочетание интересов личности и общества
Таким образом, выбор воспитательных и образовательных приоритетов, определялся по-разному в рамках различных педагогических цивилизаций.
Неодинаково в условиях разных педагогических цивилизаций рассматривался и вопрос о путях и средствах формирования и активизации самостоятельности обучаемых. Данный вопрос является одним из ключевых в рамках любой педагогической цивилизации, а проблема формирования и активизации познавательной самостоятельности обучающихся во все времена была одной из коренных проблем педагогической теории и практики.
Очевидно, что деятельность педагога в учебном процессе немыслима без опоры на самостоятельность тех, кого он учит. «Совершенствование методов обучения, в первую очередь, направлено на развитие самостоятельности в познании и, в конечном счете, на формирование самостоятельности как фундаментально важного качества личности» [7, с. 37].
Познавательную самостоятельность мы рассматриваем, как «качество личности, проявляющееся у обучающихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблем» [8, с. 14].
Используя цивилизационный подход к решению проблемы активизации познавательной самостоятельности обучающихся, следует помнить, что образовательная система нашей страны осуществляет переход от господствующих долгое время форм, методов и приемов педагогического воздействия, присущих репродуктивно-педагогической цивилизации, к соответствующим формам, методам и приемам, характерным для креативно-педагогической цивилизации.
В недавнем прошлом в рамках репродуктивно-педагогической цивилизации содержание воспитательно-образовательного процесса в основном определялось директивно и не проходило субъектного согласования. В настоящее время это содержание должно быть таким, чтобы у обучаемого не возникал вопрос о том, необходимо ли его усваивать. Следовательно, перед субъектами воспитательно-образовательного процесса в контексте цивилизационного подхода возникает вопрос о том какие качества следует воспитывать и формировать: те которые принято считать необходимыми для жизни или действительно востребованные в социуме.
Нам представляется, что познавательная самостоятельность личности в свете социально-экономических перемен, происходящих в России, является тем качеством, которое востребовано жизнью, так как в социальном плане самостоятельность человека определяет продуктивность его деятельности и составляет сущность предприимчивости. Поэтому добиться самостоятельности каждого обучающегося в учении, взять на вооружение и укреплять этот человеческий фактор - основополагающая задача системы образования, соответствующей традициям креативно-педагогической цивилизации.
Несомненно, что в процессе обучения должны специально создаваться условия и использоваться средства, реализация которых позволит обеспечить активизацию учения, т. е. мобилизацию интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых для достижения ими более высокого уровня самостоятельной деятельности. Но, как было сказано выше, эти условия и средства неодинаковы в рамках различных педагогических цивилизаций.
Основная стратегия в организации воспитательно-образовательного процесса в рамках креативно-педагогической цивилизации должна, на наш взгляд, состоять в создании психолого-дидактических условий порождения интеллектуальной инициативы и активизации мышления обучающихся в процессе их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности означает стимулирование к выполнению познавательных задач. На основе того, что процессу мышления сопутствуют и другие познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление), считаем, что активизация познавательной деятельности обучаемого - это, прежде всего, активизация его мышления.
Процесс активизации мы понимаем как систематическую согласованную деятельность педагога и обучающегося, в ходе которой происходит стимулирование процессов воображения, восприятия, мышления и творчества обучаемого, связанную с его оптимальным умственным усилием и направленную на формирование умственных потребностей, общее развитие его личности и активной жизненной позиции.
В целом понятие «активизация познавательной самостоятельности обучающихся», можно сформулировать как целенаправленную субъектно-согласованную деятельность педагога, направленную на побуждение познавательного интереса, самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности, усвоение знаний, формирование умений и навыков и применение их на практике.
Конечно, результативное осуществление педагогической работы по активизации познавательной самостоятельности обучающихся невозможно без учёта исторических, социокультурных традиций российского образования, так как педагогические концепции и модели требуют обязательного анализа и учета ментальности населения и только в этом случае они могут быть действенными и жизнеспособными.
С учетом выше изложенного, под активизацией познавательной самостоятельности обучающихся мы понимаем целенаправленную деятельность педагога, отличающуюся субъектно-согласованным содержанием и направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью побуждения познавательного интереса, самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности, усвоении знаний, формировании умений и навыков и применении их на практике.
The article considers the problem of activation of cognitive independence of students with positions civilizational approach. It summarizes the differences in the content and character of the pedagogical process in different pedagogical civilizations. The article contains definitions of several concepts related to the problem discussed and formulated by the author in accordance with the characteristics of creative teaching civilization. Keywords: a civilizational approach, pedagogical civilization, natural, educational, reproductive, educational and creative pedagogical civilization.
Список литературы
1. Анисимов О. С. Основы методологического мышления. М.: Экономика, 1989.
2. Волков Ю. Г., Мостовая, И. В. Социология: учебник для вузов. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Аст-пресс, 2001.
3. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. № 6. С. 37-48.
4. Корнетов Г. Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал. 1996. № 2. С. 18-32.
5. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: ИТПи-МИО РАО, 1994.
6. Кравцов А. О. Педагогическая действительность в контексте поликритеального подхода к ее анализу. М.: ИНФРА. М., 2005.
7. Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении // Педагогика. 2002. № 7.
8. Петунин О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения естественнонаучных дисциплин: монография. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
9. Титова Е. В. Методика воспитания (Методологические аспекты). - СПб.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1996.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408.
Об авторе
Петунин О.В. - доктор педагогических наук, профессор Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, petunnin@yandex.ru