Научная статья на тему 'О ЗАВИСИМОСТИ ТОКСИЧНОСТИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЭЛЕКТРОННОГО СТРОЕНИЯ АТОМОВ'

О ЗАВИСИМОСТИ ТОКСИЧНОСТИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЭЛЕКТРОННОГО СТРОЕНИЯ АТОМОВ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — С.В. Суворов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЗАВИСИМОСТИ ТОКСИЧНОСТИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЭЛЕКТРОННОГО СТРОЕНИЯ АТОМОВ»

2. Защитный эффект зависит от срока введения антиметаболита перед рентгенооб-лучением.

3. Отмечены видовые различия в защитном действии азагуанина на выжива емость,. среднюю продолжительность жизни и уровень лейкоцитов крови облученных мышей и крыс.

4. Установлена ЬБ6о азагуанина на белых беспородных мышах. Показано отсутствие его влияния на артериальное давление и дыхание котов. Азацитидин обладает выраженной токсичностью у мышей.

ЛИТЕРАТУРА

Беленький М. Л. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта. Рига, 1959. — Рейхард П. В кн.: Нуклеиновые кислоты. М., 1957, с. 223. — У р б а х В. Ю. Биометрические методы. М., 1964. —Abrams R., Arch. Biolchem.,. 1951, v. 33, p. 436. — Balis M. E. et al. J. Am. Chem. Soc., 1951, v. 73, p. 3319. — Bennett L. L. et al. Cancer Res., 1950, v. 10, p. 644. —Finkelstein M., Thomas P. A., Ibid., 1952, v. 12, p. 524. — M a t t h e w s R. E. F., J. gen. Microbiol.,. 1953, v. 8, p. 277. —Mitchell J. H. et al. Cancer. Res., 1950, v. 10, p. 647. -Pasternak С. A., H a n d s с h u m а с h e r R. E., J. biol. Chem., 1959, v. 234, p. 2992. — Schindler R., Welch A. D., Biochem. Pharmacol., 1958, v.18, p. 132. —Straus B. et al. Blood, 1950, v. 5, p. 1059.

Поступила 25/X 1966 r-

\

УДК 615.9-015.1:546

О ЗАВИСИМОСТИ ТОКСИЧНОСТИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЭЛЕКТРОННОГО СТРОЕНИЯ АТОМОВ1

Канд. мед. наук С. В. Суворов

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

В связи с успехами современной химии, атомной физики и промышленной токсикологии закономерны попытки ряда авторов выявить и количественно оценить связь токсичности химических элементов с их местом в периодической системе Д. И. Менделеева. В последние годы появились интересные экспериментальные и теоретические работы (Bienvenu, Norfe, Cier, Saccardo; E. И. Люблина, и др.), в которых подтверждается связь токсичности с отдельными физико-химическими свойствами элементов, являющимися функциями порядкового номера элемента в системе Д. И. Менделеева (потенциал первичной ионизации атома, величина атомного радиуса и др.).

Особый интерес представляет связь токсичности с наиболее важной функцией порядкового номера элемента —электронным строением атома. Е. И. Люблина (1965) обратила внимание на то, что у особо токсичных 2 элементов (Си, As, Se, Cd, Те и др.)€первое квантовое число наружной оболочки составляет не менее 4 и эти оболочки неблизки к заполнению — нет не только р°, но и р6; нет также и р2». Смежная с наружной d-оболочка целиком или почти целиком заполнена (d10, d"). У наименее токсичных элементов целиком заполнены внешние и внутренние оболочки (например, у Не, Ne, Ar, Кг, Хе) или к этой структуре добавлен один электрон во внешней оболочке (у Li, Na, К, Rb, Cs).

И. Т. Брахнова и Г. В. Самсонов предприняли попытку дальнейшего развития представлений о связи токсичности элементов с их электронным строением. Для анализа такой связи привлекаются данные проф. Г. В. Самсонова3 о роли образования стабильных кон-

1 По поводу статьи И. Т. Брахновой и Г. В. Самсонова «О зависимости токсичности некоторых химических веществ от электронного строения». Порошковая металлургия, 1966, № 9, с. 101—109 (ИПМ АН УССР).

2 Критерием токсичности для лабораторных животных служила ЬО50 растворимых и более или менее однотипных соединений.

3 Г. В. Самсонов. Роль образования стабильных алектронных конфигураций

в формировании свойств элементов и соединений. Изд. Института порошковой металлур-

гии АН УССР, 1965.

фигурации в формировании свойств химических элементов и соединений (условия их образования, возбуждения и др.)- В целом нельзя не согласиться с авторами в том, что, по-ви-димому, имеется тенденция ослабления токсичности веществ с увеличением возможности образования стабильных электронных конфигураций, а следовательно, с возрастанием их энергетической стабильности и снижением способности к возбуждению локализованных электронов на химические и биохимические процессы.

На примере неметаллов и полуметаллов (элементы с внешними ер-электронами), для которых указанные представления разработаны наиболее полно, видно, что энергетическая стабильность однотипных электронных конфигураций уменьшается с ростом главного квантового числа ер-электронов Так, в IV группе (главная подгруппа) наиболее стабильна ер-конфигурация у углерода (преобладают ер3- и ер2-состояния). У последующих элементов этой подгруппы происходит ослабление электронных конфигураций, завершающееся практической ликвидацией стабильности у свинца, с чем может быть связано легкое возбуждение нелокализованных электронов при химических и биохимических процессах. Для наглядности приводим структуру элементов указанной подгруппы (табл. 1).

Таблица 1

Структура элементов главной IV подгруппы периодической системы

«С я Ч Н Распределение электронов по слоям

АТОМН1 номер и « К ь м N О Р

$ * Р 3 Р (1 • Р а X р а Г 5 р

6 с 2 2 2

14 Б; 2 2 6 2 2

32 йе 2 2 6 2 6 10 2 2

50 Бп 2 2 6 2 6 10 2 6 10 2 2

82 РЬ 2 2 6 2 6 10 2 6 10 14 2 6 10 2 2

Для других ер-элементов, например элементов главных подгрупп III, IV, V и VI, характерна та же зависимость, а именно возрастание способности к переходу электронов в нелокализованное состояние в связи с ростом главного квантового числа, с чем можно связывать возрастание химической активности и токсичности элементов (в группе — сверху вниз).

Интересна точка зрения Г. В. Самсонова об уменьшении химической активности металлов (эр- и 1ес1-элементов) с ростом стабильности соответствующих (1-конфигураций электронов 2. Об этом свидетельствует ослабление токсичности внутри побочных подгрупп от титана к гафнию, от ванадия к танталу, от хрома к вольфраму.

Более низкую токсичность кислорода и халькогенидов Б, Бе, Те (VI группа) по сравнению с токсичностью элементов подгруппы азота (V группа) И. Т. Брахнова и Г. В. Самсонов объясняют тем, что способность последних оказывать вреднее воздействие может быть связана с отдачей и приемом, а у халькогенидов — только с приемом электронов; иначе говоря, халькогениды вовлекаются в некоторые обменные процессы, связанные с приемом электронов биосубстратом. Рост энергетической стабильности, как правило, наблюдается при появлении вакатных Г-уровней (например, в группе азота у БЬ) и вообще с ростом главного квантового числа с!- и 5-электронов (например, в той же группе у ВО или в указанных выше группах металлов (от ванадия к танталу и др.). Признавая ценность теоретических положений, развиваемых Г. В. Самсоновым, мы не можем, однако, признать правильным анализ материалов различных токсикологических исследований, приводимый, как пишут авторы, для «внесения известной ясности в вопрос о природе и степени токсичности химических элементов». В основу этих рассуждений ими положено сравнение ЬЭ6о и ПДК веществ как мерило «биологического действия».

Нам кажется, что ни Ь06о, ни тем более предельно допустимые концентрации (ПДК) веществ в воздухе производственных помещений не могут служить надежным мерилом биологического действия. По-видимому, произошло смешение 2 понятий — токсичности и биологического действия веществ. В данном случае следовало бы сосредоточить внимание только на токсичности веществ и связи ее с изменением энергетической стабильности электронных структур. Однако и при этом нельзя упускать из виду того обстоятельства, что зависимость уровня ПДК от электронной структуры веществ окажется совершенно различной в том случае, если речь идет о сравнении разнородных групп веществ, таких, как газы и пары неорганических веществ, неэлектролиты, пыль фиброгенного действия, аэрозоли металлов. Ведь одни вещества вызывают преимущественно фиброгенное действие, другие — острое токсическое, а третьи — интоксикацию при длительном поступлении их

1 Энергетическая стабильность ер-конфигураций возрастает за счет ер-перехода в ряду превращений е2р->ер-»ер2-»ер3.

2 В порядке нарастания энергетической стабильности <1-конфигурации располагаются так: <1°, с!», (I10.

7* 99

малого количества (кумулятивное действие). Поэтому нельзя сравнивать, как это делают И. Т. Брахнова и Г. В. Самсонов, токсичность углерода и кремния со свинцом, ссылаясь сперва при оценке элементарных углерода и кремния на морфологические изменения в легких («скопление альвеолярных макрофагов и слабо выраженный фиброз»), а затем при оценке свинца на общетоксическое действие (привлекаются сведения в таком объеме, как «связывание SH-групп, появление патологических изменений со стороны нервной системы, крови и сосудов, паренхиматозных органов и др.»), а также на LD50 ацетата свинца, заимствованную у Bienvenu и др. Понятно, что сравнение ПДК углерода и свинца (соответственно 10 и 0,01 мг/м3) с электронным строением этих элементов неосновательно, поскольку сопоставляются неоднородные предметы и их признаки.

Вообще нельзя признать правильным сравнение токсичности элементов, сопоставляя в одном ряду элементы и различные их соединения. Так, внутри VI группы авторы статьи сравнивают «кислород, соединения серы (1), селен, теллур», внутри III группы — «твердые соединения бора (!)», а также А1+3, Ga+3, In+3 и Т1+1 (т. е. А1г (S04)3,GaCl3, InCls и ТС1 из опытов Bienvenu и соавторов) и т. д. Видимо, надо сравнивать что-то одно: острое токсическое действие или способность к кумуляции, или фиброгенное действие и т. д. При таком подходе становится оправданным использование LD60 как показателя острого токсического действия. Примером однородного материала для сравнений могут служить частично используемые в обсуждаемой статье данные Bienvenu, Norfe, Cier (табл. 2). Цифровые результаты их работы воспроизведены нами в табл. 2. Авторы располагают 42 катиона в порядке нарастания токсического действия (LD50), проявлявшегося в течение 30 дней после однократного внутрибрюшинного введения их мышам-самцам швейцарской линии, весившим 21—22 г. По данным указанных экспериментаторов, анионы (сульфат, хлорид, в отдельных случаях ацетат, нитрат и оксалат), вводившиеся в составе веществ с указанными катионами, не влияли существенно на показатели токсичности.

Таблица 2

Сравнение токсичности катионов (по Bienvenu и др.)

Символ эле- Относитель- Символ эле- Относитель-

мента и его ная токсич- мента и его ная токсич-

валентность ность валентность ность

Na I 44,52 + 0,72 1,0 Се III 0,397 + 0,090 112,1

Li I 14,26 + 0,1 3,1 РЬ II 0,370+0,10 120,3

Rb I 9,50 + 0,25 4,6 Со II 0,350 + 0,009 127,2

NH4 I Cs I 9,07+0,09 4,9 Бп II 0,346+0,011 128,6

8,67+0,16 5,1 Бг IV 0,291+0,035 152,9

К I 8,31+0,17 5,3 Уо II 0,276+0,010 161,3

Sr II 5,73+0,16 7,7 Ва II 0,258+0,011 172,5

Mg II 3,59+0,13 12,4 йа III 0,210 + 0,017 212,0

Ca II 2,50 + 0,06 17,8 Ъъ II 0,180+0,010 247,3

H I 1,101+0,044 40,4 Би IV 0,177+0,009 251,5

ZrO II 0,961+0,002 46,3 Аи III 0,173 + 0,007 257,3

Cr III 0,900 + 0,090 49,4 В1 II 0,150 + 0,020 296,8

Th IV 0,887+0,110 50,1 N1 II 0,135 + 0,008 329,7

Aln II 0,800 + 0,060 55,6 АЙ1 0,129+0,003 345,1

A1 III 0,800 + 0,060 55,6 Ре I 0,100 + 0,002 445,2

Fe II 0,700 + 0,080 63,6 Р1 I 0,031+0,004 1» 623,5

I III 0,660 + 0,012 67,4 Си II 0,045+0,003 ¿989,3

Sc III 0,617+0,010 72,1 Cd II 0,031+0,001 1349,0

Pd II 0,589 +0,002 75,5 Ли III 0,0234+0,0009 1824,5

La III 0,493+ 0,017 90,3 ио» II 0,0207+0,0043 2144,5

Fe III 0,420 + 0,010 106,0 неи 0,0195 + 0,0006 2283,0

Если расположить эти катионы в порядке нарастания атомного номера элементов и сопоставить с их электронной структурой, как мы делаем в табл. 3, то представится возможность более наглядно продемонстрировать черты периодичности острой токсичности катионов (принимая во внимание пропуски номеров из-за неполного охвата элементов), а в ряде случаев и влияние особенностей конфигурации элементов на их токсические свойства (№ 30, 48 и 80).

В заключение мы хотим отметить, что разработка вопроса о связи токсичности веществ со степенью энергетической стабильности электронных конфигураций их атомов послужит более глубокому пониманию связи физико-химических свойств веществ и токсичности. В связи с этим работа И. Т. Брахновой и Г. В. Самсонова весьма существенна. Очевидно и то, что для обстоятельного разрешения вопроса понадобится получить однородный материал по токсичности веществ. Осуществление поставленных авторами задач требует также дальнейшей разработки самих представлений об энергетической стабильности электронных конфигураций этих элементов.

Таблица 3

Сравнение относительней токсичности натисков и их глектренного строения

Симюл элемента Атомный номер Относительная токсичность катиона Распределение электронов по энергетическим уровням

К L М N О Р Q

5 2s 2р 3s Зр 3d 4s 4р 4d 4f 5s 5р 5d 5f 6s 6Р 6d 7s

Н 1 40,4 1

Li 3 3,1 2 1

Be 4 296,8 2 2

Na 11 1.0 2 2 6 1

Mg 12 12,4 2 2 6 2

A1 13 55,6 2 2 6 2 1

К 19 5,3 2 2 6 2 6 , . 1

Ca 20 17,8 2 2 6 2 6 2

Sc 21 72,1 2 2 6 2 6 1 2

Cr 24 49,4 2 2 6 2 6 5 1

Ma 25 55,6 2 2 6 2 6 5 2

Fe'" 26 106,0 2 2 6 2 6 6 2

Fe" 26 63,6 2 2 6 2 6 7 2

Co 27 127,2 2 2 6 2 6 7 2

Ni 28 329,7 2 2 6 2 6 18 2

Cu" 29 989,3 2 2 6 2 6 10 1

Zn 30 247,3 2 2 6 2 6 10 2

Ga 31 212,0 2 2 6 2 6 10 2 1

Pb 37 4,6 2 2 6 2 6 10 2 6 • • ■ 1

Sr 28 7,7 2 2 6 2 6 10 2 6 2

Y 39 67,4 2 2 6 2 6 10 2 6 1 2

Zr 40 46,3 2 2 6 2 6 10 2 6 2 2

Pb 46 75,5 2 2 6 2 6 10 2 6 10 0

Ag 47 345,2 2 2 6 2 6 10 2 6 10 1

Cd 48 1349 2 2 6 2 6 10 2 6 10 2

In 49 1824,5 2 2 6 2 6 10 2 6 10 2 1

Su 50 128,6 2 2 6 2 6 10 2 6 10 2 2

Cs 55 5,1 2 2 6 2 6 10 2 6 10 2 6 # . ф 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ba 56 172,5 2 2 6 2 6 10 2 6 10 2 6 2

Za 57 90,3 2 2 6 2 6 10 2 6 10 2 6 1 2

CI 58 112,1 2 2 6 2 6 10 2 6 10 2 2 6 2

Pt 78 623,5 2 2 6 2 6 10 2 6 10 14 2 6 9 1

Au 79 257 2 2 6 2 6 10 2 6 10 14 2 6 10 1

Hg 80 2283 2 2 6 2 6 10 2 6 10 14 2 6 10 2

T) 81 445,2 2 2 6 2 6 10 2 6 10 14 2 6 10 2 1

Pb 82 120,3 2 2 6 2 6 10 2 6 10 14 2 6 10 2 2

Th 90 50,1 2 2 6 2 6 10 2 6 10 14 2 6 10 2 6 2 2

UOj 92 2144,5 2 2 6 2 6 10 2 6 10 14 2 6 10 3 2 6 1 2

ЛИТЕРАТУРА

Б р а х н о в а И. Т., Самсонов Г. В. Порошковая металлургия, 1966, № 9, с. 101.

Поступила 27/1 1967 г.

АННОТАЦИИ

ж

УДК 615.777.25-099

B.C. Айзенштадт, А. М. К л и м к и н а. О токсичности трихлорэтилфосфата (Куйбышевский научно-исследовательский институт эпидемиологии и гигиены и Куйбышевская областная санэпидстанция).

Опыты поставлены на 315 белых мышах, 72 белых крысах, 12 морских свинках и 2 кроликах. В остром опыте животным через зонд в желудок вводился трихлорэтилфосфат (ТХЭФ) в чистом виде или в смеси с подсолнечным маслом; в подостром и хроническом экспериментах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.