Научная статья на тему 'О зарождении государственной аграрной политикив промышленно развитых странах'

О зарождении государственной аграрной политикив промышленно развитых странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / АГРАРНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURAL SCIENCE AND EDUCATION / AGRICULTURAL PROTECTIONISM / STATE AGRICULTURAL POLICY / LAND ISSUE / RURAL CREDITING / RURAL INFRASTRUCTURE / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева Вера Андреевна

Выделены узловые моменты становления системы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства в период с первой промышленной революции до Великой депрессии. Рассмотрена эволюция основных направлений и инструментов государственной аграрной политики в промышленно развитых странах в 1800–1920-е годы. Проанализировано воздействие мер государственной аграрной политики на динамику развития сельского хозяйства США и Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Genesis of State Agricultural Policy in Industrialized Countries

The key points of the formation of government support for agriculture system from the first Industrial revolution to the Great Depression are distinguished. There is considered the evolution of major directions and tools of developed countries’ agricultural policy in 1800–1920`. The impact of the state agricultural policy on agricultural development of the United States and Europe is analyzed.

Текст научной работы на тему «О зарождении государственной аграрной политикив промышленно развитых странах»

УПРАВЛЕНЕЦ / 11-12/39-40/2012

мира, а некоторые начали собственное производство за рубежом. В то же время в Китае, Северной Корее и Японии немало предприятий имеют вековую историю, но долгие годы они действовали преимущественно на внутренних рынках, а стратегию интернационализации бизнеса стали применять относительно недавно.

7. Франчайзинг редко используется производителями дорожностроительной техники в качестве стратегии транснационализации. Из исследуемых нами предприятий только американская компания Terex использует этот метод. Заводы по всему миру производят продукцию под маркой Terex, а также под марками компаний-франчайзи: Advance, American, American Truck Company, Amida, ATC, Atlas, Bartell, Bendini, Benford, Bid-Well, Canica, Cedara-pids, CMI, CMI-Cifali, CMI Johnson-Ross, Co-medil, Demag, ELJay, Fermec, Finlay, Franna, Fuchs, Genie, Hi-Ranger, Jaques, Load King, Morrison, O&K, Pegson, Peiner, Power-screen, PPM, Reedrill, Schaeff, Simplicity, Standard Havens, Tatra, Telelect, TerexLift и Unit Rig.

Также редкой формой выхода предприятий на внешние рынки является лицензирование - его используют только Atlas, John Deer, Changlin и Shantui. Так, компания Atlas в 1898 г. приобрела лицензию Diesel на производство двигателей. На заводе Shantui в 1980 г. налажено производства бульдозеров по лицензи-

ям Komatsu и Caterpillar. Changlin применяет технологии Komatsu и Dynapac, а компания John Deer, наоборот, в 1977 г. продала лицензию японской компании Yanmar на производство тракторов под своей маркой.

8. В рейтинге 20 крупнейших производителей дорожно-строительной техники российские заводы не представлены, но практически все крупнейшие фирмы действуют на российском рынке, открывая свои представительства или даже заводы. Например, в России имеются заводы Komatsu в Ярославле, Volvo в Санкт-Петербурге, John Deer под Липецком. Компания Atlas открыла свое представительство в Москве почти 100 лет назад - в 1913 г.

9. Большинство европейских и американских предприятий стремятся перенести производство в Китай в целях снижения себестоимости изготовления продукции. Пик экспансии на китайский рынок пришелся на конец ХХ века, когда азиатские экономики стали более открытыми для иностранных партнеров и КНР вступила в ВТО. Кроме Китая привлекательными являются и другие страны с дешевой рабочей силой. Так, японская компания Kubota наладила производство в Египте, а индийская компания BEML -в Индонезии.

10. Новейшей тенденцией стало проникновение китайских предприятий на европейские рынки в целях улучшения качества производимой продукции.

Несмотря на быстрые темпы развития китайской экономики, качество китайской продукции пока не достигло европейского уровня. Например, китайская компания Sany в 2009 г. открыла завод в Германии, китайский Zoomlion в 2008 г . купил итальянский завод CIFA. Кроме того, китайские производители вводят в строй новые производственные мощности и в менее развитых странах. Например, компания Liugong открыла свой завод в Индии.

11. В условиях жесткой конкуренции усиливаются процессы слияния и поглощения предприятий, прослеживается тенденция проведения совместных НИОКР при создании новых видов техники. Наибольший интерес представляет кооперация Komatsu с Volvo, продажа в 1999 г. части бизнеса компании Volvo фирме Ford. В 2001 г. Volvo объединилась с компаниями Renault и Mack в области производства грузовых автомобилей, а в 2006 г. - с Nissan и Lingong. В 1997 г. Volvo создало совместное предприятие с Mitsubishi, в 1999 г.- с компанией Scania, в 2001 г. - с фирмой Rolls-Royce для производства комплектующих Airbus A 380 супер-джет. В 2009 г. чешская компания Skoda создала совместное предприятие с компанией Doosan. В 1989 г. свои усилия объединили Sandvik и Atlas Copco, а позднее Manitou с Toyota, Aichi с Toyota и Telcon с Hitachi. Совместные предприятия компании образуют не

Мальцева вера Андреевна

Аспирант кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-10 E-mail: MaltsevaVA@gmail.com

о зарождении государственной аграрной политики в промышленно развитых странах1

Ключевые слова

аграрная наука и образование аграрный протекционизм государственная аграрная политика земельные отношения сельское кредитование сельскохозяйственная инфраструктура сельское хозяйство

Аннотация

Выделены узловые моменты становления системы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства в период с первой промышленной революции до Великой депрессии. Рассмотрена эволюция основных направлений и инструментов государственной аграрной политики в промышленно развитых странах в 1800-1920-е годы. Проанализировано воздействие мер государственной аграрной политики на динамику развития сельского хозяйства США и Европы.

1 Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по лоту № 16.740.11.0696 «Компаративный анализ модернизационных стратегий в мировой экономической практике».

только в области производства готовой продукции, но и для изготовления комплектующих. Так, в 1999 г. компания Ko-belco создала совместное предприятие с Mitsubishi Materials Corporation для удовлетворения потребностей в качественных комплектующих.

12. Стратегии роста нередко вынуждают компании диверсифицировать свой бизнес. Так, помимо дорожностроительной техники, компания Liebherr производит холодильники, Hitachi - бытовую технику, Doosan изначально было предприятием, занимающимся продуктами питания, John Deer с 1985 г. занимается медицинскими услугами, а в 2000 г. компания получила банковскую лицензию, дающую фирме право финансировать продажу своего оборудования по всей Европе и тем самым повысить конкурентоспособность своей продукции.

13. Для борьбы с конкурентами производители дорожно-строительной техники используют патенты. Так, компания John Deer получила свой первый патент в 1864 г. на формы для отливки стальных плугов, фирма Ammann - в 1908 г. на машины для формирования дорожного покрытия.

Таким образом, проведенное исследование крупнейших мировых производителей дорожно-строительной техники выявило общие тенденции в развитии этих компаний, схожесть их стратегий транснационализации и ме-

тодов работы на зарубежных рынках независимо от того, когда компании начали свою деятельность и когда приняли решение осваивать новые рынки. У одних фирм этот процесс занял десятилетия, другие пошли по уже известному пути и преодолели все этапы развития намного быстрее. Компании начинают освоение зарубежных рынков преимущественно с экспорта. Успешный экспорт сопровождается открытием представительств и созданием производственных мощностей в новых странах. В настоящее время большинство производителей дорожно-строительной техники придерживаются стратегии открытия филиалов и представительств за рубежом, сохраняя производство в своей стране.

on the Genesis

of State Agricultural Policy

in Industrialized Countries

Как показывает мировая практика, развитие сельского хозяйства с момента становления государственности всегда опиралось на соответствующую государственную аграрную политику, которая в своей эволюции прошла целый ряд этапов. Ее сердцевину фактически с самого начала составляли вопросы регулирования земельных отношений, обеспечения продовольственной безопасности и налаживания стабильного снабжения сельскохозяйственным сырьем пере-

рабатывающих производств. За ограниченностью места содержательную часть вопроса рассмотрим на примере развитых стран на этапе зарождения основ государственной аграрной политики, т. е. начиная с первой промышленной революции до Великой депрессии.

По большому счету, развитие государственной аграрной политики насчитывает более чем 2000-летнюю историю, беря начало еще с описанных в Библии реформ Прекрасного Иосифа в Древнем Египте, предусматривавших

Vera a. maltseva

Postgraduate of Global Economy Dprt.

Urals state University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 251-96-10

E-mail: maltsevava@gmail.com

Key words

AGRICULTURAL SCIENCE AND EDUCATION AGRICULTURAL PROTECTIONISM STATE AGRICULTURAL POLICY LAND ISSUE RURAL CREDITING RURAL INFRASTRUCTURE AGRICULTURE

Summary

The key points of the formation of government support for agriculture system from the first Industrial revolution to the Great Depression are distinguished. There is considered the evolution of major directions and tools of developed countries' agricultural policy in 1800-1920'. The impact of the state agricultural policy on agricultural development of the United States and Europe is analyzed.

UPRAVLENETS / 11-12/39-40/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 11-12/39-40/2012

Источники

1. Назаренко В. И. Россия и зарубежные страны. Модели аграрной политики. М.: Памятники исторической мысли, 2008.

2. Tauger M. Agriculture in World History. Routledge, 2010.

3. FAOSTAT Data. URL: http://faostat.fao. org.

4. International Trade Statistics 2011. World Trade Organization, 2011.

5. Garraty J., Carnes M. The American Nation - A History of the United States.Tenth edition. Addison Wesley Longman, 2000.

6. Anderson H. That Settles It: The Debate and Consequences of the Homestead Act of 1862 // The History Teacher. 2011. November. Vol. 45.

7. The New Cambridge Modern History. Vol. 13 / Ed. by P. Burke. Cambridge University Press, 1979.

8. Warming J. Danish Agriculture with Special Reference to Cooperation // Quarterly Journal of Economics. 1923. Vol. 37. No. 3.

9. Kristensen K. Public Guidance in Rural Land Utilization in Denmark // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1930. Vol. 150.

10. Henriksen I. An Economic History of Denmark. URL: http://eh.net/encyclopedia/ article/henriksen.denmark

11. Henriksen I. The Transformation of Danish Agriculture, 1870-1914. Discussion paper. Institute of Economics. University of Copenhagen // Reprinted in K. Persson (ed.). The Economic Development of Denmark and Norway Since 1870. Aldershot: Edward Elgar, 1992.

12. Tracy M. Government and Agriculture in Western Europe, 1880-1988. N.Y.: Harvester Wheatsheaf, 1989.

13. De Riemer W.E. Agricultural Education in Foreign Countries // Appletons' Popular Science Monthly. 1899. December. Vol. LVL-82.

введение государственных закупок зерна с последующим его распределением государством в целях смягчения последствий ожидавшейся засухи и, в конечном итоге, предотвращения повышения цен [1. С.10]. В I веке до н.э. братья Гракхи предприняли попытки реформирования сельского хозяйства Древнего Рима: сначала Тиберий Гракх предложил конфисковать незаконно приобретенные земли патрициев с последующей раздачей малоземельным крестьянам, затем Гай Гракх ввел ежемесячное распределение продовольствия среди голодающих по фиксированным ценам [2. Р. 23]. В Древнем Китае начиная с династии Хань с I веке до н.э. с голодными бунтами боролись через стабилизацию цен на зерно скупкой излишков продукции в государственные зернохранилища в урожайные годы. Однако все перечисленные меры носили «противопожарный» превентивный характер в отношении последствий возможных чрезвычайных ситуаций - природных катаклизмов, войн - как профилактика голода и бунтов безземельных крестьян. «Очаговый» характер данных мер удалось преодолеть с началом промышленной революции в Европе, давшей толчок отстраиванию системы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства и перерабатывающих производств. Предлагаем рассмотреть ее эволюцию на примере США и Европы, где успешные практические наработки обусловили устойчивое развитие всего комплекса соответствующих отраслей и способствовали закреплению стран на лидирующих позициях в мировом агропродовольственном секторе. В подкрепление справедливости та-

кой постановки вопроса, пока просто в порядке констатации, заметим: США со Второй мировой войны удерживают первую позицию в рейтинге мировых «сельскохозяйственных» держав и крупнейших поставщиков продовольствия за рубеж; Франция, Нидерланды, Германия, Великобритания на протяжении последних 50 лет стабильно входят в пятерку крупнейших агроэкспортеров; ЕС в целом является ведущим экспортером сельхозпродукции (39,1% мирового итога в 2010 г. против 10,5% у США) [3; 4. Р. 67].

На выделяемом нами этапе (начало XIX века - 1920-е годы) зарождение современной государственной аграрной политики в США и Европе строилось вокруг создания благоприятных условий для сельскохозяйственной деятельности. Главными каналами государственного воздействия выступали регулирование земельных отношений, организация внедрения научных разработок, финансирование инфраструктурных проектов, налаживание доступа к кредитным ресурсам (см. рисунок). Их отличительные характеристики - прямое влияние на сельскохозяйственных производителей и «точечность» применения - заслуживают развернутого рассмотрения.

На рубеже ХУШ-Х1Х веков узловым пунктом государственной аграрной политики в США и большинстве европейских стран стал земельный вопрос. Растущая численность безземельных крестьян, порождавшая комплекс социально-экономических проблем, подталкивала власти к проведению реформ. В странах с крупными незаселенными территориями (США, Шве-

Регулирование ЛСМШІЬНШ стюшсішГг Организация СС-ІЬСГОЗшйШСТРСІИ іого ейзрию&шII19, науки и распространения ишлші ФпрМ ЕірО №11 ¡11С ішфр<іс трут у ]и j дгробнуцега Отработка системы CC-'il ЩПНіі С I'KCtl -І1[Ш) iipii,IJНОЛІї!ІИ.Ч

і і ' ’ 1 '

Раиадча земельных Оркшкиїчін CieciULmiotv нлчяшнио Создание гра нспортно- Учреждение

надипон, oujto UfiL.IHLlJt tt ttUJЬЄКОИ MlXTHUCTH; догвстнчвс кий IlillflL.'HHl.lH

субсидирование рисирострйнйНке Сргдмст ішфрагтру іс іури: DJhlKDD:

сі аник по кредитам н высшего сельскохозяйствсшюго эпектрнфнкппин. КрСЛІІПйіІІІІІИС

д.<ая аыкугш земли; образования; ¡'(ВНфНКСЩНЙ сельснстняй стве н-

укрепление от vp і.і т не на у ч но-иссп едпвдггедьсісия телефониздц ш сельсин* 11Ы& кікіиер:іііин>и

ГфЛІЮІІМГ. ОСНОВ нграримх институтом, обглелп, территорий; фиНИНСОПЗД

ШІСТЩуШ Х'МСІІЬІІОІІ JKCIICpi! М ЄН! [ІЛЬІІЬІХ СІ ІНШІ!», фНШШОІріШНШ! поддержка

собственности спецнплшнрораккых іс млеустрві ITtTI LH ьи. [ІОКу ГІК11 OCJ-IOJIIJbtr.

ссльскохозяйстосі еі іі.іх служб мслкоротігаїцлі рл&от ерелетв

Ключевые направления и инструменты государственной аграрной политики в промышленно развитых странах в 1800-1920-е годы

ция) началась раздача наделов на оговоренных условиях, а в государствах с ограниченными земельными ресурсами (Германия, Дания) - их продажа по субсидируемым ценам. Так, по закону о гомстедах, принятому в США в 1862 г. (The 1862 Homestead Act), всем желающим выделялись участки по 160 акров на западе страны при условии возделывания сельскохозяйственных культур в течение более 5 лет [5. Р. 423] (через полгода фермеры могли выкупить наделы в собственность за символическую цену - 1,25 дол. / акр), что позволило к 1934 г. довести количество гомстедов до 1,6 млн, а площадь земель, переданных в частные руки, достигла 270 млн акров (10% земель США)[6. Р. 121]. В послереволюционных Франции (1789 г.) и Германии (1848 г.) крестьянам позволили выкупать обрабатываемые площади, однако не предоставили доступа к финансовым ресурсам, в результате чего большая часть земель оказалась в руках крупных землевладельцев (до 1830 г. лендлорды владели 1/3 пашни во Франции [7. Р. 144]). Отдельные страны, проводившие политику поощрения мелких фермерских хозяйств, предоставляли крестьянам «под выкуп» обрабатываемой земли субсидируемые кредиты. Так, в Дании к 1899 г. мелкие фермеры смогли выкупить по льготной ставке 9/10 земельных наделов [8. Р. 508], которые законом от 1925 г. запрещалось дробить [9. Р. 231], вследствие чего к концу XIX века 75% всех сельскохозяйственных угодий (в середине XVIII века - только 10%) здесь обрабатывались фермерами, ставшими собственниками наделов свыше 50 акров [10].

Начиная с XIX века технологическая модернизация сельскохозяйственного производства стала постепенно приобретать системный характер. Это обусловливало критическую значимость распространения образования для повышения производительности труда занятых в сельском хозяйстве. Исходя из этого ряд европейских стран в XIX веке провели на селе образовательную реформу. Пионером стала Дания, которая в 1814 г. в соответствии с законом

о начальном образовании (Elementary Education Act) ввела обязательное восьмилетнее начальное образование в сельской местности, ставшее с 1849 г. бесплатным [11. P. 162]. С 1840-х годов датское правительство организовало распространение среднего образования в высших народных школах (Folk High Schools) среди селян [12. P. 111].

С 1868 г. в Дании начали предоставлять ^ малообеспеченным ученикам гранты на обучение [12. Р. 103]. Впрочем, в первой половине XIX века сельскохозяйственное образование в европейских школах и высших учебных заведениях являлось, скорее, исключением из правил, поскольку главным подспорьем для фермеров служил собственный хозяйственный опыт.

Ко второй половине XIX века в Европе повсеместно открылись специализированные средние школы с ориентацией на сельскохозяйственные науки, в которых наряду с теоретическими лекциями проводились практические занятия на фермах. К примеру, в Германии первое подобное образовательное учреждение появилось в 1807 г., во Франции - в 1822 г. [13. Р. 220]. Помимо общего образования, многие европейские страны инициировали дополнительные специальные учебные программы для фермеров (своего рода курсы повышения квалификации), призванные расширить их компетенции и помочь во внедрении научных разработок в своих хозяйствах. Так, в конце

XIX века в Дании функционировали сельскохозяйственные школы, рассчитанные на 5-месячное обучение в зимний период, которые к 1914 г. посещали 5% сельских жителей в возрасте до 20 лет [11. Р. 163]. Из этого же ряда выделим пример Нидерландов, где в 1890-х годах получили распространение специальные зимние обучающие курсы объемом 150-225 часов [14. Р. 163].

Попутно складывалась система высшего сельскохозяйственного образования. Впервые в Европе чтение лекций по сельскохозяйственным наукам организовал Эдинбургский университет, в 1790 г. открывший специализированную кафедру сельского хозяйства [13. Р. 226]. Далее эстафету подхватили другие европейские страны: во Франции в 1826 г. основан Королевский агрономический институт, в Дании в 1858 г. - Королевский ветеринарно-сельскохозяйственный колледж, в Вагенингине (Нидерланды) в 1876 г. - сельскохозяйственный университет, др. [15] К концу XIX века в университетах Франции работало более 160 департаментов и кафедр по сельскохозяйственной тематике [13. Р. 221].

В Великобритании в 1901 г. насчитывалось около 1000 студентов, изучавших сельскохозяйственные науки в высших учебных заведениях, при общем числе занятых в отрасли порядка 1,3 млн чел.

[16. Р. 637].

References

1. Nazarenko V. I. Russia and Foreign countries. Models of Agricultural Policy. M.: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 2008.

2. Tauger M. Agriculture in the World History. Routledge, 2010.

3. FAOSTAT Data. URL: http://faostat.fao. org.

4. International Trade Statistics 2011. World Trade Organization, 2011.

5. Garraty J., Carnes M. The American Nation - A History of the United States. Addison Wesley Longman. Tenth edition, 2000.

6. Anderson H. That Settles It: The Debate and Consequences of the Homestead Act of 1862 // The History Teacher. November. 2011. Vol. 45. No. 1.

7. The New Cambridge Modern History. Volume 13 / Edited by P. Burke. Cambridge University Press, 1979.

8. Warming J. Danish Agriculture with Special Reference to Cooperation // Quarterly Journal of Economics. 1923. Vol. 37. No. 3.

9. Kristensen K. Public Guidance in Rural Land Utilization in Denmark // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1930. Vol. 150.

10. Henriksen I. An Economic History of Denmark. URL: http://eh.net/encyclopedia/ article/henriksen.denmark

11. Henriksen I. The Transformation of Danish Agriculture, 1870-1914. Discussion paper, Institute of Economics, University of Copenhagen. Reprinted in K. Persson (ed.). The Economic Development of Denmark and Norway Since 1870. Aldershot: Edward Elgar, 1992.

12. Tracy M. Government and Agriculture in Western Europe, 1880-1988. NY: Harvester Wheatsheaf, 1989.

13. De Riemer W.E. Agricultural Education in Foreign Countries // Appletons' Popular Science Monthly. December 1899. Vol. LVL-82.

14. Knibbe M. Agriculture in the Netherlands, 1851-1950: Production and Institutional Change. Amsterdam: NEHA,1993.

15. Ingersent K., Rayner A. Agricultural Policy in Western Europe and the United States. Cheltenham: Edward Elgar, 1999.

16. The Agrarian History of England and Wales. Volume VII (1850-1914) / Edited by E.J.T. Collins. Cambridge University Press, 2000. Part I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ruttan V. W. Agricultural Research Policy. The University of Minnesota Press, 1982.

18. Chang H.-J. Rethinking Public Policy in Agriculture: Lessons from Distant and Recent History. Policy Assistance Series. FAO, 2009.

19. van Zanden J. The First Green Revolution: The Growth of Production and Productivity in European Agriculture, 18701914 // Economic History Review. 1991. Vol. 44. No. 2.

UPRAVLENETS / 11-12/39-40/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 11-12/39-40/2012

Источники

14. Knibbe M. Agriculture in the

Netherlands, 1851-1950: Production

and Institutional Change. Amsterdam: NEHA,1993.

15. Ingersent K., Rayner A. Agricultural Policy in Western Europe and the United States. Cheltenham: Edward Elgar, 1999.

16. The Agrarian History of England and Wales. Vol. VII (1850-1914) / Ed. by E.J.T. Collins. Cambridge University Press, 2000. Part I.

17. Ruttan V.W. Agricultural Research Policy. The University of Minnesota Press, 1982.

18. Chang H.-J. Rethinking Public Policy in Agriculture: Lessons from Distant and Recent History. Policy Assistance Series. FAO, 2009.

19. Van Zanden J. The First Green Revolution: The Growth of Production and Productivity in European Agriculture, 18701914 // Economic History Review. 1991. Vol. 44. No. 2.

20. Gras N. A History of Agriculture in Europe and America. NY: F.S. Crofts & Co. Publishers, 1925. P. 390.

21. Colman G. Government and Agriculture in New York State // Agricultural History. 1965. Vol. 39. No. 1.

22. An Economic History of Europe. From Expansion to Development / Ed. by A.D. Vittorio. Routledge, 2006.

23. Agriculture and Economic Development in Europe Since 1870 / Ed. by P. Lains, V. Pinilla. Routledge, 2009.

24. Frederiksen D. Mortgage Banking in Germany // Quarterly Journal of Economics. 1894. Vol. 9. No. 1.

25. The Agrarian History of Sweden from 4000 BC to AD 2000 / Ed. by J. Myrdal, M. Morell. Nordic Academic Press, 2011.

26. Sejersted F. A Theory of Economic and Technological Development in Norway in the Nineteenth Century // Scandinavian Economic History Review. 1992. Vol. XL. No. 1.

27. Herrick M., Ingalls R. Rural Credits: Land and Cooperative. NY: D. Appleton and Company, 1914.

28. Cochrane W. The Development of American Agriculture: A Historical Analysis. University of Minnesota Press, 1979.

29. Lauch J. American Agriculture and the Problem of Monopoly: the Political Economy of Grain Belt Farming 1953-1980. University of Nebraska Press, 2000.

30. Fuhriman W. Federal Aid to Irrigation Development // Journal of Farm Economics. 1949. Vol. 31. No. 4.

Восприятие научно-технического прогресса как основы общеэкономического роста и закрепление за государством функции «опоры» в поддержке образования, науки и пропаганде научных знаний проявились и в сельском хозяйстве. До середины XIX века пальма первенства в практическом внедрении результатов научных изысканий в агросферу принадлежала Великобритании -родине первой аграрной революции. В частности, именно здесь в 1843 г. родилась идея создания службы сельскохозяйственной пропаганды (extension services) (экспериментальная станция в Ротамстеде, Хартфордшир по сей день является самой старой в мире [17. P. 68]), однако наибольшее развитие она получила в Германии и Нидерландах, где первые подобные организации были образованы в 1890 г., а экспериментальные станции - в 1876 г. [14. P. 161]. Ключевой институциональной инновацией в этом плане назовем появление первого в Европе государственного научно-исследовательского аграрного института в Саксонии в 1852 г., которое предварил в 1840 г. выход в свет книги выдающего немецкого химика Ю. фон Либиха «die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Agrikultur und Physiologie», принятой во всем мире за точку отсчета становления сельскохозяйственной науки [17. P. 72]. Службы сельскохозяйственной пропаганды сыграли ключевую роль в распространении научных достижений среди европейских агропроизводителей. Так, в Нидерландах первоначально их открывали «под» зерновое хозяйство и садоводство. К 1910 г. в целом по стране 1020 фермерских хозяйств по линии данной службы получали консультации по вопросам ведения сельского хозяйства на научной основе [17]. Проводившаяся европейскими странами политика в области сельскохозяйственной науки и образования отразилась на качественных показателях развития отрасли. Наивысшие среднегодовые темпы прироста производительности труда (в погектарном исчислении в зерновом эквиваленте) за 1870-1910 гг. отмечены в Германии - 1,72%, Дании - 1,62; Нидерландах - 1,17; Швеции - 1,03% [19. Р. 236]. Наименьший показатель 0,01% у Великобритании в известной мере (помимо, естественно, более высокой базовой точки «старта») сопряжен с тем, что вплоть до начала XX века внедрение научных результатов в сельское хозяйство Туманного Альбиона финан-

сировалось в основном не государством, а частными лицами, преимущественно крупными землевладельцами, руководствовавшимися прежде всего «своими» интересами.

Аналогичные процессы одновременно разворачивались в США. В 1862 г. только что учрежденное Министерство сельского хозяйства одним из первых своих решений инициировало принятие закона об открытии сельскохозяйственных колледжей по всей стране (Morill Land Grant College Act), в развитие которого в 1887 г. Конгресс США разрешил предоставление федеральных грантов (изначально, согласно Hatch Act, 15 тыс. дол. правительствам штатов для открытия сельскохозяйственных станций (agricultural stations) при колледжах. Первая сельскохозяйственная экспериментальная станция появилась в Коннектикуте в 1877 г. (к 1893 г. в каждом штате работала своя станция с общим числом 56 по стране [20. Р. 390]), а в 1914 г. в соответствии с законом Смита-Левера (Smith-Lever Act) были учреждены объединенная служба сельскохозяйственной пропаганды и местные органы контроля за деятельностью экспериментальных станций [21. Р. 45]. Земельная реформа, подкрепленная стимулированием научных исследований, позитивно отразилась на общем объеме сельскохозяйственного производства и производительности труда американских фермеров. Так, среднегодовой темп прироста сельскохозяйственного производства за 1870-1912 гг. в США составил 2,34% по сравнению с 1,49% - в Германии, 0,49% - во Франции. Анализ причин отрицательной динамики данного показателя (минус 0,13% в год) [22. Р. 169] в Великобритании выходит за рамки нашего исследования. Таким образом, уже в XIX веке началось зарождение концепции золотого триединства науки-информации-образования (OVO (Onderzoek, Voorlichtig en Onderwijs)-Drieluik) [23. Р. 108], окончательно оформившейся в 1950-х годах в Нидерландах, что, кстати, стало поворотным моментом в трансформации голландского сельского хозяйства в одного из мировых лидеров отрасли.

Внедрение достижений научнотехнического прогресса в сельскохозяйственное производство требовало значительного объема инвестиций. Ограниченные в финансовых ресурсах фермерские хозяйства, естественно, не могли осуществить рывка в производи-

тельности труда без помощи извне. Это делало налаживание кредитования одним из магистральных направлений государственной аграрной политики развитых стран конца XIX - начала

XX века. Одним из самых распространенных способов предоставления занятым в сельском хозяйстве доступа к кредитным ресурсам стало учреждение специализированных сельских банков. Пионером данного направления выступила Германия, в которой за 18241870 гг. появилось около 30 ипотечных банков (Hypothekenbanken), ссужавших фермерам средства для покупки земли и ее обустройства [24. P. 62-63]. Вскоре аналогичные кредитные институты стали открываться в Швеции (1835 г.), где, в частности, общая сумма выданных селянам кредитов к 1870 г. возросла с 2 млн до 200 млн крон [25. Р. 162], Норвегии (1851 г.), Франции (1860 г.), Дании (1875 г.) [26. Р. 70]. К концу XIX века система ипотечного кредитования в Германии оказалась наиболее развитой, что подтверждалось самым высоким показателем соотношения объема выданных ссуд к общей стоимости имущества в стране (около 50%) [24. P. 75].

Кредитование получило дополнительный импульс к развитию через сельскохозяйственное кооперативное движение. Первые кооперативные банки появились в Германии в 1864 г. как ответная реакция на предпочтение Hypothekenbanken кредитования исключительно крупных фермерских хозяйств. С 1880-х годов идея открытия подобных банков быстро захватила другие страны Европы. В частности, к 1901 г. в Дании кооперативные банки выдали 46% общего объема ипотечных кредитов [11. P. 162], в Нидерландах к 1910 г. при населении 5,9 млн чел. насчитывалось 600 кооперативных банков с 50 тыс. участников [14. P. 150]. Крупнейшие кооперативные банки являлись зачастую полностью государственными институтами. Например, уставный капитал Прусского центрального кооперативного банка (18 млн дол.) составляли средства Королевства, а деятельность 56 союзных банков (21 из них - в сельской местности со 194 тыс. участников) контролировалась министерствами финансов и сельского хозяйства Пруссии [27. Р. 309, 311-312].

В США до начала XX века развитие системы сельского кредитования отставало от европейских стран. Лишь в

1913 г. национальные банки получили

право выдавать ссуды фермерам под ^ залог недвижимости. Однако в конечном счете именно американская система кредитования сельского хозяйства оказалась наиболее продуманной и последовательной. В 1916 г. закон о кредитовании фермеров (Federal Farm Loan Act) инициировал создание 12 федеральных земельных банков, выдававших долгосрочные кредиты группам заемщиков. В 1922 г. принят закон (Capper-Volstead Cooperative Marketing Act), согласно которому сельхозкооперативы вывели из-под действия анти-трастового законодательства и обеспечили налоговыми льготами. В 1923 г. созданы 12 посреднических кредитных банков, предоставлявших займы сельскохозяйственным кооперативам и ассоциациям, которые затем выдавали кредиты непосредственно фермерам [28. Р. 289-291]. Так, за 1929-1932 гг. сельхозкооперативы получили кредитов на 360 млн долл. по льготной ставке 3,5% вместо стандартных 6-8% [29.

Р. 113].

Важную часть государственной аграрной политики рассматриваемого этапа составляла поддержка развития сельскохозяйственной инфраструктуры. При относительно низкой рентабельности сельское хозяйство «из своих» ресурсов решить данную задачу, что требовалось для поступательного улучшения производственных показателей всего агропродовольственного сектора, не могло. Поэтому в большинстве европейских стран и США в этот период стартовало множество программ государственного финансирования землеустроительных, мелиоративных работ, электрификации, телефонизации сельских поселений, др.

Так, с середины XIX века региональные власти США начали учреждать компании (irrigation districts), координировавшие ирригационные работы на уровне штата, что подтолкнуло федеральное правительство в 1902 г. к принятию закона о госфинансировании ирригационных проектов в 20 штатах в засушливых западных районах страны, а в 1916 г. местным властям разрешили брать займы (с федеральным правительством в качестве гаранта) на развитие проектов по орошению, дренажу, предотвращению наводнений, пр.

[30. Р. 965-966]. За 1840-1860 гг. власти Швеции профинансировали осушение 4% общей площади сельхозугодий, что во многом способствовало повышению средней урожайности зерновых

References

20. Gras N. A History of Agriculture in Europe and America. NY: F.S. Crofts & Co. Publishers, 1925.

21. Colman G. Government and Agriculture in New York State // Agricultural History. 1965. Vol. 39. No. 1.

22. An Economic History of Europe. From Expansion to Development / Edited by A. D. Vittorio. Routledge, 2006.

23. Agriculture and Economic Development in Europe Since 1870 / Edited by P. Lains, V. Pinilla. Routledge, 2009.

24. Frederiksen D. Mortgage Banking in Germany // Quarterly Journal of Economics. 1894. Vol. 9. No. 1.

25. The Agrarian History of Sweden from 4000 BC to AD 2000 / Edited by J. Myrdal, M. Morell. Nordic Academic Press, 2011.

26. Sejersted F. A Theory of Economic and Technological Development in Norway in the Nineteenth Century // Scandinavian Economic History Review. 1992. Vol. XL. No. 1.

27. Herrick M., Ingalls R. Rural Credits: Land and Cooperative. NY: D. Appleton and Company, 1914.

28. Cochrane W. The Development of American Agriculture: A Historical Analysis. University of Minnesota Press, 1979.

29. Lauch J. American Agriculture and the Problem of Monopoly: the Political Economy of Grain Belt Farming 19531980. University of Nebraska Press, 2000.

30. Fuhriman W. Federal Aid to Irrigation Development // Journal of Farm Economics. 1949. Vol. 31. No. 4.

UPRAVLENETS / 11-12/39-40/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 11-12/39-40/2012

Источники

31. The Statistical Abstract of the United States: 1900. U.S. Bureau of the Census, 1901. P. 318-320; 1920. Р 319, 374, 375

32. Grigg G.B. Agricultural Systems of the World: An Evolutionary Approach. Cambridge University Press, 1974.

33. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И.С. Королева. М.: Юристъ, 2003.

34. Mazoyer M., Roundart L. A History of World Agriculture from the Neolithic Age to the Current Crisis. Earthscan, 2006.

35. Chang. H.-J. Kicking Away the Ladder - Development Strategy in Historical Perspective. L.: Anthem Press, 2002.

36. Classical Trade Protectionism 1815-

1914 / еd. by J.-P Dormois and P. Lains. Routledge, 2006.

37. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику. СПб.: Экономическая школа, 1995.

38. Zussman A. The Rise of German Protectionism in the 1870's: A Macroeconomic Perspective. SIEPR Discussion Paper No. 01-19. Stanford University. 2002. April.

38. O'Connor M.O. World Wheat Supplies 1865-1913 // Discussion Paper No. 12. Princeton University. 1970. July.

за 1800-1870-е годы на 40% (с 1 : 3,7 до

1 : 5), надоев молока на одну корову -на 2/3 (с 600 до 1000 кг) [25. P. 156-157].

Создание развитой транспортной инфраструктуры являлось важнейшим условием коммерциализации сельскохозяйственного производства и интеграции национального аграрного сектора в мировой рынок. Роль государства в подобных проектах всегда оставалась определяющей. В качестве примера можно привести организацию железнодорожного сообщения в США в XIX веке. За 1845-1860 гг. власти штатов привлекли более 90 млн дол. займов на строительство железных дорог. Позднее, в соответствии с принятыми в 1862 и 1864 гг. Pacific Railway Acts, федеральное правительство выделило 180 млн акров земли в виде грантов железнодорожным компаниям для прокладки железнодорожных путей в сельскохозяйственных районах Среднего Запада. В результате за 1832-1867 гг. протяженность железных дорог в США увеличилась с 229 до 39250, к 1900 г. - до 198964 миль. При этом плотность железнодорожной сети сообщений в главных сельскохозяйственных штатах США росла опережающими темпами. Например, в Техасе за 1860-1900 гг. - в 31,7 раза (с 307 до 9722 миль), в Айове - 13,9 раза (с 655 до 9113 миль), в Небраске - 7,9 раза (с 705 до 5594 миль). Это благотворно сказалось на экспортных возможностях аграрного сектора американской экономики. В частности, за 1867-1900 гг. поставки пшеницы на внешние рынки увеличились в 14,5 раза (до 186,1 млн бушелей, или 34% собранного урожая против 8,3% в начале рассматриваемого периода), кукурузы - в 13,3 раза (до 213,1 млн бушелей, или 10,3% всего урожая против «ранешних» 1,8% [31]). В итоге США к началу ХХ столетия превратились в крупнейшего поставщика зерна на мировой рынок (2/3 мирового экспорта вкупе с Канадой) [32. Р. 257], уступая в 1900 г. по доле в мировом сельскохозяйственном производстве (10,4%) только Китаю (14,5%) и Индии (14,0%), но сравнявшись с суммарным итогом европейских лидеров - Великобритании (1,5%), Германии (3,9%), Франции (5,2) [33. С. 594-595].

Характерной особенностью начального этапа формирования государственной агарной политики стал протекционизм. Первая волна аграрного протекционизма пришлась на конец XIX века, когда в Европу хлынул

поток дешевого зерна, мясомолочной продукции из Нового Света, Канады, Российской империи. Например, за 1850-1900 гг. объем продовольственного экспорта из США в Европу возрос в 40 раз (с 5 до 200 млн бушелей), чему во многом способствовало трехкратное удешевление стоимости трансатлантической транспортировки зерна за 1870-1900 гг., налаживание широкомасштабного производства рефрижераторной техники с 1875 г. [34. Р. 369], др. Стремительно возросшая заокеанская конкуренция вызвала стагнацию в ключевых странах - продуцентах сельскохозяйственной продукции и «реанимировала» протекционистские настроения. Начало данному процессу положила Германия, где в 1879 г. «Союз стали и ржи» пролоббировал повышение ввозных пошлин на сельскохозяйственную и промышленную продукцию [35. Р. 35]. Если до 1879 г. в Германии средневзвешенный тариф равнялся всего 3%, то уже в 1880-е годы зерновые облагались импортной пошлиной 12,4% (в 1913 г. - 25,6%), рис - 17,5% (20,2%), кофе - 32,4 % (47,2%), а к 1913 г. средняя ставка тарифа на ввозимое продовольствие достигла 23,2% [36. Р. 233-234]. Считается, что именно инициативы «Союза стали и ржи» послужили отправной точкой в последовавшей серии попыток европейских стран (Италии - в 1878 и 1887 гг., Франции -1885 г., Бельгии - 1887 и 1895 гг., Швейцарии - в 1891 г., др. [37. С. 224-225]) оградить аграрный сектор от последствий возросшей интеграции в мировое хозяйство с помощью таможенных барьеров [38. Р. 4]. Однако высокая тарифная защита, как выяснилось, не стала панацеей для европейских стран, охваченных сельскохозяйственным кризисом. Если в США за 1865-1900 гг. итоговый урожай пшеницы возрос в 3,6 раза (со 175,0 до 638,6 млн бушелей), то в Западной Европе сбор остался практически на том же уровне (534,5 против 469,6 млн бушелей означали более чем скромный рост в 13,8%), главным образом, из-за трехкратного снижения урожая в Великобритании (со 115,9 до 39,4 млн бушелей) [39. Р. 4-5, 7]. Единственным возможным вариантом выхода из сложившейся ситуации являлось радикальное переосмысление роли государства в регулировании продовольственного рынка, что приобретало особую актуальность в развернувшейся затем цепи событий экзогенного порядка, охвативших все мировое хозяйство.

Прежде всего, назовем Первую мировую войну, ставшую крупнейшим потрясением для мирового сельского хозяйства, только-только оправившегося от депрессии конца XIX столетия, и вызвавшую к жизни беспрецедентные формы государственного вмешательства в рыночные принципы хозяйствования, в том числе в аграрной сфере. Почти все воюющие страны, испытывая продовольственный кризис, установили государственный контроль за производством и распределением продуктов питания. В частности, в Британии, блокированной с моря немецким ВМФ, к 1916 г. правительство ввело карточное распределение продовольствия, продразверстку (requisition), обязало фермеров выращивать зерновые под угрозой конфискации земель «отказников», а военнопленных направляло на при нудител ьн ые сел ьскохозя йствен-ные работы. В феврале 1917 г. английские фермеры получили законодательно закрепленную (Corn Production Act) поддержку цен на выращиваемые зерновые. В августе 1917 г. Конгресс США утвердил аналогичный закон (Food Control Act), устанавливавший минимальные цены на пшеницу, на основе которого осенью того же года Г. Гувер, назначенный Президентом В. Вильсоном главой продовольственной администрации США, ввел государственный контроль за ценами на продовольствие.

Стабилизация сельскохозяйственного производства в послевоенный период, сопровождавшаяся хроническим агроперепроизводством в условиях «выхода» государства из рынка, на десятилетие 1920-х годов зафиксировала низкие цены на сельскохозяйственное сырье. Подавляющее большинство европейских стран и США, несмотря на требования фермеров ввести в качестве противовеса государственные закупки по паритетным ценам, защитить внутренние рынки тарифами и субсидировать экспортные поставки излишков для «рассасывания» запасов, до кризиса 1930-х годов отказывались от вмешательства в экономику, руководствуясь отжившими свой век теоретическими построениями о его допустимости только в чрезвычайной ситуации военного времени. Великая депрессия 1929 г. в качестве одной из первопричин имела хронический продовольственный кризис 1920-х годов, что самоочевидно в условиях, когда сельское хозяйство абсорбировало 2/3

мирового экономически активного на- ^ селения [2. Р. 112]. Безусловно, экономический кризис 1929-1933 гг., когда большинство государств активизировало вмешательство в процессы производства, переработки и сбыта сельхозпродукции в попытках преодолеть кризисные явления, стал еще одним узловым пунктом в развитии государственного регулирования сельского хозяйства развитых стран.

Таким образом, на этапе зарождения государственной аграрной политики развитых стран оформилось ее стержневое направление: создание благоприятной хозяйственной среды для ведения земледелия и животноводства через стабилизацию внутреннего сельскохозяйственного рынка и комплексное развитие села. При этом ключевые инструменты - укрепление института земельной собственности, обустройство аграрной инфраструктуры, отстраивание взаимодействия науки и сельского хозяйства, др., - как показала практика, получили в дальнейшем качественное развитие. Вместе с тем именно в этот период закладывались контуры аграрного протекционизма, волнообразное усиление или ослабление которого продолжается по настоящее время.

References

31. The Statistical Abstract of the United States: 1900. U. S. Bureau of the Census, 1901. P. 318-320; Ibid. 1920.

32. Grigg G. B. Agricultural Systems of the World: An Evolutionary Approach. Cambridge University Press, 1974.

33. World Economy. Global Tendencies for 100 years / Edited by I. S. Korolev. M.: Yurist, 2003.

34. Mazoyer M., Roundart L. A History of World Agriculture from the Neolithic Age to the Current Crisis. Earthscan, 2006.

35. Chang H-J. Kicking Away the Ladder - Development Strategy in Historical Perspective. L.: Anthem Press, 2002.

36. Classical Trade Protectionism 18151914 / Edited by J.-P. Dormois and P. Lains. Routledge, 2006.

37. Tracy M. Agriculture and food in developed countries: introduction to theory, practice and policy. SPb.: Ekonomiches-kaya shkola, 1995.

38. Zussman A. The Rise of German Protectionism in the 1870's: A Macroeconomic Perspective. SIEPR Discussion Paper No. 01-

19. Stanford University, April 2002.

39. O'Connor M.O. World Wheat Supplies 1865-1913. Discussion Paper No. 12. Princeton University, July 1970.

UPRAVLENETS / 11-12/39-40/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.