Научная статья на тему 'О заселении малой пестрогрудкой Tribura (Dumeticola) davidi восточной окраины Азии: новое, недавнее и изолированное, местонахождение на крайнем Западе Уссурийского края'

О заселении малой пестрогрудкой Tribura (Dumeticola) davidi восточной окраины Азии: новое, недавнее и изолированное, местонахождение на крайнем Западе Уссурийского края Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Назаренко А. А., Маметьев П. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О заселении малой пестрогрудкой Tribura (Dumeticola) davidi восточной окраины Азии: новое, недавнее и изолированное, местонахождение на крайнем Западе Уссурийского края»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 584: 1239-1242

О заселении малой пестрогрудкой Tribura (Dumeticola) davidi восточной окраины Азии: новое, недавнее и изолированное, местонахождение на крайнем западе Уссурийского края

А. А. Назаренко^, П. Г. Маметьев2)

1)1 Биолого-почвенный институт ДВО РАН, Владивосток, 690022, Россия. E-mail: birds@ibss.dvo.ru

2) Дальневосточный государственный университет, Владивосток, 690950, Россия. E-mail: aquila-rapax01@mail.ru

Поступила в редакцию 10 августа 2010

Анализ хронологии данных о гнездовых местонахождениях малой пестрогрудки Tribura (Dumeticola) davidi La Touche 1923 в бассейне Амура, полученных в течение последних 50 лет*, позволил заключить, что в этом регионе на протяжении XX столетия и в настоящее время происходит экспансия этого вида в восточном и юго-восточном направлениях. Вероятной первопричиной этого популяционного бума является экологическая трансформация как первичной среды обитания вида (к востоку от Байкала) — лиственничников, так и, главным образом, тёмнохвойных и хвойно-широколиственных лесов вследствие крупномасштабных рубок и пожаров. Именно эти факторы ответственны за возникновение столь необходимой для данного вида мозаичной среды из лесных редин, старых древесных завалов и травяно-кустарниковых зарослей. А в целом — за появление опушечного эффекта. Особенно — вдоль многочисленных и ныне заброшенных лесовозных дорог (Назаренко и др. 2003).

Для получения более корректных оценок времени заселения малой пестрогрудкой собственно Уссурийского края (а в целом это должна была стать вторая половина XX столетия - Назаренко и др. 2003), крайне желательно повторное обследование мест и районов, где этот вид в прошлом не был обнаружен, несмотря на наличие там подходящей экологической среды. Таким местом, в частности, является изолированный Пограничный хребет, а именно, его самая обширная и приподнятая часть — плато в истоках реки Комиссаровки (См. рисунок, 2). Это горная местность с серией выровненных, горизонтальных по-

* Эта информация будет рассмотрена в двухтомнике, посвящённом славковым птицам, издаваемом в серии «Птицы России и сопредельных стран» (А.А.Назаренко и Ю.А.Дурнев. Род Пёстрогрудки).

верхностей в интервале высот 500-900 м н.у.м. и с вершиной высотой 963 м (гора Кедровая). Здесь один из авторов (А.Н.) работал (проводил учёты птиц) в конце мая и в конце июня 1965 года. Уже тогда тёмно-хвойные и кедрово-широколиственные леса на плато были сильно нарушены рубками и пожарами.

Известное (1) и новое (2) гнездовое местонахождение малой пёстрогрудки Tribura (Dumeticola) davidi на юге Уссурийского края (см. текст).

Вставка: строго подтверждённый современный условно-сплошной и «островной» ареал вида к востоку от Байкала (По: Бабенко 2000; Бисеров 2003; Назаренко и др. 2003; Нечаев, Гамова 2009; Cheng Tso-hsin 1987; Tomek 2002; Alstrom et al. 2008).

В контексте обсуждаемой темы уместно отметить, что в современной западной литературе (Pearson, Madge 2006, p. 602-604; Alstrom et al. 2008, p. 293; Brazil 2009, p. 342) приводится просто фантастический по своей неверности ареал малой пестрогрудки в прилежащем северовосточном Китае, при полнейшем незнании современных, опубликованных на русском языке данных о распространении этого вида в бассейне среднего Амура и в Уссурийском крае. Так что планируемый визит в этот горный район, представленный и на китайской территории, включал в себя некоторый элемент интриги.

Поездка, носившая вынужденно кратковременный, рекогносцировочный характер, была совершена в конце июня 2010 года. Мы посетили внутреннюю, приграничную часть этого района. Здесь, на высоте (по GPS) 790 м н.у.м. на первой же экскурсии и в первом же подходя-

щем месте — на заброшенной лесной дороге, которую горный ручей избрал своим руслом, у старой вырубки, заросшей куртинистым кустарником и полянками высокого разнотравья — поздним утром 25 июня 2010 были обнаружены два территориальных самца малой пестро-грудки. Птицы сразу же отреагировали на воспроизведение записи их видовой песни. Они вели себя довольно возбуждённо (одна из них выдала краткую тревожную позывку), приблизились к нам, что позволило сделать снимок одной из них и записать их песни. Беглая попытка найти гнездо на территории одного из самцов не увенчалась успехом. Географические координаты этого места: 44°52' с.ш., 131°00' в.д.

Установившаяся по всему Приморью аномально жаркая и сухая погода ограничила вокальную активность большинства птиц утренними и вечерними сумерками, что сильно осложнило дальнейшие поиски пестрогрудок. Но главное, мы не получили доступа на собственно прилежащее с юга плато. А опыт изучения этого вида показал, что малая пестрогрудка отдаёт явное предпочтение горизонтальным поверхностям, а не горным склонам (Назаренко 1990; Назаренко и др. 2003). Так что в эту поездку нам не удалось оценить величину этого впервые обнаруженного поселения малой пестрогрудки.

Изучение космических снимков данного района показало, что плато «Гора Кедровая» заходит и на китайскую территорию. Это позволяет предположить, что обнаруженное на нём поселение пестрогрудки имеет трансграничный характер. Таким образом, это одно из немногих свидетельств обитания (гнездования) данного вида в восточном секторе северо-восточного Китая. Другим таким местом должна быть китайская часть Шуфанского (Борисовского) плато (см. рисунок, 1). Здесь гнездование малой пёстрогрудки было строго доказано А.А.На-заренко в 1971 году (Назаренко и др. 2003), а повторные визиты на это плато в 1984 и 2000 годах показали, что это поселение существует там и поныне. Кстати, расстояние между этими поселениями составляет примерно 150 км по экологически непригодной для вида территории.

С учётом известного изолированного поселения в Чанбайшане на границе Китая и Кореи (Cheng 1987; Tomek 2002; см. рисунок, вставка), на всей остальной территории северо-восточного Китая, включая его обширные безлесные равнины, малая пестрогрудка присутствует только в период сезонных миграций. При этом «весенние» миграции могут продолжаться вплоть до середины июня. Это, кстати, было подтверждено в недавнем обзоре подобных находок (Alstrom et al. 2008, p. 293-294). Всё это, при полном игнорировании специфики среды обитания вида в гнездовой период, и привело к существующему ныне в литературе заблуждению (см.: Pearson, Madge 2006; Brazil 2009) относительно реальной конфигурации ареала рассматриваемого вида в данном регионе. На рисунке (вставка) показано кружево гнездового

ареала малой пёстрогрудки в Уссурийском крае, на среднем Амуре и в прилежащем северо-восточном Китае, как это известно на 2010 год.

Возвращаясь к Уссурийскому краю нужно заметить, что ещё одним районом, перспективным для поиска современных поселений малой пестрогрудки, является обширное и высокое (800-900 м н.у.м.) Шко-товское плато на крайнем юге Сихотэ-Алиня (см. рисунок). На нём первый автор работал в его западной части 3-10 июля 1965, а в восточной - в начале июля 1967 года. Уже тогда все леса на плато были пройдены условно-сплошными рубками.

Мы признательны начальнику погранзаставы, в расположении которой мы находились, младшему лейтенанту А.С.Майзику, создавшему для нас необходимые условия (при существующих формальных ограничениях) для успешного решения главной цели этой экспедиционной поездки: обнаружения малой пёстрогруд-ки в данном районе. В.Н.Чернобаева взяла на себя труд по техническому оформлению рукописи, а Т.В.Гамова - по редактированию графического файла рисунка. А.Н. благодарен М.В.Павленко за помощь в осуществлении интернет-поиска. Исследование было поддержано грантом Президиума ДВО РАН на 2009-2011 гг.

Литература Бабенко В.Г. 2000. Птицы Нижнего Приамурья. М.: 1-725.

Бисеров М.Ф. 2003. Птицы Буреинского заповедника и прилежащих районов

Хингано-Буреинского нагорья // Тр. заповедника «Буреинский» 2: 56-83. Назаренко А.А. 1990. К орнитофауне Северо-Восточного Приморья // Экология и

распространение птиц юга Дальнего Востока. Владивосток: 106-114. Назаренко А.А., Сурмач С.Г., Морозова Е.Ф. 2003. Новые гнездовые находки малой пестрогрудки Tribura (thoracica) davidi в Уссурийском крае // Рус. ор-нитол. журн. 12 (242): 1241-1245. Нечаев В.А., Гамова Т.В. 2009. Птицы Дальнего Востока России. Аннотированный каталог. Владивосток: 1-564. Alstrom P., Rasmussen P.C., Olsson U. and Sundberg P. 2008. Species delimitation based on multiple criteria: the Spotted Bush Warbler Bradypterus thoracicus complex (Aves: Megaluridae) // Zool. J. Linn. Soc. 154: 291-307. Brazil M. 2009. Birds of East Asia. China, Taiwan, Korea, Japan, and Russia. London: 1-528.

Cheng Tso-hsin. 1987. A Synopsis of the Avifauna of China. Beijing; Hamburg: 11223.

Pearson D.J. and Madge S.C. 2006. Genus Bradypterus, Family Sylviidae (Old World Warblers) // Handbook of the Birds of the World. Vol. 11. Old World Flycatchers to Old World Warblers. Barcelona: 599-609. Tomek T. 2002. The birds of North Korea: Passeriformes // Acta Zool. Cracov. 45 (1): 1-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.