А.И. Халиулина
О ЯЗЫКОВОМ АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ НАЦИИ В ТРУДАХ Б.Х. ЮЛДАШБАЕВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Аннотация
Изучая роль языка в консолидации нации, Б.Х. Юлдашбаев1 отмечает, что процесс складывания башкирской народности и современного типа башкирской нации органически связан с языковым ее формированием, показывает, как «язык этот подготовлялся всей предшествующей историей дифференциации башкир из общетюркского языкового массива, историей постепенного вызревания и формирования этнической общности башкир и их языка» [2, с. 53]. В этом контексте важными представляются рассуждения ученого, основоположника этнополитологии в Башкортостане, создателя научной школы по проблемам наций и национальных отношений о том, что «не может быть нации без общего языка» [2, с. 49] и что известное сталинское определение нации в части, касающейся языка, до сих пор не утратило своего научного и методологического значения. Важным является обращение профессора к вопросу внутренней диалектики формирования языковой общности башкир путем интеграции племенных наречий.
В статье приведены основные положения формирования башкирского литературного языка в процессе становления башкирской нации, о которых говорили видные ученые Башкортостана Б.Х. Юлдашбаев и Р.Г. Кузеев. Исследуя проблему роли языка в этнической идентичности, ряд ученых выдвигали тезис о решающей роли национального языка в процессе образования и последующего развития европейских наций. Эти положения были разработаны и в последующем дополнены Б.Х. Юлдашбаевым еще в конце 1960-х - в начале 1970-х гг. В работах Б.Х. Юлдашбаева делается вывод о том, что «общий язык башкирской народности существовал и развивался уже к середине XIX - началу XX в., что в свою очередь позволило постепенно перерасти из народности в нацию, вступая в завершающий этап языковой консолидации башкирской нации» [2, с. 53].
Годы перестройки подтвердили высокую степень языковой консолидации башкир, выступивших единым фронтом за повышение государственно-правового статуса Республики Башкортостан.
1 Юлдашбаев Билал Хамитович (02.03.1928, д. Юрматы Стерлитамакского кантона БАССР, ныне в черте г Ишимбай, -13.04.2001, Уфа), историк. Доктор исторических наук (1974), профессор (1974). После окончания Башкирского педагогического института им. К.А. Тимирязева (1947) работал в СГПИ (с 1950 зав. кафедрой истории), в 1955-1965 гг. старший научный сотрудник, зав. сектором ИИЯЛ, в 1966-1986 гг. в БГУ (в 1977-1981 гг зав. кафедрой истории СССР советского периода). В 1994-2001 гг ведущий научный сотрудник ЦЭИ УНЦ РАН. Автор более 100 научных работ, составитель сборника документов и материалов «Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики», «Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг)» (в 4 т., 7 кн., 2002-2009).
Bilal Kh. Yuldashbaev (born March 2, 1928, village of Yurmaty, Sterlitamak kanton, BASSR, today within the boundaries of Ishimbay - died on April 13, 2001, Ufa), a historian, Dr.Sc. (History) (1974), professor (1974). After graduating from the K. Timiryazev Bashkir Teacher Training Institute in 1947 he worked at Sterlitamak State Pedagogical Institute (since 1950 as head of the Department of History), in 1955-1965 as senior researcher, head of a sector, Institute of History, Language and Literature, in 1966-1986 at the Bashkir State University (in 1977-1981 as head of the Department of the USSR History of the Soviet Period); in 1994-2001 as leading researcher, Centre for Ethnological Studies, Ufa Research Centre, Russian Academy of Sciences. Professor Yuldashbaev authored more than 100 scholarly publications, compiled The Formation of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic, The National and State Structure of Bashkortostan (1917-1925), collection in 4 volumes, 7 books (2002-2009), both in Russian.
Халиулина Айгуль Ильясовна, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнополитологии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: [email protected]
Aigul I. Khaliulina, Cand.Sc (History), Research Fellow at the Department of Ethnopolitical Science, R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre, the Russian Academy of Sciences (Ufa), e- mail: [email protected]
УДК 930
© Халиулина А.И., 2018
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/2 (80)
О ЯЗЫКОВОМ АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ НАЦИИ В ТРУДАХ.
39
Ключевые слова: язык, нация, этническая группа, Б.Х. Юлдашбаев, национальность, языковая консолидация, этноязыковая идентичность, родной язык
Aigul I. Khaliulina
ON THE LANGUAGE ASPECT IN THE DEVELOPMENT OF THE BASHKIR NATION IN WORKS BY B.KH. YULDASHBAEV (TO HIS 90TH BIRTH ANNIVERSARY)
Abstract
Studying the role of language in the national consolidation, B.Kh. Yuldashbaev notes that the process of formation of the Bashkir nation and its modern type is organically connected with its linguistic formation. The author shows how this language was prepared by the entire previous history of the Bashkirs' differentiation from the common Turkic language stock and the history of gradual ripening and the formation of the Bashkir ethnic community and their language as well. In this context, very important are the arguments of the scholar, founder of ethnopolitical studies in Bashkortostan on problems of nations and national relations that "a nation cannot exist without a common language" and that Stalin's famous definition of the nation regarding language has not lost so far its scientific and methodological value. Important is the professor's appeal to the issue of the inner dialectics of the formation of the Bashkir linguistic entity through the integration of tribal dialects.
The article presents fundamental principles of the formation of the Bashkir literary language in the Bashkir nation's development worked out by prominent scholars of Bashkortostan B.Kh. Yuldashbaev and R.G. Kuzeev. Studying the problem of the role of language in ethnic identity, a number of scholars put forward a thesis on the decisive role of the national language in the process of education and subsequent development of European nations. These principles were developed and subsequently supplemented by Prof. Yuldashbaev in the late 1960's to the early 1970's. In his works the scholar concludes that the common language of the Bashkir nation existed and developed by the middle of the 19th - early 20th centuries, which in its turn allowed gradual growth from a nationality to nation, entering the final stage of linguistic consolidation of the Bashkir nation. The years of Perestroika confirmed the high degree of linguistic consolidation of the Bashkirs, who acted as a united front for improving the state and legal status of the Republic of Bashkortostan.
Key words: language, nation, ethnic group, B.Kh. Yuldashbayev, nationality, language consolidation, ethno-linguistic identity, native language
Из всех компонентов культуры в широком смысле слова наиболее отчетливо выраженными этническими функциями обладает язык. Языковая общность присуща каждому этносу, и каждый этнос в процессе становления обычно пользуется одним языком [1, с. 114]. В научном наследии Б.Х. Юлдашбаева наряду с теоретическими разработками этнических процессов особое место занимает проблема роли языка в консолидации нации.
По мнению Б.Х. Юлдашбаева, язык, будучи одной из этнических категорий, обнаруживает в своей истории исключительную стабильность, постоянство и стойкость. Общность языка есть и условие, и признак этнико-национальной общности [2, с. 49].
Отмечая роль языка как этнического маркера, Ю.В. Бромлей признает, что при характеристике языка как этнического признака следует учитывать своеобразие самого восприятия этого признака. Именно поэтому языковая принадлеж-
ность этнической группы обычно может быть выяснена при первых же контактах с ней, при этом для такой цели даже не обязательно в совершенстве владеть соответствующим языком [1, с. 116]. По мнению ряда авторов, язык представляет собой ядро, квинтэссенцию любой этнической культуры, ее этнического своеобразия и национальной самоидентификации [3, с. 125; 4, с. 39]. Словацкий ученый Я. Качала также подчеркивает «решающую роль национального языка в процессе образования и последующего развития европейских наций» [5, с. 54]. В данных работах этнос тесно связан с языком, который является не только условием формирования этноса, но нередко и итогом этногенеза; последнее особенно заметно в случае формирования этносов из разноязычных групп населения. В результате такой тесной связи язык обычно выступает как одно из важнейших объективных свойств этноса, а также как символ этнической принадлежности [4, с. 30]. В свою очередь, размышляя о роли языка, западный исследователь
Матиас Кёниг приходит к выводу о том, что язык часто выступает как система репрезентации, представляя разделяемый обществом взгляд на мир. Объективируя такой взгляд, язык играет заметную роль в создании группового сознания и построении символа коллективной идентичности [6, с. 10].
В этом контексте важными представляются рассуждения Б.Х. Юл-дашбаева о том, что «нельзя абсолютизировать тождество национальной и языковой общности людей» [2, с. 49]. История знает факты, когда, во-первых, одновременно несколько наций могут говорить на одном языке. Во-вторых, некоторые народы, сохраняя в целом свою национальность, национальное самосознание, однако полностью или частично утрачивают свой язык. В-третьих, есть немало этнолингвистических групп, растворившихся в инонациональной массе, но сохранивших при этом свой родной язык. В-четвертых, некоторые нации с самого начала их образования пользуются несколькими языками. Но, так или иначе, национально-этническая специфика в решающем большинстве случаев включает в себя языковое своеобразие, и нет общественных связей, консолидирующих данную нацию без определенного языка, как правило, одного общего для нее. В советской историко-философской литературе справедливо отмечается, что язык и в наше время остается «основным этническим показателем». Подчеркивается, что независимо от всевозможных исключений «не может быть нации без общего языка» и что известное сталинское определение нации в части, касающейся языка, не утратило до сих пор своего научного и методологического значения [2, с. 49].
Язык, основа самобытности народов, всегда был орудием власти наций или империй. Он также стал, особенно с появлением аудиовизуальных и электронных средств информирования и коммуникации, орудием экономической мощи. Сегодня и то, и другое усиливается, что создает условия для исключительного доминирования одного наречия и одной модели культурных связей. Как часто случалось в истории, раньше всех замечают эту угрозу и противостоят ей первые жертвы: языковые меньшинства, коренное население, приобщаемое к чужой культуре, исключенное из информационного сообщества [7, с. 84].
В этом месте нам представляется важным обращение к вопросу внутренней диалектики формирования языковой общности башкир путем интеграции племенных наречий, рассмотренной профессором Б.Х. Юл-дашбаевым.
В своих трудах ученый отмечает, что каждое племя имеет свой особый, лишь ему свойственный диалект: «племя и диалект по существу совпадают», «лишь племена с одинаковым основным наречием объединяются в более крупное целое» [2, с. 52]. И башкирскую группу тюркских племен с первых же веков их существования объединял общий язык, правда, варьирующийся по говорам и диалектам, но единый в своей основе. По мере смешения родственных племен интенсивно смешивались друг с другом и их наречия. Этот процесс вел к нивелировке языка. К исходу новотюркской эпохи, простирающейся вплоть до первых десятилетий XX в., длительный процесс языковой интеграции башкир имел своим результатом происшедшее уже объединение всех диалектов и говоров в два крупных диалекта. Это - южный, т.е. юрматынский, и восточный -куваканский диалекты. Они служили основой стихийно формирующегося башкирского национального языка и его литературной формы. Каждый из них успел существенно растворить в себе сравнительно мелкие говоры. К середине XIX - началу XX в. уже существовал и развивался общий язык башкирской народности, перераставшей постепенно в нацию, наступал завершающий этап языковой консолидации башкирской нации [2, с. 53].
Таким образом, объединение диалектов, слившихся благодаря их общности, образовало современный башкирский национальный язык. Язык подготовлялся всей предшествующей историей дифференциации башкир из общетюркского языкового массива, историей постепенного вызревания и формирования этнической общности башкир и их языка. В XX век башкирский народ вступил как общность, в этнолингвистическом отношении давно уже самоопределившаяся [2, с. 53].
Важную специфическую особенность истории вызревания и формирования башкирской нации составлял «татаро-башкирский вопрос» - вопрос о соотношении двух тюркоязычных народов Среднего Поволжья и Приуралья, о степени их
Б.Х. Юлдашбаев
О ЯЗЫКОВОМ АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ НАЦИИ В ТРУДАХ.
41
различия и общности: одну ли нацию они составляют или это две разные национальности, на одном ли языке говорят они или на разных? Что касается третьего - северо-западного диалекта башкирского языка, Б.Х. Юлдашбаев отмечает, что язык западных и северо-западных башкир давно уже не собственно башкирский, а по существу татарский [2, с. 55].
Изучая данную проблему, Р.Г. Кузеев отмечает [8, с. 6], что еще в эпоху Казанского царства (конец XIV - середина XVI в.) татарский язык в Среднем Поволжье, Прикамье, на других соседних территориях становится языком межнационального общения. Это был язык торговли, дипломатии, политики. Традиция эта, по мнению Р.Г. Кузеева, восходила еще к булгарскому периоду. Татарский язык в Волго-Уральском регионе сохраняет функцию языка межнационального общения и после присоединения этих территорий к Русскому государству. Татарско-чувашское, татарско-марийское, татарско-удмуртское, татарско-мордовское двуязычие сохраняется и по настоящее время. Например, среди башкир доля свободно владеющих татарским языком превышает более 30%. Около 15% удмуртов, 10% чувашей, 14% марийцев в Республике Башкортостан в качестве родного языка отмечают татарский [9, с. 286-307].
В свою очередь, как отмечал Б.Х. Юлдашбаев, ныне не подлежит сомнению самостоятельная национальность башкир и их язык [2, с. 54].
Однако язык может эффективно функционировать в межнациональном общении только при поддержании его (языка) в надлежащем состоянии, сохранении и приумножении всего того, что в совокупности является лингвистическом фактором выдвижения и становления языка в качестве го сударственного.
Общеизвестно, что языковые реформы 1989 г., как один из факторов распада Советского Союза, впоследствии привели к конфликтным ситуациям в бывших союзных и автономных республиках Российской Федерации. В этом отношении особое место занимает Республика Башкортостан, в которой, как и в ряде других «суверенных республик», из-за сложности этноязыковой ситуации на несколько лет затянулось «выяснение отношений» по поводу принятия закона о языках. Осуществляющееся в республике языковое планирование сопровождалось неоднократной сменой общественных настроений по поводу языковой ситуации и положения государственного языка. При этом специфика данного вопроса опреде-
ляется не реалиями сегодняшней языковой ситуации, а тем, что, во-первых, многие предпосылки его возникновения таятся в глубине исторических событий, во-вторых, тем, что язык и языковые проблемы заняли видное место в современной политической борьбе.
При оценке языковой ситуации, как правило, учитывается владение языками, оно служит важнейшим критерием определения языкового пространства. За межпереписной период (с 1989 по 2002 год) увеличилась численность башкир, владеющих языком своей национальности. Если в 1989 г. башкирский отметили в качестве родного 645 351 чел., то по данным переписи 2002 г. этот показатель достигал 912 204 чел., т.е. рост составлял 29,3%. При этом следует заметить, что доля владеющих башкирским языком среди коренного населения осталась почти неизменной, составив 74,7% [10, с. 16].
С начала 2000-х гг. все население республики, независимо от национальности, оказалось непосредственно и активно включено в процессы этнической и языковой самоидентификации, способствующие росту языкового сознания и этноязыковой консолидации как основополагающей части общественного сознания и государственной идентификации.
Освещение в рамках данной статьи процесса складывания башкирской народности и современного типа башкирской нации, который органически связан с языковым ее формированием, показало, что ее удачное решение является одним из важнейших факторов сохранения межэтнического согласия и стабильности башкорто-станского общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 414 с.
2. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1972. 336 с.
3. Агаев А .Г. Функции языка как этнического признака // Язык и общество. М.: Наука, 1968. С. 120-142.
4. Арутюнов С.А. Этнические процессы и язык // Расы и народы. М., 1985. № 15. С. 30-55.
5. Качала Я. Язык и национальная самоидентификация (на примере словацкого языка) // Язык. Культура. Этнос. М.: Наука, 1994. С. 51-61.
6. Кёниг М. Культурное разнообразие и языковая политика // Решение национально-языковых вопросов
в современном мире / под ред. акад. Е.П. Челышева. М.; СПб.: Златоуст, 2003. С. 9-20.
7. Вольф А. Франкофония и пространство русского языка: зачем нужен диалог? // Языковая политика в современном мире. По материалам Третьего и Четвертого международных семинаров по государственной политике и актуальным проблемам двуязычия (Париж, 2005; Санкт-Петербург, 2005-2006). СПб.: Златоуст, 2007. С. 80-86.
8. Кузеев Р.Г. История и социология в понимании современной этнокультурной ситуации (пример Башкортостана). Доклад на конференции по бывшим социалистическим мусульманским обществам (Турция, Анкара, 15-18 сентября 1994 г.). Уфа: ГП «Принт», 1994. 22 с.
9. Сафин Ф.Г. Этнополитическое развитие Башкортостана в XX веке: социолингвистический аспект. Казань: Магариф, 2004. 543 с.
10. Сафин Ф. Г., Фатхутдинова А.И. Этническая и региональная идентичности в региональном измерении: феномен Башкортостана (1959-2002 гг.). Уфа: Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН, 2012. 152 с.
REFERENCES
1. Bromley, Yu.V Ocherki teorii etnosa [Sketches on the Ethnic Theory]. Moscow: Nauka press, 1983. 414 p. (in Russ.).
2. Yuldashbaev, B.Kh. Istoriya formirovaniya bashkirskoy natsii [History of the Formation of the Bashkir Nation]. Ufa: Bashkir Publishing House, 1972. 336 p. (in Russ.).
3. Agaev, A.G. Funktsii yazyka kak etnicheskogo priznaka [Functions of Language as an Ethnic Marker]. In: Yazyki obshchestvo [Language and Society]. Moscow: Nauka press 1968. P. 120-142 (in Russ.).
4. Arutyunov, S.A. Etnicheskie protsessy i yazyk [Ethnic Processes and Language]. In: Rasy i narody [Races and Nations]. Moscow. 1985. No. 15. P. 30-5 (in Russ.).
5. Kachala, Ya. Yazyk i natsional'naya samoidentifika-tsiya (na primere slovatskogo yazyka) [Language and National Self-Definition (on the Example of the Slovak
Language)]. In: Yazyk. Kul'tura. Ethnos [Language. Culture. Ethnos]. Moscow: Nauka press, 1994. P. 51-61 (in Russ.).
6. Matias Koenig. Kul'turnoe raznoobrazie i yazy-kovaya politika [Cultural Diversity and Language Policy]. In: Reshenie natsional'no-yazykovykh voprosov v sovremennom mire [The Solution of the National Language Problems in the Modern World]. Ed. Academician E.P. Chelyshev. Moscow; St. Petersburg: Zlatoust press, 2003. P. 9-20 (in Russ.).
7. Wolf, A. Frankofoniya i prostranstvo russkogo yazyka: zachem nuzhen dialog? [The Francophonie and the Russian Language Space: Why do We Need a Dialogue?]. In: Yazykovayapolitika v sovremennom mire. Po materialam Tret'ego i Chetvertogo mezhdunarodnykh seminarov po gosudarstvennoj politike i aktual'nym problemam dvuyazychiya (Parizh, 2005; Sankt-Peterburg, 2005-2006) [Language Policy in the Modern World. Based on the Proceedings of the Third and Fourth International Seminars on Public Policy and Topical Issues of Bilingualism (Paris, 2005; St. Petersburg, 2005-2006)]. St. Petersburg: Zlatoust press, 2007. P. 80-86 (in Russ.).
8. Kuzeyev, R.G. Istoriya i sotsiologiya v ponimanii sovremennoj etnokul 'turnoj situatsii (primer Bashkor-tostana). Doklad na konferentsii po byvshim sotsiali-sticheskim musul 'manskim obshchestvam (Turtsiya, Ankara, 15-18 sentyabrya 1994 g.) [History and Sociology in Conceiving the Contemporary Ethno-Cultural Situation (Bashkortostan as an Example). Report at the Conference on the Former Socialist Muslim Societies (Ankara, Turkey, September 15-18, 1994)]. Ufa: Print press, 1994. 22 p. (in Russ.).
9. Safin, F.G. Etnopoliticheskoe razvitie Bashkor-tostana v XX veke: sotsiolingvisticheskij aspect [Ethno-Political Development of the Republic of Bashkortostan in the Twentieth century: The Sociolinguistic Aspect]. Kazan: Magarif press, 2004. 543 p. (in Russ.).
10. Safin, F.G., Fatkhutdinova, A.I. Etnicheskaya i regional 'naya identichnosti v regional 'nom izmerenii: fenomen Bashkortostana (1959-2002 gg.) [Ethnic and Regional Identities in the Regional Dimension: The Phenomenon of Bashkortostan (the Years of 1959-2002)]. Ufa: The R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, the Ufa Research Centre, the Russian Academy of Sciences. 2012. 152 p. (in Russ.).