ОАО «КАМАЗ»: решение проблем экологии больших городов России
А.Г. Малюга,
главный конструктор по работе с нефтегазодобывающими компаниями НТЦ ОАО «КАМАЗ» Р.Х. Хафизов,
заместитель главного конструктора по исследованиям двигателей НТЦ ОАО «КАМАЗ»
В статье приведены результаты опытно-конструкторских работ по созданию газовых двигателей уровня «Евро-4». Даны технические характеристики двигателя и определена область их применения. Представлено краткое описание этапов расширения модельного ряда газовых двигателей КАМАЗ.
Ключевые слова: компримированный природный газ, газомоторное топливо, газовые двигатели, экология.
OJSC KAMAZ stands for solving of environmental problems in Russian big cities
A.G. Maljuga R.H. Hafizov
OJSC KAMAZ, the largest manufacturer of heavy vehicles in Russia, has been concerned with environmental problems for a long time. This interest has led us to development of new products which conform to the strictest legal requirements and also to actual demands of our customers and their work environment. We believe that compressed gas vehicles are the right solution for problem of current demands for environmentally friendly city vehicles and buses.
This article gives brief description of extension steps of model range of KAMAZ gas engines.
Keywords: compressed natural gas, gas fuel, gas engines, ecology.
Крупнейший российский производитель большегрузных автомобилей ОАО «КАМАЗ», давно обеспокоенный проблемами сохранения окружающей среды, завершил разработку новых автопродуктов, соответствующих самым строгим законодательным требованиям, с учетом реальных нужд своих потребителей.
Автомобили на компримирован-ном природном газе (КПГ) - верное решение проблемы обеспечения текущих потребностей в экологически
чистых автомобилях и автобусах для городского сектора.
Первый двигатель на природном газе
В 1999 г. руководством ОАО «КАМАЗ» было принято решение об ускорении работ по созданию газовых двигателей различного назначения. В результате выполнения опытно-конструкторских работ появилось семейство из двух моделей транспортных и одного стационарного газовых двигателей с искровым зажиганием.
Рис. 1. Комбинированная машина КО-829Б1
При разработке были учтены и реализованы современные тенденции и достижения мирового двигателестро-ения для автотранспорта. Основные технические характеристики транспортных газовых двигателей 820.52260 и 820.53-260 экологического класса 2, отличающихся максимальными крутящими моментами, которые равны 1078 и 931 Н^м соответственно при частоте вращения КВ двигателя 13001500 мин-1, приведены ниже. Расположение и число цилиндров ^8
Диаметр цилиндра х ход
поршня, мм......................................120x130
Рабочий объем, л.................................11,76
Степень сжатия, МПа ............................12,0
Система наддува ........................ТКР + ОНВ
Вид топлива............................................КПГ
Номинальная мощность,
кВт (л.с.).........................................191 (260)
Частота вращения КВ
двигателя, мин-1....................................2200
Базовым в данном семействе является двигатель КАМАЗ-820.52-260 с распределенной подачей ком-примированного природного газа,
Рис. 2. Транспортный газовый двигатель У-8
размерностью 120x130, мощностью 221 кВт, с частотой вращения коленчатого вала 1900 мин-1, уровня «Евро-4>
(Л
Голубые коридоры
Модификации транспортных газовых двигателей экологического класса 4
Модель Параметры
Частота вращения, мин-1 Мощность, кВт (л.с.) Максимальный крутящий момент, Н«м Область применения
820.60-260 2200 191(260) 1078 Автомобили КАМАЗ, автобусы
820.61-260 191(260) 931
820.72-240 1900 176(240) 1078
820.73-300 221(300) 1372
промежуточным охлаждением надувочного воздуха, электронной системой управления.
Сотрудничество с ОАО «Газпром»
Как результат тесного сотрудничества ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Газпром» в области перевода автомобильной техники с нефтяного жидкого топлива на газовое, в 2004-2005 гг. выпущена опытно-промышленная партия из пяти автомобилей КАМАЗ и десяти автобусов НЕФАЗ с газовыми двигателями, соответствующими экологическому классу 2.
По результатам эксплуатации опытной партии газобаллонной автотехники в ООО «Газпром транс-газ Екатеринбург» была уточнена конструкторская документация на транс-
портные газовые двигатели КАМАЗ и газобаллонное оборудование. Дополнительное применение нейтрализатора в системе выпуска отработавших газов дало возможность существенно снизить выбросы вредных веществ по основным показателям токсичности, что позволило сертифицировать транспортные газовые двигатели семейства 820.60-260 на соответствие экологическому классу 4 по требованиям Правил 49-04А ЕЭК ООН.
Двигатель модели 820.60-260 предназначен для установки:
■ на семейство модернизированных транспортных автомобилей КАМАЗ-65115 (на автопробеге «Голубой коридор - 2010» были представлены мусоровоз с задней загрузкой БМ-53229Г-1 и комбинированная машина КО-829Б1) (рис. 1);
■ на семейство полноприводных автомобилей КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-43114 (на автопробеге «Голубой коридор - 2010» были представлены автобус специальный 4208-1041 и ПАГЗ от ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»).
Транспортная модификация 820.61-260, предназначенная для установки на шасси автобуса 5297-17, на автопробеге «Голубой коридор -2010» была представлена автобусами НЕФАЗ-5299 городского и пригородного исполнения.
Расширение типажа двигателей
В связи с переходом автомобильной техники КАМАЗ на двигатели с номинальной частотой вращения коленчатого вала 1900 мин-1 в 2007 г. были
мин
а б
Рис. 3. Внешние скоростные характеристики газовых двигателей 820.60-260 - 820.61-260 с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2200 мин-1 (а) и двигателей 820.72-240 - 820.73-300 с номинальной частотой вращения коленчатого вала 1900 мин-1 (б).