Научная статья на тему 'О значимости изучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики'

О значимости изучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2321
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / АЛГОРИТМИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ / БЛОК-СХЕМА / РУЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА / ALGORITHM / ALGORITHMIC / PROGRAM / PROGRAMMING / ALGORITHMIC AND PROGRAMMING / BLOCK DIAGRAM / MANUAL TESTING ALGORITHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртузалиева А.С., Гаджиев Т.С.

В статье говорится о роли и особенностях изучения содержательной линии информатики «Алгоритмизация и программирование», даются некоторые методические рекомендации по преподаванию данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE IMPORTANCE OF THE STUDY OF ALGORITHMS AND PROGRAMMING IN THE SCHOOL COURSE OF INFORMATICS

The article describes the role and especially the study of computer science content line "Algorithmic and programming", are some of methodical recommendations on the teaching of the subject.

Текст научной работы на тему «О значимости изучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики»

О ЗНАЧИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Муртузалиева А. С., кандидат педагогических наук, Гаджиев Т. С. кандидат физико-математических наук, доцент Дагестанский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье говорится о роли и особенностях изучения содержательной линии информатики «Алгоритмизация и программирование», даются некоторые методические рекомендации по преподаванию данной темы.

Ключевые слов:. алгоритм, алгоритмизация, программа, программирование, алгоритмизация и программирование, блок-схема, ручное тестирование алгоритма.

ABOUT THE IMPORTANCE OF THE STUDY OF ALGORITHMS AND PROGRAMMING IN THE SCHOOL COURSE OF INFORMATICS

Murtuzaliyevа A. Z., candidate of pedagogical sciences, Hajiyev T. S., candidate of physico-mathematical sciences, Dagestan state pedagogical University

Abstract. The article describes the role and especially the study of computer science content line "Algorithmic and programming", are some of methodical recommendations on the teaching of the subject.

Keywords. The algorithm, algorithmic, program, programming, algorithmic and programming, block diagram, manual testing algorithm.

В одном из своих выступлений Никлаус Вирт сказал: «Посвятив существенную часть своей карьеры доведению искусства создания программ до такого уровня, чтобы его можно было преподавать методично и систематически, я разочарован в доминирующих разрушительных тенденциях.. .».[1]

В самом деле, в последние годы в преподавании алгоритмизации и программирования прослеживаются определенные проблемы как в средней школе, так и в вузе. Суть проблемы заключается в тенденции сокращения этого курса, т.е. в понижении роли алгоритмизации и программирования в современном содержании предмета «Информатика и ИКТ». [2]

Мы согласны, что школьники должны уметь работать и в текстовых, и в графических редакторах, и в сети Интернет, но всё же считаем, что больше внимания

нужно уделять изучению содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

Находясь на педагогической практике со студентами в школе, мы были удивлены и огорчены тем, насколько сжато школьники проходят программирование, язык программирования изучается на уровне ознакомления в лучшем случае. Более того, студенты-практиканты факультета информатики избегают этих тем, поскольку не уверены в своих знаниях в данной области.

Многие школьники считают, что в информатике темы, касающиеся программирования, являются не особо важными и необходимыми. По их мнению, этот раздел является достаточно серым и скучным. Оно и понятно, при изучении программирования школьникам предлагаются в основном математические задачи, решения которых не наглядны, а визуальный результат - не вызывает особого восторга.

Нам кажется, что такая ситуация может привести к тому, что у учащихся не будет развиваться логическое, аналитическое и абстрактное мышление.

Алгоритмизация помогает при решении не только учебных задач, но и задач любого характера, где требуется креативный подход, умение анализировать и выбирать оптимальный вариант решения.

Решение любой задачи проходит более успешно и за короткое время при наличии алгоритма действий, ведущих к результату.

Часто, при изучении программирования, целью становится демонстрация возможностей языка на примерах простых программ с краткими комментариями, а времени на более глубокое изучение языка, на самостоятельное решение задач практически и не остаётся.

Каждый предмет в школе выполняет образовательную, развивающую, воспитательную и профориентационную функции.[3] В связи с этим, желательно делиться с детьми своими мыслями о месте и роли программирования в современном обществе, о статусе профессии программиста, сказать о растущей потребности на специалистов в области бизнес - программирования, рассказать об успешных специалистах в области разработки программного обеспечения.

Для формирования устойчивых познавательных интересов педагоги применяют различные методы и средства, такие как увлеченное преподавание, новизна учебного материала, показ практического применения получаемых знаний, использование новых и нетрадиционных форм обучения, проблемное обучение, положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым.

Что касается программирования, дети могут быть одарены неодинаково, однако надлежащее обучение, инструменты и примеры играют важнейшую роль.

С особой тщательностью нужно подбирать задачи и алгоритмы их решения с тем, чтобы они были, с одной стороны, не очень трудными, доступными для по-

нимания и не требующими сложной математической модели. С другой стороны, система задач и алгоритмов должна быть достаточно богатой и разнообразной.

Стимулировать познавательный интерес школьников к разделу «Алгоритмизация и программирование» помогает также практическое решение разнообразных сюжетных задач, разработка игр, работа над которыми даёт хороший эффект в обретении программистских навыков. Внутреннее устройство игр вызывает у них устойчивый познавательный интерес. Нужно им показать, что в основе их замечательных игр лежит все та же математика и те же алгоритмические конструкции. С этой целью можно им дать практическое задание создания собственной динамической компьютерной игры, которое они будут выполнять поэтапно в ходе изучения программирования.

Побуждает интерес к программированию у детей и изучение среды программирования Delphi, когда они играючи получают вполне реальные, готовые к использованию программы под ОС Windows.

Необходимо использовать все возможности, чтобы преподавание программирования было интересным и оставалось на достаточно высоком методическом уровне. Это возможно и за счет интегрированных занятий при изучении других содержательных линий, например темы «Моделирование», и за счет работы кружка по программированию.

К блок-схеме прибегают далеко не все учителя, поскольку она им кажется излишней при разработке программ и изучении технологии программирования, что связано с насыщением курса информатики технологической компонентой. С этим нельзя согласиться. Учащиеся, умеющие составлять блок-схемы алгоритмов, гораздо легче и глубже осваивают основы алгоритмизации [4].

Более глубокое понимание учащимися процесса выполнения алгоритма достигается при использовании такой наглядности, как ручное тестирование алгоритма, которое можно оформить или в виде таблицы в случае тестирования команд следования и ветвления или в виде колонок - при тестировании команд следования и повторения. Ручное тестирование позволяет учащемуся выступить в роли исполнителя алгоритма, продемонстрировать изменение данных в ячейках памяти компьютера и выполнение команд в зависимости от поставленных условий [4].

Благодаря введению ЕГЭ, в старших классах программированию стали уделять больше внимания. ЕГЭ по информатике, как правило, выбирают выпускники, нацеленные на приобретение высшего профессионального образования в области инфокоммуникационных технологий. Чтобы сдать экзамен на «хорошо» и «отлично», необходимо решить задания из второй части, в которую включены задания по алгоритмизации и программированию. Также необходимо выполнить задания из третьей части, направленные на проверку сформированности важнейших умений составления и анализа алгоритмов.

В заключение хотелось бы сказать, что программирование следует рассматривать как средство развития логического, абстрактного, аналитического мышлений, аккуратности, внимательности, находчивости, изобретательности, воображения и креативности. Недаром А.П. Ершов программирование называл второй грамотностью [5] и Д. Кнут посвятил свою фундаментальную монографию искусству программирования.

Литература:

1. Вирт Н. Преподавание информатики: потерянная дорога. Материалы конференции, 2002, www.inr.ac.ru.

2. Ильясов А.Н. К вопросу о роли и месте программирования в школьной информатике, 2004, www.rusedu.info.

3. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Муртузалиева А.С. Условия оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения (на примере отрасли «информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии»). - Дис. на соиск. канд. пед. наук, Махачкала, 2011.

5. https://lib.rus.ec/b/357384/read

Literature:

1. Wirth N. Teaching Informatics: lost road. Proceedings of the conference, in 2002, www.inr.ac.ru.

2. Ilyasov AN On the question of the role and place in the school science program, 2004, www.rusedu.info.

3. Lapchik MP, Semakin IG, Henner EK Teaching Techniques of Informatics: Textbook for students. ped. universities. - M .: Publishing center "Academy", 2005.

4. AS Murtuzalieva Terms optimization algorithmic preparation of the future teacher of vocational training (for example, the industry 'Informatics, Computer Science and Computer Technologies "). - Dis. on soisk. cand. ped. Sciences, Makhachkala, 2011.

5. https://lib.rus.ec/b/357384/read.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.