Научная статья на тему 'ОБ АФФИКСАЛЬНОМ СПОСОБЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ В БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ'

ОБ АФФИКСАЛЬНОМ СПОСОБЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ В БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бурятский язык / агглютинативный тип языка / аффиксальный способ словообразования / глагольные основы / словообразовательные аффиксы / «регулирующая» роль корня / аффикса –л/-ла. / Buryat language / agglutinative type of language / affix way of word formation / verbal stems / derivational affixes / “regulating” role of the word root / the affix -l / -la.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Андреева Светлана Васильевна, Юрченко Ольга Олеговна, Пелихова Алена Анатольевна, Патаева Валентина Дугаровна, Чимбеева Зоригма Доржиевна

В статье исследуется образование глаголов в бурятском языке посредством аффиксального способа словообразования, который является самым древним и в то же время самым продуктивным способом на современном этапе развития языка. В связи с этим в исследовании представлен анализ глагольных основ и словообразовательных аффиксов бурятского языка. Авторами статьи подробно рассмотрена роль аффикса –л/-ла в образовании бурятских глаголов, разнообразных по своим значениям, от основ имен существительных, прилагательных, числительных, наречий, междометий, звукоподражательных слов, а также от заимствованных глаголов из русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Андреева Светлана Васильевна, Юрченко Ольга Олеговна, Пелихова Алена Анатольевна, Патаева Валентина Дугаровна, Чимбеева Зоригма Доржиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT AFFIXAL METHOD OF VERBS FORMATION IN BURYAT LANGUAGE

The article is about the formation of verbs in the Buryat language by means of the affix way of word formation, which is the most ancient and at the same time the most productive way at the present stage of language development. Due to it, the study presents an analysis of the verbal stems and derivational affixes of the Buryat language. The authors of the article examined in detail the role of the affix --l / -la in the formation of Buryat verbs, varied in their meanings, from the bases of nouns, adjectives, numerals, adverbs, interjections, onomatopoeic words, as well as from borrowed verbs from the Russian language

Текст научной работы на тему «ОБ АФФИКСАЛЬНОМ СПОСОБЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ В БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10961 АНДРЕЕВА Светлана Васильевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического и художественно-эстетического образования Педагогического института Бурятского государственного

университета им. Доржи Банзарова, e-mail: sweta.andreewa1959@yandex.ru

ЮРЧЕНКО Ольга Олеговна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического и художественно-эстетического образования Педагогического института Бурятского государственного

университета им. Доржи Банзарова, e-mail: hilevi@mail.ru

ПЕЛИХОВА Алена Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического и художественно-эстетического образования Педагогического института Бурятского государственного

университета им. Доржи Банзарова, e-mail: alenapeli@mail.ru

ПАТАЕВА Валентина Дугаровна,

кандидат филологических наук, доцент, преподаватель ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»,

e-mail: pataeva@mail.ru

ЧИМБЕЕВА Зоригма Доржиевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологического и художественно-эстетического образования Педагогического института Бурятского государственного

университета им. Доржи Банзарова, e-mail: zorigma22@mail.ru

ОБ АФФИКСАЛЬНОМ СПОСОБЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ

В БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация. В статье исследуется образование глаголов в бурятском языке посредством аффиксального способа словообразования, который является самым древним и в то же время самым продуктивным способом на современном этапе развития языка. В связи с этим в исследовании представлен анализ глагольных основ и словообразовательных аффиксов бурятского языка. Авторами статьи подробно рассмотрена роль аффикса -л/-ла в образовании бурятских глаголов, разнообразных по своим значениям, от основ имен существительных, прилагательных, числительных, наречий, междометий, звукоподражательных слов, а также от заимствованных глаголов из русского языка.

Ключевые слова: бурятский язык, агглютинативный тип языка, аффиксальный способ словообразования, глагольные основы, словообразовательные аффиксы, «регулирующая» роль корня, аффикса -л/-ла.

ANDREEVA Svetlana V.,

Candidate of Philo^gy, Associate Professor, Department of Philological, Artistic and Aesthetic Education, Pedagogical Institute

Dorji Banzarov Buryat State University

PELIHOVA Alena A,

Candidate of Philo^gy, Associate Professor, Department of Philological, Artistic and Aesthetic Education, Pedagogical Institute

Dorji Banzarov Buryat State University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

YURCHENKO Olga O,

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Philological, Artistic and Aesthetic Education, Pedagogical Institute

Dorji Banzarov Buryat State University

PATAEVA Valentina D,

Candidate of Philology, Associate Professor, Respublican multilevel College

CHIMBEEVA Zorigma D,

Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Philological, Artistic and Aesthetic Education, Pedagogical Institute

Dorji Banzarov Buryat State University

ABOUT AFFIXAL METHOD OF VERBS FORMATION IN BURYAT LANGUAGE

Annotation. The article is about the formation of verbs in the Buryat language by means of the affix way of word formation, which is the most ancient and at the same time the most productive way at the present stage of language development. Due to it, the study presents an analysis of the verbal stems and derivational affixes of the Buryat language. The authors of the article examined in detail the role of the affix --l / -la in the formation of Buryat verbs, varied in their meanings, from the bases of nouns, adjectives, numerals, adverbs, interjections, onomatopoeic words, as well as from borrowed verbs from the Russian language.

Key words: Buryat language, agglutinative type of language, affix way of word formation, verbal stems, derivational affixes, "regulating" role of the word root, the affix -l / -la.

Введение. Аффиксальный способ образования в бурятском языке является самым распространенным, наиболее продуктивным способом. Аффиксальный способ словообразования является одним из древнейших способов моделирования слова. Мотивирующая основа и словообразовательный аффикс важнейшие его структурные элементы.

И в русском, и бурятском языках глагол относится является сложнейшей грамматической категорией. В качестве мотивирующих основ глагола могут выступать имена, наречия, непроизводные и производные глаголы, образные и звукоподражательные слова, некоторые междометия, раз-

оро-уна-гара-

Такого рода глагольные основы в современном бурятском языке позиционируются как корневые, не делятся на составные морфемы. Но в некоторых случаях, например, в непроизводной для современного монголоведения глагольной

личные усилительные частицы, а также слова, заимствованные из русского языка.

Целью представленного исследования является словообразование глаголов в бурятском языке посредством аффиксального способа, который является самым древним и в то же время самым продуктивным способом на современном этапе развития языка. В связи с этим в исследовании представлен анализ глагольных основ и словообразовательных аффиксов бурятского языка.

Основная часть. Основы глагола по своей морфологической структуре могут состоять из первичного корня (непроизводные основы), например:

перевод на русский войти падать выйти

основе диилэ- 'победить' с помощью этимологического анализа выделяют: 1) корень дэ-; 2) пока неизвестный или омертвелый формат - ий-; 3) глаголообразующий суффикс -лэ. В глагольных основах старописьменного монгольского языка

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

непроизводная основа глагола в бурятском языке

находим дэйил-, что позволяет отнести диилэ- к омертвелым образованиям от того же корня дэ-: дээрэ (из дэ+гэ-+р-+э) 'наверху'; дээшэ (из дэ-+-гэ+-гши) 'выше', дээжэ (дэ-+-гэ+-джи) 'высшее, отборное, лучшее'. Итак, данную глагольную основу, функционирующую в бурятском языке как непроизводная, относим к некорневой, поскольку она не тождественна корню.

Известный бурятский ученый У-Ж.Ш. Донду-ков пишет: «Глаголы с непроизводными основами совпадают с корневыми глаголами, которые по своему лексическому значению подразделяются на: 1) глаголы, имеющие только глагольное значение, совпадающее с формой 2 лица единственного числа повелительно-желательного наклонения, например, монг. бич-, бур. бэшэ- 'писать' и т.д.; 2) глаголы омоморфные - с именами, например: монг. хатир 'рысь', хатир- 'ехать рысью', бур. хатар 'танцы', 'пляска' и хатар- 'танцевать' и т.д.» [4, с. 65].

Производная, мотивированная глагольная основа - это основа имеющая в своем составе специальные аффиксальные морфемы и производящие, мотивирующие именные и глагольные основы. Например, основа баяжа- «обогащаться» образована с помощью суффикса -жа от усеченной именной основы баян «богатый», бутара-«раздробиться» - образована от наречия бута «вдребезги» с помощью суффикса -ра и т. д.

В относительно последнее время в монгольском языкознании бытует такой термин, как «связанная основа». Значение глагольной связанной основы становиться известным только в составе производной, причем связанная основа обязательно употребляется с теми или иными аффиксами или с другой основой. Например, са-, от нее образованы в бурятском языке сай- «белеть», «рассветать», саган «белый», саарhан «бумага».

Традиционное языкознание в зависимости от функции аффиксов выделяет словообразовательные и словоизменительные аффиксы. Предметом нашего исследования являются словообразовательные аффиксы, которые, как известно, образуют слова с новым лексическим значением. Словообразовательные аффиксы всегда предшествуют словоизменительным и располагаются ближе к корню. С их помощью образуются новые слова, возникают какие-либо единицы определенной части речи. Словообразовательные аффиксы присоединяются только к основам или корням, которые образуют производные глаголы определенного словообразовательного типа, поэтому сфера их употребления в сравнении с формообразовательными аффиксами ограничена.

Для бурятского глагола характерны два типа аффиксального образования: 1) словообразование от других частей речи: алталха «покрывать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

позолотой» от алтан «золото»; хурдадха «ускоряться» от хурдан «быстрый»; дамжаха «переходить, взбираться, делать при посредстве кого-либо или чего-либо» от дам «через, при посредстве» и т. д.; 2) словообразование в границах одной части речи, т.е. образование глаголов от глагольных основ: унжарха «растягиваться», «тянуться», «длиться» от уна- «падать», «свалиться», дэбхэншээхэ «попрыгать», «поскакать» от дэбхэрхэ «прыгать». Вся аффиксальная система в бурятском языке включает в себя 1) аффиксы, которые присоединяются только к глагольным основам, 2) аффиксы, которые присоединяются только к именным корням и основам.

По своей структуре аффиксы в бурятском языке могут быть первообразными и комбинированными. К первообразным можно отнести в первую очередь флексии падежей, личное окончание глаголов, аффиксы глагольных времен, отчасти формы причастий, деепричастий. Например, -ын, -ай (-ой, -эй), -н, -да (-дэ, -до), -е; -ха (-хэ, -хо), -на, -ба; -лай; ^ан; -жа, -аад и т.д. По мнению Т.А. Бер-тагаева, словообразовательные аффиксы в монгольских языках возникли в процессе дистантной прогрессивной ассимиляции (в алтаистике - гармония гласных). Фонетические варианты аффиксов зависят от корневой гласной и доходят, например, до четырех: -аар, -оор, -ээр, -оор. Бертагаев предполагает равноценность этих вариантов, т.к. невозможно определить среди них базовый, подчеркивает, что неизменным в этих аффиксах остается только согласный звук (в приведенном примере звук -р, и приходит к выводу, что для творительного падежа характерны следующие аффиксы: -а, -о, -э, -ор [1, с. 28-29].

Но в монгольских языках, в частности, бурятском, есть аффиксы, не связанные с гармонией гласных. Они аналогичны вариантам показателя творительного падежа, женского рода, единственного числа имен существительных -ой, -ою в русском языке. Так, например, в эхиритском диалекте бурятского языка форма родительного падежа возможна в двух видах: модн-и, модной «дерева». Таковы варианты аффиксов множественного числа: аха-д, аха-нууд, аха-нар «старшие».

Вариантность аффиксов зависит от того, к какой основе они присоединяются: в классическом монгольском языке в родительном падеже после согласного основы н- -у: морин-у «коня», после других согласных основы -ун: гар-ун «руки», после гласных основы -йин: агула-йин «горы».

Комбинированные аффиксы в бурятском языке бывают слитные и слагаемые. Слитные аффиксы в современном языке воспринимаются как единые или цельные, хотя в прошлом они были составными: -хада ( глаголы с видовым значением неполноты или недостаточности соверше-

ния действия), -дахи (показывающая пространственно-временное отношение к предмету), -халаар (аффикс деепричастия) и другие.

«Слагаемые аффиксы состоят из двух самостоятельных формативов, не утративших свое значение, но частично видоизмененных и употребительных как целое. Они являются в основном грамматическими аффиксами. В монголоведении некоторые из них называются «двойным множественным числом» или «двойным склонением». Например, -дууд, -нарнууд. -сууд» [1, с. 34]. Глагольные аффиксы также могут быть регулярными и нерегулярными. Регулярные аффиксы -аффиксы постоянно воспроизводящиеся в составе глагольных основ. Они имеют в большинстве своем свободное значение. «Глагольные основы с регулярными аффиксами составляют закономерные ряды образований, которые образуют определенную словообразовательную модель (типы) и семантические группы» [4, с. 66]. Нерегулярные аффиксы не образуют воспроизводимой модели, не имеют характерных для регулярных фонетических вариантов, отличаются эпизодическими появлениями в составе слова.

Аффиксы агглютинативного языка, каким является бурятский, являются показателем какой-либо одной грамматической категории (падежа, лица, числа, залога, наклонения), и не могут одновременно указывать на несколько категорий, как в языках флективных. Например, аффикс -лса в глаголе уншалса (от унша- «читать») указывает на совместный залог; окончание -д в глаголе бэшэнэд (от бэшэ- «писать») - на множественное число. В русском же языке, например, флексия -а указывает на именительный падеж, единственное число, женский род. Как отмечает У.-Ж.Ш. Донду-ков, словообразовательные аффиксы монгольских языков, будучи однозначными в связи со своей древней природой, в связи с развитием языка за счет расширения своих словообразовательных связей с различными производящими основами приобретают полисемантичность. Это особенно ярко проявляется в современных монгольских языках при возникновении новых понятий. [4, с. 62].

Мнения некоторых лингвистов сводятся к тому, что аффиксы возникли из некогда самостоятельных слов. Например, в таких звукоподражательных глаголах, как шааяха «шуметь» (о реке, море, воде вообще, о скользящих санях, о пиле), дарьяха «шуметь, галдеть», нарьяха «греметь» (о колокольчике). Г.И. Рамстедт суффикс на возводил к суффиксу gi полагал, что в образовании глаголов с этим суффиксом участвовал глагол де -(кете^ете) «говорить», например, халхаское sugi «шуметь», «гудеть». Финский монголовед

также считал, что в образовании некоторых глаголов, наряду с де «говорить», участвовал глагол к «делать». Ученый усматривал этот глагол в суффиксе -хира- : бархирха «плакать», хурхирха «храпеть». Глагол же -гэ «говорить» можно обнаружить в суффиксе -гира, с помощью которого образуются звукоподражательные глаголы со значением «бряцать», «реветь», «лязгать» [6, С. 79]. Кроме Г.И. Рамстедта, в аффиксах звукоподражательных глаголов обнаружили вспомогательные глаголы и другие монголисты. «Частицы производства служат для обращения корней, не имеющих значения глагола, в глаголы. Из таких частиц замечательны частицы -гэ, -ги, -кэ, -ки, в которых легко усмотреть глаголы гэку «говорить», кику «делать». Например, в словах джиргэку «петь» (о птицах), шуугику «шуметь», чимкэку «щипать» [3, С. 122]. Монголист В.В. Котвич по этому поводу отмечал, что «в монгольском языке имеются глаголы сложные. Такое производство, являющееся еще в начальной стадии своего развития и совершающееся чисто механическим, агглютинативным способом, обыкновенно является результатом скорее быстроты говора, при которой два самостоятельных слова сливаются в произношении в одно, чем действительной потребностью языка выразить какое-нибудь понятие словом, состоящим из двух корней. Большая часть сложных глаголов состоит из слияния глаголов хиху «делать» и гэку «говорить» со словами звукоподражательными» [5, с. 95].

Для монгольских и тюркских языков есть аффиксы, которые являются общими. Они являются древними, но функционируют и во многих современных языках. Таким является, в частности, аффикс -л (-ла, -лэ). «Словообразовательная модель с аффиксом -л считается одной из древнейших моделей глагольного словообразования в монгольских языках. Что касается критериев древности словообразовательного аффикса в алтайском языковом регионе, то в практике исследовательской работы считается древним тот аффикс, который обнаруживает себя живым функционирующем аффиксом как в монгольских, так и в тюркских языках и который является базой для образования последующих производных, вторичных аффиксов, например, в монгольских языках: -л, -ла, -лга, -лгаа, -лага, -лган, - лта, -лта, -шал, -бшал, -лда, -лса и т. д., в тюркских языках: -л, -ла, -лан, -лаш, -лат, -ландыр, -лашдыр и т.д. [4, с. 66].

Корни и аффиксы в монгольских языках в отличие от русского языка выделяются четко и прозрачно: боо-лэ-хэ «петь, шаманить, камлать» от боо «шаман», адха-р-ха «литься, выливаться» от адха- «лить, выливать», номи- то-хо «быть

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

лазоревым» от номин «лазоревый». Но есть случаи, когда в результате словообразовательного и формообразовательного процессов часть своих компонентов корня теряется: яба-ха - ябуулха, гараха - гаргаха (исчезает конечный гласный корня).

Для бурятского языка характерны «регулирующая» роль корня и зависимость от него звукового состава аффиксов. Аффиксы в бурятском языке выполняют роль конкретизаторов корневой морфемы, сочетание аффиксальных и корневых морфем здесь является не случайным, а строго подчиненным внутренним законам развития языка, .

В данном исследовании нами более подробно рассмотрена словообразующая роль аффикса -л/-ла, который является одним из древних и продуктивных. Сторонники алтайской теории, наиболее систематически пользующиеся сравнительно-историческим методом исследования, считают «вопрос о древности словообразовательной модели, в частности, с аффиксом -л в основным выясненным, если её можно возвести к монгольскому или тунгусо-маньчжурскому архетипу, на основании которого реконструируется исходная форма алтайского праязыка. Но, «оставаясь на позиции алтаистики, трудно установить историческую последовательность появления словообразовательных моделей, в частности, в словообразовании глаголов, образованных посредством аффикса -л и его производных аффиксов, и содержания, и направления процесса изменения типа глагольных значений, и условий их образования» [4, с. 66].

Аффикс -л/-ла встречается во всех тюркских, монгольских языках и считается одним из основных в образовании глаголов. Его универсальность выражается в том, что посредством этого аффикса глагол может быть образован от любой части речи, главным образом с переходным значением.

Особенно разнообразны по своим значениям глаголы, образованные от основ имен существительных. Они обозначают действие, названное в производящей основе и распределяются на следующие типы:

- действовать при помощи предмета, название которого указано мотивирующей основой имени: аргамжала- «обвязать веревкой» (от аргамжа «веревка»), борнойло- «боронить» (от борной «борона»), асала- «брать на вилы» (от аса «вилы»);

- орудие и средство действия: тоhоло- «смазать», шэллэ- «остеклить» и т.д. Многие основы таких глаголов являются заимствованными из русского языка, например, бур. асфальт - асфаль-тала - «асфальтировать» и т. д.;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

- рамки или вместилище действия: хайр-сагла- «положить в ящичек» (от хайрсаг «ящичек»), амбаарла- «складывать в амбар» (от амбаар «амбар»), аягала- «наливать» (от аяга «чашка»);

- предметы потребления: зоогло- «вкушать» (от зоог «яства»), аар-сала- «есть арсу» (от аарса

- род творога), тамхила- «курить табак» (от тамхин «табак»).

Глаголы этой группы могут выражать несколько значений: наряду с обозначением предметов потребления, указывают на действия, связанные с производством того, что представлено в производящей основе, например, аарсала

- означает не только «есть арсу», но и «приготовлять аарсу», буузала- не только «есть буузу», но и «приготовлять буузу»;

- объекты или род занятий: малла- «заниматься скотоводством», «разводить скот» (от мал «скот»), ажалла- «работать» (от ажал «работа»), загаhала- «ловить рыбу» (от загаhан «рыба»);

- образ действия или поведения: ёhоло «поступать в соответствии с обычаями, правилами, соблюдать традиции» (от ёhон «обычай», «правило», «традиция»), Yльгэрлэ- «кроить» ^ль-гэр в значении «выкройка»), а также «давать выкройку», Yелэ- «расчленять по суставам», «делить на периоды» (от Yе «сустав», «период»);

- материалы действия: дабhала- «солить» (от дабhан «соль»), саахарла- «засахарить» (от саахар»сахар»), шэблэхэ- «унавозить» (от шэблэ «навоз»);

- проявление того, что обозначено в производящей основе: нYхэлэ- «дыра» (от нYхэн «дыра»); самсаала- «делать зарубки» (от самсаал «зарубка на дереве»); тунхагла- «объявлять» (от тунхаг «объявление»);

- действие, которое заключено в производящей основе: багшала- «учительствовать» (от багша «учитель»); ханила- «быть спутником» (от хани «спутник», «друг»), газаршала- «быть проводником» (от газарша «проводник»);

- состояние, которое обозначено в производящей основе: баярла- «радоваться» (от баяр «радость»); уурла- «сердиться», «гневаться» (от уур «гнев»); шогло- «шутить» (от шог «шутка»);

- приобретение того, что выражено в производящей основе: намаала- «покрываться листвой» (о деревьях); «появляться» (о листве) -(от намаа «листва», «листья на дереве»); сэсэглэ-«цвести», «покрываться цветами» (от сэсэг «цветы»); буурсагла- «появляться» (о плодах), «покрываться плодами» (от буурсаг «плоды», «семя», «горох»).

Аффикс -лэ является словообразующим для образованных от основ качественных прилагательных переходных глаголов, в которых проступает значение придания того свойства, которое

обозначено в производящей основе: мYнхэлэ -«увековечивать» (от мYнхэ «вечный»); сэбэрлэ-«чистить», «очищать» (от сэбэр «чистый»); жэжэ-шлэ- «размельчать» (от жэжэ «мелкий»).

От основ наречий образа действия посредством суффикса -ла образуются переходные глаголы, со значением «приведение предмета в состояние, выраженное в производящей основе»: ооло- «продырявить» (от соо «насквозь»); хахала - «расколоть», «разорвать», (от хаха «разрывая», «раскалывая»), бутала - «раздробить» (от бута «вдребезги») - о чем-либо таком, что может разлететься на части и т. д. От наречий места, времени образуются непереходные глаголы: саашала -«удаляться» (от сааша «дальше»); дээшэлэ-«подниматься», «становиться или садиться выше на более почетном месте» (от дээшэ «выше», «вверх»); хойшоло - «направляться назад, на север»; «откладывать, отодвигать во времени» (от хойшо «назад», «на север»).

Немногочисленные глаголы образованы посредством этого аффикса от междометий и звукоподражательных слов: ёоло - «стонать» (от ёо-ёо! ой-ой!), майла - «блеять» (от май - подражание блеянью овец), хааглаха «каркать» - (о воронах) (от хааг! - звукоподражание, выражающее карканье). Для глагольных основ хоёрлохо «разделить на две части (от хоёр «два»); гурбалха «разделить на три части» (от гурбан «три»), арбалха «разделить на десять частей») (от арбан «десять»), образованных от основ числительных, данный аффикс является также словообразовательным. В бурятском языке суффикс -ла особенно продуктивен в заимствованных глаголах из русского языка: тансавааа-л-ха, дуума-ла-ха, решаа-ла-ха.

Заключение.Таким образом, в бурятском языке аффиксальный способ словообразования относится к наиболее частотным, продуктивным способам образования глаголов. Он имеет долгую историю, уходит своими корнями к прамонголь-скому языковому состоянию. Так, например, модели глагольного словообразования с аффиксом -л возникли в отдаленную эпоху жизни языка.

Вместе с тем, образование глаголов посредством аффикса -л (-ла) до сих пор сохраняет свою продуктивность.

Список литературы:

[1] Бертагаев Т. А. Морфологическая структура слова в монгольских языках / Т.А. Бертагаев.

- М., 1969. - 183с.

[2] Бертагаев Т. А. Лексика современных монгольских литературных языков (на материале монгольского и бурятского языков) / Т.А. Бертагаев. - М., 1974. - 383 с.

[3] Бобровников А.А. Грамматика монгольско-калмыцкого языка / А.А. Бобровников. -Казань, 1849. - 412 с.

[4] Дондуков У.-Ж.Ш. Словообразование монгольских языков / У.-Ж.Ш. Дондуков. - Улан-Удэ, 1993. - 194 с.

[5] Котвич В.Л. Опыт грамматики калмыцкого разговорного языка / Л.В. Котвич. - Прага, 1929. -418 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Шагдаров Л.Д. Изобразительные слова в современном бурятском языке / Л.Д. Шагдаров. -Улан-Удэ, 1962. - 149 с.

Spisok literatury:

[1] Bertagaev T. A. Morfologicheskaya struktura slova v mongol'skih yazykah / T.A. Bertagaev. - M., 1969. - 183s.

[2] Bertagaev T. A. Leksika sovremennyh mongol'skih literaturnyh yazykov (na materiale mon-gol'skogo i buryatskogo yazykov) / T.A. Bertagaev. -M., 1974. - 383 s.

[3] Bobrovnikov A.A. Grammatika mon-gol'sko-kalmyckogo yazyka / A.A. Bobrovnikov. -Kazan', 1849. - 412 s.

[4] Dondukov U.-ZH.SH. Slovoobrazovanie mongol'skih yazykov / U.-ZH.SH. Dondukov. - Ulan-Ude, 1993. - 194 s.

[5] Kotvich V.L. Opyt grammatiki kalmyckogo razgovornogo yazyka / L.V. Kotvich. - Praga, 1929.

- 418 s.

[6] Shagdarov L.D. Izobrazitel'nye slova v sovremennom buryatskom yazyke / L.D. Shagdarov.

- Ulan-Ude, 1962. - 149 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.