Научная статья на тему 'О закономерностях построения системы подготовки юных спортсменов в спортивной борьбе'

О закономерностях построения системы подготовки юных спортсменов в спортивной борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / STRUCTURE / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / MODEL CHARACTERISTICS / СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / WRESTLING / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любимов Владимир Борисович

В статье на основе интеграции развития отдельных физических качеств представлена часть алгоритма построения спортивной подготовки юных борцов, обуславливающая возможность осуществления учебно-тренировочных занятий с раннего возраста и достижение в последующем высоких спортивных результатов. Предложенное автором построение методики подготовки юных спортсменов-борцов на начальном этапе подготовки, представлено на кратком анализе развития в ходе учебно-тренировочного процесса значимых для спортивной борьбы физических качеств, в частности силовых характеристик юного спортсмена. Основной целью исследования является поиск оптимального и наиболее эффективного пути построения спортивной тренировки юных спортсменов-борцов. Значимым, с точки зрения автора, в этом случае выступает не развитие отдельных физических качеств, а их правильное соотношение и сочетание в упражнениях, используемых в качестве базовых в учебно-тренировочной программе спортивной подготовки. В этом случае тренер выстраивает процесс в континууме спортивной подготовки с интеграцией индивидуальных особенностей развития юного спортсмена и базовых физических качеств конкретного вида спорта, образующих кинетическую цепь соревновательного двигательного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любимов Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAWS CONSTRUCTION OF SYSTEM OF PREPARATION OF YOUNG ATHLETS IN WRESTLING

In article on the basis of integration of development of separate physical qualities the part of algorithm of construction of sports preparation of young wrestlers providing the possibility of implementation of educational and training occupations from early age and achievement in the subsequent high sports results is presented. The construction of a technique of preparation of young athlete’s wrestlers at an initial stage of preparation offered by the author is presented on the brief analysis of development during educational and training process of physical qualities significant for wrestling, in particular power characteristics of the young athlete. The main purpose of the study is to find the optimal and most effective way to build sports training of young wrestler athletes. Significant, from the point of view of the author, in this case, is not the development of individual physical qualities, but their correct ratio and combination in the exercises used as basic in the training program of sports training. In this case, the trainer builds the process in the continuum of athletic training with the integration of the individual characteristics of the development of the young athlete and basic physical qualities of a particular sport, forming the kinetic chain competition physical action.

Текст научной работы на тему «О закономерностях построения системы подготовки юных спортсменов в спортивной борьбе»

Педагогика

УДК 37.02; 796.8 ББК 75.1

аспирант Любимов Владимир Борисович

Екатеринбургский филиал

Уральского государственного университета физической культуры (г. Екатеринбург)

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В

СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

Аннотация. В статье на основе интеграции развития отдельных физических качеств представлена часть алгоритма построения спортивной подготовки юных борцов, обуславливающая возможность осуществления учебно-тренировочных занятий с раннего возраста и достижение в последующем высоких спортивных результатов. Предложенное автором построение методики подготовки юных спортсменов-борцов на начальном этапе подготовки, представлено на кратком анализе развития в ходе учебно-тренировочного процесса значимых для спортивной борьбы физических качеств, в частности силовых характеристик юного спортсмена.

Основной целью исследования является поиск оптимального и наиболее эффективного пути построения спортивной тренировки юных спортсменов-борцов. Значимым, с точки зрения автора, в этом случае выступает не развитие отдельных физических качеств, а их правильное соотношение и сочетание в упражнениях, используемых в качестве базовых в учебно-тренировочной программе спортивной подготовки. В этом случае тренер выстраивает процесс в континууме спортивной подготовки с интеграцией индивидуальных особенностей развития юного спортсмена и базовых физических качеств конкретного вида спорта, образующих кинетическую цепь соревновательного двигательного действия.

Ключевые слова: структура, модельные характеристики, спортивная борьба, интеграция, физическая подготовка.

Annotation. In article on the basis of integration of development of separate physical qualities the part of algorithm of construction of sports preparation of young wrestlers providing the possibility of implementation of educational and training occupations from early age and achievement in the subsequent high sports results is presented. The construction of a technique of preparation of young athlete's wrestlers at an initial stage of preparation offered by the author is presented on the brief analysis of development during educational and training process of physical qualities significant for wrestling, in particular power characteristics of the young athlete.

The main purpose of the study is to find the optimal and most effective way to build sports training of young wrestler athletes. Significant, from the point of view of the author, in this case, is not the development of individual physical qualities, but their correct ratio and combination in the exercises used as basic in the training program of sports training. In this case, the trainer builds the process in the continuum of athletic training with the integration of the individual characteristics of the development of the young athlete and basic physical qualities of a particular sport, forming the kinetic chain competition physical action.

Keywords: structure, model characteristics, wrestling, integration, physical training.

Введение. Согласно физическому, психологическому и когнитивному развитию, ребенку должно быть не менее 6 лет, прежде чем участвовать в организованном процессе спортивной подготовки, а в некоторых случаях - не менее 10 лет (спортивная борьба) [41.

Популярность видов спорта в настоящее время продолжает расти. Согласно результатам исследования, из семидесяти пять процентов семей России имеют по крайней мере одного ребенка, который посещает учебно-тренировочные занятия какого-либо вида спорта [5, с. 2411.

Однако, к сожалению, нормативно-правовая база, которая содержит руководящие принципы, правила и положения, регламентирующие деятельность в большинстве видов спорта детей рассматриваемого нами возраста, была создана на основе относительно небольшого количества научных данных, что не может не вызвать тревогу у специалистов, занятых в процессе подготовки юных спортсменов.

Достаточно нечеткие описания возрастных особенностей юных спортсменов, не позволяющие корректировать учебно-тренировочный процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка, не определенность времени занятий и структуры спортивной деятельности.

Менее 20% из 2-4 миллионов «маленьких спортсменов» и менее 8% тренеров спортивных школ получают формальное обучение [5, с. 2411. Каждый год около 35% юных спортсменов прекращают участвовать в спортивной деятельности и в дальнейшем, не возвращаются к участию в ней.

Наряду со сказанным, показатели, на основании которых можно декларировать спортивное истощение юных спортсменов в последнее время значительно возросли, что, на наш взгляд, обусловлено несоответствием используемых на практике программ подготовки половозрастным особенностям ребенка, в частности рассматриваемого нами возрастного периода 7-9 лет. Сказанное способно привести либо к получению травм, либо к уходу ребенка из спортивной деятельности с чувством отвращения к ней и нежеланием заниматься ею в дальнейшем.

Построение наиболее оптимальной методики планирования и организации учебно-тренировочного процесса с юными спортсменами необходимо «согласовать» не только с его общеизвестными и научно обоснованными многими учеными возрастными особенностями, но и осуществить точную оценку индивидуальной спортивной готовности каждого ребенка, для выявления степени его готовности к спортивной конкуренции и перспективной успешности в достижении высоких спортивных результатов [2, с. 131.

Несоответствие спортивной готовности и форсирование в развитии навыков может привести к возникновению устойчивых симптомов тревоги, стресса и, в конечном счете, к полному физическому и психологическому истощению юного спортсмена [2, с. 151. С нашей точки зрения в качестве основной цели в учебно-тренировочном процессе юного спортсмена цели должно стать приобретение положительного спортивного опыта посредством обучения и практики формирования, соответствующих тому или иному виду спорта фундаментальных навыков.

Формулировка цели статьи: обоснование основополагающих закономерностей построения системы спортивной подготовки детей 7-9 лет в спортивной борьбе для планирования и организации оптимальной организации учебно-тренировочного процесса с целью достижения в перспективе высоких спортивных результатов.

Изложение основного материала статьи. В настоящей работе представлена лишь часть исследования, а именно научное обоснование принципа построения авторской методики подготовки юных спортсменов-борцов, концептуальной основой которой выступает необходимость целенаправленного, взвешенного и наиболее оптимального планирования, осуществленного с учетом половозрастной, психической, физической и индивидуальной степени готовности к реализации себя в спортивной деятельности, без возможности получения травм.

В силу невозможности в условиях ограниченности объема представляемого материала исследования раскрыть всю структурную композицию авторской методики, мы остановимся более подробно на основной идее, лежащей в её основе. В частности, на осуществлении подбора используемых в ходе учебно-тренировочных занятий юных борцов упражнений.

В качестве основной цели в выборе тренировочных упражнений, включенных в программу спортивной подготовки, выступает достижение в развитии необходимых для борцов физических качеств и формировании наиболее значимых умений и навыков. При этом их направленность обусловлена не столько развитием, например, силы, а обоснование выбора того или иного упражнения в качестве основного.

В этом случае, тренер должен осуществлять выбор упражнений, видя в нём часть «дороги» или «нити» к развитию каких-либо значимых для конкретного вида функций, которое в свою очередь откроет «дверь» к следующему упражнению в континууме. Прогрессирование, организованное подобным образом, позволит юному спортсмену консолидировать свою эффективность на каждом тренировочном уровне, прежде чем перейти на следующий [3, с. 155].

Таким образом, на каждом тренировочном уровне юные борцы приобретают определенные качества, которые они могут использовать для обучения и выполнения следующего упражнения, прогрессируя с постоянно растущим спектром физических качеств, для дальнейшего их использования в развитии конкретной соревновательной деятельности [1, с. 23].

Соревновательная деятельность включает в себя развитие и совершенствование техники борьбы, приобретение необходимой физиологической пригодности спортсменом и способности переживать всю совокупность сложностей разнообразных моделей повышения спортивной квалификации [5].

Систематическое и точное продвижение юного спортсмена по этому континууму — это своего рода проверка способностей тренера оценивать, модифицировать и корректировать программу учебно-тренировочного процесса. Например, приседания на одной ноге «вводят» спортсмена в функцию секвенированного сгибания / разгибание голеностопного, коленного и тазобедренного суставов, по существу, необходимое условие для осуществления многих соревновательных двигательных действий во время борьбы.

Соблюдение такой последовательности способно привести к дальнейшему совершенствованию разнообразных прыжков, тем самым постепенно формируя матрицу значимых для спортивной борьбы двигательных действий (см. рисунок 1).

I IpifÇfwl&Hi'M

1}а*впгпе силы

ОбщЙЯ paooTpçnoçooHticTh.

11риседан ия $

ПрЫЖКС 1 Г IpbljfTKH

Максимальная сила

фунмдвдмальная рабсто СШСОбност ь

Рисунок 1. Сопряжённые проявления физических качеств борца

По сути, тренер должен полностью осознавать важность соблюдения обоснованного континуума всей программы спортивной подготовки, с учетом различий в индивидуальных особенностях развития каждого юного спортсмена.

В рамках создания долгосрочной стратегии тренер должен изначально ответить на вопрос, «какие показатели производительности необходимы спортсмену, для достижения высоких спортивных результатов в будущем», т.е. какими модельными характеристиками должен обладать спортсмен, что поможет приблизиться к некоему «святому Граалю» спортивной борьбы, без которого шансов на прогресс мало.

С самого начала необходимо четко понимать, что упражнения должны быть отобраны на основании логической завершенности и возможности беспрепятственного измерения результат в них относительно потребностей каждого спортсмена.

При рассмотрении сферы силовой подготовки, соглашаясь с существованием трех основных видов силы, на развитие которых направлен учебно-тренировочный процесс юных борцов [6], не стоит забывать, что эффективность исполнения спортсменом соревновательных двигательных будет завесить совокупности вложения и гармоничности сочетания одновременно трех видов силы. Именно такой подход способен обеспечить достижение общей устойчивости спортивных результатов в ходе учебно-тренировочного процесса.

Таким образом, целью любой программы подготовки спортсмена, особенно на этапе начальной подготовки будет являться достижение эффективности двигательного действия, характерного для

конкретного вида спорта, а не целенаправленное достижение лишь силовых качеств спортсмена, обеспечиваемая эффективностью каждой единицы производительности, среди которых в нашем случае скорость и выносливость спортсмена. Подобная взаимозависимость способна создать мощную результирующую силу, а средствами её достижения могут быть бег, прыжки, метания и т.д.

В то время как тренер может быть обеспокоен увеличением этой силы, необходимо четко понимать, что эффективность рычагов тела в совместной работе в скоординированном ритме имеет первостепенное значение [5, с.241]. Например, в ходе выполнения спортсменом броска, его сила отражается не только в совершении самого технического приёма, сколько в способности сохранять устойчивое положение, стабилизировав положение тела (сохранение равновесия), которое позволит спортсмену выполнить его на более качественном уровне.

Такой подход требует от тренера знаний о взаимодействии точек приложения силы, её стабилизации силы и регулировании в континууме всего двигательного действия, что позволит ему осуществить правильный подбор подводящих и развивающих конкретный аспект подготовки спортсмена упражнений. Именно такая интеграция содействует проявлению силы в ходе выполнения соревновательного движения, образуя устойчивую кинетическую цепь, а не показатель силы отдельных мышц.

В процессе тренировочных занятий необходимо использовать важные принципы обучения -систематичности и постепенности, начиная с разучивания отдельных двигательных действий, достигая стабильности его исполнения сначала в замедленном темпе с постепенным его наращиваем.

На наш взгляд, следует отметить и необходимость организации «жесткого» контроля, осуществляемого на протяжении всех этапах спортивной подготовки, а также создании системы консультирования - научного коучинга, целью которого является оптимальная организация учебно-тренировочной деятельности юного спортсмена с точки зрения психологического сопровождения в его развитии и становлении как личности.

Для юных спортсменов тренер достаточно часто выступает в роли и отца и матери, что накладывает на него ещё больше ответственности. Это определяет необходимость создание общей (с родителями) и индивидуальной (по отношению к ребенку) тренировочной концепции.

В целом имеются следующие причины для развития перформанса в спортивной борьбе в столь юном возрасте:

1) структуры федераций, ориентированных на спорт высших достижений;

2) опытный тренерский состав;

3) концепция обучения, ориентированная на достижения мировой элиты спорта;

4) инфраструктуры, которая способствует высокой спортивной производительности;

5) мотивированность юных спортсменов;

6) концентрация спортсменов (расширение детских секций по начальной подготовки в спортивной борьбе);

7) достижения спортивной науки;

8) возможность управления системами спортивной подготовки на основе коуч-консультирования.

На рисунке 2 мы отобразили интеграцию тренерской деятельности и авторского взгляда на её планирование с учетом научно-обоснованных предположений по основным, наиболее актуальным на сегодняшний день вопросам спортивной подготовки в спортивной борьбе юных представителей.

Система деятельности тренер-спортсмен

Структура деятельности

-*— """ ' | Стратегия (тактика * Технические навыки " '—--»- Психологическое

поведения) состояние (энергия)

Структура спортивной тренировки

Отбор перечня наиболее оптимальных средств _____—у------

-*----- Техника / тактика * Специальная работоспособность »- Силовая выносливость

Контроль за тренировочным процессом _____—----

-*----1 Анализ конкурентных преимуществ * Тестирование (моделирование) Анализ результатов тренировочного процесса

Рисунок 2. Система планирования и организации подготовки в спортивной борьбе

Выводы. На начальном этапе спортивной подготовки юных борцов в ходе учебно-тренировочного процесса, необходимо изначально выявить индивидуальные особенности каждого спортсмена, что станет основой для дальнейшего планирования его подготовки. Однако, весь арсенал используемых упражнений необходимо отбирать, комбинируя выстраивать и реализовывать в условиях континуум тренировки начиная с

простых, медленных движений и развивая к более быстрым и более сложным по мере роста уровня спортивной подготовленности юного спортсмена.

При этом необходимо учитывать полный структурный диапазон двигательных действий борца и их производительность в сочетании с другими факторами. Проявляемая мышечная сила спортсмена в гармоничном и обоснованном сочетании с индивидуальными особенностями спортсмена и сопряженными с ней качествами играет главную роль в достижение необходимого уровня эффективности соревновательного двигательного действия спортсмена.

Литература:

1. Заремба А.Н. Акробатическая подготовка как неотъемлемый компонент тренировочного процесса в спортивной борьбе [Текст] // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. Красноярск, 2012 - с. 23-28.

2. Осипов А.Ю., Шубин Д.А., Раковецкий, А.И. Развитие выносливости начинающих борцов как необходимое условие повышения их технического мастерства [Текст] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012 - с. 12-17.

3. Тимербаев О.М. Обучение тактическим действиям юных каратистов в спроектированных ситуациях соревновательного поединка [Текст] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2013 - №11 (95) - с. 153-157.

4. Ткаченко С.В. Факторный анализ наиболее информативных параметров, влияющих на эффективность занятий спортивной борьбой студентов факультетов физического воспитания [Текст] // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Киев, 2013 -№4 - с. 65-72.

5. Умаров М.К. Формирование логических компонентов технико-тактических действий в единоборствах на основе самбо [Текст] // Лесной вестник / Forestry bulletin. М, 2014 - №4 - с. 241-242.

6. Федоров С.Л. Структура и модельные характеристики технико-тактической подготовленности спортсменов, занимающихся борьбой самбо [Текст] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2008 - №12(46) - с. 86-90.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Матехина Ольга Геннадьевна

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К СОЗДАНИЮ

СЦЕНАРНЫХ ТЕКСТОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения созданию сценарных текстов в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов. В работе дается характеристика жанру «предметный педагогический сценарий». Приводятся результаты исследования готовности студентов к созданию данного жанра.

Ключевые слова: сценарий, речевой жанр, профессионально-коммуникативная компетентность, студенты бакалавриата.

Annotation. The article is devoted to the problem of teaching the creation of scenario texts in the professional training of students of pedagogical universities. The article characterizes the genre of «subject pedagogical scenario». The results of the study of students ' readiness to create this genre.

Keywords: scenario, genre, professional communicative competence, baccalaureate.

Введение. В системе обучения студентов педагогических вузов особое внимание уделяется профессионально-коммуникативной подготовке. Среди базовых компетенций, которыми должны овладеть выпускники педагогических вузов, можно отметить компетенцию ОК-5, которая определяется как «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия». Однако надо признать, что необходимость формирования коммуникативной компетенции определяется не только требованиями повышения общей культуры педагога. Речь является основным инструментом деятельности педагога любого профиля, и от ее качества зависит успешность профессиональной педагогической деятельности.

С этой точки зрения чрезвычайно важной является задача обучения студентов созданию профессионально значимых текстов, к которым относятся и сценарные тексты (конспекты занятий, консультаций, сценарии внеклассных мероприятий и т.д.). Поскольку понятие сценарного текста в современной жанрологии трактуется широко [1, 2, 3, 4 и др.], мы считаем целесообразным определить сценарии, используемые в профессиональной педагогической деятельности с целью решения образовательных задач, как предметные педагогические сценарии. Под предметным сценарием мы понимаем речевой жанр предварительного характера, в котором дается подробное описание какого-либо педагогического мероприятия или занятия (урока, театрализованного праздника, консультации и т.д.) [3].

Значение данных текстов в деятельности педагога трудно переоценить. Поскольку сценарные тексты являются текстами предварительного характера, они позволяют продумать и определить структуру предстоящего действия, последовательность и все детали сюжетно-композиционной организации разрабатываемого занятия. Сценарный текст (конспект) является детальной инструкцией для педагога в ходе подготовки и реализации педагогического мероприятия. Таким образом, от качества подготовки сценарного текста во многом зависит качество и успешность предстоящего мероприятия.

В настоящее время, в связи в развитием информационных технологий и созданием виртуальных баз данных, для педагогов стали доступны готовые, созданные другими авторами предметные педагогические сценарии. На различных интернет-порталах (интернет-портал «Сценарии праздников» http://scenarii.ru/; «Конспекты уроков» https://xn—dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/ и др.) представлено большое количество сценарных текстов. Однако как показывает анализ опубликованных сценариев (нами было проанализировано

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.