Научная статья на тему 'О зарубежном опыте борьбы с этнической преступностью и возможности его использования в практической деятельности российских правоохранительных органов'

О зарубежном опыте борьбы с этнической преступностью и возможности его использования в практической деятельности российских правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
этническая преступность / экстремизм / терроризм / правоохранительные органы / сотрудничество / мигранты / миграция / организованная преступность / криминальная деятельность / опыт борьбы с преступностью / зарубежный опыт / ethnic crime / extremism / terrorism / law enforcement agencies / cooperation / migrants / migration / organized crime / criminal activity / experience in combating crime / foreign experience

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Николаевич Поздняков

Актуальность проблемы: из многочисленных криминологических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, следует, что, несмотря на различия в экономическом, политическом устройстве государств, на их различное географическое положение, причины распространения этнической криминальной деятельности имеют общие социально-политические и экономические основы и общие нарастающие негативные тенденции. Следовательно, в борьбе с этим негативным явлением должен быть учтен и использован в полицейской практической деятельности положительный опыт, наработанный правоохранительными структурами других государств.Постановка проблемы: необходимость выбора приемлемых направлений повышения эффективности деятельности отечественных правоохранительных органов в борьбе с проявлениями этнической преступности на основе использования положительного зарубежного опыта. Цель исследования: на основе анализа используемых зарубежными государствами форм и методов борьбы с этнической преступностью определить те из них, которые можно рекомендовать для использования в практической деятельности отечественных правоохранительных органов. Методы исследования: материалистическая диалектика, статистический метод, логико-юридический метод и метод факторного анализа. Результаты и ключевые выводы. В рамках проведенного исследования проанализирован практический опыт борьбы с этнической преступностью в ряде стран Европы и Северной Америки, сформулированы предложения по возможному использованию отдельных методов в практической деятельности российских правоохранительных органов, реализующих задачи оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с проявлениями этнической преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Foreign Experience of Combating Ethnic Crime and the Possibility of Its Use in the Practical Activities of Russian Law Enforcement Agencies

The relevance of the problem: from numerous criminological studies conducted by domestic and foreign scientists, it follows that, despite the differences in the economic and political structure of states, their different geographical location, the reasons for the spread of ethnic criminal activity have common socio-political and economic foundations and common growing negative trends. Therefore, in the fight against this negative phenomenon, the positive experience gained by law enforcement agencies of other states should be taken into account and used in police practice. The problem statement: the need to choose acceptable ways to improve the efficiency of domestic law enforcement agencies in the fight against manifestations of ethnic crime based on the use of positive foreign experience. The purpose of the study: based on the analysis of the forms and methods used by foreign countries to combat ethnic crime, to determine those that can be recommended for use in the practical activities of domestic law enforcement agencies. The research methods: materialistic dialectics, statistical method, logical-legal method and the method of factor analysis. The results and key conclusions. Within the framework of the conducted research, the practical experience of combating ethnic crime in a number of countries of Europe and North America is analyzed, proposals are formulated for the possible use of certain methods in the practical activities of Russian law enforcement agencies implementing the tasks of operational investigative activities in the field of combating manifestations of ethnic crime.

Текст научной работы на тему «О зарубежном опыте борьбы с этнической преступностью и возможности его использования в практической деятельности российских правоохранительных органов»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

международное сотрудничество

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ПОЗДНЯКОВ,

профессор кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: Sonino51@ mail.ru

ALEKSANDR NIKOLAEVICH POZDNYAKOV,

Professor of the Department of Organization of Operational and Investigative Activities, Candidate of Law, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Sonino51@ mail.ru

Scientific Specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Expert Activity; Operational and Investigative Activities.

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

УДК 343.987,7; 343 DOI 10.24412/2072-9391-2021-359-158-164

Дата поступления: 3 марта 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 сентября 2021 г.

О зарубежном опыте борьбы с этнической преступностью и возможности его использования в практической деятельности российских правоохранительных органов

About the Foreign Experience of Combating Ethnic Crime and the Possibility of Its Use in the Practical Activities of Russian Law Enforcement Agencies

Аннотация

Актуальность проблемы: из многочисленных криминологических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, следует, что, несмотря на различия в экономическом, политическом устройстве государств, на их различное географическое положение, причины распространения этнической криминальной деятельности имеют общие социально-политические и экономические основы и общие нарастающие негативные тенденции. Следовательно, в борьбе с этим негативным явлением должен быть учтен и использован в полицейской практической деятельности положительный опыт, наработанный правоохранительными структурами других государств.

Abstract

The relevance of the problem: from numerous criminological studies conducted by domestic and foreign scientists, it follows that, despite the differences in the economic and political structure of states, their different geographical location, the reasons for the spread of ethnic criminal activity have common socio-political and economic foundations and common growing negative trends. Therefore, in the fight against this negative phenomenon, the positive experience gained by law enforcement agencies of other states should be taken into account and used in police practice.

The problem statement: the need to choose acceptable ways to improve the efficiency of domestic law enforcement agencies in the fight against

Постановка проблемы: необходимость выбора приемлемых направлений повышения эффективности деятельности отечественных правоохранительных органов в борьбе с проявлениями этнической преступности на основе использования положительного зарубежного опыта.

Цель исследования: на основе анализа используемых зарубежными государствами форм и методов борьбы с этнической преступностью определить те из них, которые можно рекомендовать для использования в практической деятельности отечественных правоохранительных органов.

Методы исследования: материалистическая диалектика, статистический метод, логико-юридический метод и метод факторного анализа.

Результаты и ключевые выводы. В рамках проведенного исследования проанализирован практический опыт борьбы с этнической преступностью в ряде стран Европы и Северной Америки, сформулированы предложения по возможному использованию отдельных методов в практической деятельности российских правоохранительных органов, реализующих задачи оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с проявлениями этнической преступности.

manifestations of ethnic crime based on the use of positive foreign experience.

The purpose of the study: based on the analysis of the forms and methods used by foreign countries to combat ethnic crime, to determine those that can be recommended for use in the practical activities of domestic law enforcement agencies.

The research methods: materialistic dialectics, statistical method, logical-legal method and the method of factor analysis.

The results and key conclusions. Within the framework of the conducted research, the practical experience of combating ethnic crime in a number of countries of Europe and North America is analyzed, proposals are formulated for the possible use of certain methods in the practical activities of Russian law enforcement agencies implementing the tasks of operational investigative activities in the field of combating manifestations of ethnic crime.

Ключевые слова: этническая преступность; экстремизм; терроризм; правоохранительные органы; сотрудничество; мигранты; миграция; организованная преступность; криминальная деятельность; опыт борьбы с преступностью; зарубежный опыт.

Key words: ethnic crime; extremism; terrorism; law enforcement agencies; cooperation; migrants; migration; organized crime; criminal activity; experience in combating crime; foreign experience.

Современная преступность, включая ее этническую составляющую, имеет устойчивую тенденцию к развитию и криминальному совершенствованию, появляются новые и совершенствуются традиционные виды криминальной деятельности, происходит типизация преступных проявлений в различных странах, в криминальной деятельности все шире используются 1Т-технологии — прежде всего, в сфере незаконного наркобизнеса — основного источника дохода криминализированных членов этнических диаспор. Одновременно происходит разработка новых, передовых форм и методов борьбы с преступностью, которые должны приниматься на вооружение правоохранительными органами других государств, где имеются аналогичные проблемы. При этом следует отметить, что активизацию работы европейских государств в этом направлении спровоцировал именно рост этнической преступности, привнесенный в эти страны потоками малокон-

тролируемой миграции, вызванной нестабильным социально-экономическим состоянием в странах исхода, а также кровавые межэтнические конфликты, в которых принимали активное участие некоторые мигранты, — указанное является одним из факторов, существенно криминализирующих оперативную обстановку.

Типизация преступности по способу совершения преступлений, сокрытия следов и похищенного имущества, о которой периодически говорят, пишут и которую исследуют западные и некоторые отечественные криминологи, наиболее характерна именно для этнической преступности. Например, в Северной Америке (США и Канада) более 80 % лиц, причастных к преступлениям, связанным с половой неприкосновенностью, составляют представители этнических диаспор, более 85 % преступлений корыстно-насильственной направленности, 80 % преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков совершают те же лица. В моно-

160

графии «Реальна ли этническая преступность?» Тим Мюррей на основании данных Департамента полиции и судебной статистики Канады доказывает факт повышенной криминальной активности представителей этнических диаспор в сравнении с коренным населением Канады [3]. К аналогичным выводам пришли и другие исследователи [1—2]. И как следствие, в местах лишения свободы они также составляют абсолютное большинство. Аналогичная обстановка сложилась на территории ряда государств Западной Европы. Но Россия является исключением: «Тогда как количество преступлений, совершенных иностранцами в странах Западной Европы, постоянно увеличивается и составляет 20 % в общей массе преступлений, что существенно выше удельного уровня иностранцев в структуре населения, то в России почему-то налицо обратная тенденция». Несмотря на то что в структуре населения России количество мигрантов немногим менее 10 %, их доля в структуре общей преступности немногим выше 3 % [6].

Если рассматривать криминогенную ситуацию на территории Российской Федерации по линии борьбы с этнической преступностью, то необходимо обратить внимание на следующие позиции: рост мошенничеств, совершенных с использованием 1Т-технологий, применение в сфере незаконного оборота наркотиков Интернета с последующей легализацией криминальных доходов через биржи криптова-лют (что позволяет их участникам успешно уходить от уголовного преследования), стабильно высокий процент преступлений корыстно-насильственной направленности. Особо следует подчеркнуть, что в причастности более чем к 80 % совершенных преступлений против половой неприкосновенности подозреваются уроженцы государств Средней Азии1. Следовательно, типичные способы совершения преступлений, типичные проблемы в выявлении и документировании причастных к ним лиц априори предопределяют необходимость изучения и использования в практической деятельности отечественных правоохранительных органов положительного опыта, наработанного правоохранительными структурами других государств.

Положительный опыт такого рода имеется как в странах Северной Америки (США и Канада), так и в ряде государств Западной Европы. Принимая во внимание принцип толерантности, возведенный в этих странах в ранг государственной политики, в принятых в этом направлении мерах не делается акцент на борьбе

1 Обзор «О состоянии оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел Российской Федерации по итогам 2020 года». Москва, 2021.

с криминальной деятельностью членов этнических диаспор, но в своей совокупности они способствуют существенному повышению эффективности борьбы с лицами данной категории2.

Разработанные меры можно разделить на два вида:

— меры, реализуемые на полицейском уровне и поддерживаемые государством;

— меры общегосударственного характера, разработка которых инициирована соответствующими правоохранительными органами.

К мерам полицейского характера следует отнести разработанное в ОБСЕ Руководство по полицейской деятельности на основе оперативных данных и информации (ПДОДИ). Указанное подчеркивает стремление стран Евросоюза организовывать правоохранительную деятельность на основе стандартов единых информационных позиций.

Следует отметить, что концептуальные основы деятельности такого рода были разработаны еще в прошлом столетии, но только в настоящее время, когда актуализировались вызовы и угрозы, связанные с малоконтролируемыми потоками мигрантов, спровоцировавших рост преступлений террористического и экстремистского характера, этнической транснациональной преступности, руководители ряда стран Европейского союза разработали и рекомендовали для использования национальными правоохранительными органами указанное выше Руководство. Эта модель не только обеспечивает современный подход к выявлению и планированию противодействия росту транснациональных угроз, которые во многом спровоцированы мигрантами, таких как терроризм и организованная преступность, включая и ее этническую составляющую, но также может применяться для повседневного упреждающего планирования и руководства правоохранительной деятельностью. В силу принципов традиционной толерантности акцент на использовании положений данного полицейского Руководства в борьбе с проявлениями этнической преступности в нем не ставится, однако его содержание позволяет его использовать и в этом направлении.

С позиций общей теории оперативно-розыскной деятельности определенные в ПДОДИ положения, связанные в том числе с информационно-аналитическим обеспечением оперативно-розыскной деятельности, представляют определенный интерес для отечественных правоохранительных органов. Основное внима-

2 Например, в МВД Австрии существует подразделение по борьбе с этнической преступностью - Управление по оперативному обслуживанию регионов, в котором функционируют отделы: по оперативному обслуживанию Балкан; по оперативному обслуживанию ВосточноЕвропейского и Азиатского регионов; по борьбе с преступностью кочующих народов.

ние как в рассматриваемых Рекомендациях, так и в теории оперативно-розыскной деятельности уделяется систематическому сбору и оценке информации. С другой стороны, в Рекомендациях присутствует четко прописанный аналитический процесс ее обработки, в результате чего данные становятся стратегическими и рабочими аналитическими продуктами, которые служат основой для совершенствования процесса принятия обоснованных решений практически по всем направлениям полицейской деятельности, включая ее оперативную составляющую, связанную с борьбой с проявлениями этнической преступности.

Анализ поставленных в Руководстве задач предполагает создание соответствующей инфраструктуры, включая:

— обеспечение единообразия программно-аппаратных средств правоохранительных органов участвующих государств;

— создание на основе функционального анализа системы фильтрации данных (системы предварительной систематизации и актуализации информации);

— создание интегрированной, связанной экосистемы надежных, устойчивых, доступных для всех государств-участников хранилищ структурированных и неструктурированных данных, работающих в режиме единого запроса в рамках предоставленного статуса доступа;

— разработку программы автоматизированного интеллектуального анализа и прогнозирования.

Заявленная разработчиками цель ПДОДИ заключается в предоставлении государствам — участникам ОБСЕ инструмента для повышения профессионализма правоохранительных органов, улучшения качества и эффективности их деятельности и оптимизации использования имеющихся ресурсов, что, с точки зрения разработчиков, приведет к повышению общественного доверия, значительно пошатнувшегося в связи с непринятием действенных мер, направленных на борьбу с преступлениями, совершаемыми мигрантами (в данном случае — этническими), и к более адресным мерам противодействия угрозам общественной безопасности.

Но по мнению некоторых ученых, обработка огромной массы полученных данных однозначно предполагает применение технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ) и методик обработки и анализа больших данных [4]. По сути, вся программно-аппаратная архитектура проектируется вокруг комплексов ИИ, технологическая основа которых уже разработана в Германии [5] и используется правоохранительными структурами Великобритании.

Кроме того, чтобы данная программа успешно работала и обеспечивала реальную отдачу,

необходимо осуществить подготовку дата-аналитиков и дата-специалистов3, чтобы укомплектовать ими подразделения полиции, а также необходимо повысить уровень компьютерной грамотности полицейских, задействованных как в сборе информации, так и в реализации полученных на основе ее анализа практических ре-комендаций4.

Рассматривая Рекомендации с научной точки зрения, нельзя не оценить обозначенную в них методологию руководства правоохранительной деятельностью, которая носит комплексный характер и включает в себя следующие основные модели (направления): традиционную полицейскую деятельность, полицейскую деятельность, основанную на взаимодействии с населением, проблемно-ориентированную полицейскую деятельность, компьютерную систему криминалистического анализа и статистики. По этой причине большинство сотрудников практических органов внутренних дел, знакомых с основными положениями данного Руководства, высоко оценили его возможности в контроле за оперативной обстановкой в целом по Евросоюзу и отдельно по странам — участникам программы, возможности по формированию и использованию по отдельным направлениям правоохранительной деятельности типовых полицейских рекомендаций, по совместному использованию профилактических и оперативных учетов и цифровых досье, в которых накапливаются сведения о конкретных лицах и организациях, причастных к криминальной деятельности.

Однако участие в работе наднациональной полицейской структуры однозначно повлечет за собой унификацию национального законодательства, разработанного с учетом специфики развития страны и менталитета ее граждан. Предоставление в единую базу данных внутригосударственной информации может спровоцировать манипулирование работой национальных правоохранительных органов со стороны Евросоюза. По этой причине далеко не все страны выразили готовность участвовать в данной программе.

Кроме того, значительный интерес в плане использования опыта представляет инициатива Королевского института специальных операций и безопасности Великобритании. В опубликованном им в 2017 г. докладе «Большие данные и полиция» подробно обосновывается необхо-

3 В данном случае это лица, имеющие опыт работы с большими данными.

4 Следует отметить, что в архивах Европола уже сконцентрированы массивы архивных видеофайлов. Его аналитики активно используют пространственно-временную информацию, имеют многомиллионные автоматически заполняемые цифровые досье на лиц, представляющих общественную опасность.

162

димость переориентирования полиции на предикативную (предупредительную) деятельность как основную функцию. В данном докладе предикативная полицейская деятельность определяется как «получение данных из разрозненных источников, их анализ, а затем использование результатов для прогнозирования и упреждающего реагирования на действия либо подготовки к действиям преступников» [4]. Частично по данному принципу работают отечественные подразделения по противодействию экстремизму. Однако использование этого метода всеми органами внутренних дел представляется проблематичным, так как соответствующей инфраструктуры в виде системы сбора и обработки представляющей оперативный интерес информации, аналогичной действующей в США (I — two) или в странах ЕС, в России нет.

Можно констатировать, что определенные меры, связанныес упреждающим реагированием (в том числе на возможные криминальные действия мигрантов — потенциальных членов различных этнических криминальных структур), на государственном уровне применяются, например, в США. Так, в Инструкции Агентства по миграции и натурализации США указывается, что всякий въезжающий на территорию США иностранец является потенциальным членом действующих в стране преступных группировок (прежде всего, этнических) [7], и в этой связи гражданин или подданный любой страны, желающий въехать в США с 2011 г., при заполнении анкеты оставляет отпечаток своего большого пальца, и, вне зависимости от того, получил ли он это разрешение или нет, отпечаток его пальца вливается в информационную базу Агентства национальной безопасности США и в автоматическом режиме проверяется по имеющимся учетам. В соответствии с Соглашением ряда государств Евросоюза «ТРЕВИ» допускается возможность проводить в рамках уголовного расследования оперативно-розыскные мероприятия на территории стран Евросоюза с согласия правоохранительных органов страны, на территории которой скрывается подозреваемый или находятся похищенные им ценности. Имеется Соглашение, в соответствии с которым на базе Европола создан и успешно функционирует межгосударственный банк данных на юридических и физических лиц, причастных к криминальной деятельности.

Определенные меры в этом направлении предпринимаются и в Российской Федерации. Рассматривая борьбу с незаконной миграцией, поставляющей волонтеров в этнические криминальные структуры, как одно из важных направлений регулирования миграционных процессов, страна является членом Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Не-

зависимых Государств в борьбе с незаконной миграцией5. В ст. 3 Соглашения говорится: «Въезд граждан третьих государств, лиц без гражданства и граждан Сторон на территорию одной из Сторон возможен при условии выполнения ими требований ее национального законодательства о правилах въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда, а также международных договоров, участницей которых она является». Следует отметить, что определенный контроль за въезжающими осуществляется уже на границе — ежегодно дактилоскопируются примерно 2,5 млн иностранцев, от 600 до 800 человек такую проверку не проходят и разрешения на въезд не получают6. При этом утверждать, что все въехавшие готовы заниматься общественно полезной деятельностью, не приходится. Ежегодно ими совершается до 40 тыс. преступлений (из них 95 % совершается гражданами стран СНГ), более половины которых — категории тяжких и особо тяжких, за причастность к которым около 30 тыс. лиц данной категории осуждаются7. Например, общий рецидив по иностранным гражданам и лицам без гражданства в России — самый большой в мире и составляет 35 %. Иными словами, после освобождения большинство из них территорию России не покидают и вновь занимаются криминальной деятельностью, в отличие от стран Европы, в которых при осуждении иностранца за преступление уголовного характера в приговор автоматически включается пункт о его нежелательном нахождении в стране после освобождения. Кроме того, в странах Евросоюза преступления этнического характера, как правило, относятся к категории организованных и расследуются соответствующими подразделениями полиции, имеющими федеральный статус.

Казалось бы, что Российской Федерации можно внести определенные изменения, касающиеся ужесточения миграционного законодательства, однако крайне неблагополучная демографическая ситуация и спровоцированный ею дефицит рабочей силы диктуют в этой сфере свои условия. Тезис дефицита рабочей силы впервые был озвучен в 2005 г. в проекте Программы экономического развития России до 2025 г., в котором отмечалось, что без замещающей миграции экономика России к 2025 г. не сможет эффективно функционировать. Однако представляется, что контроль за находящимися на территории страны мигрантами должен быть однозначно усилен.

5 Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. // СЗ РФ. 2018. № 12. Ст. 1666.

6 Данные ГУВМ России за 2020 г.

7 ГИАЦ МВД России. Сведения о совершенных преступлениях в составе ОГ и ПС (форма 1—ОП). Анализ за период с 2016 по 2020 г.

Достаточно существенным инструментом в борьбе с преступностью в странах Евросоюза, Северной Америки является эффективно работающее законодательство об изъятии доходов, полученных преступным путем. Причем в случае, если официальные доходы значительно ниже, чем проведенные за отчетный период расходы: денежные вклады, приобретенное движимое и недвижимое имущество и т. д., — то бремя доказывания о законности его приобретения полностью лежит на физическом лице. Эта позиция применяется и в отношении мигрантов, временно зарегистрированных в странах Евросоюза, исключая, конечно, тех, которые после возбуждения уголовного преследования скрываются на этнической родине, где они менее доступны или совсем недоступны для правоохранительных органов стран, в которых они совершили преступление, и, что самое главное, недоступно приобретенное ими преступным путем имущество и капиталы [2].

Еще одним эффективным инструментом борьбы с преступностью членов этнических диаспор в сфере экономики является налоговое законодательство. В странах Евросоюза и Северной Америки вся коммерческая деятельность мигрантов должна быть задекларирована в обязательном порядке и с нее должны платиться налоги. Причем в США и Канаде в случае, если лицо привлекается к уголовной ответственности за участие в нелегальном бизнесе (сфера незаконного оборота оружия, табака, наркотиков), то суд отягчающим обстоятельством считает неуплату с этого бизнеса налогов в казну и добавляет к первоначальному сроку еще несколько лет.

Выводы. С учетом специфики экономического, социально-политического развития Российской Федерации и ее положения в современном мире не весь опыт борьбы с этнической преступностью в других странах, даже несмотря на то что он оценивается положительно, прием-

лем для использования отечественными правоохранительными органами. Однако ряд положений представляет определенную ценность. В частности, в связи с выходом преступности, включая ее этническую составляющую, на более высокий уровень развития представляется необходимым строительство современной инфраструктуры, которая может в будущем обеспечить правоохранительным органам осуществление действенного контроля за ее развитием и своевременное реагирование на изменения ее содержания. Указанное должно включать подготовку аналитиков, способных осуществить анализ данных (больших чисел) и сделать соответствующий стратегический прогноз, и подготовку 1Т-специалистов, способных обеспечить беспроблемное и автономное в рамках страны функционирование всей инфраструктуры. При этом необходимо рассматривать перспективу захвата ее отдельными элементами стран СНГ и, возможно, выход на страны Евросоюза. Представляется необходимым уже на этом этапе разработать методики по получению, обработке, анализу и использованию полученной информации и в конечном счете создать единый банк данных о юридических и физических лицах, причастных к криминальной деятельности, на основе которого будет функционировать общий аналитический центр. В этой связи, вероятно, потребуется унификация ряда нормативных правовых актов с целью единообразной трактовки понятий и терминов, обозначающих содержание современной преступности, хотя бы в рамках стран — участниц СНГ и выполнение ими в полном объеме положений совместных соглашений и договоров, прямо или косвенно касающихся борьбы с организованными формами преступности, что будет способствовать повышению эффективности борьбы и с этнической преступностью, которая, с точки зрения автора, в значительной степени является организованной криминальной деятельностью.

Список литературы:

References:

1. Дебрер С. Организованная преступность 1. в Германии—2011. URL: http://maxpark. com community/4793/content/15 10376 (дата обращения: 13.02.2016).

2. Москвичев А.И. Деятельность албанских пре- 2. ступников в Нью-Йорке // Борьба с преступностью за рубежом. 2012. № 8.

3. Мюррей Т. Реальна ли этническая преступ- 3. ность? URL: http://canadafreepress.com/ index.php/article/1697 (дата обращения: 13.02.2016). 4.

4. Овчинский В. С. Виртуальный щит и меч: США, Великобритания, Китай в цифровых войнах бу-

Debrer S. Organizovannaya prestupnost' v Germanii—2011. URL: http://maxpark. com community/4793/content/1510376 (data obrashcheniya: 13.02.2016). Moskvichev A. I. Deyatel'nost' albanskih pres-tupnikov v N'yu-Jorke // Bor'ba s prestupnost'yu za rubezhom. 2012. № 8. Myurrej T. Real'na li etnicheskaya prestupnost'? URL: http://canadafreepress.com/index.php/ article/1697 (data obrashcheniya: 13.02.2016). Ovchinskij V. S. Virtual'nyj shchit i mech: SSHA, Velikobritaniya, Kitaj v cifrovyh voj-nah budushchego. Moskva, 2018. URL: https://

дущего. Москва, 2018. URL: https://konzeptual. rn/virtual-nyj-scMt-i-mech-ssha-velikobritanija-kitaj-v-cifrovyh-vojnah-buduschego (дата обращения: 12.01.2021).

5. Овчинский В. С. Использование искусственного интеллекта в оперативно-аналитической деятельности ФБР по борьбе с преступностью // Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: сборник научных трудов. Москва, 2017.

6. Поздняков А. Н. Миграция и этническая преступность: причинно-следственные связи: монография. Москва, 2019.

7. Сергеевнин В.А. Особенности профессиональной подготовки американской полиции для работы с этническими меньшинствами в условиях борьбы с терроризмом // Преступность, криминология, криминологическая защита / под ред. А. И. Долговой. Москва, 2007.

konzeptual.ru/virtual-nyj-schit-i-mech-ssha-velikobritanija-kitaj-v-cifrovyh-vojnah-budus-chego (data obrashcheniya: 12.01.2021).

5. Ovchinskij V. S. Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v operativno-analiticheskoj deya-tel'nosti FBR po bor'be s prestupnost'yu // Aktual'nye problemy teorii operativno-rozysk-noj deyatel'nosti: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2017.

6. Pozdnyakov A. N. Migraciya i etnicheskaya prestupnost': prichinno-sledstvennye svyazi: monografiya. Moskva, 2019.

7. Sergeevnin V. A. Osobennosti professional'noj podgotovki amerikanskoj policii dlya raboty s etnicheskimi men'shinstvami v usloviyah bor'by s terrorizmom // Prestupnost', kriminologi-ya, kriminologicheskaya zashchita / pod red. A. I. Dolgovoj. Moskva, 2007.

Для цитирования:

For citation:

Поздняков Александр Николаевич. О зарубежном опыте борьбы с этнической преступностью и возможности его использования в практической деятельности российских правоохранительных органов // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59). С. 158—164.

Pozdnyakov Aleksandr Nikolaevich. About the foreign experience of combating ethnic crime and the possibility of its use in the practical activities of Russian law enforcement agencies // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3 (59). P. 158-164.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.