Научная статья на тему 'О загрязнении окружающей среды мегаполисов при эксплуатации автозаправочных станций и комплесов'

О загрязнении окружающей среды мегаполисов при эксплуатации автозаправочных станций и комплесов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
371
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О загрязнении окружающей среды мегаполисов при эксплуатации автозаправочных станций и комплесов»

1. Кононенко Ю.В. Влияние геоморфологических процессов на техногенный рельеф. // Горный информационно-аналитический бюллетень. Вып. 9. - М.: МГГУ, 2000. - с.85.

2. Кононенко ЕЛ., Щербакова Е.П. Гидромеханизированнная рекультивация нарушенных земель. //

Горный информационно-аналитический бюллетень. Вып.3. - М.: МГИ, 1992. - с.56.

3. Кононенко Ю.В. Гидрологические аспекты формирования антропогенного рельефа при рекпьти-вации нарушенных горными работами земель. // Горный информационно-

аналитический бюллетень. Вып. 10. -М.: МГГУ, 2001. - с.167.

4. Кузнецов М. С., Глазунов Г.П. Эрозия и охрана почв. М.: МГУ, 1996 г. - с.57.

5. Ларионов Г.Л. Эрозия и дефляция почв. - М., 1993,

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------------------------

Кононенко Ю.В. - аспирант, Московский государственный горный университет.

ктуальной экологической пробле-

Амой является воздействие автозаправочных станций и комплексов на окружающую среду мегаполисов. Только в г. Москве более 650 ЛЗС, а это значит, что вместе с площадью санитарно-защитных зон около 5 км2 или 5% территории г. Москвы подвергается их техногенному воздействию.

Каждая ЛЗС является потенциальным источником загрязнения окружающей среды, поскольку внесены в перечень видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность. По расчетным данным Комитета по охране окружающей среды радиус загрязнения составил до 1 ПДК (0,87) - 100 м; в радиусе же до 300 м - 0,10 ПДК. Общий выброс углеводородов колеблется в пределах 1,335 т/год - 3,204 т/год. Из расчетов следует, что приземные концентрации бензина составляют на минимальных расстояниях до жилых зданий в радиусе 14,8 м. от 2-х ПДК (1,81) до 4,30 ПДК, т.е. по экспоненте концентрация углеводородов убывает от источника загрязнения. Проведенные Бодягиным Е.Л. геохимические исследования показали, что уровень за-

грязнения почв в радиусе до 15-20

м превысили ПДК в 12-13 раз.

Таким образом для разработки эффективных методов инженерной защиты необходимо выявить источники и пути поступления нефтепродуктов в окружающую среду. Основным показателем загрязнения окружающей среды на объектах нефтепродуктообеспе-чения является количество потерь нефтепродуктов. В табл. 1 представлена общая классификация потерь и их основные характеристики. В зависимости от причин возникновения потери нефтепродуктов разделяются на естественные, эксплуатационные и аварийные, а по характеру - на количественные, качественные и количественно - качественные. С точки зрения экологической опасности следует обратить особое внимание на аварийные, количественные и количественно-качествен-ные потери. Аварийные потери возникают в результате разрушения или повреждения резервуаров, трубопроводов и других технических средств при пожарах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях, повреждении или уничтожении транспортных средств при авариях, а также в других случаях, вызывающих

разрушение оборудования. Снижение аварийных потерь достигается оперативным осуществлением мер по локализации и устранению последствий аварий. Количественные потери происходят от утечек и разливов нефтепродуктов в результате неудовлетворительного состояния технологического оборудования, небрежности и халатности работников соответствующих служб. Основная особенность утечек заключается в том, что они носят неравномерный по площади и во времени характер. В отличие, например, от земляного накопителя сточных вод, утечки из которого происходят постоянно и практически по всей площади накопителя, на объектах нефтепродуктообеспечения утечки происходят в отдельных точках, причем их местоположение может меняться во времени.

Другая важная особенность утечек на объектах нефтепродуктообеспечения заключается в том, что они происходят (или могут происходить) в течение всего срока функционирования этих объектов. Поэтому, несмотря на ограниченность во времени каждой отдельной утечки, вследствие попеременного возникновения утечек будет происходить постоянное загрязнение территории объекта в течение всего срока его существования и эксплуатации.

Количество проливов у топливораздаточных колонок и на площадке слива топлива имеет достаточно высокий показатель (до 100 г на 1 т бензина и 50 г на 1т дизельного топлива). От проливов, движения автотранспорта и атмосферных выпадений фиксируется

© О. Майорова, 2002

УАК 622.8:002.637

О. Майорова

О ЗАГРЯЗНЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕАЫ МЕГАПОЛИСОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ И КОМПЛЕКСОВ

Таблица 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ НЕФГЕПРОЛУКГОВ

Классифи- кационный признак Виды потерь Основные характеристики Процесс, в результате которого происходит загряз' нение окружающей среды

Причина Естественные Зависят от физико-химических свойств нефтепродуктов и от условий окружающей среды. Испарение

Эксплуатаци- онные Происходят из-за неисправностей или неправильной эксплуатации технических средств хранения, перекачки, транспортирования и заправки Утечки, проливы, неполный слив

Лварийные Возникают в результате разрушения или повреждения резервуаров, трубопроводов и других технических средств при пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, а также в других случаях, вызывающих разрушение оборудования. Проливы

Характер Количествен- ные Происходят в результате неудовлетворительного состояния технологического оборудования, небрежности и халатности работников соответствующих служб. Утечки и разливы

Качественные Происходят при смешении различных нефтепродуктов в результате небрежного или неправильного выполнения операций по хранению, отпуску и приему нефтепродуктов, при обводнении и загрязнении механическими примесями.

Количествен- но- качественные Несоответствие свойств нефтепродуктов конструкции и оборудованию резервуаров Испарение

Таблица 2

Загрязнители Содержание, мг/л ПДК, мг/л

1ефтепродукты 1,2 - 28,7 0,05

Хлориды 109 400

Сульфаты 17 250

Свинец 0,005 0,03

Медь 0,05 1

Цинк 0,08 1

высокое загрязнение

ного стока. В табл. 2 приведены обобщенные результаты

ваний поверхностного стока, полненных на ряде ЛЗС г. Москвы.

Определенную роль в формировании загрязнения

почвогрунтов играют выпадения из атмосферы и движение ав-тотранс-порта по территории ЛЗС.

Влияние загрязненного

верхностного стока на геологическую среду особенно интенсивно, если отсутствует ливневая

лизация и очистка стока. В настоящее время не все ЛЗС имеют закрытые системы водоотведения и очистные сооружения. Но даже в тех случаях, когда такие системы имеются, с не замощенных поверхностей, газонов и через трещины в дорожных покрытиях, часть загрязненного стока попадет в почвогрунты (от 10 до 30% ема). Количественно-качест-

венные потери представляют бой главным образом потери от испарения. Величина потерь от "малых и больших дыханий" резервуаров зависит от ряда ров: климатических условий,

пературного режима хранилищ, конструкции и оборудования емкостей, степени заполнения резервуара и др. Основная причина

потерь от испарения - несоответствие свойств нефтепродукта струкции и оборудованию ре-вуара. По данным многочисленных исследований доля потерь от парения составляет 75% от всех потерь нефтепродуктов, имеющих место при хранении и транспортировке.

Исследований по состоянию окружающей среды в районе АЗС недостаточно. Представляется, что с точки зрения комплексного воздействия на геологическую среду и биосферу такие исследования необходимы. Следует учитывать, что в составе нефтепродуктов присутствуют такие опасные вещества, как бензол, стирол, толуол, ксилол и др. По результатам подобных исследований возможна разработка инженерных методов защиты окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев Л.Ю. Оценка влияния автозаправочных станций (ЛЗС) на геологическую среду. Московский государственный строительный университет, Россия. УДК 624.131.1.

2. Бодягин ЕЛ. Проблемы развития сети ЛЗС в г. Рос-тове-на Дону.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -------------------------------

3. Бондарь В.Л. Операции с нефтепродуктами. Лвтоза-правочные станции. Паритет, 2000.

4. Цагарелли Д.В., Бондарь В.Л, Зоря Е.И. Технологическое оборудование автозаправочных станций (комплексов). - М.: ООО "Паритет граф". 2000.

Майорова О. — аспирантка, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.