Научная статья на тему 'О ЗНАЧЕНИИ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА"'

О ЗНАЧЕНИИ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10222
1653
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / DEFINITION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бирюкова Е. А.

В данной статье исследуется проблема определения такого понятия как культура. Определяется значение слова культура как единство «трех ступеней». Дается обоснование из каких составляющих складывается сама культура и возникновении науки культурология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЗНАЧЕНИИ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА"»

О ЗНАЧЕНИИ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

Бирюкова Е.А. ©

Кандидат философских наук, доцент, кафедра истории, Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана

Аннотация

В данной статье исследуется проблема определения такого понятия как культура. Определяется значение слова культура как единство «трех ступеней» Дается обоснование из каких составляющих складывается сама культура и возникновении науки культурология.

Ключевые слова: культура, определение, развитие, духовность. Keywords: culture, definition, development, spiritual.

Для того чтобы дать определение такого явления как культура, необходимо уточнить значение этого слова, т.к. оно имеет массу смысловых оттенков и определений. В связи с чем, может возникнуть некоторое разночтение и, следовательно, недопонимание. Н.К. Рерих дает поэтическое определение культуры: «Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» [1; 135].

Слово «культура» пришло к нам из латинского языка (cultura) и уже тогда имело три значения. Надо отметить, что эти значения тесно связаны между собой, как ступени одной лестницы. И, чтобы проникнуть в суть этого слова, необходимо преодолеть все три ступени. Итак, первое значение - это взращивание, разведение, уход, некая защита живого (то, что связано непосредственно с жизнью). Второе - воспитание, образование и развитие. И третье - поклонение, почитание, культ. Причем, если иметь в представлении лестницу, то подниматься по ней нужно с третьей ступени, т.е. вначале идет поклонение и культ и т.д. если же начать движение со второй ступени, минуя третью, т.е. получить знания, образование, но не иметь культа, ничему не поклоняться, не иметь ничего святого, то знание может стать страшным оружием, бомбой в руках человека.

Итак, для начала мы определили значение слова «культура» как единство трех ступеней: поклонение, развитие и разведение.

Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура -это сумма всех видов деятельности, обычаем, верований; она, как сокровищница всего созданного людьми, включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значения принятых правил и норм. Культура - это образ индивида, определяемый социальным окружением.

© Бирюкова Е.А., 2016 г.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление к природному окружению, экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным способом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей; чувств), состоящая в употреблении символов.

Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.

В этом разграничении есть рациональное зерно, но его нельзя абсолютизировать. Здесь всегда надо помнить об относительности границ материальной и духовной культур. Возможно даже, что точнее говорить о материальных и духовных сторонах единого феномена культуры. В самом деле, станок материален, но он был бы только грудой металлолома, если бы в нем не были воплощены мысль конструктора, таланты, навыки рабочих, изготовивших его.

Из чего складывается сама культура? Очевидно, что она состоит из культуры духовной и культуры материальной. Опять же нельзя рассматривать их по отдельности. Культура духовная и материальная, как они ни антагонистичны на первый взгляд, тесно переплетены между собой. Не может быть культуры духовной без выражения ее в материальных объектах, как не могут существовать материальные объекты без духовного их назначения и осмысления. Культура, таким образом, представляется вечно живым организмом, в котором постоянно идет внутренняя борьба: отторжение и слияние, в результате чего рождается нечто новое. Освальд Шпенглер видел это следующим образом: «Культуры суть организмы. История культуры - их биография. Предлежащая перед нами в своем историческом явлении - в образе воспоминания - история китайской или античной культуры есть морфологически точное соответствие истории отдельного человека, животного, дерева или цветка. Культура - это первофеномен всей прошлой и будущей всемирной истории» [2; 135].

Многие культурологи говорят о третьей составляющей культуры, которая призвана как бы примирять две противоборствующие половины и которая постоянно отслеживает и анализирует все метаморфозы. Это культурология.

Культурология как научная дисциплина возникает в ХХ веке. Интерес к изучению культуры связан с поворотом, приведшим к реальности смысла. То есть вопрос об истине уступил вопросу о смысле. Гносеология стала вытесняться культурологией, которая в свою очередь, вводит в научный оборот такие бинарные мыслительные структуры, как «культура и производство», «культура и познание», «культура и язык», «культура и природа».

Методологический статус понятия культуры зависит от контекста. Так, в работах Ю. Лотмана развиваются семиотические смыслы культуры. Культура - это система знаков, систем кодирования и декодирования. С. Аверинцев склонен разрабатывать филологическую

версию культуры. В. Библер - диалогические. В.С. Соловьев - объективные версии, встроенные в мировую космогонию. Соловьев не рассматривает вопрос о том, как неживое превращается в живое, а живое - в сознающее существо. Он строит культурную космогонию как бы вне зависимости от научного знания этих фактов. Все-таки культурология как наука возникла не так давно, а материальная и духовные культуры появились вместе с первыми людьми, с появлением мысли. «Культура рождается в тот момент, когда прерывается младенческий сон первобытного человечества и пробуждается - освобождается - великая душа: форма из бесформенного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего» [3; 138]. Ни о какой культурологи и речи быть не могло на протяжении многих веков. Пожалуй, о культуре как таковой стали серьезно говорить только, начиная с XVIII столетия.

В последнее время в понимании многих людей культуры - это способ и качество оформления их досуга. Уровень культуры, по их понятию, оценивается тем, как государство или отдельный человек может организовывать досуг. Если в стране достаточно музеев, театров и библиотек, а человек в свободное от работы время может отвлечься, сходив туда, значит, с культурой все в порядке. Еще культура определяется тем, как человек ведет себя в обществе, т.е. насколько он придерживается правил поведения и морали в данном обществе. Но такое определение весьма однобоко и поверхностно.

Несмотря на то, что само понятие культуры включает в себя множество аспектов, при рассмотрении какого-либо явления нашей жизни и отнесении или неотнесении его к разряду культурных явлений, нельзя отталкиваться от какого-то одного аспекта и не обращать внимания на все остальное. Явление необходимо рассматривать в контексте всей культуры. И это весьма сложно, так как в процессе анализа явления может возникнуть множество противоречий, связанных опять же с многоаспектностью культуры. Тут важно объективно подойти к вопросу, но, главное, попытаться вначале осознать культуру как единый целостный организм.

Существует множество мнений относительно временных и географических рамок культуры. Выделяют, например, культуры Древнего Египта, греко-римскую, Средневековья и эпохи Возрождения, культуру Востока и культуру Запада. Получается некое деление культуры. Существовала, к примеру, культура Древней Греции. Ее существование можно ограничить временными и географическими рамками теоретически. Но, тогда возникает вопрос: откуда пришла культура к грекам и куда она потом ушла? Не могла же она бесследно исчезнуть? Гибнут памятники архитектуры, гибнут в огне библиотеки, в конце концов умирают языки. Но ведь культура столько многогранна, что не может погибнуть вся сразу. Что-то утрачено, но что-то уже давно плавно перешло «по наследству» другому народу, другому времени. Там она прижилась и адаптировалась к новым условиям. А, значит, она до сих пор жива и жива именно та культура, которая была у древних греков, к примеру.

Один из крупнейших философов русского зарубежья Н.А. Бердяев определял культуру следующим образом: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль» [4; 137]. Древнейшая культура Египта началась в храме. Первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, преданиями и традициями. Культура - это память. Вернее, трансцендентальное условие того, чтобы вообще что-то помнилось. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной деятельности. Если культура перестает быть путеводителем по другому миру, она перестает быть культурой и становится цивилизацией.

Теперь рассмотрим вопрос: справедливо ли деление культуры на культуру Запада и Востока? Теоретически - да, это очевидно. Но, если заниматься даже неглубоким анализом этих культур, то бросается в глаза скорее их общность. Все основные принципы жизни общества: религия, семья, государственные институты, искусство ит.д. - все они в основе

своей идентичны, имеют лишь национальные и этнические особенности, порой внешне очень отличные друг от друга, но по сути своей «однокоренные». Культура едина по внутренней своей сути. Она едина не только в пространстве, но и во времени. То, что происходило в период архаики, в эпоху Средневековья, Возрождения и в наше время, связано между собой неразрывной цепью трансформаций. Идет постоянная «перекличка» эпох, своеобразный диалог культур. Таким образом, культура представляется единой во времени и пространстве. Но в разные времена и у разных народов она находит свое выражение, принимает ту или иную форму. В различные время и место могут доминировать те или иные аспекты культуры, что создает впечатление исключительности и своеобразности отдельно взятого периода, эпохи.

Культура, прежде всего, подвижный и восприимчивый организм, который растет и развивается. «Культура, о сущности своей, не знает разрушения как такового. Она безудержно, беспрестанно создает, она постоянно покрывает новым, высшим куполом несовершенство вчерашнего дня» [5; 244]. Этот «организм» постоянно поглощает извне. А кто или что способен его питать? Только люди. Люди непрерывно создают все новые и новые духовные и материальные ценности, и все это можно назвать созиданием культуры.

Таким образом, все, что происходило и происходит в жизни людей, является кирпичиками в храме культуры, который будет воздвигаться, пока живо человечество.

Литература

1. Рерих Н.К. - Избранное. М. - 1990 - С. 267.

2. Шпенглер О. - Закат Европы. М. - 1993 - С. 135.

3. Шпенглер О. - Закат Европы. М. - 1993 - С. 138.

4. Бердяев Н.А. - Смысл истории. М. - 1990 - С. 137.

5. Рерих Н.К. - Избранное. М. - 1990 - С. 244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.