Научная статья на тему 'О запретах в оперативно-розыскной деятельности'

О запретах в оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2904
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЗАПРЕТЫ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE EVENTS / PROHIBITIONS OF INVESTIGATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омепин Виктор Николаевич

В статье на основе анализа научной литературы, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ рассматриваются понятие «запрет», его классификация в оперативно-розыскной деятельности; формулируются предложения по внесению дополнений в указанный Закон.Based on the analysis of scientific literature and Federal law № 144-FZ of August 12, 1995 «On operational search activities», the article considers the concept of prohibition and classification in operational search activities, and makes proposals for making amendments to this law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О запретах в оперативно-розыскной деятельности»

Криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

УДК 343.9 ББК 67.7

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10298

О ЗАПРЕТАХ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виктор Николаевич ОМЕЛИН, главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России», доктор юридических наук, профессор E-mail: v.omelin@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ рассматриваются понятие «запрет», его классификация в оперативно-розыскной деятельности; формулируются предложения по внесению дополнений в указанный Закон.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, запреты в оперативно-розыскной деятельности.

Annotation. Based on the analysis of scientific literature and Federal law № 144-FZ of August 12, 1995 «On operational search activities», the article considers the concept of prohibition and classification in operational search activities, and makes proposals for making amendments to this law.

Keywords: operational-investigative activity, operational-investigative events, prohibitions of investigative activities.

Исследование запретов в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) имеет не -ж- -«..только теоретическое, но и практическое значение. При помощи запретов очерчивается круг недопустимых действий в ОРД, а также определяются границы правомерного и неправомерного поведения как должностных лиц, органов осуществляющих ОРД, так и граждан, содействующих им, в том числе на конфиденциальной основе.

Исследование запретов в ОРД позволяет разработать практические рекомендации и предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства, выявить возможные пути повышения эффективности правовой регламентации ОРД.

Запреты в ОРД представляют собой относительно самостоятельное сложное правовое явление, которое нуждается в четком определении, поскольку понятия служат каркасом, основой, на базе чего развивается оперативно-розыскная наука. Тем самым создается инструментарий для научных исследований в рамках теории ОРД, а также основа для познания закономерностей становления и развития оперативно-розыскного законодательства и правоприменительной практики органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В настоящее время в литературе не сложилось единого, общепризнанного мнения о понятии запретов в ОРД.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

Довольно удачной представляется позиция А.Ю. Шумилова, согласно которой запреты в ОРД — это предусмотренное в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) ограничение компетенции оперативно-розыскных органов и других субъектов ОРД, направленное на усиление гарантий законности ОРД, а также установленное законодателем ограничение на ее осуществление не уполномоченными на то лицами1.

Соглашаясь в целом с данным высказыванием, хотелось бы сделать уточнение относительно того, что кроме ФЗ об ОРД запрещающие нормы также содержатся и в иных законодательных и подзаконных нормативных актах, регламентирующих организацию и тактику ОРД.

Сказанное позволяет констатировать, что сущность запретов в ОРД заключается в том, что они запрещают определенное действие, указывают на юридическую невозможность какого-либо конкретного поведения в сфере ОРД, поэтому их следует рассматривать как явления, упорядочивающие и ограничивающие деятельность органов (должностных лиц), осуществляющих ОРД.

Обычно правовые запреты выражаются словами «не вправе», «не допускается», «запрещается».

Использование термина «запрещается» в тексте ФЗ об ОРД возникает там, где существует острая необходимость ориентировать правосознание субъектов ОРД на недопустимость определенных действий (например, ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД).

Запрет может иметь и косвенное выражение.

Например, положение о том, что приведенный в ст. 6 ФЗ об ОРД перечень оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) может быть изменен или дополнен только федеральным законом, означает, что органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, не праве проводить оперативно-розыскные мероприятия, не предусмотренные данным Законом.

В нормативно-правовых актах, регулирующих ОРД, существует немало запрещающих нормативных предписаний, касающихся различных сфер указанного вида правоохранительной деятельности. По источникам закрепления они могут быть подразделены на запреты, предусмотренные ФЗ об ОРД, иными федеральными законами, ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Так, сотрудники полиции обязаны осуществлять ОРД в целях выявления, предупреждения,

пресечения и раскрытия преступлений (подп. 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020 г.).

При этом Закон запрещает прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (п. 3 ст. 5). Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе, как в случаях и порядке, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 15).

Статья 22 данного Закона устанавливает запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

Как следует из содержания ФЗ об ОРД, в зависимости от круга субъектов, на которые распространяются запреты, их можно классифицировать на три группы. Запреты, налагаемые на:

а) органы, осуществляющие ОРД, и их должностных лиц;

б) иных участников ОРД (судей, конфидентов);

в) относительно на неопределенный круг лиц:

К первой группе можно отнести следующие

запреты:

■ осуществлять ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом (ч. 2 ст. 5);

■ проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

■ принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных указанных выше партий и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

■ разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

■ подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий;

■ фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности (ч. 8 ст. 5);

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

■ проводить ОРМ по основаниям, предусмотренным пунктами 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, запрещается осуществлять действия, указанные в пунктах 8—11 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД (ч. 10 ст. 8);

■ при проведении гласных ОРМ не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению ОРД (ч. 3 п. 1 ст. 15);

■ использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений (ч. 3 ст. 17)2.

Рассматривая первую группу запретов в ОРД, предлагаем дополнить ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД следующими запретами:

■ совершать действия, создающие реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, кроме случаев крайней необходимости и необходимой обороны;

■ использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные действия, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан и должностных лиц.

Вторая группа запретов включает следующие предписания.

Судья не вправе отказать в рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки (и др.) при проведении ОРМ в случае их представления (ч. 1 ст. 9)3.

Лица, привлекаемые к подготовке или проведению ОРМ, не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам, осуществляющим ОРД (ч. 1 ст. 17).

По нашему мнению, в действующей редакции ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД отсутствуют гарантии реализации указанной нормы. Поэтому предлагаем ч. 1 ст. 17 дополнить предложением в следующей редакции:

«За разглашение таких сведений и представление заведомо ложной информации они несут

ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

К третьей группе запретов можно отнести следующие предписания.

Запрещается проводить ОРМ и использовать специальные и иные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, не уполномоченными на то ФЗ об ОРД физическим и юридическим лицами (ч. 6 ст. 6).

Запрещается вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом (ч. 2 ст. 16).

Из изложенного видно, что запреты в ОРД занимают значительное место в системе гарантий прав и обязанностей субъектов ОРД, законности и обоснованности их действий. Запретам в ОРД характерны следующие признаки: формальная определенность; обязательность; пассивная форма соблюдения запретов.

1 Оперативно-розыскная энциклопедия / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2004. С. 97.

2 См. подроб.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчин-ского. 4-е изд., перераб. и доп. М.,: ИНФРА-М, 2018. С. 208—209.

3 Корнилов Г.А. Об оперативно-розыскных мероприятиях, требующих судебного решения // Оперативник (сыщик). 2013. № 1 (34). С. 29—34.

Библиографический список

1. Корнилов Г.А. Об оперативно-розыскных мероприятиях, требующих судебного решения // Оперативник (сыщик). 2013. № 1 (34).

2. Оперативно-розыскная энциклопедия / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2004.

3. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2018.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.