Научная статья на тему 'О женском в повести «Сонечка» Л. Улицкой'

О женском в повести «Сонечка» Л. Улицкой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2522
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА / ОБРАЗ / Л. УЛИЦКАЯ / ПОЭТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / MODERN PROSE / IMAGE / L. ULITSKAYA / POETICS / ARTISTIC WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллина Амина Шакирьяновна, Латыпова Елена Эдуардовна

В статье исследуется своеобразие женского образа в повести Л. Е. Улицкой «Сонечка». Женское начало в творчестве писателя интересно и многогранно, но этот аспект изучен недостаточно. Повесть «Сонечка» воссоздает культурную атмосферу эпохи, отражает авторский взгляд на литературную ситуацию на пороге нового тысячелетия. В результате исследования уточняется концепция произведений, определяются особенности женского начала в повести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FEMININE IN L. ULITSKAYA’S NOVELLA “SONECHKA”

The article deals with the originality of the female image in L. E. Ulitskaya’s novella “Sonechka”. The feminine principle in writer’s work is interesting and many-sided, but this aspect has not been studied enough. The novella “Sonechka” reconstructs the cultural atmosphere of the era, represents author’s view on the literary situation on the threshold of the new millennium. As a result of the research, the conception of the works is specified, and the peculiarities of the feminine principle in the novella are identified.

Текст научной работы на тему «О женском в повести «Сонечка» Л. Улицкой»

Абдуллина Амина Шакирьяновна, Латыпова Елена Эдуардовна О ЖЕНСКОМ В ПОВЕСТИ "СОНЕЧКА" Л. УЛИЦКОЙ

В статье исследуется своеобразие женского образа в повести Л. Е. Улицкой "Сонечка". Женское начало в творчестве писателя интересно и многогранно, но этот аспект изучен недостаточно. Повесть "Сонечка" воссоздает культурную атмосферу эпохи, отражает авторский взгляд на литературную ситуацию на пороге нового тысячелетия. В результате исследования уточняется концепция произведений, определяются особенности женского начала в повести. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/8-1/1 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 1. C. 9-11. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions72.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/8-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.161.1.09

В статье исследуется своеобразие женского образа в повести Л. Е. Улицкой «Сонечка». Женское начало в творчестве писателя интересно и многогранно, но этот аспект изучен недостаточно. Повесть «Сонечка» воссоздает культурную атмосферу эпохи, отражает авторский взгляд на литературную ситуацию на пороге нового тысячелетия. В результате исследования уточняется концепция произведений, определяются особенности женского начала в повести.

Ключевые слова и фразы: современная проза; образ; Л. Улицкая; поэтика; художественный мир.

Абдуллина Амина Шакирьяновна, д. филол. н., доцент Латыпова Елена Эдуардовна

Башкирский государственный университет (филиал) в г. Бирске aminaabduШ[email protected]; [email protected]

О ЖЕНСКОМ В ПОВЕСТИ «СОНЕЧКА» Л. УЛИЦКОЙ

Женским образам в литературе всегда уделялось особое внимание. Женщины изображались на страницах произведений и как самостоятельные личности, влияющие на ход событий, и как второстепенные персонажи, помогающие раскрыть особенности характера главного героя. Образ женщины в литературе претерпел значительную эволюцию: углублялся психологизм, женский образ усложнялся и внутренний мир становился многограннее.

В статье мы рассмотрели особенности женского начала в творчестве писателя на примере образа Сонечки из одноименной повести Л. Улицкой. Мы проследили в ней влияние образов классической литературы таких её представителей, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.

Американская исследовательница Хелена Гощило объясняет феномен «новой женской прозы» тем, что она «разрушает традиционные для русской культуры идеальные представления о женской скромности, верности и жертвенности, выдвигая на первый план жизнь женского тела» [6, с. 346]. Действительно, многие персонажи Л. Улицкой на первый план ставят удовлетворение физиологических потребностей, а не духовных. Такова Таня - дочь Сонечки. Стоит отметить, что главных героинь Улицкой волнуют духовные аспекты жизни, поэтому они чувствуют себя лишними: Сонечка после измены мужа уходит в мир книг.

Сонечка - фигура незаурядная, она резко отличается от женских типажей классической литературы: «.. .нос ее был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом, имела лишь одну стать - большую бабью грудь, рано отросшую да как-то не к месту приставленную к худому телу. Сонечка сводила плечи, сутулилась, носила широкие балахоны, стесняясь своего никчемного богатства спереди и унылой плоскости сзади» [11, с. 1], - это далеко не эталон женской красоты. Мы привыкли видеть главной героиней харизматичную красавицу, умницу, которая знает, что хочет от жизни, обладает сильным женским чутьем. Соня же не такая. Она с детства погружена в свой собственный мир, в мир книг и воображаемых героев. Такой типаж чаще всего называют «синим чулком», внешне она неприметная серая мышь.

Этот образ имеет автобиографические черты. Сама писательница с детских лет была погружена в книги, самостоятельно открывала для себя писателей, читала их, заучивала наиболее интересные моменты. Она спокойно цитировала рассказы О. Генри, обожала Б. Пастернака.

Начало повести датируется 30-ми годами прошлого века. История обычна для современности. Сонечка с детства живет в мире книг, но, взрослея, она сталкивается с жестокой реальностью. Работая в библиотеке (из дома с книгами она попадает в Храм книг!), Соня встречает своего спутника жизни. Он намного старше, в прошлом художник, был судим, владеет французским языком. Его история очень интересна и необычна, судьба бросала его по свету, посылала различные испытания. Как подарок она преподнесла ему тихое семейное счастье.

С появлением семьи Сонечке становится не до книг: «Сонечкино дарование яркого и живого восприятия книжной жизни отуманилось, как-то одеревенело, и оказалось вдруг, что самое незначительное событие по эту сторону книжных страниц - поимка мышки в самодельную ловушку, распустившаяся в стакане заскорузлая и сплошь мертвая ветка, горсть китайского чая, случайно добытая Робертом Викторовичем, - важнее и значительнее и чужой первой любви, и чуждой смерти, и даже самого спуска в преисподнюю, той крайней литературной точки, где совершенно сходились вкусы молодых супругов» [Там же, с. 10]; «.все у Сонечки изменилось так полно и глубоко, как будто прежняя жизнь отвернулась и увела с собой все книжное, столь любимое Соней содержание и взамен оставила немыслимые тяготы неустроенности, нищеты, холода и каждодневных беспокойных мыслей о маленькой Тане и Роберте Викторовиче, которые попеременно болели» [Там же, с. 14].

10

^БЫ 1997-2911. № 8 (74) 2017. Ч. 1

Для Сонечки семья - это главное. Семья - это уют, тепло, полное взаимопонимание, дети, жертвенность, жизнь для любимых людей. В этом горячем семейном порыве она продолжает традиции толстовской Наташи Ростовой, для которой семья важнее всей роскоши высшего света. Она всегда хотела большую семью, мечтала о детях. Но дочь отталкивает её, живет своей жизнью. Муж влюбляется в подругу дочери - Ясю, которую Сонечка приняла как родную, приютила, была рада её приходам. С материнской любовью заботилась она о сироте, но вместо благодарности её ждала измена мужа, его любовь к молодой хрупкой девушке. Удивительно то, что даже сквозь боль от предательства она была рада счастью мужа: «Как это справедливо, что рядом с ним будет эта молодая красотка, нежная, тонкая, и равная ему по всей исключительности и незаурядности, и как мудро устроила жизнь, что привела ему под старость такое чудо, которое заставило его снова обернуться к тому, что в нем есть самое главное, к его художеству» [Там же, с. 36]. После смерти мужа Сонечка принимает Ясю, организовывает похороны, выставку картин.

Это христианское терпение, умение прощать, понимать мы прослеживаем в образе Сони Мармеладовой из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова - добрая, кроткая, покладистая и всепрощающая. Она берет на себя грех, чтобы спасти своих родных, прокормить семью, мученица, живет ради других. Героиня Ф. Достоевского не осуждает окружающих, принимает мир таким, какой он есть. Соня с радостью следует за Раскольниковым, облагораживает Родиона, помогает ему найти Бога в себе. Смысл всей ее жизни - любовь. Вероятно, поэтому тихая и кроткая Сонечка Мармеладова помогает спастись Родиону, который оступился и потерял опору в жизни. Именно Соня помогает Раскольникову осознать, насколько сильно его заблуждение, какое чудовищное деяние он совершил.

Героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Соня - племянница и воспитанница старого графа Ростова - выросла в семье дяди. Сдержанная, молчаливая, рассудительная, осторожная, она тоже живет ради других. Соня красива духовно и нравственно чиста. Героиня Л. Улицкой тоже носит имя Соня. Но оно содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -ечк - Сонечка. Писатель с любовью относится к своей героине. Одновременно с этим мы можем предположить, что такое имя для героини не случайно. С начала произведения автор знакомит нас с маленькой девочкой по имени Сонечка. На протяжении всей повести имя не меняется, оно не осложняется фамилией, отчеством, в отличие, например, от мужа Сонечки, Роберта Викторовича. Это может быть показателем ее детскости. Сонечка осталась такой же доброй и мягкой, не озлобилась, когда от нее ушел муж. Мы видим, что Л. Улицкая точно подобрала имя для своей героини, оно отражает внутренний мир Сонечки. К тому же мы наблюдаем, что благодаря интертекстуальным связям с произведениями классиков характер главной героини раскрывается наиболее полно.

Еще одна характерная для Сонечки черта - всечеловеческая толерантность. Она проявляется «в праве любить человечество, в способности не ненавидеть другие народы за их национальное своеобразие» [10, с. 205]. Л. Улицкая описывает в повести взаимоотношения Сонечки с людьми разных национальностей: поляками, евреями, русскими, - но не подчеркивает их различия, напротив, представители разных народов живут дружно, в их среде нет межнациональной розни. Сонечка и Роберт Викторович, только познакомившись, испытывают друг к другу теплые чувства, женятся. Таня и Яся, пообщавшись несколько дней, становятся лучшими подругами. Сонечка принимает Ясю как родную дочь.

У Сонечки мы видим характерное для Востока созерцание мира сердцем, она по-детски наивна, в начале своего жизненного пути главным для нее был мир книг, после замужества её жизнь ограничилась бытом, она посвятила себя мужу и дочери. Она искренне переживает за дочь, радуется её успехам, но огорчается, когда Танечка бросает учебу. В этом мы можем увидеть влияние Запада. «Образование нужно» [11, с. 24], -испуганно говорит Сонечка. Она понимает, что учеба необходима, сама Сонечка окончила библиотечный техникум и долгое время работала в библиотеке. Поразительно то, насколько смогла Сонечка, жившая в мире грез, приспособиться к реалиям современности. После замужества Сонечка с мужем оказались в непригодных для жизни условиях. Военное время, высылка в «дикую Башкирию», в село Давлеканово. Жизнь впроголодь. Самодельные игрушки для дочки. Но и в таких непростых обстоятельствах Сонечка была счастлива от осознания того, что рядом два родных человека: муж и дочь, - поэтому все горело у Сонечки в руках. Это показывает еще одну особенность русского человека - «повышенную готовность к перенесению жизненных невзгод» [Там же, с. 18].

Символично и то, что Соня возвращается в конце своей жизни к тому, с чего началась её жизнь, - к чтению. Краткое озарение семейной жизни стало для нее счастливым подарком. Это тот тип «лишних людей», которым не удается найти себя, свой путь в этом мире в силу вечного поиска идеала, смысла этой жизни. Она снова погружается в мир книг, уходит от окружающей реальности в «сладкие глубины, в темные аллеи, в вешние воды» [Там же, с. 45].

Проанализировав образ Сонечки, мы убедились, что Л. Улицкая рисует тип современной женщины -с богатым внутренним миром, но зачастую слепой в любви; обнаруживающей непреодолимую тягу к домашнему очагу, семье. Во всем она идет на крайность: будь то чтение или же семейная жизнь.

На основе проведенного исследования мы приходим к выводу, что Л. Улицкая, создавая систему персонажей, опирается на традиции предшествующей литературы. Женские образы в прозе Л. Е. Улицкой содержательны, они обладают сложной душевной организацией, их жизнь - это поиск счастья, борьба за него. Трагический финал повести «Сонечка» свидетельствует о том, что нужно стремиться не к какой-то фантомной мечте под названием счастье, а понимать, что миг этот больше не повторится, что нужно наслаждаться каждой минутой прожитой жизни.

Список источников

1. Воробьева С. Ю. «Медея и ее дети» (гендерный аспект) // Вестник Волгоградского государственного университета. Литературоведение. Серия 8. 2013. Вып. 12. С. 52-61.

2. Егорова Н. А. Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов (проблематика и поэтика): дисс. ... к. филол. н. Волгоград, 2007. 180 с.

3. Ермошина Г. Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света // Знамя. 2000. № 12. С. 201-203.

4. Карапетян М. В. Аристократы духа, бражники и блудницы. Легкое дыхание героев Л. Улицкой // Культура. 1998. № 27. С. 10-14.

5. Колядич Т. М., Капица Ф. С. Русская проза XXI века в критике: рефлексия, оценки, методика описания. М.: Флинта, 2010. 430 с.

6. Лейдерман Н. Л., Липовецкий M. Н. Современная русская литература: 1950-90-е годы: в 2-х т. М.: Академия, 2003. T. 2. 530 с.

7. Скокова Т. А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма: дисс. ... к. филол. н. М., 2010. 168 с.

8. Тимина С. И. Ритмы вечности (Роман Людмилы Улицкой «Медея и её дети») // Русская литература XX века в зеркале критики. М. - СПб.: Академия, 2003. С. 537-548.

9. Тимина С. И. Современная русская литература конца XX - начала XXI века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2011. 384 с.

10. Трофимов В. К. Менталитет русской нации. Ижевск: ИжГСХА, 2004. 272 с.

11. Улицкая Л. Е. Сонечка [Электронный ресурс]. М.: АСТ, 2008. 45 с. URL: https://mybook.ru/author/lyudmila-ulickaya/ sonechka/reader/ (дата обращения: 26.06.2017).

ON FEMININE IN L. ULITSKAYA'S NOVELLA "SONECHKA"

Abdullina Amina Shakir'yanovna, Doctor in Philology, Associate Professor Latypova Elena Eduardovna

Bashkir State University (Branch) in Birsk aminaabdullina@mail. ru; leno4.1991@mail. ru

The article deals with the originality of the female image in L. E. Ulitskaya's novella "Sonechka". The feminine principle in writer's work is interesting and many-sided, but this aspect has not been studied enough. The novella "Sonechka" reconstructs the cultural atmosphere of the era, represents author's view on the literary situation on the threshold of the new millennium. As a result of the research, the conception of the works is specified, and the peculiarities of the feminine principle in the novella are identified.

Key words and phrases: modern prose; image; L. Ulitskaya; poetics; artistic world.

УДК 82.32

Предлагаемая статья рассматривает малые жанры постсоветского периода в контексте национальной литературы, отражение в ней особенностей менталитета, психологического портрета адыгов, их моральных норм, фольклорных традиций, культуры, религии. В работе выявлены эволюционные изменения, произошедшие в рассказе постсоветского периода как в идейно-тематическом, так и в изобразительно-выразительном отношениях. Объектом исследования выбраны произведения таких кабардинских авторов, как М. Кармоков, Т. Камергоев, З. Шомахова.

Ключевые слова и фразы: глобализация; национальная идентичность; менталитет; обычаи; традиции; язык; этническая уникальность; моральные ценности; религиозные мотивы; мифоэпика; фольклор; архетип; М. Кармоков; Т. Камергоев; З. Шомахова; Н. Бердяев; К. О. Сталь; И. Бларамберг; Гаджиев.

Бетуганова Елена Нартшаовна, к. филол. н.

Институт гуманитарных исследований -

филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, г. Нальчик alena. betuganova@yandex

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В МАЛЫХ ЖАНРАХ КАБАРДИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современная эпоха, как известно, характеризуется двумя главными чертами: с одной стороны, небывалым, невообразимым научно-техническим прогрессом в области коммуникации и, с другой стороны, стремительно ускоряющимся процессом глобализации как важнейшим результатом этого научно-технического прорыва. Повышенный интерес литературы к проблеме национальной идентичности - это реакция на глобализацию, в связи с которой под угрозу ставится существование индивидуально-национального в человеке. Именно поэтому столь актуальны стали во всем мире вопросы: что такое национальная идентичность и национальный характер, как их защитить от нивелирующих все и вся глобальных процессов, где их корни и источники. Осмысление исторического опыта ушедшего столетия возродило интерес к проблеме национального характера, которая волнует сегодня как зарубежных, так и отечественных исследователей. Адыгская литература стала одним из главных инструментов сохранения национальной и культурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.