Научная статья на тему 'О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ'

О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВЬЕТНАМ / СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / EUROPEAN UNION / VIETNAM / FREE TRADE AGREEMENT / FREE TRADE ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен Куок Хунг

12 февраля 2020 г. Европейский парламент официально ратифицировал Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом в период активного распространения в мире инфекционного заболевания, вызванного COVID-19, которое может оказать значительное влияние на их экономику, инвестиции и социальную сферу.Цель. Показать, что в результате выполнения Соглашения о свободной торговле (EVETA) вырастет не только ее объем, но будут использоваться новые механизмы всестороннего сотрудничества Европы с Вьетнамом в условиях сохранения их взаимной заинтересованности.Задачи. Обобщить изменения структуры экспорта-импорта товаров в среднесрочной перспективе, показать сокращение процентной ставки по тарифам на товары вьетнамского экспорта в Европейский союз (ЕС) и на товары, поступающие из ЕС во Вьетнам. Рассмотреть динамику увеличения вьетнамского экспорта в 2020, 2025, 2030 гг. и динамику экспорта ЕС в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ) в эти годы, а также рост профицита торгового баланса.Методология. Исследование проведено с использованием общих методов анализа зон свободной торговли в многостороннем и двустороннем формате, которые будут отражены в статье о зоне свободной торговли ЕС с Вьетнамом.Выводы. Вьетнам накопил значительный опыт в организации зон свободной торговли в период перехода от командной к рыночной экономике с 1986 по 2019 г., в результате чего обеспечил условия для устойчивого роста экономики и превратился в страну со многими передовыми и новыми технологиями, повысил доходы и жизненный уровень населения. Вьетнам, опираясь на высокий уровень стратегического партнерства с передовыми странами, включая ЕС, США, Республику Корея, Японию и Россию, обеспечил свою экономическую безопасность и стал гарантом сохранения мира в восточноазиатском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FREE TRADE ZONE BETWEEN VIETNAM AND THE EUROPEAN UNION

On February 12, 2020, the European Parliament officially ratified a free trade agreement with Vietnam - at a time when an infectious disease caused by COVID-19 is actively spreading around the world, which can significantly affect the European economy, investment, and social sphere.Aim. The presented study aims to demonstrate that implementation of the EU-Vietnam Free Trade Agreement (EVFTA) has the potential not only to increase the volume of trade, but also to activate new mechanisms of comprehensive cooperation between Europe and Vietnam while maintaining their mutual interest.Tasks. The authors summarize structural changes in the exports and imports of goods in the medium term; show a reduction in the interest rate on tariffs for goods exported from Vietnam to the European Union (EU) and goods coming from the EU to Vietnam; examine the growth dynamics of Vietnamese exports in 2020, 2025, and 2030, the dynamics of the EU exports to the Socialist Republic of Vietnam (SRV) in the same years, and the growth of trade balance surplus.Methods. This study uses general methods to analyze free trade zones in a multilateral and bilateral format, which will be reflected in the study of the Eu-Vietnam free trade zone.Conclusions. Vietnam has accumulated significant experience in organizing free trade zones during the transition from a command economy to a market economy in 1986-2019, thus creating conditions for sustainable economic growth and becoming a country with many advanced and new technologies, higher income and living standards of the population. Based on a high level of strategic partnership with advanced countries, including the EU, United States, Republic of Korea, Japan, and Russia, Vietnam has ensured its economic security and has become a guarantor of peace in the East Asian region.

Текст научной работы на тему «О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ»

УДк 339.543.624 http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-4-373-379 5

0 зоне свободной торговли между Вьетнамом

и Европейским союзом |

Нгуен Куок Хунг1

1 Центр российской стратегии в Азии Института экономики РАН, Москва, Россия °

12 февраля 2020 г. Европейский парламент официально ратифицировал Соглашение о свободной т

торговле с Вьетнамом в период активного распространения в мире инфекционного заболевания, 5

вызванного СОУГО-19, которое может оказать значительное влияние на их экономику, инвестиции о и социальную сферу.

Цель. Показать, что в результате выполнения Соглашения о свободной торговле (ЕУЕТЛ) вырастет

не только ее объем, но будут использоваться новые механизмы всестороннего сотрудничества Ев- ^

ропы с Вьетнамом в условиях сохранения их взаимной заинтересованности. °

Задачи. Обобщить изменения структуры экспорта-импорта товаров в среднесрочной перспективе, □

показать сокращение процентной ставки по тарифам на товары вьетнамского экспорта в Европей- ^

ский союз (ЕС) и на товары, поступающие из ЕС во Вьетнам. Рассмотреть динамику увеличения ,2

вьетнамского экспорта в 2020, 2025, 2030 гг. и динамику экспорта ЕС в Социалистическую Респуб- °

лику Вьетнам (СРВ) в эти годы, а также рост профицита торгового баланса. ^

Методология. Исследование проведено с использованием общих методов анализа зон свободной о

торговли в многостороннем и двустороннем формате, которые будут отражены в статье о зоне сво- ™

бодной торговли ЕС с Вьетнамом. ,_

Выводы. Вьетнам накопил значительный опыт в организации зон свободной торговли в период >

перехода от командной к рыночной экономике с 1986 по 2019 г., в результате чего обеспечил ус- ^

ловия для устойчивого роста экономики и превратился в страну со многими передовыми и новыми °

технологиями, повысил доходы и жизненный уровень населения. Вьетнам, опираясь на высокий ^

уровень стратегического партнерства с передовыми странами, включая ЕС, США, Республику Ко- ш

рея, Японию и Россию, обеспечил свою экономическую безопасность и стал гарантом сохранения ^

мира в восточноазиатском регионе. 1

Ключевые слова: Европейский союз, Вьетнам, Соглашение о свободной торговле, зона свободной торговли.

Для цитирования: Нгуен Куок Хунг О зоне свободной торговли между Вьетнамом и Европейским союзом // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 4. С. 373-379. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-4-373-379

On the Free Trade Zone between Vietnam and the European Union

Nguyen Quoc Hung1

1 Center for Russian Strategy in Asia Institute of Economics of RAS, Moscow, Russia

On February 12, 2020, the European Parliament officially ratified a free trade agreement with Vietnam — at a time when an infectious disease caused by COVID-19 is actively spreading around the world, which can significantly affect the European economy, investment, and social sphere.

Aim. The presented study aims to demonstrate that implementation of the EU-Vietnam Free Trade Agreement (EVFTA) has the potential not only to increase the volume of trade, but also to activate new mechanisms of comprehensive cooperation between Europe and Vietnam while maintaining their mutual interest.

Tasks. The authors summarize structural changes in the exports and imports of goods in the medium term; show a reduction in the interest rate on tariffs for goods exported from Vietnam to the European Union (EU) and goods coming from the EU to Vietnam; examine the growth dynamics of Vietnamese exports in 2020, 2025, and 2030, the dynamics of the EU exports to the Socialist Republic of Vietnam (SRV) in the same years, and the growth of trade balance surplus.

Methods. This study uses general methods to analyze free trade zones in a multilateral and bilateral format, which will be reflected in the study of the Eu-Vietnam free trade zone.

Conclusions. Vietnam has accumulated significant experience in organizing free trade zones during the transition from a command economy to a market economy in 1986-2019, thus creating conditions

CD К

for sustainable economic growth and becoming a country with many advanced and new technologies, higher income and living standards of the population. Based on a high level of strategic partnership with advanced countries, including the EU, United States, Republic of Korea, Japan, and Russia, Vietnam has ensured its economic security and has become a guarantor of peace in the East Asian region.

Keywords: European Union, Vietnam, free trade agreement, free trade zone.

For citation: Nguyen Quoc Hung On the Free Trade Zone between Vietnam and the European Union. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2020;26(4): 373-379 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-4-373-379

Европейский союз (ЕС) для Вьетнама стал одним из главных торговых партнеров. С 2000 по 2019 г. торговля страны в целом выросла в 13,7 раза с 4,1 млрд долл. США до 56,45 млрд долл. Экспорт Вьетнама в ЕС увеличился в 2019 г. до 41,54 млрд долл. США, а импорт из ЕС — до 14,9 млрд долл. США [1].

Проводя открытую внешнеэкономическую политику, Вьетнам накопил большой опыт по участию в зонах свободной торговли (ЗСТ). Будучи в составе Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), среди десяти ее членов Вьетнам имеет наибольшее количество подписанных Соглашений о свободной торговле (ССТ) и работающих зонах свободной торговли (AFTA). ССТ, в которых Вьетнам участвует в качестве страны — члена АСЕАН, включают в себя ASEAN Free Trade Area (AFTA), The Comprehensive and Progressive for the TransPacific Partnership (CPTPP), ССТ АСЕАН и Китая, с Республикой Корея, Индией, Японией, Австралией и Новой Зеландией; четыре двусторонних ССТ Вьетнама с Чили, Японией, Республикой Корея и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Большой опыт имеет ЕС в организации торговых отношений в новом формате, включающем Соглашения о свободной торговле, Таможенные союзы, Соглашения об Ассоциации, по торгово-экономическим зонам. Они подписаны в период с конца 1990-х по 2016 г. с 35 странами, включая Чили, Египет, Исландию, Израиль, Иорданию, Республику Косово, Ливан, Лихтенштейн, Северную Македонию, Черногорию, Марокко, Норвегию, Палестину, Сербию, ЮАР, Республику Корея, Швейцарию, Тунис, Турцию, Украину [2].

Вследствие подписания Соглашения о свободной торговле с ЕС Вьетнам получил новые привилегии, как получил их и ЕС. Вьетнам и ЕС взяли на себя обязательство по расширению доступа к своим рынкам и снятию более 99 % тарифов на промышленные и сельскохозяйственные товары в дополнение к действующим нулевым тарифным ставкам на одежду, обувь, морепродукты, мебель и прочие товары СРВ, на автомобили, машины, оборудование, напитки, лекарства и продукты сельского хозяйства,

поступающие во Вьетнам из ЕС. Европейский союз отменяет пошлины на товары Вьетнама, а Вьетнам либерализует 65 % импортных пошлин на товары из ЕС, включая машины и оборудование. Другие действующие пошлины постепенно будут отменяться в течение десяти лет. Например, на говядину — через три года, молочные продукты — максимум через пять лет, замороженную свинину — через семь лет, вина и спиртные напитки — через семь лет.

Содержание торгового соглашения между ЕС и Вьетнамом показывает, что его воздействие на их экономику будет значительным и длительным (на 10-15 лет и более). Зона свободной торговли ЕС с Вьетнамом позволит продолжить наращивать профицит торгового баланса у Вьетнама, поскольку экспорт в ЕС увеличивается быстрее, чем импорт Вьетнама из ЕС. По выводам экспертов, рост экспорта Вьетнама в ЕС будет постоянно расти: на 20 % — в 2020 г., на 42,7 % — в 2025 г., на 44,37 % — в 2030 г. Импорт СРВ из ЕС увеличится более низкими темпами: на 15,28 % — в 2020 г., на 33,06 % — в 2025 г., на 36,7 % — в 2030 г. В сравнении с другими развивающимися странами Вьетнам имеет сильные конкурентные преимущества в расширении экспорта в ЕС таких товаров, как текстиль, обувь, сельскохозяйственная и рыбная продукция, деревянная мебель, мотоциклы, алкогольные напитки. Все обязательства, связанные с инвестициями, либерализацией торговли услугами, государственными закупками, с защитой интеллектуальной собственности, откроют новые возможности и обеспечат общую выгоду ЕС и СРВ.

Как отмечено в Соглашении о свободной торговле, это — документ нового поколения, который может поощрять европейских инвесторов к активным вложениям капиталов на вьетнамском инвестиционном рынке по аутсорсингу, стимулировать работу местных производителей комплектующих и аксессуаров, пользоваться льготными тарифами РТА. Инвесторы ЕС получат больше стимулов для инвестирования и ведения бизнеса во Вьетнаме, особенно в тех областях, где они имеют сильные преимущества: финансовые услуги,

логистика. 23 страны из 28 государств ЕС уже инвестируют капитал во Вьетнам в реализацию более двух тысяч проектов с общим объемом инвестиций свыше 40 млрд долл. США. Инвесторы из ЕС присутствуют практически во всех важных секторах экономики Вьетнама, уделяя особое внимание промышленности, строительству и услугам. К другим областям, которые интересуют во Вьетнаме инвесторов ЕС, относятся обрабатывающее производство в промышленности, сетевое распределение электроэнергии, риэлторский бизнес, строительство.

В организации зон свободной торговли у Вьетнама существует много трудностей. Хотя он активно участвует в ЗСТ, но ему не хватает научных и практических исследований, четкой стратегии, экспертизы. Вьетнамские ученые пишут, что Вьетнам не в полной мере подготовил основные внутренние условия для подписания ССТ с Европейским союзом. Не все вьетнамские предприятия, участвующие в зоне свободной торговли ЕС с Вьетнамом, повысили свою конкурентоспособность. Государственные предприятия пока не играют ведущую роль в отраслевой реструктуризации экономики, инновациях и развитии новых технологий. Частный вьетнамский сектор, включая микро-, малые и средние фирмы, имеет небольшие финансовые ресурсы и не получает поддержку от государства. Отечественные отрасли обрабатывающей промышленности сталкиваются с необходимостью конкурировать по цене и качеству своих товаров с зарубежными конкурентами.

Вьетнам постоянно сталкивается с проблемами, связанными с новыми тенденциями торгового протекционизма на более сложном, изменчивом и непредсказуемом уровне, чем когда-либо ранее. В сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности (отраслях, являющихся во все времена сильной стороной Вьетнама) защитный барьер не только не снят, но подлежит особому рассмотрению правительства и бизнеса. В политике диверсификации структуры экспорта Вьетнама не произошло существенных изменений. В экспорте в основном представлены сельскохозяйственная и трудозатратная продукция промышленности. Некоторые экспортные товары (каучук, кокос и овощи, уголь) в большей степени ориентированы на китайский рынок, на его долю приходится более 70 % всего их экспорта.

Соглашение о свободной торговле между ЕС и СРВ требует стратегического подхода во всех трех измерениях: времени, пространстве и масштабе/степени. По продолжительности оно окажет долгосрочное, существенное влияние на экономику Вьетнама и реализацию его внешнеэкономической политики. С точки зрения пространства торговое соглашение

с Европой помогает Вьетнаму диверсифициро- |

вать численность своих торговых партнеров и а

расширить стратегическое пространство в кон- "

тексте усиливающейся конкуренции между 1

большими странами. С точки зрения масшта- £

ба обязательства по Соглашению охватывают ®

о

многие области и ориентированы на высокие ^ стандарты, способствуя выведению Вьетнама ^ на новый уровень в глобальной цепочке товар- 5 ных поставок, обмена ценностями и открытий | XXI в. ^

о

По нашему мнению, значительное влияние ^ на экономику Вьетнама и ЕС в ближайшие го- ^ ды окажет СОУГО-19. Вьетнамская экономика * будет расти, несмотря на пандемию. Ожидает- :: ся, что темпы экономического роста Вьетнама ш

о

сократятся до 4,8 % в 2020 г. из-за воздействия ^ СОУГО-19, о чем говорится в новом отчете Ази- ° атского банка развития (АБР), экономика бу- | дет испытывать трудности от падения спроса 5

о

со стороны основных торговых и инвестицион- о

со

ных партнеров. Экономический рост в 2020 г. ° замедлился до 3,8 % в первом квартале 2020 г. * по сравнению с 6,8 % за аналогичный период ™ прошлого года. Запрет на путешествия, иные ограничения, введенные правительством для > замедления распространения вируса, привели ^ к снижению внутреннего потребления. Рост > в сельском хозяйстве стагнировал из-за сниже- □= ния спроса на сельскохозяйственный экспорт ^ и сильного засоления в дельте Меконга. Рост 1 в секторе услуг, наиболее пострадавшем от пандемии, сократился до 3,2 % в первом квартале 2020 г. по сравнению с 6,5 % в соответствующий период в 2019 г. В случае сдерживания эпидемии СОУГО-19 в ближайшие два-три месяца, по прогнозам, наиболее уязвимыми будут такие отрасли, как туризм, транспорт, торговля, экспорт сельскохозяйственной продукции. Другие виды деятельности Вьетнама с высокой гибкостью в зоне свободной торговли могут столкнуться с падением роста, в то время как только несколько компаний могут поддерживать нормальную работу.

Для поддержки экономической деятельности в начале марта 2020 г. вьетнамское правительство обнародовало пакет мер по реструктуризации внешней задолженности на сумму 10,8 млрд долл. США, снизило процентные ставки и комиссионные. Правительство сформировало бюджетный пакет на сумму 1,3 млрд долл. США, который снижает налоги и сборы для пострадавших фирм и откладывает уплату их налогов. Центральный банк СРВ снизил учетную ставку на 0,5-1 %, а также уменьшил процентные ставки по депозитам в суммах менее чем на шесть месяцев и по краткосрочным кредитам в ссудах приоритетным секторам.

По данным ведущего ежегодного экономического издания АБР «Азиатское развитие

2 2020», основы экономики Вьетнама остаются | устойчивыми. Если пандемия будет сдержана в ° первой половине 2020 г., рост должен восстано-2 виться до 6,8 % в 2021 г. и оставаться сильным ® в среднесрочной и долгосрочной перспективе. ^ Директор АБР во Вьетнаме Эрик Сиджвик ут-° верждает, что «несмотря на замедление эконо-| мической активности и негативные риски, связанные с пандемией СОУШ-19, экономический рост Вьетнама по прогнозам останется одним из самых высоких в Юго-Восточной Азии» [3]. Движущие силы экономического роста, такие как растущий средний класс и динамичный частный сектор, все еще устойчивы. Деловая среда в стране продолжает улучшаться. Вместе с тем государственные расходы на борьбу с последствиями пандемии, вероятно, возрастут. Большое количество двусторонних и многосторонних торговых соглашений, в которых участвует Вьетнам, обещающих улучшение доступа к рынкам, будут способствовать восстановлению экономики страны. Вьетнам также выиграет от сдерживания пандемии и возможного возвращения экономического роста Китая, что поможет возродить глобальные производственно-сбытовые цепочки.

Эпидемия СОУШ-19 окажет долгосрочное влияние на мировую экономику, но Евросоюз продолжит предпринимать шаги по борьбе с последствиями пандемии, как свидетельствует заявление лидеров стран ЕС после видеоконференции саммита, состоявшейся 27 марта 2020 г., где обсуждалась сложившаяся ситуация. В заявлении речь идет о том, что «пандемия СОУШ-19 затрагивает людей и общества во всем мире и окажет долгосрочное влияние на глобальную экономику и торговлю» [4]. Лидеры стран ЕС в этой связи попросили Евро-группу — совет министров финансов стран еврозоны, который проходит в расширенном формате с участием министров всех стран ЕС, представить им предложения по борьбе с социально-экономическими последствиями пандемии. Саммит отметил необходимость создать стратегию выхода из сложившейся ситуации.

Президент Франции Э. Макрон заявил о подготовке новой важной инициативы в отношении коронавируса: «Мы должны начать готовить меры, необходимые для того, чтобы вернуться к нормальному функционированию нашего общества и экономики и к устойчивому росту» [4]. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила с осторожностью принимать решение: меры против распространения СОУШ-19 в ЕС важно снимать не слишком рано, но и не слишком поздно, так как от них серьезно страдает экономика.

На фоне пандемии СОУШ-19 ряд стран закрыли границы, сократили транспортное сообщение, замедляют социальную активность

посредством карантинных мер, в том числе путем закрытия публичных мест и отмены всех массовых мероприятий. Лидеры ЕС указали на потребность в скоординированной стратегии выхода из сложившейся ситуации и во всеобъемлющем плане восстановления. Главы государств ЕС призвали Еврокомиссию усилить работу по обеспечению Евросоюза необходимым медицинским оборудованием. ЕС также намерен активизировать усилия по разработке вакцины от СОУШ-19.

В документе сказано: «Существует срочная необходимость обмениваться научной информацией и сотрудничать как в ЕС, так и во всем мире в решении проблемы разработки вакцины в кратчайшие сроки, сделать ее доступной для всех, кто в ней нуждается, без каких-либо географических барьеров. Мы будем расширять и ускорять нашу поддержку европейских исследовательских групп и компаний в этом отношении». ЕС намерен бороться и с дезинформацией по коронавирусу посредством своевременного и основанного на фактах информирования о том, что делается в этой сфере [4].

Подводя итог, отметим, что Вьетнам входит в число государств Азиатско-Тихоокеанского региона, имеющих обширные партнерские отношения с Европейским союзом, в том числе политические, торговые и инвестиционные, сотрудничество в области устойчивого развития и управления, поддерживает верховенство права и прав человека. Он стал вторым по величине торговым партнером ЕС в АСЕАН с объемом торговли в 54 млрд евро. Вьетнам активно содействует и продвигает стратегическое партнерство АСЕАН с ЕС. Отношения между Вьетнамом и Европейским союзом будут укрепляться после того, как Вьетнам вступит в должность Председателя АСЕАН в 2020 г. ЕС является пятым крупнейшим иностранным инвестором во Вьетнаме, обладая неоспоримыми преимуществами в области передовых технологий, финансов, банковского дела, страхования, морского транспорта.

Зона свободной торговли ЕС и Вьетнама (ЕУРТА) призвана содействовать торговле и инвестициям ЕС, что, как ожидается, приведет к увеличению его ВВП на 26,8 млрд евро. ЕУРТА является первой ЗСТ нового поколения между ЕС и страной со средним уровнем дохода, которая содержит обязательства по содействию устойчивому развитию. Подписание двух соглашений демонстрирует твердые обязательства Вьетнама по содействию инклюзивному и устойчивому росту и создает основу для более широкого сотрудничества между ЕС и Вьетнамом.

В XXI в. мировые державы стремятся повысить свою роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Соглашение о свободной торговле между

ЕС и СРВ стратегически важно для укрепления позиций ЕС и отношений со странами АСЕАН, что позволяет поддерживать процесс реализации целей устойчивого развития и продвигать европейские ценности в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Вьетнам усиливает позиции устойчивого развития в условиях широкой интеграции. В 2017 г. правительство Вьетнама представило Национальный план действий на период до 2030 г. по устойчивому развитию, который включает в себя 17 основных целей.

Вьетнам укрепляет активную интеграцию и содействует глобальному государственно-частному партнерству для устойчивого развития экономики, но при этом по-прежнему сталкивается с многочисленными проблемами с точки зрения социальных и экологических аспектов. Являясь компонентом в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Вьетнамом, зона свободной торговли открывает возможность для более тесного взаимодействия ЕС и Вьетнама при решении вопросов устойчивости, комплексных реформ, в том числе экономических, юридических и политических. Непрерывное сотрудничество будет стимулировать открытый диалог ЕС по вопросам социальных и политических прав во Вьетнаме.

С октября 2012 г. Вьетнам и ЕС начали переговоры по Соглашению о зоне свободной торговли. В январе 2016 г. стороны завершили переговоры и опубликовали полный текст Соглашения. Это — ЗСТ нового поколения, которая отличается от традиционных Соглашений о зоне свободной торговли. У такого Соглашения три преимущества:

• планы ЗСТ нового поколения относятся к так называемым неторговым вопросам (труда, окружающей среды, устойчивого развития и улучшенного управления);

• по сравнению с «традиционными соглашениями о свободной торговле» и соглашениям ВТО «соглашения нового поколения» касаются новых тем: инвестиций, конкуренции, государственных закупок, электронной коммерции, развития малого и среднего предпринимательства, технической помощи развивающимся странам, а также условий для менее развитых стран в целях корректировки своей политики в соответствии с уровнем их развития;

• в дополнение к существующим положениям прошлых Соглашений о свободной торговле и рамочной программе ВТО Соглашения ЗСТ нового поколения, такие как ЕС — Вьетнамское Соглашение о зоне свободной торговли, расширяют объем вопросов: торговли товарами, состояния животных и растений в международной торговле, торговли услугами и правом интеллектуальной собствен-

ности, которые можно рассматривать как со- |

глашения ТРИПС plus и ТРИПС super-plus, а

торговых гарантий, правил происхождения, "

прозрачности, урегулирования споров между 1

инвесторами и государственными органами £

(ISDS), ряда других. | Основные темы в Соглашении между ЕС

и Вьетнамом о зоне свободной торговли ^

включают в себя торговлю товарами, пра- 5

вила происхождения, санитарные и фито- |

санитарные меры, технические барьеры для i

торговли, таможню, торговлю в сфере ус- ^

луг, инвестиции, государственные закупки, g

интеллектуальную собственность, политику *

в области конкуренции и государственные j:

предприятия, торговые гарантии, устойчивое m

развитие, урегулирование споров и прозрач- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность. После подписания Соглашения между °

ЕС и Вьетнамом о зоне свободной торговли |

Вьетнам столкнется одновременно с рядом g

т/. ю

возможностей и трудностей. К числу новых о

со

возможностей относятся: °

ф

• усиление экспорта на рынок ЕС из-за сни- * жения тарифов практически всех видов то- ™ варов; l

• реализация мер и правил страны — проис- > хождения товаров поможет увеличить экс- g порт; >

• внедрение других инноваций в торговле бу- □= дет способствовать улучшению бизнес-среды ^ и привлечению прямых иностранных инве- 1 стиций из ЕС и других стран во Вьетнам;

• передача новых и передовых технологий, которые будут использоваться в производстве и экспорте;

• подписание Соглашения между ЕС и Вьетнамом о ЗСТ даст Вьетнаму толчок, в институциональной реформе приведя его в соответствие с экономическим развитием страны и международной интеграцией;

• позитивное воздействие на структурный переход рабочей силы от сельского хозяйства к промышленному и сервисному секторам, а также повышение производительности труда, снижение уровня безработицы, повышение доходов и уровня жизни;

• улучшение качества рабочей силы, как только соглашение между ЕС и Вьетнамом о ЗСТ вступит в силу;

• расширение производства и экспорта в результате Соглашения между ЕС и Вьетнамом о ЗСТ приведет к развитию инфраструктуры, производственных мощностей и логистических систем.

Вместе с тем возникнут и новые трудности:

• Вьетнаму будет сложно улучшить качество своей продукции, чтобы получить доступ к рынку ЕС. Чтобы экспортировать товары в ЕС, вьетнамскому бизнесу придется, помимо прочего, соблюдать ряд положений,

2 касающихся технических, SPS, условий окружающей среды, труда и производства; ° • правила происхождения, особенно для тек-2 стильных изделий, являются существенной проблемой для Вьетнама в заключении и ^ осуществлении зоны свободной торговли, ° включая Соглашение между ЕС и Вьетна-| мом о ЗСТ;

• произойдет усиление конкуренции на внутреннем рынке, поскольку снижение тарифов делает импорт более конкурентоспособным;

• Соглашение между ЕС и Вьетнамом о ЗСТ будет требовать от Вьетнама соблюдения строгих правил антидемпинга, субсидий и торговых гарантий;

• Вьетнам должен будет внести коррективы для урегулирования споров в вопросах, связанных с торговлей, таких как труд или сообщество;

• обязательства должны быть реализованы в соответствии с дорожными картами;

• более очевидным будет дефицит подготовленной и квалифицированной рабочей силы;

• неполная правовая и институциональная структура станет препятствием для привлечения инвестиций от компаний ЕС во Вьетнам. Кроме того, инфраструктура страны еще не удовлетворяет спрос на расширение производственных мощностей.

В течение пяти-семи лет, предшествующих официальной реализации соглашения между ЕС и Вьетнамом о ЗСТ, Вьетнам будет продолжать пользоваться традиционными преимуществами, к которым относятся дешевое

сырье и труд. Цены на основные экспортные товары (текстиль и одежду, кожу и обувь) в основном базируются на дешевой рабочей силе и низком содержании технологий. Предприятия чаще всего используют трудоемкие процессы, поэтому низка добавленная стоимость. Более 20 % общего объема экспорта составляют сырая нефть и агропродукты. Эти продукты не являются устойчивыми как экспорт, поскольку их цены сильно зависят от глобальных рынков. Поэтому в этом ведущем процессе Вьетнам должен эффективно и настойчиво внедрять свои реформы в целях развития новых технологий, новых отраслей и новых инвестиций в высокодоходные, креативные и высококачественные продукты. Более того, человеческий фактор (квалификация кадров) по-прежнему очень важен. Высокая квалификация кадров способна дать толчок в экономическом развитии.

Посол Вьетнама в Европейском союзе до подписания Соглашения о свободной торговле заявил в "Newsletter" от 28 ноября 2019 г. о выходе двух стран на более высокий уровень всесторонних внешнеэкономических контактов и на согласование позиций по проблеме соблюдения прав человека (The Human Rights)

[5]. Во втором письме от 3 февраля 2020 г. он напомнил о том, что в АСЕАН Вьетнам занимает второе место среди десяти членов по объему торговли с ЕС (56,45 млрд евро)

[6]. По мнению экспертов, от сотрудничества в зоне свободной торговли с Вьетнамом приток прямых инвестиций в Европейский союз будет сильно увеличен [7].

Литература

1. Hiep dinh EVFTA to goc nhin chien luac. 13.03.2020 [Электронный ресурс] // Tap chi Cong san. URL: http://www.tapchicongsan.org.vn/media-story/-/asset_publisher/V8hhp4dK31Gf/content/hiep-dinh-evfta-tu-goc-nhin-chien-luoc (дата обращения: 13.03.2020).

2. Rules of origin under free-trade agreements [Электронный ресурс] // European Commission website. URL: https://trade.ec.europa.eu/tradehelp/free-trade-agreements (дата обращения: 20.02.2020).

3. Вьетнамская экономика будет расти, несмотря на COVID-19 [Электронный ресурс] // MyVietHome. URL: https://myviethome.com/vetnamskaya-ekonomika-covid19.html (дата обращения: 20.02.2020).

4. Лидеры стран ЕС: COVID-19 окажет долгосрочное влияние на экономику [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2020. 27 марта. URL: https://ria.ru/20200327/1569214721.html (дата обращения: 27.03.2020).

5. Framework agreement on comprehensive partnership and cooperation between the European Union and its member states, of the one part, and the Socialist Republic of Vietnam, of the other part [Электронный ресурс]. Hanoi, October 2012. URL: http://eeas.europa.eu/archives/delegations/vietnam/documents/ eu_vietnam/pca.pdf (дата обращения: 20.02.2020).

6. Gioi thieu chung ve hiep dinh EVFTA va ipa [Электронный ресурс] // EVFTA. URL: http://evfta.moit. gov.vn/default.aspx?page=overview&do=browse&category_id=fb203c7b-54d6-4af7-85ca-c51f227881dd (дата обращения: 23.02.2020).

7. Quang Dan. FDI tt EU se do manh vao Viet Nam nho EVFTA. 23.02.2020 [Электронный ресурс] // Nhadautu.vn. URL: https://nhadautu.vn/von-fdi-tu-eu-se-do-manh-vao-viet-nam-nho-evfta-d34039.html (дата обращения: 23.02.2020).

References

1. EVFTA Agreement from a strategic perspective. Tap chi Cong san. Mar. 13, 2020. URL: http://www. tapchicongsan.org.vn/media-story/-/asset_publisher/V8hhp4dK31Gf/content/hiep-dinh-evfta-tu-goc-nhin-chien-luoc (accessed on 13.03.2020). (In Vietnam.).

2. Rules of origin under free-trade agreements. European Commission. URL: https://trade.ec.europa.eu/ tradehelp/free-trade-agreements (accessed on 20.02.2020).

3. Vietnamese economy will grow despite COVID-19. My Viet Home. URL: https://myviethome.com/ vetnamskaya-ekonomika-covid19.html (accessed on 20.02.2020). (In Russ.).

4. EU leaders: COVID-19 will have a long-term impact on the economy. RIA News. Mar. 27, 2020. URL: https://ria.ru/20200327/1569214721.html (accessed on 27.03.2020). (In Russ.).

5. Framework agreement on comprehensive partnership and cooperation between the European Union and its member states, of the one part, and the Socialist Republic of Vietnam, of the other part. Hanoi, Oct. 2012. URL: http://eeas.europa.eu/archives/delegations/vietnam/documents/eu_vietnam/pca.pdf (accessed on 20.02.2020).

6. Introduction of EVFTA and IPA agreements. EVFTA. URL: http://evfta.moit.gov.vn/default.aspx?page =overview&do=browse&category_id=fb203c7b-54d6-4af7-85ca-c51f227881dd (accessed on 23.02.2020). (In Vietnam.).

7. Quang Dân. F DI from the EU will flow into Vietnam thanks to EVFTA. Nhadautu.vn. Feb. 23, 2020. URL: https://nhadautu.vn/von-fdi-tu-eu-se-do-manh-vao-viet-nam-nho-evfta-d34039.html (accessed on 23.02.2020). (In Vietnam.).

Сведения об авторе

Нгуен Куок Хунг

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Центр российской стратегии в Азии Института экономики РАН

117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32, Россия (Н) e-mail: hunghoiluatgia@gmail.com

Поступила в редакцию 23.03.2020 Подписана в печать 13.04.2020

Author information

Nguyen Quoc Hung

Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher

Center for Russian Strategy in Asia Institute of Economics of RAS

Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, 117218, Russia (H) e-mail: hunghoiluatgia@gmail.com

Received 23.03.2020 Accepted 13.04.2020

о >

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.