Научная статья на тему 'О закономерностях развития системы тактики спортивной борьбы'

О закономерностях развития системы тактики спортивной борьбы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
381
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камалов Р. З.

В работе на основе интеграции наук показан новый подход при построении системы тактики спортивной борьбы, а также приводятся определения важнейших понятий тактики единоборств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О закономерностях развития системы тактики спортивной борьбы»

Р.З. Камалов,

мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАКТИКИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

В работе на основе интеграции наук показан новый подход при построении системы тактики спортивной борьбы, а также приводятся определения важнейших понятий тактики единоборств.

Тактика в спортивной борьбе - одна из составляющих конечного успеха и, несомненно, нуждается в специальном научном анализе. Первоначально этот термин использовался только в военной науке, впоследствии, учитывая, что борьба - это противостояние сопернику, стали использовать это понятие и в спортивном поединке. В своем родовом понятии тактика - это теория и практика подготовки и ведения боя [1]. Спортивная интерпретация этого понятия вносит в него элемент условности, ибо очевидно, что нет равенства между военной тактикой и тактикой в спортивном единоборстве. Однако такие элементы тактики, как организация и планирование действий, оценочный и поведенческие моменты, наличие приемов осуществления действий, которые присущи и тактике борцовских единоборств, оправдывают употребление данного термина. Исходя из военной и криминалистической наук большинство ученых считают тактику сложной системой

положений, приемов, рекомендаций, относящихся не только к производству отдельных действий, но и к организации и планированию этих действий в целом и к осуществлению различных мероприятий организационного и технического характера [1]. Таким образом, можно определить сущность тактики спортивной борьбы как «главное организующее начало в системе технических действий, тактических приемов, рекомендаций спортивной борьбы».

Понятия «тактический почерк», «тактическая зрелость», как отмечал профессор Г.С.Туманян, ввел в теорию и практику

А.Е.Воловик в 1958 году, выделивший группу тактических приемов при ведении схватки - «повторная» и «встречная атаки», «ложный прием», «ложные позы и захваты». Отмечая организующее начало тактического приема, он сделал вывод о том, что скорость мышления борцов должна опережать быстроту смены ситуации на ковре, для чего те должны уметь предвидеть события [2].

Системно вопросами тактики борьбы занялся автор первых двух учебных пособий и разделов техники, тактики, учебника по классической борьбе заслуженный тренер СССР А.Н. Ленц [3]. Тактику борьбы он определял как «наиболее целесообразное использование своих технических, физических и волевых возможностей в конкретно сложившихся условиях для достижения наилучшего результата в соревнованиях [4]. Позднее в учебнике по спортивной борьбе ученый формулирует слегка измененную трактовку дефиниции: «Тактика борьбы есть умелое использование технических, физических и волевых возможностей, с учетом особенностей противника и конкретно сложившейся ситуации в схватке и на соревнованиях» [3]. Определение по сути то же: слово «целесообразное» - заменено на «умелое» и справедливо, на наш взгляд, добавлено - «с учетом особенностей противника и конкретно сложившейся ситуации».

«Умелое» скорее всего характеризует качество действий, «целесообразное» - его необходимость. Как видим, определения исходят из разных суждений и только на первый взгляд схожи.

Первоначально к тактике относили житейский подход или познания из прикладных наук, но вследствие увеличения конкуренции на международном уровне, с одной стороны, и развития отечественной науки - с другой, возникли предпосылки к научному подходу в ее рассмотрении.

По истечении многих десятилетий и даже веков произошла консолидация многих знаний из естественных, гуманитарных, технических наук, обогативших теорию и методику спортивной борьбы.

Тактика спортивной борьбы обогатилась современными познаниями и рекомендациями из психологии, психофизиологии, биомеханики, логики, методами планирования, прогнозирования, моделирования, методиками обучения базовой и многолетней подготовки спортсменов, базирующейся на социальнопсихологических, медико-биологических, метрологических и иных новейших достижениях науки, техники,

используемых на всех этапах спортивной деятельности в ходе учебно-тренировочного процесса, тактике участия в соревнованиях, череде соревнований и тактике ведения схваток.

Исходя из интеграционных закономерностей развития теории и методики борьбы и исторически сложившихся

разделов борьбы - общетеоретических основ, техники, тактики и методики подготовки борцов, требуется создание научно обоснованного понятийного аппарата элементов этих разделов и самих разделов как развивающихся систем. В рамках данной статьи рассмотрены решения этих задач по разделу тактики.

Обсуждая определение тактики, сформулированное А.Н. Ленцем, надо отметить новаторскую по тем временам научную деятельность специалиста,

впервые основательно занявшегося

вопросами тактики спортивной борьбы. Однако в свете вышеприведенных причин развития теории и методики борьбы данное определение А.Н. Ленца не характеризует в целом тактику борьбы как

раздела, части системы спортивной

борьбы, а охватывает «умелое использование спортсменом своих спортивных качеств в конкретной схватке и в соревнованиях». Таким образом, общее, характерное для системы тактики, трактуется только через индивидуальное выражение способностей борцов в схватке и на соревнованиях. В данном определении еще отсутствует обобщение тактики как системы, состоящей в первой части из общих положений таких наук, как формальная логика, психология, теория информации, а также классификация собственных приемов тактики, созданных в рамках теории и методики спортивной борьбы и модифицированных из других наук.

Тактика борьбы тесно взаимосвязана, как справедливо писал А.Н. Ленц, с другими разделами спортивной борьбы, ее техникой и методикой. Она также связана с пропедевтикой, по мнению Г.С.Туманяна, определенной как новая дисциплина, введенной в учебные планы институтов физической культуры в начале 1970-х гг. Пропедевтика в спортивной борьбе предназначалась для формирования у студентов самых общих представлений о данном виде спорта, где излагаются фрагментарная история развития международного вида единоборств грекоримской и вольной борьбы, специфика спортивной деятельности, структуры спортивных достижений, модель тренерской деятельности, научной организации их труда, а также достижения тренеров и борцов СССР и России [2]. Представляется, что перечисленные сведения никак не отражают общенаучных основ теории и методики борьбы, которая должна обеспечивать мировоззренческие, общетеоретические основы любой науки, теории, методики, которыми являются диалектические методы, теория физического воспитания, социология физической культуры и спорта, психология и физиология человека, биомеханика, информационные и спортивные технологии тренировочных процессов, моделирования, учитывающие индивидуальность спортсмена.

Поэтому положения тактики спортивной борьбы являются подсистемой общетеоретических основ единоборства и представляют развитие и углубление системно-деятельностного анализа спортивного единоборства. Опираясь на составные части общей теории, тактика, используя фундаментальные знания естественных, гуманитарных и технических наук, совершенствует имеющиеся и создает новые тактические приемы и методики совершенствования мастерства борцов.

Таким образом, систему тактики борьбы считаем необходимым сформулировать в виде «системы научных положений, практических рекомендаций и разрабатываемых на их основе тактических приемов по ведению единоборств, реализации единиц техники, при участии в соревнованиях, а также использовании арсенала тактических приемов при базовой и многолетней подготовке борцов». В первой части системы тактики логично отметить первых ученых и тренеров-новаторов, сделавших вклад в теорию и методику борьбы, определение и классификацию тактических приемов, ситуаций, понятие тактического риска. Во второй части системы тактики предполагается уделить внимание педагогическому процессу обучения тактическому мастерству, исходя из всего арсенала тактических приемов.

Единицей тактики борьбы является тактический прием, который нуждается в правильной формулировке более точным и лаконичным языком, как «наиболее рациональное и эффективное осуществление тактического замысла ведения схватки, выбора стартового момента реализации технических действий, выполнения тактикостратегических задач в ходе отдельного турнира и череде соревнований». В отличие от определения, сформулированного

А.Н.Ленцем, понятие «рациональное» - более удачный термин, как менее затратный, экономный, дозированный выбор в физическом, техническом, психологическом и временном аспекте, правильная ориентация спортсмена в конкретной динамической ситуации применения того или иного приема. В результате именно правильного выбора и

достигается необходимый эффект. Научная обоснованность и положительная апробация тактического приема в рамках Правил единоборств означает как раз признание, что этот прием и есть наиболее рациональный, наиболее эффективный, что его следует применять или что его можно применить во всех случаях.

Для решения познавательных задач, связанных со спортивным единоборством, используются всеобщие, диалектические методы и категории (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза (вер-сирование), переход количественных изменений в качество и закономерности детерменизма, проявляемые в ходе многолетней спортивной деятельности.

Широко применяются в спортивной деятельности общенаучные методы -наблюдение, описание, сравнение,

эксперимент, интуиция, моделирование и данные иных наук (теория познания, теория отражения (рефлексия), теория физического воспитания и спорта,

математических методов и методов

компьютерной технологии).

О психологической подготовке борцов впервые писал в 1968 году А.Н. Ленц, оценивая слабую психологическую подготовку соперника как благоприятный фон для проведения технических действий в схватке [3]. Современный уровень психологических, психофизических наук расширили арсенал тактических приемов на основе знания структуры личности человека, наиболее адаптированного к определенной профессии, деятельности (работы психолога К.К.Платонова, создавшего такое учение, как профессиография) [5]. На ранней стадии использования психологических знаний в конце 60-х годов в подготовке сборной команды СССР привлекались и психологи, которые на том уровне психологических знаний внедряли аутогенные методы укрепления морально-волевых качеств, анализировали психологические особенности соперников из-за рубежа и, как писал Г.С.Туманян, воспитывали твердость характера [2].

Исследования отечественных и зарубежных психологов В.С.Мерлина, К.К.

Платонова, Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова,

В.Д.Небылицына, А.Н.Леонтьева, В.М.Ру-санова, Л.С. Выготского, Д.И.Узнадзе, Дж.Миллера, Е.Галантера, К.Прибрама и психологов в области спорта П.А.Рудика, А.Ц.Пуни позволяют успешно использовать психофизические, формируемые и ситуативные психологические факторы спортивных перспектив спортсменов как в педагогическом аспекте, так и в использовании этих познаний в качестве психологических приемов на этапах селекции, в ходе базовой и многолетней подготовки борцов, при планировании и проведении единоборства с соперниками, обладающими определенными сензитивными и психодинамическими качествами.

Впервые о приемах планирования подготовки к схваткам писал А.Н.Ленц [3,4]. Помимо этого, ученый, оценивая организующую функцию планирования, определял пути и способы ее решения, последовательность необходимых действий, предусматривал правильную постановку задач тренировки, рациональное распределение соревнований; разумное использование средств, методов тренировки; правильное нарастание и чередование нагрузки; чередование нагрузки и отдыха; врачебный и педагогический контроль за реализацией составленного плана. Построение плана единоборства является элементом воспитания у борцов тактико-стратегического мышления, потому что, помимо логической, существуют и тактические основы планирования - это тот замысел, которым руководствуется спортсмен в ходе предстоящего единоборства и всего турнира, определяя последовательность и время своих действий - моменты не только организационного, но тактического порядка.

Родо-видовые таксоны тактических приемов в предложенной классификации

[6] взаимосвязаны между собой, и потому возможны комбинации тактических приемов - сочетание двух или более приемов, которые борцы высокого класса используют для достижения необходимого результата.

В зависимости от кондиционной, координационной или технико-тактической подготовленности соперников в практике единоборств реализуются, как правило, тактические рекомендации - научно обоснованный и апробированный совет, касающийся выбора тактических приемов. Эта рекомендация может относиться к тактике проведения технических действий, ее элементам, стадии, выбору тактики ведения единоборства и множеству других хрестоматийных, закрепившихся в специальной литературе рекомендаций. Это позволит спортсмену четко придерживаться проверенных практикой советов. Например, придерживаться определенной стойки - левой, правой, высокой, низкой - против конкретного соперника или вести единоборство в высоком темпе против соперника, не обладающего специальной выносливостью. Рекомендации могут быть общими, применимыми любыми спортсменами в любой динамической ситуации. Рекомендации могут быть программированными, рассчитанными на определенного адресата - соперника или конкретную ситуацию. По справедливому мнению Г.С.Туманяна, писавшего, что «тактическое мышление должно быть и у стратега», Е.М.Чумаков, раскрывая анали-тико-синтетическую фазу деятельности, в числе важных факторов выделил быстроту и гибкость принятия решений, что весьма важно в ходе проведения схватки [2]. Решение - один из необходимых моментов волевого действия, состоящих в выборе цели, предполагающий осознание цели и средств действия, мысленное совершения действия, предшествующее фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения. Тактическое решение по своей структуре - сложное, охватывающее такие системы, как информационную, организующую и операционную. В информационную, по Е.М. Чумакову, могут входить такие приемы, как разведка, планирование и реализация тактики. Организационная часть содержит методы и направления действий, последовательность применения кондиционных и тактико-технических

приемов в ходе ведения единоборства и при участии в соревновании. Операционная часть - это установление цели тактического воздействия, условий и способов ее достижения и прогнозируемых результатов реализации тактического решения

[7]. Исходя из изложенного, тактическое решение представляет собой «волевой и интеллектуальный акт, основанный на анализе текущей ситуации, знании тактики и механизмов ведения единоборств, рекомендаций, личном опыте, интуиции, приводящий к выбору наиболее оптимального варианта действий».

В содержании системы тактики борьбы назрела необходимость анализа понятия ситуации, их видов, содержания и роли, которую она играет для стартового момента реализации тактико-технического арсенала борца. В литературе по спортивной борьбе ситуация рассматривается при проведении единиц техники в ходе проведения поединков. Однако это понятие охватывает условия, место, время проведения соревнований, поведение лиц, оказавшихся в сфере соревнований судей, должностных лиц, осуществляющих допинг-контроль. Эта сложная система взаимосвязей, образующая ту конкретную обстановку, в которой оказываются спортсмены, тренеры, иные специалисты различных служб, в которых протекает подготовительная, соревновательная или реабилитационно-восстановительная деятельность. Иными словами, под ситуацией понимается система, значимая для принятия тактического решения, информация, характеризующая конкретный реальный момент, прогностические и иные обстоятельства и связанная с организационными, тактико-стратегическими действиями. Ситуация в спортивном единоборстве образует в своей совокупности динамическую систему, постоянно изменяющуюся под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы - это те не зависящие от спортсмена причины, которые вызывают изменения ситуации в турнире. К примеру, травма одного из конкурентов, изменяющая турнирное положение спорт-

сменов. Она может возникнуть из-за необъективного судейства, мотивированного или немотивированного, сговора соперников и т.п.

Субъективные факторы - причины, порождаемые действиями единоборцев, рекомендациями их тренеров, консультантов.

Система условий, создающая какую-либо ситуацию, состоит из следующих компонентов:

1.Компоненты психологического харак-

тера: диагностика подструктурных качеств личности соперников - темперамент и общие способности, направленность, опыт, степень участия сознания; система осознанных свойств характера - смелость, решительность, целеустремленность,

настойчивость, координационные и кондиционные качества, оперативно-тактическое мышление, антиципация.

2.Компоненты информационного плана: осведомленность о спортивных качествах соперников, их намерениях. В литературе по борьбе давно используются термины, заимствованные из военной науки (например, предварительная разведка, разведка боем, разведка) [2]. Конечно, эти слова воспринимаются как условно применяемые, но каждая наука, учение и теории должны формировать свой понятийный аппарат. Для теории и методики борьбы представляется уместным использовать понятие диагностики, что в переводе с греческого означает распознавание - в нашем случае, спортивных и личностных качеств соперников.

3.Компоненты тактического характера: стиль ведения схватки, тактика подготовки условий и ситуаций проведения единиц техники, наличие тактического риска и возможности его минимизации, приемов защиты и противодействия (контрприемов) со стороны соперника, контроль ошибочных действий спортсмена и непредвиденные действия соперника.

Всякое действие борца, направленное на достижение тактико-технических целей, должно осуществляться в благоприятной или неблагоприятной ситуации. Решение ситуационных задач связано с той или

иной фазой развития ситуации в единоборстве. Среди конфликтных в аспекте тактики следует выделить ситуацию тактического риска. Термином «риск» (от ит. Шбюо - «скала»; производным является атББкаг - «идти на скалу», шире -«подвергаться опасности») обозначается всякая возможность ущерба, угроза благам лица, в нашем случае тактический риск может быть определен как ситуация, грозящая провалом замыслу спортсмена.

Тактический риск является естественным явлением спортивного еди-

ноборства. Сама специфика борьбы делает необходимым принятие решений в условиях тактического риска, предвидение возможных отрицательных последствий и продуманность мер по ликвидации или ослаблению этих последствий, т.е. минимизация риска. Другими словами, риск -«это деятельность, осуществляемая в

условиях выбора, когда существует

опасность в случае неудачи оказаться в проигрышном положении, нежели до выбора» [8].

Какова мотивация спортсмена действовать в условиях риска?

Во-первых, это дефицит времени в ходе проигрываемой схватки или невозможность раскрыть глухую защиту соперника, в ограниченные новыми правилами борьбы двухминутные периоды.

Во-вторых, это информационная неопределенность, недостаточность

данных о сопернике для принятия всесторонне взвешенного решения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий: учебное пособие. - М.: Новый юрист,1997.

2.Туманян Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учебное пособие. -М.: Академия, 2006.

3.Галковский Н.М., Катулин А.З. Спортивная борьба: учебник. - М.: Физкультура и спорт,1968.

4.Ленц А.Н. Спортивная борьба: учебное пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1964.

5.Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.,1985.

6. Камалов Р.З. Использование классификации тактических приемов как системного определителя спортивных и личностных качеств единоборцев в соревновательной практике // Вестник Казанского юридического института МВД РФ. - 2012. - №1(7).-

С.91-95 .

7.Белкин Р.С. Криминалистика: учебник для вузов. - 2-е издание. - М., 2004.

В-третьих, это уверенность спортсмена в своем превосходстве в ранге рефлексии над соперником.

В-четвертых, интуитивное предвидение успешности своих действий, несмотря на их рискованность.

В общем виде ситуация тактического риска характеризуется наличием неопределенности, возможностью неизбежного выбора и оценки вероятности осуществить намечаемый выбор [8].

Осознание проблемы и постановки задач по конструированию благоприятных динамических ситуаций - это моделирование действия с выводом возможного положительного и

отрицательного результата. Минимизация тактического риска возможна, если прибегнуть к одному из следующих решений: изменить структуру

тактического приема, направленную на изменение тактики соперника; модифицировать способы проведения тактико-технических действий до изменения динамической ситуации; отказаться от порой логического верного и перейти, по Р. Петрову, к парадоксальному плану. Сравнить данную ситуацию тактического риска по аналогии с ранее возникавшими в личной практике, опыте других и оценить ранее примененные приемы на предмет их использования; использовать

превосходства борца в ранге рефлексии и фактор внезапности.

8.Осипов Ю.Ю. Тактический риск производства следственных действий и его оценка//Криминалистика и судебные экспертизы. - Краснодар: Краснодарский

юридический институт МВД РФ.- 1995.-Ч.2.-С.36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.