Научная статья на тему 'О захоронениях в склепах Казахстана'

О захоронениях в склепах Казахстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
675
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКЛЕП / МУСУЛЬМАНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ / НЕКРОПОЛЬ / НАДМОГИЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ / МАВЗОЛЕЙ / СУНАК АТА / СЫГНАК / КАЗАХСТАН / КЫРГЫЗСТАН / CRYPT / MUSLIM GRAVES / NECROPOLIS / GRAVESTONE / MAUSOLEUM / SUNAK ATA / SYGNAK / KAZAKHSTAN / KYRGYZSTAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожа М. Б., Амантуров М. К.

Впервые описывается казахский мавзолей Торгайулы Жупарбая, возведенный из современных материалов в конце ХХ в. Объект располагается на кладбище села Сунак-Ата (Жанакорганский район Кызылординской области Казахстана). Особенностью погребального сооружения является наличие склепа. Опросные данные и этнографические, археологические материалы о склепных погребениях Средней Азии и Казахстана позволяют отнести указанный мавзолей к распространенному в период Средневековья типу могильных сооружений. Фиксируемая здесь форма погребения относится к мусульманскому обряду захоронения, которая известна в Среднеазиатском регионе с XI в. В погребальном обряде как казахов, так и других народов Средней Азии, с эпохи Средневековья до начала ХХ в. устройства подземных сооружений для группового захоронения предназначались главным образом для лиц знатного происхождения. В ХХ в., скорее всего, с установлением советской власти и ликвидацией местной элиты склепные захоронения становятся реликтовыми. На сегодняшний день сагана Тор-гайулы Жупарбай является, возможно, единственным и последним мазаром со склепом сагана, который сооружен в конце ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About crypt burials of Kazakhkstan

The article describes the Kazakh mausoleum of Torgayuly Zhuparbai, built of modern materials at the end of the 20th century for the first time. The object is located in the cemetery of the village of Sunak-Ata (Zhanakorgan region, Kyzylorda oblast of Kazakhstan). The peculiarity of the burial is the presence of a crypt. Survey data, ethnographic and archaeological materials about the crypt burials of Central Asia and Kazakhstan make it possible to attribute this mausoleum to the type of grave structures which were common during the middle Ages. The form of burial fixed here is undoubtedly a Muslim burial rite, which is known in the Central Asian region from the 11th century. In the burial rite of the Kazakhs and other peoples of Central Asia, from the middle Ages to the beginning of the 20th century the device of underground structures for the group burial was mainly intended for the persons of noble origin. In the 20th century, most likely, with the establishment of Soviet power and the elimination of the local elite, the crypt burials become relict. Today, the Torgayuly Zhuparbay funerary structure is perhaps the only and the last mazar with a crypt the sagana, which was built at the end of the 20th century.

Текст научной работы на тему «О захоронениях в склепах Казахстана»

2019 №1 (18)

HAPOAbl M PEAMrMM EBPA3MM

Издание основано в 2007 г.

Главный редактор:

П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционная коллегия:

С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н. Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург) О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционный совет журнала:

Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Е Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) 3. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).

Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ№ ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.

Журнал подготовлен при частичной финансовой поддержке проекта Минобрнауки РФ «Развитие этнорелигиозной ситуации в трансграничном пространстве Алтая, Казахстана и Монголии в контексте государственно-конфессиональной политики: исторический опыт и современные тенденции» (проект №33.2177.2017/4.6).

© Оформление. Издательство

Алтайского госуниверситета, 2019

2019 №1 (18)

NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA

The journal was founded in 2007

Executive editor:

P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)

The editorial Board:

S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N.L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N.A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T.D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophy (Russia, Kyzyl) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)

The journal editorial Board:

L.N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K.A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S.A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)

Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University. All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher. Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI№ &C 77-69787. Registration date 18.05.2017.

The magazine was prepared with the partial financial support of the project Ministry of education and science of the Russian Federation (the project "Development of ethno-religious situation in cross-border space of Altai, Kazakhstan and Mongolia in the context of state-confessional policy: historical experience and modern trends", No. 33.2177.2017/4.6).

© Altai State University Publisher, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ

Сериков Ю. Б. Предметы неутилитарного назначения в кладах каменных

изделий Урала и Сибири...............................................................................................................7

Казаков А. А. Материалы первого тысячелетия с памятника Ближние Елбаны 3

(по материалам Государственного Эрмитажа)......................................................................18

Ксенжик Г. Н. Археология и этнокультурная история казахов по русским картографическим материалам XVIII — начала XX в.:

теоретико-методологические проблемы.................................................................................26

Серегин Н. Н., Васютин С. А. Тюркские оградки комплексов Большой

Курманак-I и II (Центральный Алтай): по материалам раскопок A.C. Васютина........37

Пиков Г. Г. Западное Ляо (1125-1218) как результат этнокультурного трансфера.......50

Раздел II

ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Атдаев С.Дж. Русалки и водяные девы сув-периси в традиционном

представлении туркмен...............................................................................................................61

Сакович Е. Е Происхождение этнонима «печенеги»: сведения источников

и мнения исследователей............................................................................................................73

Кожа М. Б., Амантуров М. К. О захоронениях в склепах Казахстана..............................81

Раздел III

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Матыцин К. С. Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции

Солонешенского музея (Алтай)................................................................................................91

Хвастунова Ю. В. Новый тип религиозного лидера в неоязычестве на примере

группы Алтай Jair Ак Jair в Республике Алтай....................................................................104

Вртанесян Г. С. Змеедержец: миграции календарного символа.......................................113

Раздел IV

ИНФОРМАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИЯХ

Байпаков К. М., Дашковский П. К. Международная научно-практическая конференция «Центральная Азия на Великом Шёлковом пути: диалог культур и конфессий от древности до современности»...................................................................129

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ......................................................................................................135

ДЛЯ АВТОРОВ..........................................................................................................................137

CONTENT

Section I

ARCHAEOLOGY AND ETNO CULTURAL HISTORY

Serikov U. B. Artefacts of non-utilitarian purpose in buried treasure of stone artefacts

of Ural and Siberia............................................................................................................................7

Kazakov A. A. Materials of the 1st millennium monument Blizhnie Elbany 3

(materials of the State Hermitage)................................................................................................18

Ksenzhik G. N. Archeology and ethnocultural history of the kazakhs on russian cartographic materials XVIII — the beginning of the XX century.: theoretical and

methodological problems...............................................................................................................26

Seregin N. N., Vasyutin S. A. Turkic enclosures of complexes Bolshoi Kurmanak-I

and II (Central Altai): based on excavations by A. S. Vasyutin.................................................37

Pikov G. G. Western Liao (1125-1218) as a result of ethno-cultural transfer.........................50

Section II

ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY

Atdaev S. f. Mermaids and water virges — Suv-perisi in the traditional representation

of turkmen........................................................................................................................................61

Sakovich E. G. The origin of the ethnonym "pechenegs": information of sources and

opinions of researchers...................................................................................................................73

Khozha M. B., Amanturov M. K. About crypt burials of Kazakhkstan.....................................81

Section III

RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Matytsin K. S. The old belivers' manuscript «Puteshestvennik» from the museum

of Soloneshnoe village (Altai)........................................................................................................91

Khvastunova J.V. A new type of religious leader in the neo-paganism on the example

of Altay Jang Ak Jang in the Republic of Altai...........................................................................104

Vrtanesjan G. S. Snakeholder. Calendar symbol migration......................................................113

Section IV

INFORMATION ABOUT CONFERENCES

Baybakov K. M., Dashkovskiy P. K. International scientific-practical conference "Central Asia on the Silk Road: the dialogue of cultures and religions from ancient times to the present".....................................................................................................................129

INFORMATION ABOUT CONFERENCES.........................................................................135

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS.........................................................................137

УДК 903.5 (574)

Б01: 10.14258/пгеиг (2019) 1-08 М. Б. Кожа, М. К. Амантуров

Межлунаролный Казахско-Турецкий университет им Ахмела Ясави, Туркестан (Казахстан)

О ЗАХОРОНЕНИЯХ В СКЛЕПАХ КАЗАХСТАНА

Впервые описывается казахский мавзолей Торгайулы Жупарбая, возведенный из современных материалов в конце XX в. Объект располагается на кладбище села Сунак-Ата (Жанакорганский район Кызылординской области Казахстана). Особенностью погребального сооружения является наличие склепа. Опросные данные и этнографические, археологические материалы о склепных погребениях Средней Азии и Казахстана позволяют отнести указанный мавзолей к распространенному в период Средневековья типу могильных сооружений. Фиксируемая здесь форма погребения относится к мусульманскому обряду захоронения, которая известна в Среднеазиатском регионе с XI в. В погребальном обряде как казахов, так и других народов Средней Азии, с эпохи Средневековья до начала XX в. устройства подземных сооружений для группового захоронения предназначались главным образом для лиц знатного происхождения. В XX в., скорее всего, с установлением советской власти и ликвидацией местной элиты склепные захоронения становятся реликтовыми. На сегодняшний день сагана Торгайулы Жупарбай является, возможно, единственным и последним мазаром со склепом — сагана, который сооружен в конце XX в.

Ключевые слова: склеп, мусульманские захоронения, некрополь, надмогильное сооружение, мавзолей, Сунак Ата, Сыгнак, Казахстан, Кыргызстан.

M. B. Khozha, M. K. Amanturov

International Kazakh-Turkish University named by A. Yasavi, Turkestan (Kazakhstan)

ABOUT CRYPT BURIALS OF KAZAKHKSTAN

The article describes the Kazakh mausoleum of Torgayuly Zhuparbai, built of modern materials at the end of the 20th century for the first time. The object is located in the cemetery of the village of Sunak-Ata (Zhanakorgan region, Kyzylorda oblast of Kazakhstan). The peculiarity of the burial is the presence of a crypt. Survey data, ethnographic and archaeological materials about the crypt burials of Central Asia and Kazakhstan make it possible to attribute this mausoleum to the type of grave structures which were common during the middle Ages. The form of burial fixed here is undoubtedly a Muslim burial rite, which is known in the Central Asian region from the 11th century. In the burial rite of the

Kazakhs and other peoples of Central Asia, from the middle Ages to the beginning of the 20th century the device of underground structures for the group burial was mainly intended for the persons of noble origin. In the 20th century, most likely, with the establishment of Soviet power and the elimination of the local elite, the crypt burials become relict. Today, the Torgayuly Zhuparbay funerary structure is perhaps the only and the last mazar with a crypt — the sagana, which was built at the end of the 20th century.

Key words: crypt, Muslim graves, necropolis, gravestone, mausoleum, Sunak Ata, Sygnak, Kazakhstan, Kyrgyzstan.

Кожа Мухтар Бакадырулы, доктор исторических наук, профессор Международного Казахско-Турецкого университета им. Ахмеда Ясави, Туркестан (Казахстан). Адрес для контактов: [email protected];

Амантуров Маралбек Касымбекович, научный сотрудник института археологии Международного Казахско-Турецкого университета им. Ахмеда Ясави, Туркестан (Казахстан). Адрес для контактов: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Летом 2015 г. при посещении современного кладбища села Сунак-Ата, что находится на северо-востоке от центральных развалин средневекового города Сыг-нак (Жанакорганский район Кызылординской области Казахстана), мы увидели неординарное сооружение — сагана Торгайулы Жупарбая, возведенное из современных материалов в конце XX в. (рис. 1, 2). Главной особенностью памятника является наличие подземной камеры — склепа с двумя погребениями. Следует отметить, что это единственное сооружение со склепом на территории современного кладбища Сунак Ата.

i

Рис. 1. Местонахождение саганы Торгайулы Жупарбая вблизи городища Сыганак

Рис. 3. Сагана Торгайулы Жупарбая. План склепа. Разрез сооружения

Здание ориентировано по сторонам света (см. рис. 3). Надземная часть мазара возведена из силикатного кирпича и перекрыта куполом. Общая высота здания превышает 6 м. Размеры гробницы 5 х 5 м. Вход в наземную часть закрыт решетчатой железной дверью, которая располагается в середине восточной стороны сооружения. На противоположной, западной стороне сооружения расположен вход в склеп, который оформлен выступающим за линию стен своебразным коридором, сложенным из обожженного кирпича. За железной дверью начинаются ступеньки, ведущие в подземный склеп. Высота подземной части сооружения около 2,5 м.

Судя по надписям на каменных плитах, вмороженных в стены мазара, первым в склеп в 1994 г. поместили тело Торгайулы Жупарбая (Асанбай), прожившего 70 лет. В 2006 г. в подземную камеру положили тело жены покойного — Аширкызы Зен-зайп, которая прожила 76 лет. Оба тела обернуты в белую материю — саван и располагаются на специальных возвышениях, сооруженных вдоль стен. Камера разделена на две части перегородкой высотой примерно 1,5 м. Мужское погребение располагается в северной части, а женское — в южной. Погребенные головами ориентированы на запад.

По рассказу родственников погребенных, проживающих в с. Сунак Ата, Торгайулы Жупарбай — казах из рода Найман-Туки. Покойный в молодости был чабаном, позже до пенсионного возраста проработал водителем. Его отец был мастером по изготовлению юрт. С 56 лет выполнял все предписания ислама. По желанию Торгайулы Жупарбая при его жизни был возведен склеп — подземная часть мавзолея. После смерти погребальный обряд был выполнен согласно требованиям ислама. Надземная часть мавзолея была сооружена после смерти («Жупарбай наукастанып жатцанда-ак; езшщ айтуы-мен, жер астындагы кабаты салынган. Жупарбай кайтыс болганнан кейш, жерлеу рэам1 б1ткеннен кейш барып устщп кдбаты салынган. Жерлеу рэам1, жаназа шыгарылып то-льщтай м^сылманша еткен»). До данного случая никто из родственников не прибегал к подобной форме захоронения. Однако покойный завещал похоронить себя в склепе — сагана («ата-бабаларында мундай жерлеу дэстур1 болмаса да, елмей турып сатана тургызу арманы болган»). По предположению родственников покойного он мог увидеть подобное сооружение где-то на стороне, возможно, на земле киргизов («бэлк1м жас куншде цыргыз жершде жургенде керген болар»).

Однако захоронения в подземной камере в районе средневекового городища Сыгнак были зафиксированы еще в 1899 г. В. Каллаур описал склеп под гробницей Сунак-Ата, где им было обнаружено 19 человеческих черепов. Также им отмечен склеп под другим монументальным сооружением Сыгнака [Каллаур, 2011: 204-205]. И. А. Кастанье, посетивший через семь лет после В. Каллаура упомянутую сыгнакскую гробницу, обнаружил в склепе 7 захоронений [Кастанье, 2007: 285-286].

Родственники погребенных в современном склепе на кладбище с. Сунак Ата называют неординарное сооружение словом сатана. В исторической литературе существуют различные версии этимологии понятия сатана. Отдельные исследователи возводят основу слова к тюркским корням [Муратов, Ерзакович, 1967: 77-78]. По мнению С. Ажигали, оно имеет персидское происхождение, «в период исламизации Средней Азии слово «сагона», «сагана» (вар.: «сахана») закрепилось за понятиями «[сводчатый

фамильный] склеп», «сводчатое надгробие», «надгробие с перекрытием», откуда, очевидно, проникло в среду казахских кочевников» [ Ажигали, 2002: 295].

Согласно исследованиям казахских этнографов захоронения в подземных камерах встречаются в основном в Центральном Казахстане. Одним из первых обратил внимание на данную форму погребения С. Н. Акатаев, который писал, что сагана у казахов — костехранилище умерших членов одной семьи, представляет собой подземное помещение с отдельными площадками или полками. Стены выявленного исследователем подземного помещения были прочно облицованы жженым кирпичом и сланцевыми плитами, потолок сложен из мощных бревен, сверху покрытых утрамбованным гравием. Над склепом возвышалось надземное куполовидное сооружение [Акатаев, 1973:43-49].

Подземный склеп с двумя камерами зафиксирован У Джанибековым в 1973 г. в некрополе Макат с. Шенбер Улытауского района Джезказганской области. Этнограф именует памятник «сахана — фамильный склеп» и описывает его подземную часть, куда «ведет лестница с узким проходом, сделаны две камеры, разделенные стеной, для погребения отдельно мужчин и женщин. В склепе покойник не закапывался как обычно в землю, а помещался в камеру. При новом погребении останки предыдущего покойника соответствующего пола спускали в колодец, расположенный рядом» [Джанибе-ков, 1982: 11-13].

В последующем этнографы А. Толеубаев и М. Семби описали два вида такого вида погребения — захоронения в склепах. Первый вид: останки человека не тревожат, а очередное трупоположение не нарушает порядок расположения костей предыдущего покойника; второй вид: склепные погребения, где кости покойника либо сгребают в угол склепа, либо сталкивают в специальное костехранилище [Толеубаев, 1991:102-103; Семби, 2001: 391-398]. В этнографической литературе последним по времени захоронением в склепе (1984 г.) считалась сагана Рамазана, расположенная в Жанаракинском районе Джезказганской области. В указанном склепе умерших помещали открыто в один ряд. У передней стены лежали останки шести покойников разной сохранности, с обеих сторон лестницы располагались еще два покойника. Во всех сагана умерших хоронили завернутыми в белую материю — саван. Сооружения сагана известны и в районе Сарысу, в западных и южных районах Казахстана [Сейд1мбек, 2006: 33].

Так называемый поселковый склеп был выявлен архитектором А. Н. Проскуриным в с. Чаян (Южно-Казахстанская область Казахстана). Склеп представляет собой подземную прямоугольную в плане постройку глубиной около трех метров от поверхности земли, сложенную из жженого кирпича. Состоит из четырех небольших низких помещений, соединенных между собой проходами. Помещения перекрыты коробовыми сводами [Проскурин, 1994: 70].

Склепы этнографического времени известны и на территории Киргизии. Примечательно, что у киргизов склепы назывались сакана или сагана. В склепе мавзолея известных киргизских вождей племени саяк Атантая и Тайляка было захоронено в разное время около 10 человек. По опросным данным С.М. Абрамзона в таких склепах раньше погребали только особо знатных людей, принадлежавших к кочевой феодальной знати, а также выдающихся героев (баатыр). В данной камере каждый труп отделяла от другого кирпичная стенка высотой примерно 0,5-0,6 м, в соотвествии с мусульман -

ским обычаем, который требовал, чтобы покойники не могли видеть друг друга [Аб-рамзон, 1971: 321-323; Табалдиев,1996:163].

Вопрос генезиса подобных склепов в Казахстане с захоронениями трактуется различными исследователями по-разному. По мнению А. Н. Проскурина, «поселковые» склепы получили распространение на юге Казахстана в ХУ111-Х1Х вв. и предназначались для временного массового захоронения людей, погибших во время военных действий, голода, эпидемий и др. [Проскурин, 1994: 70]. Однако автор не приводит никаких доказательств в пользу своих утверждений.

Ряд казахских этнографов предполагают связь склепных захоронений с древними доисламскими верованиями казахов [Акатаев, 1973: 43-49; Толеубаев, 1991: 102-103; Семби, 2001:391-398]. Есть и противоположное мнение. По утверждению С. Ажигали, распространение сагана связано с исламизацией казахов и проникло в среду казахских кочевников из районов Средней Азии [Ажигали, 2002: 295].

Судя по материалам археологии и средневековой архитектуры сагана-склепы на те-ритории современной Средней Азии появились в средневековый период. Склепы как специальное подпольное погребальное помещение известны в мавзолеях Средней Азии с XI в. [Армарчук, 2001: 122]. В домонгольских мавзолеях Ходжа Дурбад, Шабур-ган-ата (Южный Таджикистан), в «башенных» мавзолеях на кладбище Машад у Дахи-стана (Южный Туркменистан) выявлены подземные камеры [Хмельницкий, 1996: 222, 229, 231]. Археологи зафиксировали их во многих мусульманских гробницах монгольского и тимуридского времени. Только в ансамбле Шахи-Зинда Самарканда обследовано 18 склепов Х1У-ХУ вв. Выявлена подземная погребальная камера в сооружении Ишрат-хана в Самарканде, склеп Тимура в комплексе Дорус-Сиадат в Шахрисяб-зе [Немцева, 1969: 45-50].

Основной вид погребений, зафиксированных в склепах ХШ-ХУ вв., — положение покойника на спине, непосредственно на полу склепа или в деревянном гробу. Во всех склепах положение костных останков обусловливалось ритуалом, но было нарушено еще в Средние века. При очередном погребении в фамильном склепе все костные останки предшествующих захоронений, в том числе полуистлевшие деревянные гробы, сдвигали в сторону (в угол) и слегка присыпали землей. По мнению Н. Б. Немцевой и Ю. 3. Шваб, обычай этот определялся небольшой площадью склепов, но главным образом старой традицией, уходящей в Средней Азии еще в доисламские времена и связанной с курганными и катакомбными погребениями [Немцева, Шваб, 1979: 62].

Наиболее ранние средневековые склепы-сагана на территории Казахстана выявлены при раскопках городища Сарайчик (Западный Казахстан), где они датируются Х1У-ХУ вв. Археологи, раскапывающие указанное городище, часто нызвают эти склепы словом «корхана». Они были семейными усыпальницами, в которых хоронили членов семьи или рода в течение длительного времени [Тасмагамбетов, Самашев, 2001:72]. На дне раскопанного в 2006 г. в Сарайчике захоронения № 1 выявлены кости мужчины и женщины. В кирпичном склепе №2 обнаружено 9 захоронений [Самашев, Кожа, 2007: 240-241]. Таким образом, склепы на территории Казахстана появляются еще до образования казахского народа.

Археологические исследования в городе Туркестане (Южный Казахстан) выявили группу позднесредневековых мавзолеев со склепами рядом с ханакой Ходжа Ахмеда Ясави. На полу склепа «Безымянного» мавзолея XVI — первой половины XVII в. обнаружены семь взрослых и одно детское погребение, в склепе мавзолея Рабии Султан-бе-гим — костные останки шести человек [Ерзакович, Нурмуханбетов, 1977: 59-72; Сма-гулов, Григорьев, Итенов, 1999: 123-134]. В ходе реставрационных и дренажных работ вокруг ханаки были выявлены и другие склепы [Трщбаев, 2000: 52-55].

Есть косвенные материалы, свидетельствующие о строительстве склепов в домонгольский период. Нам известен рассказ М. Нарымбетова, смотрителя святого места Арыстанбаба, расположенного в предместье средневекового Отрара, о погребении одного из своих предков в подземной камере, на которую наткнулись при рытье могильной ямы прямо у стены указанного мавзолея, что свидетельствует, на наш взгляд, на наличии у мавзолея Арыстанбаба склепа. Ранние строительные конструкции мавзолея Арыстанбаб датируются XII в. Есть определенные признаки, указывающие на наличие подземной камеры и под средневековой усыпальницей ханаки Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане, ранний мавзолей которого датируется последней третью XII в. Приходилось слышать и о склепе под мавзолеем Баба-ата, что находится в Сузакском районе Южно-Казахстанской области. Баба-ата, известный в источниках как Исхахбаб, являлся одним из предводителей мусульманских войск, которые в VIII в. захватили район Средней Сырдарьи.

Таким образом, изложенные выше материалы о захоронениях в склепах Средней Азии и Казахстана позволяют отнести надмогильное сооружение Торгай^лы Ж^пар-бай в кладбище Сунак-Ата к относительно редкому, но традиционному типу мусульманских погребальных памятников. Фиксируемая здесь форма погребения известна в среднеазиатском регионе с XI в. С эпохи Средневековья плоть до установления советской власти на территории Казахстана устройство подземных сооружений для группового захоронения предназначались главным образом для лиц знатного происхождения. В начале XX в. с ликвидацией местной элиты склепные захоронения становятся редкими. На сегодняшний день сагана Торгайулы Жупарбая является, возможно, последним мазаром со склепом в Казахстане, сооруженным в конце XX в.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971.403 с.

Ажигали С. Е. Архитектура кочевников — феномен истории и культуры Евразии. Алматы, 2002. 652 с.

Акатаев С. Н. Культ предков у казахов в прошлом и зороастризм // Известия АН Каз. ССР. Серия общественных наук. 1973. №2. С. 43-49.

Армарчук Е. Мавзолей Тюрабек-ханым в Старом Ургенче: форма, функция и возраст // Татарская археология. 2001. № 1-2 (8-9). С.120-168.

Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата, 1982. 144 с.

Ерзакович Л. Б., Нурмуханбетов Б., Ордабаев А. Подземное погребальное сооружение в Туркестане // Археологические исследования в Отраре. Алма-Ата, 1977. С. 59-72.

Каллаур В. Древние города Саганак (Сунак), Ашнас или Эшнас (Асанас) и другие в Перовском уезде, разрушенные Чингис-ханом в 1219 году // Протоколы заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии. Историко-куль-турные памятники Казахстана. Туркестан, 2011. С. 204-211.

Кастанье И. А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. Алматы, 2007.514 с.

Муратов С. Н., Ерзакович Л. Б. Лопатка коровы с тюркскими письменами на арабском алфавите из городища Аспара (Чуйская долина) // Эпиграфика Востока. Вып. XVIII. Л., 1967. С. 71-79.

Немцева Н. Б. Малоизученный мавзолей из ансамбля Шахи-Зинда // Общественные науки в Узбекистане. 1969. №8-9. С. 43-50.

Немцева Н. Б., Шваб Ю. 3. Ансамбль Шах-и Зинда. Историко-архитектурный очерк. Ташкент, 1979. 168 с.

Проскурин А. Склеп поселковый // Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. Алматы, 1994. С. 70.

Самашев 3., Кожа М. Элитный культовый комплекс Сарайчика // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2007. № 1. С. 236-257.

Сейд1мбек А. Суйек косу // Мэдениет. 2006. № 1. С. 20-41 (на каз. яз.).

Семби М. К. Реликты архаических ритуалов в памятниках казахской архитектуры Сарыарки // Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. Алматы, 2001, С. 387-398.

Смагулов Е., Григорьев Ф. П., Итенов К. Очерки по истории и археологии средневекового Туркестана. Алматы, 1999. 232 с.

Табалдиев К. Курганы средневековых кочевых племен Тянь-Шаня. Бишкек, 1996, 256 с.

Тасмагамбетов И., Самашев 3. Сарайчик. Алматы, 2001. 320 с.

Толеубаев А. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Ал-ма-Ата, 1991.214 с.

Туяк;баев М. Туркктан сыр лары. Алматы, 2000. 96 с. (на каз. яз.).

Хмельницкий С. Между саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии. XI — начала XIII вв. Берлин ; Рига, 1996. Ч. 1. 336 с.

REFERENCES

Abramzon S. М. Kirgizy i ikh etnogeneticheskie i istoriko-kulturnye sviazi. [Kyrgyz and their ethnogenetic, historical and cultural ties]. Leningrad, 1971.403 s. (in Russian).

Akataev S. N. Kul't predkov u kazakhov v proshlom i zoroastrizm [The cult of the ancestors of the Kazakhs in the past and Zoroastrianism]. Izvestiia AN Kaz. SSR. [Izvestia an KAZ SSR] Seriia obshchestvennykh nauk. 1973. №2. S. 43-49 (in Russian).

Armarchuk E. Mavzolei Tiurabek-khanym v Starom Urgenche: forma, funktsiia i vozrast [The mausoleum of Tyurabek Khanum, Old Urgench in: form, function and age]. Tatarskaia arkheologiia [Tatar archaeology]. 2001. № 1-2 (8-9). S. 120-168 (in Russian).

Azhigali S. E. Arkhitektura kochevnikov — fenomen istorii i kul'tury Evrazii [The architecture of nomads is a phenomenon of history and culture of Eurasia]. Almaty, 2002. 652 s. (in Russian).

Dzhanibekov U. Kul'tura kazakhskogo remesla [Culture of the Kazakh crafts]. Alma-Ata, 1982. 144 s. (in Russian).

Erzakovich L. B., Nurmukhanbetov B., Ordabaev A. Podzemnoe pogrebal'noe sooruzhenie v Turkestane [Underground burial structure in Turkestan]. Arkheologicheskie issledovaniia v Otrare. [Archaeological research in Otrar]. Alma-Ata, 1977. S. 59-72 (in Russian).

Kallaur V. Drevnie goroda Saganak (Sunak), Ashnas ili Eshnas (Asanas) i drugie v Perovskom uezde, razrushennye Chingis-khanom v 1219 godu [The ancient city Saganaki (Sunak), Asnas or Asnas (Asanas) and others in the Perovsk district, destroyed by Genghis Khan in 1219 y]. Protokoly zasedanii i soobshchenii chlenov Turkestanskogo kruzhka liubitelei arkheologii. Istoriko-kul'turnye pamiatniki Kazakhstana [Minutes of meetings and reports of members of the Turkestan circle of archeology lovers. Historical and cultural monuments of Kazakhstan]. Turkestan, 2011. S. 204-211 (in Russian).

Kastane I. A. Drevnosti Kirgizskoi stepi i Orenburgskogo kraia [Antiquities of the Kirghiz steppe and the Orenburg region]. Almaty, 2007. 514 s. (in Russian).

Khmel'nitskii S. Mezhdu samanidami i mongolami. Arkhitektura Srednei Azii XI — nachala XIII vv. [Between the Samanids and the Mongols. The Architecture of Central Asia. Xl-beginning of XIII centuries]. Chast' 1. Berlin; Riga, 1996. 336 s. (in Russian).

Muratov S. N., Erzakovich L. B. Lopatka korovy s tiurkskimi pis'menami na arabskom alfavite iz gorodishcha Aspara (Chuiskaia dolina) [The shovel of a cow with Turkic writings in the Arabic alphabet from the settlement of Aspara]. Epigrafika Vostoka [Epigraphy Of The East]. Vyp. XVIII. L., 1967. S. 71-79 (in Russian).

Nemtseva N. B. Maloizuchennyi mavzolei iz ansamblia Shakhi-Zinda [Little-known mausoleum from Shahi-Zinda ensemble]. Obshchestvennye nauki v Uzbekistane [Social Sciences in Uzbekistan]. 1969. №8-9. S. 43-50 (in Russian).

Nemtseva N. B., Shvab Iu. Z. Ansambl' Shakh-i Zinda. Istoriko-arkhitekturnyi ocherk [Shah-I Zinda ensemble. Historical and architectural essay]. Tashkent, 1979. 168 s. (in Russian).

Proskurin A. Sklep poselkovyi [The crypt of the village]. Svod pamiatnikov istorii i kul'tury Kazakhstana [Set of historical and cultural monuments of Kazakhstan]. Iuzhno-Kazakhstanskaia oblast'. Almaty, 1994. S. 70 (in Russian).

Samashev Z., Kozha M. Elitnyi kul'tovyi kompleks Saraichika [Elite cult complex of the Saraichik]. Voprosy istorii i arkheologii Zapadnogo Kazakhstana [History and archeology of Western Kazakhstan]. 2007. № 1. S. 236-257 (in Russian).

Seidimbek A. Syiek i^osu [Burial in the crypt]. Madeniet. [Culture]. 2006. № 1. S. 20-41 (in Kazakh).

Sembi M. K. Relikty arkhaicheskikh ritualov v pamiatnikakh kazakhskoi arkhitektury Saryarki [Relics of archaic rituals in monuments of Kazakh architecture Saryarka]. Obychai i obriady kazakhov v proshlom i nastoiashchem. [Customs and rituals of the Kazakhs in the past and present]. Almaty, 2001. S. 387-398 (in Russian).

Smagulov E., Grigorev E P., Itenov K. Ocherki po istorii i arkheologii srednevekovogo Turkestana [Essays on the history and archeology of medieval Turkestan]. Almaty, 1999.232 s. (in Russian).

Tabaldiev K. Kurgany srednevekovykh kochevykh piemen Tian — Shania [Mounds of medieval nomadic tribes of the Tien Shan]. Bishkek, 1996. 256 s. (in Russian).

Tasmagambetov I., SamashevZ. Saraichik [About the monument Saraichik]. Almaty, 2001. 320 s. (in Russian).

Toleubaev A. Relikty doislamskikh verovanii v semeinoi obriadnosti kazakhov [Relics of pre-Islamic beliefs in the family rites of Kazakhs]. Alma-Ata, 1991. 214 s. (in Russian).

TuiakbaevM. Turkistan syrlary [Secrets of Turkestan]. Almaty, 2000.96 s. (in Kazakh).

Цитирование статьи:

Кожа M. Б., Амантуров M. К. О захоронениях в склепах Казахстана // Народы и религии Евразии. 2019. № 1 (18). С. 81-90. Citation:

Khozha M. В., Amanturov M. К. About crypt burials of Kazakhkstan. Nations and religions of Eurasia. 2019. № 1 (18). P. 81-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.