Римский-Корсаков М.Н. 1938. Лесная энтомология. М.: 1-76.
Русинова 1926. Питание воробья по анализу содержимого желудков // Бюл. Средне-Аз. ун-та 13: 159-175.
Сахно И.И. 1938. До вивчення фауни зв1р1в i птах1в полезахисних смуг Одесько! i Мико-ла1вско! областей i впл1ву фауни на прилегл1 поля // Зб. праць Зоол. муз. 21/22: 97-138. Старк Н.К. 1931. Враги леса. М.; Л.: 1-228.
Формозов А.Н. 1940. Практическое значение птиц // Руководство по зоологии. Т. 6. Птицы. М.: 762-802.
Шапиро Д.С. 1940. Энтомофауна травяного покрова опушек полезащитных полос // Тр.
Науч.-исслед. зоол.-биол. ин-та Харьков. ун-та 8/9: 47-60. Шевырев И.Я. 1892. Насекомоядные птицы и облесение степей // Сельск. хоз-во и лесоводство 169: 123-150.
Шевченко В.В. 1940. К вопросу о заселении птицами искусственных лесонасаждений на юге УССР // Тр. Науч.-исслед. зоол.-биол. ин-та Харьков. ун-та 8/9: 123-135.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2165: 941-945
О зимовках некоторых птиц в заливе Петра Великого
В.К.Абрамов, Г.М.Косыгин, Э.А.Тихомиров
Второе издание. Первая публикация в 1973*
В орнитологической литературе (Шульпин 1936; Шунтов 1965, 1966; Нечаев, Юдаков 1967, 1968) видовой состав и численность птиц, зимующих в заливе Петра Великого (Японское море), освещены недостаточно полно. Материалы по этому вопросу мы собрали в феврале-марте 1962, 1967, 1968 годов во время экспедиции по изучению ластоногих на зверобойных шхунах «Мегры», «Воямполка», «Санзар», а также в первой половине марта 1969 года при учёте тюленей с самолёта ЛИ-2 (высота полёта 50-150 м). Наиболее детально обследованы участки залива у островов Рейнеке, Рикорда, Желтухина, Антипенко, Сибирякова, Римско-го-Корсакова, а также бухты Бойсмана и Троица. Наблюдения велись со шхун и моторных ботов. В своём сообщении мы касаемся только тех видов птиц, которые встречались на воде и льду залива.
В феврале-марте нами встречены 28 видов птиц, из которых наиболее многочисленными были пластинчатоклювые. Во все годы по численности преобладала морянка Clangula hyemalis (см. таблицу).
По Л.М.Шульпину (1936), морянка в большом количестве зимовала в заливе Стрелок (около входа в Уссурийский залив). Мы встречали её
* Абрамов В.К., Косыгин Г.М., Тихомиров Э.А. 1973. О зимовках некоторых видов птиц в заливе Петра Великого IIБюл. МОИП. Отд. биол. 78, 2: 67-70.
по всему заливу Петра Великого, в основном у западного берега — в бухтах Бойсмана и Манчжур в 1967 и 1969 годах и в проливе Японец в 1968 году. Морянка образует большие скопления, стаи в большинстве случаев располагаются на некотором расстоянии одна от другой. Количество особей в стае может составлять от нескольких птиц (5-10) до нескольких десятков и даже сотен (до 400). Общая численность морянок в отдельных районах этого залива достигала нескольких тысяч особей.
Видовой состав и численность птиц, встреченных в феврале и марте в заливе Петра Великого в разные годы
Виды
1962
1967 1968
+ -
+ -
+ -
+ ++
++ +
++++ +
++++ ++++
+ +
+ +
++ -
++ -
++ -
++ ++
++ -
++ -
+ -
- +
- +
+ ++
1969
Серощёкая поганка Podiceps grisegena -
Уссурийский баклан Phalacrocorax capillatus -
Берингов баклан Phalacrocorax pelagicus -
Серая цапля Ardea cinerea -
Турпан (вид не определён) +
Каменушка Histrionicus histrionicus -
Морянка Clangula hyemalis -
Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla +
Орлан-белоплечий Haliaeetus pelagicus -
Тихоокеанская чайка Larus schistisagus +++
Сизая чайка Larus canus -Серебристая чайка Larus argentatus sensu lato -
Чернохвостая чайка Larus crassirostris -
Кайра длинноклювая Uria aalge -
Кайра короткоклювая Uria lomvia +
Конюга большая Aethia cristatella -
Конюга-крошка Aethia pusilla -
Очковый чистик Cepphus carbo -
Топорок Lunda cirrhata -
Старик Synthliboramphus antiquus ++++
Голубь (вид не определён) +
Сова (вид не определён) +
Полевой жаворонок Alauda arvensis +
Жаворонок (вид не определён) +
Ворона Corvus sp. +
Темнозобый дрозд Turdus ruficollis sensu lato +
Белая трясогузка Motacilla alba +
Горная трясогузка? Motacilla cinerea? +
++++ +
Примечание: 1962, 1968, 1969 годы — наблюдения Г.М.Косыгина; 1967 год — наблюдения В.К.Абрамова и Э.А.Тихомирова. Оценки численности: + — единицы; ++ — десятки; + + + — сотни; ++ + + — тысячи особей.
Большие стаи каменушек ШзЬтютсиБ ЫвЬтютеиБ, зимующих здесь, отмечал Л.М.Шульпин (1936). Большие скопления их в конце июля 1969 года А.С.Перлов (устн. сообщ.) видел около Курильских островов, в бухте Крашенинникова и у острова Уруп — в стаях насчитывалось по 200-400 птиц. В заливе Петра Великого в феврале-марте 1967 года численность
каменушки в отдельных районах достигала 3-4 тыс. особей, а в 1968 году в те же месяцы и в тех же районах она встречалась единично.
Турпан Melanitta deglandi и синьга Melanitta americana, по К.А.Воробьёву (1954), обычны у берегов Приморья, причём последняя остаётся зимовать, а большие стаи турпана наблюдаются только с апреля. В марте 1962 года мы встретили стаи по несколько десятков птиц в каждой. Добытые птицы были определены как синьги. В феврале -марте 1967 и 1968 годов большие стаи турпанов встречались также в непосредственной близости от берега. Общая численность скоплений в некоторых районах, например в проливе Японец у мыса Клерка, составляла около 1 тыс. особей. К сожалению, видовую принадлежность турпанов определить не представилось возможным.
В ряде районов встречались смешанные скопления морянок, каме-нушек и турпанов, державшихся отдельными стайками. В бухте Бойс-мана у мыса Клерка 23 февраля 1967 общее количество птиц, сидящих на воде, достигало 10-42 тыс. особей. Из них больше половины приходилось на морянок, около 40% составляли каменушки, значительно меньше (6-8%) турпаны и единично берингов Phalacrocoraxpelagicus и уссурийский Ph. capillatus бакланы и конюга-крошка Aethia pusilla.
У берегов Приморья зимой многочисленны чайки: чернохвостая La-rus crassirostris и тихоокеанская L. schistisagus, обычна серебристая L. argentatus s.l. и встречается сизая L. canus (Воробьёв 1954; Шунтов 1965; Нечаев, Юдаков 1967, 1968). В феврале-марте в заливе Петра Великого мы наблюдали все эти виды, наиболее часто — тихоокеанскую чайку.
Чайки держались по незамерзающим участкам залива, однако на большом расстоянии от берегов они не были встречены ни разу. Держатся они большими смешанными стаями около рыболовецких судов и рыбокомбинатов, а также на льду в местах щенки ларги Phoca largha. В 1967 году присутствие чаек в местах щенки ларги отмечалось нами 4 раза. 26 февраля 1968 восемь крупных чаек держались около недавно родившей ларги и расклёвывали её послед. Бельков ларги, съеденных чайками, мы находили неоднократно, но нападения птиц на живых детёнышей наблюдать не приходилось.
Чистиковые птицы встречались как в прибрежной полосе залива, так и на открытой воде среди ледовых полей; кайры и конюги — одиночками или стаями до 20 особей. Наиболее многочисленными из чистиковых были старики Synthliboramphus antiquus, 9 и 12 марта 1962 на выходе из бухты Троицы были встречены тысячи этих птиц.
К.А.Воробьёв (1954) высказывает предположение о возможности зимовки у берегов Приморья серощёкой поганки Podiceps grisegena. Мы этот вид наблюдали 19 февраля 1967 в бухте Бойсмана (3 особи) и у острова Рикорда (1 особь) - в обоих случаях на мелководье, сравнительно близко от берега. В этот же день у мыса Клерка была встречена серая
цапля Ardea cinerea, а 24 февраля 1967 - ещё три серых цапли.
Из хищных птиц во время рейсов по акватории залива Петра Великого были встречены белоплечий Haliaeetus pelagicus и белохвостый H. albicilla орланы и орлы, видовую принадлежность которых определить не удалось. Орланы встречались среди льдов в местах деторождения ларги и около мест промыслового лова рыбы (у острова Аскольд и в бухте Сидими). Они держались одиночками и группами (3-8 особей), причём часто оба вида вместе.
19 февраля 1967 мы нашли двух детёнышей ларги, расклёванных орланами. В 7-8 м от одного из них лежала самка ларги. 21 февраля 1968 на льдине была замечена самка ларги с новорождённым, а метрах в 15 от них, повернувшись к тюленям спиной, сидел белоплечий орлан. В нескольких метрах от зверей находилась льдина со следами крови, оставшейся, вероятно, после родов. В обоих случаях самки ларги не проявляли беспокойства и не стремилась отогнать орлана. За время экспедиции в заливе Петра Великого мы ни разу не видели случаев нападения орланов на живых бельков.
В заливе Петра Великого часто наблюдается перемещение скоплений зимующих птиц в связи с изменением ледовой обстановки. Зимой сплошной лёд покрывает Уссурийский и Амурский заливы, а в южной части залива Петра Великого сплошных ледовых полей не бывает. От мыса Брюсса до мыса Гамова в течение довольно короткого времени они узкой полосой тянутся вдоль побережья в виде берегового припая. В остальной части залива судоходство и штормы не дают образовываться сплошным ледяным полям. Северные ветры выгоняют битый лёд к югу, южные - снова нагоняют их к берегу. В результате ледовая обстановка в прибрежной части и у островов постоянно меняется. Это в свою очередь обусловливает перемещение зимующих здесь птиц.
Современное состояние зимовок птиц в заливе Петра Великого позволяет нам судить о больших изменениях, происшедших в размещении мест концентрации зимующих птиц. Эти изменения были вызваны ростом населения на побережье и увеличением судоходства в рассматриваемом районе. Большую роль в сокращении численности не только зимующих, но и гнездящихся на островах залива Петра Великого колониальных птиц сыграл усилившийся за последние 10-15 лет приток в эти места туристов, рыбаков-любителей и охотников. В настоящее время на островах объявлен заказник краевого значения. Однако Приморское краевое управление охотничьего хозяйства, не располагая надлежащим транспортом (морской катер) и штатными егерями, не может обеспечить надлежащей охраны зимующих и гнездящихся птиц. Наиболее действенным решением вопроса охраны не только зимующих птиц, но и лежбищ ларги (на южном пределе её ареала), птичьих базаров южного облика и ряда редких видов птиц, единственным местом обитания которых
в СССР являются острова залива Петра Великого, может быть организация заповедника или заказника республиканского значения на островах и акватории этого залива.
Литератур а Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.
Нечаев В.А., Юдаков А.Г. 1967. На островах залива Петра Великого // Природа 5: 60-65. Нечаев В.А., Юдаков А.Г. 1968. О гнездовании морских птиц на островах залива Петра
Великого (Южное Приморье) // Изв. СО АН СССР 15 (150): 93-97. Фирсов М.А. (1928) 2010. Китайская качурка Oceanodroma monorhis в окрестностях Владивостока // Рус. орнитол. журн. 19 (612): 2062-2063. Шульпин Л.М. 1936. Промысловые, охотничьи и хищные птицы Приморья. Владивосток: 1-436.
Шунтов В.П. 1965. Сезонные аспекты в распределении морских птиц в открытых водах
Японского моря // Зоол. журн. 44, 3: 411-422. Шунтов В.П. 1966. О зимовках птиц в дальневосточных морях и северной части Тихого океана // Зоол. журн. 45, 11: 1698-1711.
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2165: 945
Находка гнезда чёрного аиста Ciconia nigra на реке Чарын
Р.Г.Пфеффер
Второе издание. Первая публикация в 2004*
17 апреля 2003 найдено гнездо чёрного аиста Ciconia nigra на скале правого берега реки Чарын у моста на трассе Алма-Ата - Нарынкол в 10 м над потоком. На гнезде была насиживающая птица, содержимое гнезда проверить не удалось.
* Пфеффер Р.Г. 2004. Чёрный аист Ciconia nigra //Каз. орнитол. бюл.: 133. Рус. орнитол. журн. 2022. Том 31. Экспресс-выпуск № 2165