Научная статья на тему 'О закономерностях построения системы стратегического управления инновационным развитием хозяйственных систем'

О закономерностях построения системы стратегического управления инновационным развитием хозяйственных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION DEVELOPMENT / STRATEGIC MANAGEMENT / MODERNIZATION / ECONOMIC SYSTEM / INNOVATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осадчая Т. Г.

Целью настоящего исследования является выявление закономерностей построения системы стратегического управления инновационным развитием хозяйственных систем. Автор обосновывает инновационный путь развития хозяйственных систем, с учетом построения эффективной стратегической модели управления как наиболее оптимальный, так как он отвечает и возможностям, и коренным интересам, и императивам современной цивилизации. Установлено, что опираясь на продуманную, целенаправленную, последовательную инновационную экономическую политику, сделавшую соответствующий стратегический выбор, хозяйственные системы сумеют преодолеть кризисные явления и обеспечить должное качество жизни населения страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осадчая Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT RAGULARITIES OF BUILDING SYSTEM STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS

The purpose of this study is to reveal regularities of building the system strategic management of innovation development of economic systems. The author substantiates the innovation development way of economic systems, taking into account the building of efficient strategy model of management as the most optimal because it does correspond to the possibilities, the fundamental interests, and imperatives of the modern civilization. It is ascertained that, basing on considered purposeful consistent innovative economic policy making the appropriate choice, economic systems will be able to overcome the crisis phenomena and provide the proper life quality of country population.

Текст научной работы на тему «О закономерностях построения системы стратегического управления инновационным развитием хозяйственных систем»

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Т. Г. ОСАДЧАЯ

Целью настоящего исследования является выявление закономерностей построения системы стратегического управления инновационным развитием хозяйственных систем. Автор обосновывает инновационный путь развития хозяйственных систем, с учетом построения эффективной стратегической модели управления как наиболее оптимальный, так как он отвечает и возможностям, и коренным интересам, и императивам современной цивилизации. Установлено, что опираясь на продуманную, целенаправленную, последовательную инновационную экономическую политику, сделавшую соответствующий стратегический выбор, хозяйственные системы сумеют преодолеть кризисные явления и обеспечить должное качество жизни населения страны.

Ключевые слова: инновационное развитие, стратегическое управление, модернизация, хозяйственная система, инновационный процесс.

Современное развитие мирового сообщества характеризуется системной интеграцией экономик государств, международной концентрацией капитала, интеграцией мировых рынков и глобализацией хозяйственной деятельности компаний. Важнейшими его факторами становятся научнотехнический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства.

Экономическое и технологическое доминирование США, Японии и стран Европейского Содружества основано на наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности и обеспечивает этим странам политическое господство в мире. Осознавая важность и исключительное значение инновационной сферы деятельности, правительства этих государств перешли к агрессивной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ. Это позволит сделать мощный технологический рывок компаниям, имеющим место базирования в этих государствах, и обеспечит еще больший разрыв по всем макроэкономическим показателям в этих странах по сравнению с остальными. В связи с этим стратегическое значение государственной политики приобретает инновационная деятельность компаний, содержанием которой является разработка и вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний.

Структурная и организационная специфика инновационного процесса при его осуществлении в значительной мере определяется неопределенностями всех уровней. Неопределенности в инновационном процессе приводят к ограничению использования оптимизационных методов управления, обусловливая необходимость применения адаптивных подходов. В связи с этим стратегическое значение государственной политики приобретает инновационная деятельность компаний, содержанием которой является разработка и вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний [3].

В настоящее время экономика России демонстрирует некоторые признаки оживления: наблюдается небольшой помесячный рост, замедлилась инфляция. Есть и еще целый ряд факторов, вызывающих пока что сдержанный, но все-таки оптимизм. Но, выходя постепенно из кризиса, нам необходимо думать о том, каким будет рост экономики. Сейчас усилия, направленные на модернизацию экономики, на технологическое и инновационное развитие приобретают особое значение. От того, насколько мы в ближайшем будущем сможем модернизировать экономику и преодолеть технологическое отставание, зависит будущая устойчивость экономики к разным мировым катаклизмам. Вопрос модернизации российской экономики сегодня - это вопрос ее выживания.

Осенью прошлого года президент страны Дмитрий Медведев призывал вместо «примитивного сырьевого хозяйства» создавать «умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям». И одна из актуальных задач, стоящих сейчас перед страной - предъявить миру и доказать себе, что Россия не является сырьевой кладовкой, что ее государственные амбиции не пережиток холодной войны, подкрепляемый наличием большого арсенала, а основаны на интеллектуальном потенциале граждан и инновационных возможностях бизнеса.

Содержательно категория «модернизация» достаточно близка к категории «экономическое развитие», отражающей совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда. Однако, если экономическое развитие характеризует эволюционные тенденции, то модернизация связана с обновлением экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сфер общества. Модернизация экономики делает возможным переход к инновационной модели развития, рассматриваемой в качестве одной из важнейших задач, стоящих перед Россией. При этом назревшая потребность ускорения модернизации экономического развития актуализируется необходимостью компенсации негативных эффектов глобализации и повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Основой модернизационной политики мы считаем стимулирование инноваций с тем, чтобы число инновационных предприятий росло, и они бы начали определять объемы экономики, и с тем, чтобы значительная часть также была связана с инновацией. Не стоит забывать, что инновационность является характерным признаком современного мира. Необходимость производства и внедрения инноваций в современном обществе хорошо осознается представителями западного мира. Однако в России мы вынуждены констатировать низкую инновационную активность. Важной причиной складывающихся негативных тенденций является отсутствие эффективной поддержки инноваций в реальном секторе - расходы на науку выросли, а расходы на поддержку внедрения инноваций в частном бизнесе остались на очень низком уровне. Доля организаций, получавших финансирование на осуществление технологических инноваций из средств бюджета, у нас в разы меньше, чем в развитых странах. Особенно тяжелое положение складывается среди

малых и средних предприятий, которые находятся под двойным ударом сокращающегося спроса и жестких условий предоставления банковских кредитов.

Четко вырисовывающиеся перспективы возвращения экономики России по новой посткри-зисной траектории к модернизационному варианту экономического развития требуют углубления теоретического анализа модернизации как экономической категории, в том числе с позиций институциональных изменений, выявления ограничений развития модернизации, определения ее приоритетов, а также разработки инструментария и механизма модернизации, обеспечивающей решение традиционной дилеммы теории благосостоянии - повышение уровня социально-экономического развития экономики (социальная справедливость) на основе экономического роста (экономическая эффективность) [2].

На наш взгляд, проблемы инноваций и модернизации, технологического отставания России от зарубежных стран, связаны не столько с недостатком финансирования (хотя это и важнейший фактор), но и с нашим неумением перевести знания в конкурентоспособные продукты и технологии - в востребованные на рынке инновации. Даже с нынешним недостаточным финансированием науки и инноваций потенциальный уровень инновационной активности компаний в случае, если бы процесс внедрения разработок в бизнесе был бы более эффективным, мог бы быть выше как минимум в два раза. Поэтому, не забывая о поддержке сектора науки, основной акцент необходимо делать на стимулировании инновационной активности в экономике, на предприятиях реального сектора. Несмотря на объективно возросшую роль государства во время кризиса, именно бизнес должен стать основным потребителем инноваций на этапе посткризисного экономического подъема.

В этой связи назрела необходимость в рассмотрении вопроса, касающегося построения систем стратегического управления инновациями. Стратегическое управление инновационным развитием хозяйственных систем предполагает выбор наиболее эффективных путей научнотехнического развития социально-экономической системы, основанной на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений. Реализация государственной инновационной политики требует создания развитой инновационной инфраструктуры, обслуживающей инновационную сферу государства. Поэтому, если в хо-

зяйственной системе отсутствует конкурентоспособная инновационная инфраструктура, то ожидать прогрессивного развития экономики и роста благосостояния населения страны не следует.

Суть стратегического управления инновациями ныне понимается как опережающее создание организационных способностей, что и является отличительным достоинством мировых лидеров в сфере коммерциализации высоких технологий.

Ключевой проблемой стратегии управления, направленной на инновационное развитие национальных и региональных хозяйственных систем в РФ является, таким образом, формирование целостной инновационной инфраструктуры коммерциализации инновационных продуктов и услуг, включающей институты защиты прав интеллектуальной собственности и страхования рисков, финансовой, маркетинговой, консалтинговой, информационной и кадровой поддержки инновационной деятельности. Важная роль в системе стратегического управления инновационным развитием хозяйственных систем должна быть отведена использованию механизма частно-государственного партнерства. Часть прикладных исследований и создание инновационной инфраструктуры может осуществляться с участием бизнеса, а технологическая модернизация - преимущественно самим бизнесом [1].

Для эффективного решения проблем стратегического управления инновационным развитием хозяйственных систем необходимо, прежде всего, рассмотреть закономерности построения систем управления. В основе проблемы стратегического управления лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т. е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития.

Все закономерности управления инновационным развитием можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности, касающиеся менеджмента.

Рассмотрим ряд законов, лежащих в основе системы стратегического управления инновационного развития хозяйственных систем:

1. Закон единства и целостности системы.

Данный закон гласит, что система стратегического управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все необходимые элементы, объективно соответствующие целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система стратегического управления инновационным развитием должна реализовывать все функции управления, необходимые для достижения целей системы инновационного типа.

Единство системы стратегического управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

2. Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы стратегического управления.

Суть его заключается в соответствии сферы управления требованиям характера инновационной деятельности. Закон гласит, что любая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотносительность.

Соотносительность системы управления означает, что субъект и объект управления должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам инновационного развития. В частности, она предполагает установления и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятого персонала, технико-экономическому уровню и уровню технической оснащенности производства и другим характеристикам.

3. Закон зависимости эффективности решения и задач управления от объема использования информации.

Закон определяет устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации. Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации. Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого реше-

ния быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности. Поскольку дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принимаемое решение. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему [3].

Знание механизма данного закона позволяет:

- рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем;

- обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления;

- планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.

4. Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

Этот закон отражает одно из важных требований к управлению - его оперативность.

5. Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе стратегического управления.

Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показатели такого соответствия служат критерии эффективности. На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей». Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях. Во-вторых, системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий [1].

6. Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления. Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления.

7. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе стратегического управления организационной системы экономической природе отношений между ее подсистемами и ее элементами.

Связи между субъектом и объектом управления могут быть прямые и обратные. Прямые связи получают свое выражение в форме команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратные связи - это команды (управляющие воздействия) от объекта к субъекту управления, выражающие реакцию объекта на управляющее воздействие. Если в системе управления нет обратной связи или она не улавливается органом управления, то она, в конечном счете, может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

8. Закон единства действий законов управления.

Суть закона в том, что протекание явлений и процессов стратегического управления есть результат действий и процессов, каждый из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность стратегического управления зависит как от степени активного использования всей системы законов управления, так и законов развития объективного мира в целом [2].

Для того чтобы наиболее полно использовать действия законов, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действия каждого закона, а с другой стороны - выяснить механизм воздействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом инновационном процессе или явлении.

Таким образом, инновационный путь развития хозяйственных систем с учетом построения эффективной стратегической модели управления

можно считать оптимальным, ибо он отвечает и возможностям, и коренным интересам, и императивам современной цивилизации. Опираясь на продуманную, целенаправленную, последова-

тельную и твердую политику, сделавшую соответствующий стратегический выбор, хозяйственные системы сумеют преодолеть кризис и обеспечить должное качество жизни населения.

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: пер с англ.; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб., 2004.

2. Регионы. Инвестиционные проекты // Рос. газ. URL: http://www.rg. 17 июня 2010 № 130 (5209).

3. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог, 2006.

* * *

ABOUT RAGULARITIES OF BUILDING SYSTEM STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS

T. G. Osadchaya

The purpose of this study is to reveal regularities of building the system strategic management of innovation development of economic systems. The author substantiates the innovation development way of economic systems, taking into account the building of efficient strategy model of management as the most optimal because it does correspond to the possibilities, the fundamental interests, and imperatives of the modern civilization. It is ascertained that, basing on considered purposeful consistent innovative economic policy making the appropriate choice, economic systems will be able to overcome the crisis phenomena and provide the proper life quality of country population.

Key words: innovation development, strategic management, modernization, economic system, innovative process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.