Научная статья на тему 'О значении самостоятельной работы студентов в подготовке к выполнению диагностической функции в профессиональной деятельности'

О значении самостоятельной работы студентов в подготовке к выполнению диагностической функции в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / УРОВНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / DIAGNOSTIC FUNCTION / COMPETENCE APPROACH / MOTIVATION / THE LEVELS OF INDEPENDENT WORK / THE CONTROL OF INDEPENDENT WORK / SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Елена Олеговна

Рассматривается проблема подготовки будущих социальных педагогов к реализации в профессиональной деятельности диагностической функции через выполнение самостоятельной работы при освоении курса «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE IMPORTANCE OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN PREPARATION FOR PERFORMING DIAGNOSTIC FUNCTIONS IN PROFESSIONAL ACTIVITY

This article is devoted to consideration of the problem of training of future social teachers to implement in their professional activities diagnostic functions through the implementation of independent work during the development of the course «Qualitative and quantitative methods of psychological and pedagogical research».

Текст научной работы на тему «О значении самостоятельной работы студентов в подготовке к выполнению диагностической функции в профессиональной деятельности»

УДК 378.0147.88

Федотова Елена Олеговна

старший преподаватель кафедры социальной педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail:pedagog@pspu.ru

О ЗНАЧЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Elena O. Fedotova

Senior Lecturer of the Chair of Social Pedagogy

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail:pedagog@pspu.ru

ABOUT THE IMPORTANCE OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN PREPARATION FOR PERFORMING DIAGNOSTIC FUNCTIONS IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация. Рассматривается проблема подготовки будущих социальных педагогов к реализации в профессиональной деятельности диагностической функции через выполнение самостоятельной работы при освоении курса «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований».

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; диагностическая функция; компетентностный подход; мотивация самостоятельной работы; уровни самостоятельной работы; контроль самостоятельной работы.

Abstract. This article is devoted to consideration of the problem of training of future social teachers to implement in their professional activities diagnostic functions through the implementation of independent work during the development of the course «Qualitative and quantitative methods of psychological and pedagogical research».

Key words: independent work of students; diagnostic function; competence approach; motivation; self-study; the levels of independent work; the control of independent work.

Происходящая в настоящее время модернизация высшего педагогического образования обусловливает ориентацию профессиональной подготовки специалистов на формирование у них готовности к выполнению

© Федотова Е.О., 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

конкретных трудовых функций. В профессиональной деятельности социального педагога реализуются функции, впервые обозначенные в методическом письме Министерства общего и профессионального образования РФ «Введение в новую профессию: социально-исторический контекст» (1994). За прошедшие двадцать лет в перечень и содержание профессиональных функций социального педагога вносились изменения, связанные, во-первых, с динамикой социокультурных условий, в которых осуществляется социально-педагогическая деятельность, а во-вторых, с разнообразием учреждений и организаций, в которых оказывается социально-педагогическая помощь и поддержка различным категориям несовершеннолетних и их родителям. Вместе с тем ряд функций социального педагога остаются актуальными при любых условиях, к их числу относится диагностическая функция.

Решение любой проблемы, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования - сбора, анализа, систематизации информации о состоянии среды, особенностях несовершеннолетнего и его ближайшего окружения.

В соответствии с ФГОС по направлению подготовки ВПО 050400 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика») содержание различных учебных дисциплин ориентировано на формирование у бакалавров компетенций, обеспечивающих реализацию будущим специалистом диагностической функции и предусматривающих формирование способности понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовности применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); владение методами социальной диагностики (ПКСП-6).

В связи с этим особое значение приобретает курс «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований», целью которого является овладение студентами основами теоретико-эмпирических методов психолого-педагогических исследований, теории и практики проведения исследований, приобретение специальных знаний по планированию исследования и применения адекватных методов для решения практических задач в деятельности социального педагога.

Реализация компетентностного подхода обусловливает повышение роли самостоятельной работы студентов (СРС) при освоении учебной дисциплины. Так, изучение дисциплины «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований» предусматривает до 58 % времени на СРС. Под самостоятельной работой студентов традиционно понимается планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний студентов; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей; формированию / развитию самостоятельности как черты характера современного специалиста высшей квалификации.

Самостоятельная работа, выполняемая студентами при изучении курса «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований», включает подготовку к семинарским занятиям; выполнение лабораторных работ; выполнение домашних заданий различного характера и уровня сложности на выбор; разработку логических схем и презентаций по теме; заполнение таблиц.

Эффективность СРС предполагает наличие у студентов серьезной и устойчивой мотивации. Сильным мотивирующим фактором является понимание студентами ведущей роли самостоятельной работы в подготовке к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Кроме этого, активизации самостоятельной работы способствуют полезность выполняемой работы, использование ее результатов в профессиональной подготовке, использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты), поощрение студентов за успехи в учебе и т.д.

В рамках названного курса мотивация к выполнению самостоятельной работы опирается на понимание студентами важности освоения соответствующих знаний и формирования исследовательских умений для реализации диагностической функции в деятельности социального педагога. Ее сущность и значение в социально-педагогической деятельности отражены в содержании и заданиях для СРС различных дисциплин: введение в специальность, педагогика, социальная педагогика, экспериментальная психология и др. Кроме того, на первом занятии по курсу до сведения студентов доводится информация о важности формируемых знаний и умений для дальнейшей профессиональной подготовки (для овладения отдельными учебными дисциплинами, подготовки курсовой и дипломной работ, успешного прохождения практики). На это направлена вся СРС: и аудиторная, и внеаудиторная.

Организация СРС предполагает наличие большого банка заданий и задач для самостоятельного решения в ходе аудиторных занятий и внеаудиторной работы. Задания для внеаудиторной СРС отражены в УМК дисциплины. Сроки их выполнения привязаны к семинарским занятиям по соответствующей теме, что позволяет не только проконтролировать, но и обсудить их результаты. Аудиторная СРС осуществляется, главным образом, в ходе семинарских и лабораторных занятий. Логика построения семинарского занятия предусматривает обязательное решение задач по теме, которое проходит, как

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

правило, в форме групповой работы и ориентировано на осуществление научно-исследовательской и будущей профессиональной деятельности студентов.

В процессе освоения курса «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований» реализуются все пять уровней СРС:

1) дословное и преобразующее воспроизведение информации: дать определение тестирования как метода исследования и назвать трудности при его использовании;

2) самостоятельная работа по образцу: представить базовые и периферийные понятия по теме «Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности», а также по теме вашего исследования; показать их взаимосвязи;

3) реконструктивно-самостоятельная работа: составить примерный перечень методов, необходимых для изучения в ходе эксперимента проблем семей группы риска; обосновать свой выбор;

4) эвристическая самостоятельная работа: для проведения первичной диагностики конкретного свойства / качества личности (например, самостоятельность, готовность к определенной деятельности, коллективизм, ответственность и пр. - на выбор) выделить критерии, показатели и уровни сформированности выбранного качества / свойства личности и дать качественную характеристику каждому выделенному показателю по всем уровням;

5) творческая (исследовательская) самостоятельная работа: выполнение лабораторной работы по теме «Методы и методики изучения личности и группы» предполагает выбор объекта изучения (категория и возраст - на выбор; количество человек в группе - 10-15); определение аспекта изучения; подбор/разработка диагностического инструментария; проведение исследования; обработка результатов; оформление отчета в форме таблицы.

Особое значение при организации СРС имеет наличие контроля результатов самостоятельной работы (констатирующий, корректирующий, самоконтроль). Осуществление контроля помогает студенту методически правильно с минимальными временными затратами освоить теоретический материал и сформировать необходимые исследовательские умения.

Контроль внеаудиторной СРС осуществляется с использованием электронной почты, по которой преподаватель получает задание, проверяет его и комментирует результат. Верное выполнение задания позволяет зачесть его; при наличии ошибок, неточностей осуществляется консультация: указание на ошибку, предложение правильной логики выполнения задания. Практика показывает, что этого студенту достаточно, чтобы со второй попытки справиться с работой.

Особое значение при проведении аудиторных занятий приобретает взаимоконтроль, осуществляемый малыми группами по отношению, например, к презентациям, самостоятельно разработанным ими в ходе подготовки к семинару. На занятии происходит предъявление и защита групповой работы. Контроль студентами качества подготовленной презентации осуществляется в соответствии с требованиями к презентации, отраженными в УМК.

Значение СРС по курсу «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований» проявилось, в частности, при подготовке студентами курсовой работы, содержащей констатирующий эксперимент: большинство будущих специалистов демонстрировали самостоятельность в выборе диагностических методик, грамотное их проведение, корректность в обработке результатов эксперимента, уверенность в формулировке выводов.

Вместе с тем мы полагаем, что совершенствованию СРС по курсу «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований» будут способствовать, во-первых, публикация практикума, содержащего практические задания и упражнения по каждой теме курса, что позволит студентам выполнять задания не только по рекомендации педагога, но и по собственному выбору; во-вторых, создание основных элементов дистанционного курса в СДО Moodle 2.7, что приведет, в частности, к использованию обучающих тестов как формы контроля СРС; в-третьих, введение балльно-рейтинговой системы контроля качества освоения курса, что будет способствовать расширению мотивации студентов в выполнении СРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.