Научная статья на тему 'Об академике Н. В. Черском и истории одного открытия'

Об академике Н. В. Черском и истории одного открытия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об академике Н. В. Черском и истории одного открытия»

ОБ АКАДЕМИКЕ Н. В. ЧЕРСКОМ И ИСТОРИИ ОДНОГО ОТКРЫТИЯ

ЮрийФедрровичМакогои,

профессор, академик Российской академии естественных наук, директор Газогидратного Центра Техасского университет а.

В 1971 г. Государственным комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР было зарегистрировано открытие под № 75: «Экспериментально установлено ранее неизвестное свойство природных газов образовывать в земной коре при определенных термодинамических условиях (температура до 295оК, давление до 250 атм.) залежи в твердом газогидратном состоянии». История этого открытия связана с именем академика Героя Социалистического Труда Н.В. Черского.

Есть люди, с которыми начинаешь дружить с первой встречи и продолжаешь всю жизнь. Николай Васильевич был для меня именно таким человеком. У него была редкая работоспособность. Он быстро продвигался по служебной лестнице, имел огромный опыт работы в промышленности, отличался принципиальностью, доброжелательностью, слыл человеком высокой культуры. Николай Васильевич умел раскрыть и развить лучшие качества каждого, кто с ним работал. От него люди не уходили. Защитив в 1963 г докторскую диссертацию, он уже в 1964 г. возглавил Президиум Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР В 1968 г. Николай Васильевич был избран членом-корреспондентом, а в 1981 г. стал академиком Академии наук СССР. Он был депутатом Верховного Совета СССР трех созывов и

Ю. Ф. Макогон

проводил огромную работу, способствующую развитию Якутии. Успешно продвигаясь по служебной лестнице, Николай Васильевич всегда оставался простым и в то же время великим Человеком. Он всегда был на равных с людьми. Мог высказать свое мнение - как положительное, так и отрицательное - в такой форме, что тот, кого это касалось, оставался глубоко признательным. Помню, как просмотрев первый вариант моей докторской диссертации, Николай Васильевич заявил: «Это большая куча навоза, в котором в изобилии разбросаны крупные алмазы, требующие серьезной обработки, прежде чем стать ценными бриллиантами». Это была точная формулировка.

С Николаем Васильевичем мы впервые встретились в Москве, на одном из заседаний кафедры разработки и эксплуатации газовых месторождений Института нефти и газа им. И.М. Губкина. Это было в октябре 1962 г. на предварительной защите моей кандидатской диссертации. Я был аспирантом кафедры, а он - маститым специалистом с большим стажем производственной работы в газовой промышленности. Предзащита прошла успешно. После завершения обсуждений мы разговорились с Николаем Васильевичем. Мой опыт работы на крупнейшем по тем временам Шебелинском газоконденсатном месторождении на Украине оказался при

Авт оры открытия № 75. Слева направо: Н.В. Черский, А.А. Трофимук, Ю.Ф. Макогон, Ф.А. Требин, В.Г. Васильев.

ЛИ I 1ЛОЛЛ

мл р1>ц>|]|п»

и ФЕКТТКИ'Г"ЧН Е Г1 Т'Я1:-|| Г СГГрМГНИ. НИ ^[У I" вИв Е п ррдц^уцщ Пр^-ЬЧ' 111Н»:< Коиптсг пи нч*|^гек4А

■ ■ П К |1Н М М II■ Р С-'КТТ М|НПСГ|КЫ ТТЛН-ч.л I. ■ гр^лдгп

СФО" НИ1СМН С*| «лНЯН^Ц шгл И^ЕПТЬШК ылюогок гарш «ы^ ТК№<1 пк-ч Аиркш

|4ндр*1 Л.Ц11ГГГИ11 ':ЬЯЧ.Т(НП ^ишп

ЯЛСН,'.!£В Е«Р.Т1Ч Г^,.;:.-!.!

■ и р^тшэачЕка ;и ин н|ии[Т1№. ЕьлЛ^.ти

' :н|| гщ» ■ шштЯ ДГ'-.Г"......

гЕ|1НиЛ11 ЬЧР 1ЕЕХ1Х I I *Ы| ■ (V.. % .Ни 'И Ц. .11 ^■[■■■Г Л

ЗЧ1 ¿ты || у ^:л '.-т : ■ н| к^-.м к-ч а гт^нчнн"

Н|Е I 11;т И^ШЯГ 31^Г_-11ЬТ|ЛЛреиНГ- * Г|Е1:±^.1нлкЛи

ромтрс апунп! КЛ- МЛ М И ■ «|>1Ч|И1ГГ^Ч -:т '¿Ч нпы

1141 <

Диплом на открытие № 75.

нашей беседе весьма кстати. Николай Васильевич пожелал мне успеха на защите и пригласил приехать в Якутск, где разворачивались большие работы по освоению газовых месторождений - проблема гидратов при транспорте газа в суровых условиях Якутии была весьма актуальной. Расстались мы так, словно знали друг друга давно. Николай Васильевич был старше меня на 25 лет, однако никакого возрастного барьера между нами не чувствовалось: он был очень доступен и доброжелателен.

На защиту моей кандидатской диссертации Николай Васильевич не приехал, но прислал большой обстоятельный отзыв.

Вскоре мы с молодым аспирантом кафедры Капла-ном Сафербиевичем Басниевым отправились в далекую экзотическую Якутию. Нашей целью было подписание Договора о научно-техническом сотрудничестве между Якутским филиалом Сибирского отделения Академии наук СССР (ЯФ СО АН), Якутским территориальным геологическим управлением (ЯТГУ) и нашей кафедрой по проблеме борьбы с гидратообразованием в газовых скважинах и газопроводах в условиях Якутии. Николай Васильевич принял нас, как старых друзей, представил руководству ЯТГУ и ЯФ СО АН, познакомил с секретарем обкома КПСС, членом бюро которого он являлся. Николай Васильевич обстоятельно готовился к научно-техническому договору, не торопил события. Он направил нас в геологическую экспедицию в Кызыл-Сыр, где мы ознакомились с условиями работы геологов и буровиков. Надо сказать, что люди, которые трудятся в отдаленных районах, при минимально комфортных условиях, произвели на нас самое благоприятное впечатление.

Они не считались со временем, работали на совесть. Нас поразила строжайшая дисциплина в коллективе. Сухой закон, введенный руководителем экспедиции Иваном Спиридоновичем Вороной, также входившим в состав бюро обкома, выполнялся неукоснительно. Тогда я подумал: чем дальше от Центра, тем ответственнее и добрее люди.

Вскоре после нашего возвращения из Кызыл-Сыра Николай Васильевич созвал расширенный ученый совет, на котором я доложил суть предполагаемых решений проблемы. Вопросов было много, обсуждение острым и принципиальным. После ученого совета Николай Васильевич показал минералогический музей, в котором были представлены великолепные образцы якутских минералов. Он подарил мне чистейших расцветок малахит, который я с гордостью храню в своей коллекции.

В Москву мы возвратились с подписанным договором и приступили к тщательной подготовке его исполнения. В работе принимали участие ведущие специалисты кафедры: Б.Б. Лапук и Эдуард Антонович Бондарев -серьезный математик и термодинамик. Я вел экспериментальные работы по изучению условий образования и разложения газогидратов в скважинах и газопроводах. Активное участие в этих экспериментах принимали аспиранты К.С. Басниев, С.Н. Закиров, Б.Е. Сомов, а со стороны ЯТГУ - А.В. Бубнов и Д.П. Сидоров.

Моя кандидатская диссертация была посвящена проблеме образования гидратов в скважинах и газопроводах. Знание условий образования гидратов и существования мерзлых пород на больших глубинах помогло родиться идее о существовании газогидратных залежей. Я быстро набросал статью, в которой изложил идею о наличии газогидратных залежей в районах распространения многолетней мерзлоты и отдал рукопись в журнал «Газовая промышленность». Редакция возвратила рукопись, заявив, что не может опубликовать недоказанные предположения, добавив при этом: «Пробурены сотни скважин в таких районах, а гидратных пластов никто не встретил». Я настоял на опубликовании, и редакция поместила статью в рубрике «В порядке обсуждения» (Газовая промышленность, 1965, № 5). Требовались доказательства идеи. Тогда я создал установку для изучения условий образования и стабильного существования гидратов в пористом пространстве реальных горных пород. Лабораторные исследования показали, что газогидратные залежи могут существовать. Результаты этих работ были опубликованы в начале 1966 г. в моей брошюре под редакцией К.С. Басниева.

После получения звания доцента кафедры разработки газовых месторождений в конце августа 1965 г. мне пришлось на два года уехать на работу в Индию. Именно там по радиопрограмме «Маяк» я услышал передачу о регистрации научных открытий. Возвратившись на родину, я через некоторое время встретился с Николаем Васильевичем и сказал ему, что следовало бы подать заявку на открытие газогидратных месторождений. Он ответил, что это очень важная идея, над которой он давно думает, но доказательств не имеет. Теперь, располагая убедительными экспериментальными данными, мы решили выяснить возможность оформления материалов в качестве научного открытия. При первом же визите в Москву мы с ним отправились в Комитет по изобретениям и открытиям при Совете Министров СССР, где нас приняла эксперт отдела научных открытий Юлия Пав-

ловна Конюшая. Мы изложили суть нашего предложения. Она очень внимательно вникала во все детали, а в заключение заявила: «Подавайте немедленно».

Николай Васильевич, как человек мудрый, объявил: «Это хорошо, что нам предложили подать материалы, но это только начало большой операции, которую надо серьезно готовить». Я сказал: «Мы имеем опубликованную брошюру, это основа заявки». «Это верно, - ответил он, - но этого мало, и это не главное сегодня. Надо подумать о коллективе авторов». Николай Васильевич предложил включить в число авторов академика Андрея Алексеевича Трофимука, начальника Геологического управления Министерства газовой промышленности Виктора Григорьевича Васильева и заведующего нашей кафедрой профессора Фому Андреевича Требина. Авторский коллектив получился солидным: академик, член-корреспондент, два доктора наук и я, кандидат наук.

4 марта 1971 г. Государственный комитет по изобретениям и открытиям при Совете Министров СССР зарегистрировал наше научное открытие.

Несколько лет спустя молодыми геологами Но-рильскгазпрома М. Сапиром и А. Беньяминовичем было доказано наличие газогидратной залежи на Мессоях-ском месторождении. Сегодня скопления газовых гидратов в горных породах были выявлены различными методами во многих районах мира.

Подавая заявку на открытие, мы и не предполагали о массе восторженных публикаций в центральной прессе и большом количестве поздравлений.

Надвигался мировой энергетический кризис, и выявление нетрадиционных потенциальных ресурсов минеральной энергии, сосредоточенной в недрах Земли в газогидратном состоянии, вызвало огромный интерес в мире. Вскоре меня пригласили принять участие в Мировом Энергетическом Конгрессе, проходившем с 29 июня

по 6 июля 1980 г. в г. Бадене (Австрия). Приглашение пришло в Президиум АН СССР. Там я встретил Андрея Алексеевича Трофимука и Николая Васильевича Черского, которые убедили меня в том, что надо подготовить серьезный доклад и выступить с ним на этом конгрессе.

Без участия Николая Васильевича не обошлась защита и моей докторской диссертации. По формальным причинам соискателю всегда требовался руководитель. Таким руководителем у меня был заведующий кафедрой проф. Ф.А. Требин. После вручения дипломов на открытие Президиум АН СССР прислал в институт ходатайство о присвоении мне звания доктора наук без защиты диссертации. Главную роль в подготовке такого ходатайства сыграли Николай Васильевич Черский и Андрей Алексеевич Трофимук.

Однако нашлись противники этой идеи, и при очередной встрече с Николаем Васильевичем я рассказал ему о сложившейся ситуации. Он воспринял все очень спокойно и предложил: «Я буду твоим руководителем диссертации, которая давно готова, да и диссертант давно созрел».

Вскоре я получил газогидратную лабораторию во ВНИИгазе и через полгода защитил диссертацию. По положению требовался отзыв организации, в которой была выполнена диссертация, т.е. от газовой кафедры, возглавляемой Ю.П. Коротаевым. У меня не сложились с ним отношения, поэтому нельзя было рассчитывать на его поддержку. Однако Николай Васильевич был полон уверенности в успешной защите диссертации, и он не ошибся...

После защиты мы собрались у меня дома в узком кругу. Николай Васильевич был самым желанным гостем. Просматривая мои семейные альбомы и увидев фотографии отца в военные годы, мы с Николаем Васильевичем выяснили, что они оба воевали на втором Белорусском фронте и были участниками встречи на Эльбе, оба самого высокого мнения о маршале Г К. Жукове. Вскоре Николай Васильевич подарил мне книгу воспоминаний Г.К. Жукова с трогательной надписью.

Мне приходилось часто бывать у Николая Васильевича в Москве. Ему сначала предоставили квартиру в столице как депутату Верховного Совета, затем, после перехода на работу в Москву, он получил большую современную трехкомнатную квартиру в «Черемушках». Николай Васильевич и его жена Софья Юльевна говорили: «Не можем отвыкнуть от якутских условий жизни. Комфорта здесь много, а искренних друзей в Якутии гораздо больше. Там меньше ощущается пагубное влияние цивилизации, больше природы». Они любили Якутию, для которой Николай Васильевич сделал очень много полезного.

Во время очередной встречи с ним он рассказал мне о ежегодной научной экспедиции по поискам экзотической рыбы Лимба в водах бассейна р. Лены и пригласил

Карта выявленных скоплений газовых гидрат ов: BSR - мет одами разведочной геофизики; By core - керны с гидратами; Production - газ из гидратных скоплений.

меня принять участие в этой экспедиции. Не раздумывая, я с благодарностью принял приглашение, и в первой половине августа 1979 г. уже был в Якутске.

Рано утром 14 августа на катере «Академик» мы отправились вниз по течению р. Лены на поиски экзотической рыбы. В состав экспедиции входили 8 человек: пять экспертов и три члена экипажа. Руководителем экспедиции назначили директора Лимнологического института СО АН СССР профессора Галазия Григория Ивановича, обаятельнейшего человека. Рядовыми членами экспедиции были Н.В. Черский, В.В. Ковальский, Ю.Г. Шафер и я. Мы разместились в одном кубрике с Николаем Васильевичем. В этом же кубрике была и столовая, и клуб встреч.

Надо сказать, что Николай Васильевич обладал очень тонким юмором. Как-то раз я убил двух зайцев и возвратился на катер, довольный удачной охотой. Но Николай Васильевич заявил: «Ты нарушил местные правила охраны природы. На зайцев охота запрещена. Придется составить протокол». Он попросил В.В. Ковальского готовить протокол и начал диктовать ему текст: «Несмотря на строжайший запрет отстрела зайцев, доктор Макогон вынужден был обороняться от нападавших на него зайцев. При этом он двумя выстрелами убил двух зайцев, чем показал высокий уровень меткого стрелка и обеспечил вкусным обедом всю проголодавшуюся бригаду, а посему просим снять с него вину за нарушение правил охоты». Все это было зачитано вслух при дружном хохоте присутствующих. Николай Васильевич тоже был метким стрелком - в углу кубрика ждали разделки пять уток, подстреленных им. Вскоре я возвратился в Якутск, а затем - в Москву. Три недели прекрасного путешествия в интересной компании были незабываемы.

При очередном визите в Москву Николай Васильевич был нашим гостем. Во время беседы он рассказал о своей огромной перегрузке и предложил мне заменить его на посту директора Института физико-технических проблем Севера в Якутске. Я поблагодарил его за предложение, но принять его, к сожалению, не смог из-за категорического отказа моей супруги покинуть Москву.

В заключение я хочу сказать, что Россия - великая страна. Страна одаренных природой людей. Сибирь -огромная богатейшая территория. Осваивают ее героические труженики. Возглавляют трудовые коллективы люди, обладающие особыми качествами - видеть глуб-

Эт от профиль остался в моей памяти навсегда.

же и дальше, активно способствовать развитию каждого отдельного человека как личности, как гражданина, и тем самым способствовать прогрессу общества в целом. Николай Васильевич был выдающимся гражданином, сделавшим много хорошего для людей, для страны, для Якутии. Я многому у него научился и благодарен судьбе за встречу с этим замечательным человеком.

Федерация: проблемы взаимоотношений центра и регионов в современной системе координат / Акад. наук Респ. Саха (Якутия). Ин-т гуманит. исследований; Авт.: В.Б. Игнатьева, Д.М. Винокурова, Т.Н. Гаврильева и др. -Якутск: Изд-во СО РАН. Якут, фил., 2007. - 372 с.

В настоящей работе представлен комплексный анализ отношений между федеральным центром и Республикой Саха (Якутия) на современном этапе политико-правового и социально-экономического развития Российского государства и их отражения в общественном сознании. Разносторонние аспекты исследования проблем федеративных отношений в стране в контексте сопоставления с зарубежным опытом формирования взаимоотношений центра и регионов привлекут внимание широкого круга читателей, интересующихся вопросами современного российского политического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.