Научная статья на тему 'О ЗНАЧЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ НАУКОВЕДЕНИЯ'

О ЗНАЧЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ НАУКОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHILOSOPHY OF LAW / SCIENCE STUDIES / EPISTEMOLOGY / SCIENCE / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / НАУКОВЕДЕНИЕ / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / НАУКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Желдыбина Татьяна Анатольевна

Статья посвящена проблеме философско-правовых оснований науковедения. Рассмотрены история формирования и развития теории науковедения, высказывается предположение о том, что философско-правовые исследования позволили раскрыть и обосновать содержание «науки о науке». Автором установлена причинно обусловленная связь между философией права и науковедением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPORTANCE OF PHILOSOPHICAL AND LEGAL RESEARCH FOR SCIENCE STUDIES

The article is devoted to the problem of philosophical and legal research for science studies. The history of the formation and development of the theory of science studies is considered, the assumption is made that philosophical and legal research made it possible to disclose and justify the content of the «science studies». A causal relationship between the philosophy of the law and science is established.

Текст научной работы на тему «О ЗНАЧЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ НАУКОВЕДЕНИЯ»

УДК 340 : 1 ББК 67.0

Желдыбина Татьяна Анатольевна Zheldybina Tatiana Anatolievna

доцент кафедры истории государства и права Саратовской государственной юридической академии кандидат юридических наук, доцент.

Associate Professor, the Department of History of State and Law, the Saratov State Law Academy, PhD in Law,

Associate Professor.

E-mail: tatyana130802@yandex.ru

О ЗНАЧЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ДЛЯ НАУКОВЕДЕНИЯ

On the importance of philosophical and legal research for science studies

Статья посвящена проблеме философско-пра-вовых оснований науковедения. Рассмотрены история формирования и развития теории науковедения, высказывается предположение о том, что философско-правовые исследования позволили раскрыть и обосновать содержание «науки о науке». Автором установлена причинно обусловленная связь между философией права и науковедением.

Ключевые слова: философия права, науковедение, теория познания, наука.

Вопросы появления науки и процессов ее развития привлекают внимание представителей различных областей научного знания. В связи с этим его философско-правовые основания представляют определенный интерес в контексте науковедческой проблематики.

Философия в целом и философия права в частности обусловили поступательное развитие науковедения.

Актуальность исследования определяется тем, что ставятся новые вопросы научного знания, трансформируется «правовая картина мира», изменяются доминирующие базовые установки юриспруденции, право адаптируется к новой общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране. В этой связи важным видится актуализация философско-правовых начал в контексте изучения «науки о науке».

Большой вклад в формирование и развитие теории науковедения внес немецкий философ И.Г. Фихте. В 1794 году вышел в свет труд под названием «Несколько лекций о назначении ученого», в 1810 году - «Наукоуче-ние в его общих чертах». Аргументируя введение в научный оборот термина «наукоуче-

The article is devoted to the problem of philosophical and legal research for science studies. The history of the formation and development of the theory ofscience studies is considered, the assumption is made that philosophical and legal research made it possible to disclose and justify the content of the «science studies». A causal relationship between the philosophy of the law and science is established.

Keywords: philosophy of law, science studies, epis-temology, science.

ние», И.Г. Фихте представляет его систематической наукой. Предмет наукоучения - не мертвое понятие, а нечто живое и деятельное, из себя и через себя созидающее познание, к чему философ относится только как наблюдатель [1, с. 64-65].

Впоследствии серьезной постановкой вопроса «что такое наука?» занялся Тадеуш Ко-тарбиньский - польский философ, представитель Львовско-Варшавской школы (группы исследователей и преподавателей формальной логики). Т. Котарбиньский считал, что к области науки можно отнести те практические знания, в которых исследовательский элемент настолько развит, что их можно изучать в высших учебных заведениях как самостоятельные научные дисциплины [2, с. 89].

Анализ исторических этапов развития науки позволяет утверждать, что, опираясь на богатый опыт анализа науковедческой проблематики, были разработаны основы учения «науки о науке». Теоретическое осмысление дальнейшего развития научного знания осуществлялось на протяжении XX века и было связано с новыми политико-правовыми и экономическими реалиями.

В итоге в научной среде сформировалось представление о науковедении в двух ипостасях: как о целостной области знаний и как об организации научной деятельности.

Важно иметь в виду, что теория познания в целом базируется на философских основаниях. Немаловажное значение для фундаментальных разработок науковедения оказали работы таких ученых, как И.Г. Фихте, Т. Котар-биньский, М. и С. Оссовские, Д.Д. Бернал, П.А. Рачков, М.А. Розов, Е.Б. Рашковский, В.В. Налимов, Г.М. Добров, С.Р. Микулинский, И.А. Боричевский, В.И. Оноприенко и др. Большинство из них имели философские образование и подготовку.

М.А. Розов верно замечал: «Теория познания, начиная с первых шагов своего формирования, и на протяжении многих веков развивалась в лоне философии» [3, с. 74]. И.С. Тимофеев в продолжение указанной мысли придерживался взгляда о том, что научная деятельность возникла и развивается как более совершенная (по сравнению с обыденной) рационализированная форма познавательной деятельности. Процесс появления и развития научной деятельности (и ее продуктов - научных знаний) является объектом многих дисциплин, среди которых наиболее древней считается философия [4, с. 63-64].

Разработанная к середине XX века теория науковедения, воспринявшая философско-пра-вовые основы, сама, в свою очередь, послужила дальнейшим стимулом для развития общественных и философско-правовых исследований.

Осознание того обстоятельства, что история науки в целом имеет философский фундамент, логически обусловливает интерес к осмыслению «науки о науке» на основе философ-ско-правового опыта. Показательны в этом плане оценки ученых, подчеркнувших этот факт.

Философия предшествует науке, а философы были истинными основателями наук. Философия создает план, по которому стоит строить научное знание, выясняет цели, которые должны осуществить частные науки (И.С. Андреевский) [5, с. 68]. Философия как мировоззрение сама в итоге выступает как часть содержания общественных наук (П.А. Рачков) [6, с. 78].

Зарождение философского научного знания связано прежде всего с религией, нравствен-

ными началами, метафизикой. Первоначально философия не была отделена от религии, философия обусловливалась религиозным сознанием конкретного народа.

Философия положила начало науке, а впоследствии, когда наука отделилась от философии, ею руководили те же философские принципы [7, с. 198].

Первые попытки изложить нормы сложившейся практики обеспечения общественного порядка, а также осмысления сущности и природы права были предприняты в странах Древнего мира - Ближнем и Среднем Востоке, Китае, Индии, Египте. Древневосточное мышление, сосредоточенное на философских проблемах бытия, мало способствовало созданию систематических, рационалистических теорий общества и государства.

В Древней Греции философия являлась наукой наук. Наука в античном мире составила часть духовной культуры общества. Философия, с одной стороны, вырастала из наук, с другой - управляла науками, так как вносила в них «общую точку зрения» или «метод» [8, с. 255].

Ранние философские системы появились в ионийских торговых городах. Возникла натурфилософия, связанная с естественными науками, искавшая естественную первооснову всего существующего.

Ионийская философская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) пыталась научно, с рациональной точки зрения объяснить мир и не была оторвана от практики. Стремление греческих философов рассматривать мир с точки зрения природы наделяло особой аурой естественный порядок вещей в области физического бытия и человеческих отношений.

Новый виток развития науки был связан с началом буржуазных революций, появлением капиталистических отношений, научно-техническим прогрессом в XVII - начале XVIII веков. Философия нового времени выступает с критикой средневекового религиозного мировоззрения.

На развитие истории науки оказали влияние как естествознание, так и общественные науки. Длительное время общепринятым был описательный характер той или иной науки без раскрытия закономерностей ее развития. Но, прежде всего, философия стала основой для построения науковедения, в особенности ее разделов - логики (наука о формах, приемах и

законах мышления) и гносеологии (наука о природе, методах и возможностях познания).

Очевидно, что для существования науки нужно, чтобы производительные силы достигли определенного уровня своего развития [9, с. 179]. Вместе с тем изменения общественно-политического развития и возрастание интереса к классификации, углубление проблематики научных исследований, вопросы взаимодействия науки с экономикой, политикой, культурой, их генезиса, эволюция структуры науки и ее методов, изменение стилей научного мышления, смены научных теорий способствовали изменению курса научных исследований и свидетельствовали о новом этапе развития науки.

В России фундаментальные традиции фи-лософско-правовых исследований были заложены в дореволюционный период, именно в это время закладываются ее научные основы. Философия права начинает преподаваться в университетах как самостоятельна дисциплина.

В рамках появившихся научных школ актуальными и исследуемыми вопросами стали: поиск идеала права; методология его познания; ценности, отстаиваемые правом и другие.

В. Вальденберг - один из известных ученых начала XX века, специалист по истории и философии права определял последнюю как теорию познания права, и определение это основывалось на понимании философии вообще как теории познания [10, с. 928].

Были созданы объективные предпосылки для построения теории науковедения, которая получила свое развитие в советский период. В дальнейшем для советского науковедения актуальными стали вопросы выбора тематики научных работ, выявления закономерностей развития научных исследований, подготовки научных кадров. Это объясняется взаимосвязью науковедения с кибернетикой, информатикой, социологией, юриспруденцией, психологией, экономикой.

Необходимо отметить, что философия права не получила должного развития в советском государстве. Это связано с господством юридического позитивизма и связанной с ним постановкой проблем, односторонностью узкого нормативного понимания права в контексте марксистско-ленинской идеологии. Однако, как отмечал в своем диссертационном исследовании Э.В. Кузнецов, «критическое освоение фи-

лософии права в марксистском правовом мышлении вовсе не означает полного отрицания всего того, что было достигнуто этим направлением правовом мысли» [11, с. 26].

К каким выводам можно прийти, анализируя философско-правовые основания науковедения с позиции развития современного научного знания?

Неизменно важной продолжает оставаться проблема поиска идеи права, актуальной на отечественном и наднациональном уровне. Поэтому философия права способна дать импульс для нового обращения к науковедческим исследованиям.

Можно согласиться с тем, что «философия права пытается подняться над национальными правовыми системами, найти смысл права, не опираясь непосредственно на действующее право конкретной страны» [12, с. 560]. В этом смысле она имеет важную ценность для науковедения, ставящего своей целью познание закономерностей развития научного знания.

Методологические установки философии права дают возможности раскрытия нравственных, ценностных начал в науке. Исследуя онтологические, гносеологические, аксиологические вопросы в правовой науке, философия права тем самым приводит научное знание в систему.

Определяющее значение для формирования теории науковедения имеет изучение возникновения и эволюции юридической науки, осмысления ее роли и места в системе других наук. Немаловажную роль здесь играет фило-софско-правовая составляющая, правовая реальность существует в философских границах.

В рамках настоящей статьи нельзя обойти вниманием существующую антитезу относительно сущности философии права - одни ученые рассматривают ее как часть юридической науки, другие - как часть философии. Философия права наряду с мировоззренческой и аксиологической функцией выполняет, прежде всего, функции методологического характера в системе наук и большинством юристов рассматривается как часть теории права (такой точки зрения придерживается и автор настоящей статьи). Как философскую дисциплину ее рассматривают философы.

По мысли И.Л. Честнова, философия права представляет собой «верхний» уровень юриспруденции, который способствует онто-

логическому и гносеологическому обоснованию права. К онтологическим аспектам философии права относится определение роли и значения права в обществе. Онтологическая же проблематика философии права предполагает разработку вопросов взаимосвязи юридической науки и социальной практики. Эти вопросы включают:

1) адаптацию социокультурных факторов применительно к юриспруденции;

2) выработку критериев оценки юридической практики (то есть рассмотрение вопросов эффективности права, смыкающегося с определением значения юридической реальности в обществе). К гносеологическим аспектам философии права относится определение критериев научности юридического знания. С этим сопряжена мировоззренческая функция, связанная с формированием «правовой картины мира», то есть современным социокультурной и исторической ситуации социума правосознанием [13, с. 9-10].

На страницах научной литературы изложена точка зрения на философию права как на часть юридической науки, представляющую систему идей, принципов, концепций, представлений, охватывающих правовые вопросы мировоззренческого, парадигмально-го характера, принятых в качестве допустимых для использования научным юридическим сообществом и применяемых в процессе получения знаний о праве как о целостной нормативно-регулятивной системе общественной жизни, его роли, месте в ряду других регуляторов, об основаниях и пределах правового воздействия на социум и общества на право [14, с. 20].

Осмысление права происходит с помощью философско-правовых начал. Эпистемология права является основным направлением в философии права наряду с онтологией права и аксиологией права. Юридическая эпистемология является разделом философии права, в котором исследуется методология познания права и специфика правового знания и познания, его строение, структура, динамика [15, с. 65].

Философско-правовые вопросы исследовались в рамках общей теории права, что можно считать исторической традицией. Российское юридическое образование было тесно связано с философским. Первоосновы теории государства и права развивали философы.

По мнению немецкого ученого А. Кауфмана, теория права отличается от философии права (по его мнению, ветви философии, а не юридической науки) только своим мотивом: речь идет об «эмансипации» от философии, поскольку юрист пытается самостоятельно в контексте так называемой философии юристов ответить на философские вопросы права [16, с. 23].

Марксистско-ленинская идеология отрицала философию права как самостоятельную дисциплину. В этом существенное упущение, результат которого можно увидеть в современной науке и образовании.

Интересным будет обращение к мнению польских ученых А. Калиш и М. Стефанюк, которые, анализируя важность философии права и других «недогматических» предметов для образования юристов, приходят к следующему выводу. Системная трансформация принесла с собой возрождение философских проблем в законодательстве, это способствовало размышлению об аксиологии закона. Для юристов их роль как «носителей гуманизма» удваивается, поскольку они являются представителями одной из гуманитарных наук. Потребность в философии права (и других «недогматических» предметах) в юридическом образовании объясняется потребностями гуманизма как ценности, которая требует сосредоточения на человеке и его правах [17].

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в рамках теории науковедения вырабатываются системообразующие понятия. В связи с этим философия права обладает значительными возможностями для исследования.

Философия права проясняет смысл наиболее фундаментальных понятий юриспруденции - права, государства, нормы права и т. д. Таким образом, исходные онтологические допущения, входящие важнейшим компонентом в картину мира, «переводятся» в юридическую сферу - предмет юридической науки [18, с. 8-9].

В целом можно сказать, что несмотря на появление большого количества исследований по вопросам истории науки, затронутая в статье тема многоаспектна и недостаточно изучена. Современная научная теория не выработала единого подхода к разграничению поня-

тий «наука», «науковедение», нет научного обоснования взаимосвязей между составными частями науковедения. Отсюда следует, что возможно продолжение дискурса.

В настоящей статье мы стремились предложить материал для дальнейших разработок исследований «науки о науке» с учетом важности философско-правовой базы.

Литература

1. Бур М. Фихте. М., 1965.

2. Котарбиньский Т. Избранные произведения / пер. с польского М.М. Гуренко, К.Н. Киселевой, А.П. Куприяна, Н.Г. Комлева, В.Н. Соколовского, А.П. Ермилова; общ. ред., вступ. ст. и комментарий И.С. Нарского; ред. А.А. Якушев. М., 1963.

3. Розов М.А. Философия науки в новом видении / ред.-сост. Н.И. Кузнецова. М., 2012.

4. Тимофеев И.С. Проблемы историографии науки на рубеже XXI века: учебное пособие к курсу «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных специальностей. М., 2010.

5. Андреевский И.С. Генезис науки: ее принципы и методы. М., 1890. Ч. I.

6. Рачков П.А. Наука и общественный прогресс. М., 1963.

7. Андреевский И.С. Генезис науки: ее принципы и методы. М., 1890. Ч. I.

8. Бухарин Н. Теория исторического материализма: популярный учебник марксисткой социологии. 2-е изд., с прил. ст. «К постановке проблем теории исторического материализма». М.,1925.

9. Бухарин Н. Теория исторического материализма: популярный учебник марксисткой социологии. 2-е изд., с прил. ст. «К постановке проблем теории исторического материализма». М., 1925.

10. Вальденберг В. О задачах философии права // Вопросы философии и психологии. 1897. Ноябрь-декабрь. Кн. 5 (40).

11. Кузнецов Э.В. Философия права в России: историко-теоретический аспект: автореф. дис. ...д-ра юрид. наук. Л., 1990.

12. Энциклопедия права: учебное пособие. СПб., 2008.

13. Честнов И.Л. Философские основания юридической науки // Метафизика права: материалы межвузовского научно-методическо-

В настоящее время все чаще высказывается мнение о преемственности научного знания (С.В. Липень, С.В. Навальный, Е.А. Ро-маненко и другие). Процесс развития философ-ско-правового знания в таком ракурсе и контексте развития науки в целом способен оказать прогрессивное воздействие на развитие теории науковедения.

Bibliography

1. Bur M. Fichte. Moscow, 1965.

2. Kotarbinski T. Selected works / translated from Polish by M.M. Gurenko, K.N. Kiselev, A.P. Ku-priyan, N.G. Komlev, V.N. Sokolovsky, A.P. Er-milov; general ed., intro. article and comment I.S. Narsky; еd. A.A. Yakushev. M., 1963.

3. Rozov M.A. Philosophy of science in a new vision / еd.-comp. N.I. Kuznetsova. M., 2012.

4. Timofeev I.S. Problems of historiography of science at the turn of the XXI century: textbook for the course «Concepts of modern natural science». M., 2010.

5. Andreevsky I.S. Genesis of science: its principles and methods. Moscow, 1890. Part I.

6. Rachkov P.A. Science and social progress. M., 1963.

7. Andreevsky I.S. Genesis of science: its principles and methods. Moscow, 1890. Part I.

8. Bukharin N. The theory of historical materialism: а popular textbook of Marxist sociology. 2nd ed., with the аppendix of the article «On the formulation of problems in the theory of historical materialism». M., 1925.

9. Bukharin, N. The theory of historical materialism: а popular textbook of Marxist sociology. 2nd ed., with the аppendix of the article «On the formulation of problems in the theory of historical materialism». M., 1925.

10. Waldenberg V. On the problems of philosophy of law // Questions of philosophy and psychology. 1897. November-December. Book 5 (40).

11. Kuznetsov E.V. Philosophy of law in Russia: historical and theoretical aspect: аbstract. dis. ... of Doctor of Law. L., 1990.

12. Encyclopedia of law: textbook. St. Petersburg, 2008.

13. Chestnov I.L. Philosophical foundations of legal science // Metaphysics of law: materials of the interuniversity scientific and methodological Colloquium on the methodology and methodology of legal research / ed. by I.L. Chestnov. St. Pe-

го коллоквиума по вопросам методологии и методики юридических исследований / под общ. ред. И.Л. Честнова. СПб., 2017.

14. История и методология юридической науки: учебник для вузов /под ред. В.В. Сорокина. Барнаул, 2016.

15. Овчинников А.И. Основные направления, задачи и цели философии права: история и современность // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 1 (10).

16. Кауфман А. Философия права, теория права, правовая догматика / пер. В.Н. Корнева и М.А. Беловой // Государство и право. 2019. № 5.

17. Kalisz A., Stefaniuk M. Filozofia prawa w polskiej edukacji prawniczej w pierwszej de-kadzie XXI wieku / red. A. Oriowska, P. Polac-zuk, L.ftwito // Filozofia a praktyka prawnicza. Olsztyn, 2010. URL: https://www.academia.edu/ 40220770/Filozofi a_praw a_w_polskiej _e du-kacji_prawniczej_w_pierwszej_dekadzie_ XXI_wieku.

18. Честнов И.Л. Философские основания юридической науки // Метафизика права: материалы межвузовского научно-методического коллоквиума по вопросам методологии и методики юридических исследований / под общ. ред. И.Л. Честнова. СПб., 2017.

tersburg, 2017.

14. History and methodology of legal science: textbook for universities / ed. by V.V. Sorokin. Barnaul, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ovchinnikov A.I. Main directions, tasks and goals of the philosophy of law: history and modernity // Russian journal of legal research. 2017. № 1(10).

16. Kaufman A. Philosophy of law, theory of law, legal dogmatics / translated by V.N. Kornev and M.A. Belov // State and law. 2019. № 5.

17. Kalisz A., Stefaniuk M. Philosophy of law in Polish legal education in the first decade of the 21st century / ed. by A. Orlowska, P. Polac-zuk, L. ftwito // Philosophy and legal practice. Olsztyn, 2010. URL: https://www.academia.edu/ 40220770/Filozofi a_praw a_w_polskiej _e du-kacji_pra-wniczej_w_pierwszej_dekadzie_ XXI_wieku.

18. Chestnov I.L. Philosophical foundations of legal science // Metaphysics of law: materials of the interuniversity scientific and methodological Colloquium on the methodology and methodology of legal research / ed. by I.L. Chestnov. St. Petersburg, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.