Научная статья на тему 'О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ'

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
905
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ГОСУДАРСТВО / РЫНОК / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамидова Натэлла Залимхановна

Актуальность данного исследования подтверждается тем, что масштабы и эффективность государственного контроля (надзора) не соответствуют масштабам нарушений прав потребителей. Снижая свое надзорное присутствие в рыночных отношениях, государство не обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей. Снижается и уровень ответственности за нарушения прав потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT OF CONSUMER PROTECTION IN THE PROVISION OF SERVICES

The relevance of this study is confirmed by the fact that the scale and effectiveness of state control (supervision) do not correspond to the scale of violations of the rights of consumers. By reducing its supervisory presence in market relations, the State does not enforce court decisions in favor of consumers. The level of responsibility for violations of consumer rights is also reduced.

Текст научной работы на тему «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ»

УДК 347.4 ББК 67.404

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-70-72

0 ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Натэлла Залимхановна ГАМИДОВА, магистрант кафедры гражданского права Юридического института Дагестанского государственного университета natella.mustiieva@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Научный руководитель: М.Ш. Мазанаев, кандидат юридических наук, доцент кафедры

гражданского права Дагестанского государственного университета

Аннотация. Актуальность данного исследования подтверждается тем, что масштабы и эффективность государственного контроля (надзора) не соответствуют масштабам нарушений прав потребителей. Снижая свое надзорное присутствие в рыночных отношениях, государство не обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей. Снижается и уровень ответственности за нарушения прав потребителей.

Ключевые слова: потребитель, государство, рынок, права потребителя, политика.

Annotation. The relevance of this study is confirmed by the fact that the scale and effectiveness of state control (supervision) do not correspond to the scale of violations of the rights of consumers. By reducing its supervisory presence in market relations, the State does not enforce court decisions in favor of consumers. The level of responsibility for violations of consumer rights is also reduced.

Keywords: consumer, state, market, consumer rights, politics.

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей».

Защита прав потребителя — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом.

Защита прав потребителя включает: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав по-требителей1.

Права потребителей, в том числе при реализации договоров на оказание услуг или выполнения работ, установлены ГК РФ, Законом «О защите прав потребителей», иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Законодатель наделяет потребителя целым рядом прав: на получение необходимой и достоверной информации о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора; на предоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им работах, услугах; на просвещение в области защиты прав потребителей; на то, чтобы работа, услуга были безопасны для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вред имуществу потребителя2.

Нарушение прав потребителя влечет за собой не только имущественную ответственность, но и компенсацию морального вреда3, который выражается в физических и (или) нравственных страданиях, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением выполняемой работы и оказываемой услуги4.

Ответственность исполнителя при выполнении работ и оказании услуг предусмотрена ГК РФ, Законом «О защите прав потребите-

№ 3/2021

лей»,» Правилами оказания отдельных видов услуг.

Кроме того, для исполнителя предусмотрена административная и уголовная ответственность5.

В том случае если продавец нарушает требования закона в части предоставления потребителю выполненной работы или оказанной услуги ненадлежащего качества, то это чревато мерами административной ответственности.

Обобщая изложенное, можно утверждать, что права потребителя в сфере выполнения работ и оказания услуг достаточно подробно определены российским законодательством и снабжены защитой на уровне гражданского права, а также права административного и уголовного.

Однако, поскольку отношения в сфере выполнения работ и оказания услуг подобно отношениям розничной купли / продажи имеют гражданско-правовую природу, преобладает гражданско-правовая ответственность изготовителя или исполнителя.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия.

Анализ действующего законодательства о защите прав потребителей позволяет говорить о том, что система нормативных актов, регулирующих отношения в данной сфере, представляет собой сложную иерархическую структуру, не лишенную противоречий и требующую правильного соотношения отдельных ее элементов.

Потребитель, чьи права были нарушены, может выбрать одну из двух форм защиты своих интересов — юрисдикционную и неюрисдик-ционную.

В последние годы появились ранее не встречавшиеся в судебной практике категории гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, т.е. лица, участвующие в деле, не имеющие своих собственных юридических заинтересован-ностей (муниципальные власти, общественные организации) стали чаще обращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом.

Появление таких категорий гражданских дел свидетельствует о повышении ответственности и заинтересованности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, о развитии потребительского права в России.

Единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора на практике отсутствует.

Масштабы и эффективность государственного контроля (надзора) не соответствуют масштабам нарушений прав потребителей. Снижая свое надзорное присутствие в рыночных отношениях, государство не обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей.

Снижается и уровень ответственности за нарушения прав потребителей.

Уголовная ответственность за обман потребителей отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений, что, безусловно, дополнительно стимулирует изготовителей (исполнителей, продавцов) на новые и более тяжкие нарушения.

Необходимо усилить публично-правовой аспект обеспечения прав и законных интересов потребителей, ужесточив ответственность за правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей.

С целью совершенствования законодательства в области защиты прав потребителей необходимо конкретизировать ряд положений Закона РФ «О защите прав потребителей», в частности, раскрыть понятие «наглядной и доступной формы». Необходимо установить ответственность продавца и изготовителя за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей.

Достижению целей, провозглашенных в ст. 3 Закона РФ «О защите прав потребителей», будет способствовать проведение семинаров, «круглых» столов, конференций, лекционных занятий с учащимися, студентами учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также включение дисциплины «Защита прав потребителей» в образовательные программы.

Правовое просвещение потребителей будет способствовать укреплению хозяйственных отношений на потребительском рынке, более точному и правильному толкованию и реализации правовых норм законодательства о защите прав потребителей, причем не только в рамках судебного процесса.

Недостатки, имеющиеся в правовом регулировании торгового обслуживания граждан и защиты их прав, требуют внимания и дальнейшей разработки данной проблемы.

В целом можно сказать, что законодательство за все время претерпело сильнейшие изменения в лучшую для потребителя сторону, оп-

№ 3/2021

ределив потребителя как главную ценность потребительских отношений.

1 Васильева ИА. Особенности защиты прав потребителей в сфере туристического бизнеса // Вестник совр. исследований. 2018. № 1.1. С. 223.

2 Гражданское право: Учебник: В 2-х т. / Под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. С. 69.

3Лиман Т.О. Защита прав потребителей. М.: РИОР, 2018. С. 55.

4 Бондаренко Н.Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменационные вопросы. 3-е изд., испр. М.: Тетралит, 2018. С. 82.

5 Храмцов A.B. Актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей // Наука Красноярья. 2018. Т. 7. №. 2. С. 129.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996

№ 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

2. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // СПС «Консультант Плюс»

3. Айман Т.О. Защита прав потребителей. М.: РИОР, 2018.

4. Бондаренко Н.Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменационные вопросы. 3-е изд., испр. М.: Тетралит, 2018.

5. Васильева ИА. Особенности защиты прав потребителей в сфере туристического бизнеса // Вестник совр. исследований. 2018. № 1.1.

6. Гражданское право: Учебник: В 2-х т. / Под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2.

7. Храмцов А.В. Актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей // Наука Красноярья. 2018. Т. 7. №. 2.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям « Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

№ 3/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.