Научная статья на тему 'О законодательном регулировании правового статуса специализированного уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации'

О законодательном регулировании правового статуса специализированного уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1257
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уполномоченный по правам человека / права человека и гражданина / специализированные уполномоченные по правам человека / уполномоченный по правам ребенка / детский омбудсмен / commissioner for human rights / human right and citizen / specialized commissioners for human rights / ombudsman for children / children's ombudsman

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роман Юрьевич Иванов

Проблеме защиты детей от насилия, жестокости, негативных социальных явлений и других факторов традиционно уделяется особое внимание не только в Российской Федерации, но и во всем мире. В государственной политике Российской Федерации проблемы защиты детства имеют приоритетное значение. Учрежденный в 2009 г. Указом Президента РФ специализированный институт уполномоченного по правам ребенка в настоящее время получил законодательное закрепление, что существенным образом отразилось на статусе детского омбудсмена в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Роман Юрьевич Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About legislative regulation of legal status of the specialized Ombudsman for children in the Russian Federation

The special attention not only in the Russian Federation, but also around the world is traditionally paid to a problem of protection of children from violence, cruelty, the negative social phenomena and other factors. In a state policy of the Russian Federation problems of protection of the childhood have priority value. The specialized institute of the ombudsman for children founded in 2009 by the decree of the Russian President received now legislative fixing that was essentially reflected in the status of the children's ombudsman in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О законодательном регулировании правового статуса специализированного уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10012

0 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Роман Юрьевич ИВАНОВ, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина E-mail: ivanovroman88@gmail.com

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Рецензент: О.В. Нардина, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Проблеме защиты детей от насилия, жестокости, негативных социальных явлений и других факторов традиционно уделяется особое внимание не только в Российской Федерации, но и во всем мире.

В государственной политике Российской Федерации проблемы защиты детства имеют приоритетное значение. Учрежденный в 2009 г. Указом Президента РФ специализированный институт уполномоченного по правам ребенка в настоящее время получил законодательное закрепление, что существенным образом отразилось на статусе детского омбудсмена в Российской Федерации.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, права человека и гражданина, специализированные уполномоченные по правам человека, уполномоченный по правам ребенка, детский омбудсмен.

Annotation. The special attention not only in the Russian Federation, but also around the world is traditionally paid to a problem of protection of children from violence, cruelty, the negative social phenomena and other factors. In a state policy of the Russian Federation problems of protection of the childhood have priority value. The specialized institute of the ombudsman for children founded in 2009 by the decree of the Russian President received now legislative fixing that was essentially reflected in the status of the children's ombudsman in the Russian Federation.

Keywords: commissioner for human rights, human right and citizen, specialized commissioners for human rights, ombudsman for children, children's ombudsman.

Проблеме защиты детей от насилия, жестокости, неразумного поведения взрослых, негативных социальных явлений и других факторов традиционно уделяется особое внимание не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Международная практика располагает независимым дополнительным механизмом, при помощи которого обеспечивается приоритетная и целенаправленная защита всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности — институтом детского омбудсмена.

В государственной политике Российской Федерации проблемы защиты детства имеют приоритетное значение. Ратифицировав Конвен-

цию о правах ребенка, наша страна приняла на себя обязательства по созданию достойных условий жизни и полноценного развития детей.

Формирование специализированной системы защиты интересов детей, включая дальнейшее совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции, сотрудников отделов по делам несовершеннолетних, омбудсмена и иных правозащитных институтов, явилось одной из первостепенных задач в программе демографической политики государства на период до 2025 года.

Институт специализированного (отраслевого) Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации существует не так давно.

№ 1/2019

Впервые в России он был учрежден в 2009 г. Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребёнка» [1].

За время своего существования институт Уполномоченного по правам ребенка показал свою важность и эффективность, несмотря на звучавшую многочисленную критику со стороны его противников.

Важным шагом в развитии института специализированного Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации явилось принятие Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» от 27 декабря 2018 г № 501-ФЗ (далее — Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ) [2].

По мнению Т.Н. Москальковой, этот Закон имеет колоссальное значение, поскольку призван комплексно урегулировать также и деятельность омбудсменов по правам человека в субъектах страны.

Согласно положениям Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» детский омбудсмен в России должен будет обеспечивать гарантии государственной защиты прав и законных интересов детей, а также соблюдение прав детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» помимо регулирования полномочий федерального детского омбудсмена, регулирует также и полномочия омбудсменов по правам детей в субъектах РФ.

Данный Федеральный закон предусматривает, что Уполномоченный по правам ребенка в РФ будет назначаться на должность Президентом РФ сроком на пять лет.

На должность детского омбудсмена может быть назначен гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

Кроме того, Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» закрепляет права и полномочия детского омбудсмена, в частности:

■ обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездей-

ствия) органов государственной власти или местного самоуправления, их должностных лиц в защиту прав и законных интересов детей;

■ участвовать по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;

■ проводить проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления, образовательными, медицинскими и социальными организациями и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей.

Согласно Закону Уполномоченный по правам ребенка наделяется правом без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений.

Кроме того, Уполномоченный по правам ребенка сможет предлагать членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов или внесении в них изменений в целях защиты прав и законных интересов детей.

Уполномоченный по правам ребенка сможет также принимать участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывать «содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей».

Кроме того, внесение изменений в Кодекс административного судопроизводства РФ [2] дает Уполномоченному по правам ребенка право обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных слу-

№ 1/2019

жащих в защиту прав и законных интересов детей.

Это касается случаев, когда Уполномоченный полагает, что оспариваемые решения, «действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту РФ, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности».

За вмешательство в деятельность федерального Уполномоченного по правам ребенка в РФ и невыполнение должностными лицами законных требований детского омбудсмена предусматривается ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, принятый Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» устанавливает единые принципы и стандарты, расширяет и уточняет перечень гаран-

тий независимости деятельности региональных уполномоченных, повышает и уточняет их правовой статус, закрепляет общие начала взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения жалоб граждан.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 01.09.2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка» // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312.

2. Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» от 27.12.2018 г № 501-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8427.

3. Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (с изм. от 27.12.2018 г.) // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

ИЗДАТЕЛЬСТВО

психология

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛЕДОВАТЕЛЯ

«ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Аминов И.И. , Дедюхин К.Г., Эриашвили Н.Д., Грошев И.В. Психология профессиональной деятельности следователя. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 303 с.

Учебник характеризуется структурной целостностью и теоретической глубиной. Основан на обобщении обширного фактологического материала и содержит многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению деятельности сотрудников органов следствия. Учебный материал и логика его изложения построены с учетом специфики предстоящей деятельности тех, кто решил посвятить себя этой профессии.

Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 + , программами изучения психологии профессиональной деятельности и юридической психологии в вузах юридического (правоохранительного) профиля.

Для студентов, слушателей, курсантов, адъюнктов, преподавателей, работников правоохранительных органов. Представляет интерес для следователей Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, а также для всех, кто стремится к овладению высокой культурой юридического труда, конструктивными связями и отношениями при выполнении профессиональных (служебных) задач.

№ 1/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.