УДК 8.+81.+811.11-112
О ЯЗЫКЕ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ HOMO LOQUENCE В СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
© В. А. Шарипова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 28 42.
E-mail: rector@bsu.bashedu.ru
В статье представлены сентенции современных ученых - лингвистов, в которых отражено представление современной лингвистики относительно речевой деятельности homo loquence, о роли и взаимозависимости языка, речи и мышления, о когнитивной лингвистике, как направлении современной лингвистики, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм. Сложенные в совокупности мнения о том, что представляют собой язык и речевая деятельность наводят на выводы о том, что язык и речь - это два аспекта речевой деятельности, которые включают в себя все процессы говорения, а также процессы восприятия и понимания речи. В речевой деятельности сливаются в единый процесс вербальное мыш-
ление, язык и речь.
Ключевые слова: антропоцентричность, гвистика, язык и мышление, язык и речь, речевая
Одно из превалируюших и наиболее плодотворно осваеваемых векторов развития гуманитарных наук на современном этапе антропоцентричное направление, ознаменованное живым и нескрываемым интересом ученых разных областей к человеку как многогранному и таинственному объекту научных изысканий. Человек, будучи в фокусе научной мысли уже на протяжении многих веков, не теряет своей притягательной силы для ищущего разума исследователя и все-таки всегда остается до конца неразгаданной загадкой, своего рода океаном, неизведанные глубины которого по-прежнему таят в себе мириады будущих чудесных открытий. «Есть какая-то потаенная злонамеренность в том упорстве, с каким человек постоянно бросает вызов уче-ным-гуманитариям: то он предстает перед их взором как нечто совершенно определенное, то обескураживает полной непредсказуемостью своего поведения» [1, с. 12].
Поскольку в центре современных исследований языка стоит homo loquence - человек говорящий, выступающий носителем того или иного языка, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что он вместе с тем выступает и носителем определенной культуры, т.е. является представителем определенного национально-лингво-культурного сообщества с присущими ему знаниями и представлениями, концептуальными установками и культурными максимами, со своим уникальным менталитетом -национальным способом видеть и понимать мир. Таким образом, принадлежность к тому или иному национально-лингво-культурному сообществу обуславливает этнокультурное своеобразие коммуникативного поведения человека говорящего.
Современная лингвистика сделала поворот к изучению языка в действии, в реальном функционировании, тем самым выдвинув на первый план коммуникативный подход к языку. Такой подход к единицам языковой системы в целом позволяет
этнокультурное своеобразие, когнитивная лин-деятельность, вербальное мышление.
включить их в речевую деятельность человека, т. е. связывает с предметным миром и когнитивной деятельностью, а также с условиями речевого общения в конкретной языковой среде. Дж. Лакофф пишет, что стимулом к появлению когнитивной теории языка явилось открытие различий между разными народами в том, как они классифицируют реалии, т.к. это «поражает своей неожиданностью европейцев и ставит в тупик западных лингвистов и антропологов» [2]. Именно человеческий фактор положен в основу когнитивной теории, т.к. она пытается объяснить, как человек «осмысливает мир». Когнитивные категории призваны обеспечить понимание той части опыта человека, которая ограничена человеком и воспринимается самим человеком. Именно благодаря этому когнитивные исследования дают возможность осознать такие различия в языковом моделировании мира, которые часто не даны в непосредственном наблюдении, существуют на интуитивном уровне носителей языка, образуя общую базу значений о языке, его употреблении, принципах речевого общения, а также внеязыковых знаний о контексте, ситуации, об адресате, общефоновых знаний о мире.
Когнитивная лингвистика стала возможной после оформления теоретических постулатов психолингвистики, в рамках которой изучались процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, как варианты соотношения системы языка и ее использования, функционирования. Именно психолингвисты обосновали существование невербального мышления, и эти достижения стали основой для создания методологии когнитивной лингвистики [3, с. 8-18].
Когнитивная лингвистика - направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм. В отличие от остальных дисциплин данного цикла, в когнитивной лин-
230
ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
гвистике рассматриваются когнитивные структуры и процессы, которые свойственны человеку как homo loquens, где на первом плане находятся системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов [4, с. 21].
По определению З. Д. Поповой, «когнитивная лингвистика - это новый этап изучения сложных отношений языка и мышления» [5, с. 7], где оказывается правомерным рассмотрение языковых структур сквозь призму общих знаний человека о мире, накопленного им опыта взаимодействия с окружающей средой и в тесной зависимости от психологических, коммуникативных и культурных факторов. Физическая природа мыслящего существа и способ его функционирования в среде обитания имеют большое значение для изучения человеческого мышления. Г. В. Колшанский считает, что «в гносеологическом плане действительно отношение не «язык» - «мышление», а «языкомышление» -«мир», и «правильно поэтому говорить не о языковой картине мира, а о языко-мыслительной картине мира». Однако он признает, что «языковая картина мира есть вторичное существование объективной картины мира» [6, с. 37, 40] и, тем самым признает принципиальную зависимость языка от мышления. Языковая модель мира не параллельна когнитивной модели и не тождественна ей, а встроена в нее в качестве подсистемы [7, с. 39].
В процессе познавательной деятельности человека происходит постоянное изменение, обогащение, уточнение структур, образующих модели мира в мышлении и языке. В вопросе о взаимоотношении между миром и его отражением в сознании и языке принципиальным является способ концептуализации мира. Благодаря когнитивному подходу, удалось систематизировать словарный состав языка на основе глобальных концептов. В рамках когнитивной лингвистики выделяется особый раздел, занимающийся вопросами понимания и использования языка,- когнитивная семантика, отличающаяся от традиционной постановкой проблем и методами их решения.
Л. В. Щерба под речевой деятельностью понимал «акт говорения и понимания». Важной чертой процессов говорения и понимания он считал речевую организацию, т. е. психофизиологические принципы, которые этими процессами управляют [8, с. 30]. Современные лингвисты также отходят от представлений о языке как о «порождающем механизме» и начинают рассматривать его как систему, «обеспечивающую не только порождение высказываний, но и их понимание» [9, с. 223].
С. Г. Шафиков, используя американскую сентенцию Guns don’ kill people, people kill people (стреляют люди, а не ружья), делает вывод о том, «что сам язык - это только средство, которое можно применяться разными целями, так же как ружье можно использовать с целью убийства, хотя само
ружье не стреляет; точно так же и язык не является демиургом концептуальной модели, а лишь средством ее существования» [10, с. 16].
Е. С. Кубрякова указывает на «тесную взаимосвязь концептуализации и категоризации, как важнейших когнитивных процессов в познании мира, со всеми когнитивными способностями человеческого мозга (психики), со всеми существующими системами восприятия мира» при помощи языка [11].
Е. С. Кубрякова считает, что язык и речь (способность к речи) осознаются как предпосылки речевой деятельности, причем речь трактуется как говорение. По ее мнению, «нельзя противопоставлять друг другу средство и способ, также нельзя сводить речь (речевую деятельность) к способу формирования и формулирования мысли. Речевая деятельность протекает с помощью такого феномена, как речь (говорение), при обращении к языку как к источнику используемых в этой деятельности единиц и правил и при ее направленности на восприятие речи другими» [12, с. 11]. Е. С. Кубрякова использует термины «речь» и «речевая деятельность» как синонимы, хотя и не отрицает известных оснований для их дифференциации. Понятие речевой деятельности она использует в качестве общего и родового термина для обозначения всех явлений и факторов, относящихся к порождению речи и ее восприятию, к процессам говорения и слушания, к созданию и реализации актов. «Речевая деятельность представляет собой такую совокупность речевых действий и речевых операций со стороны говорящего, создающего речь (речевой акт), и слушающего, ее воспринимающего, которая вызывается определенными потребностями, ставит перед собой определенную цель и совершается в конкретных условиях» [12, с. 10].
И. А. Зимняя подчеркивает, что «язык рассматривается как средство, а речь - как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности индивида» [13, с. 23]. По мнению М. В. Никитина, язык создает механизм, ориентированный на всякого говорящего и свободно определяет структуру языка и речи, т. е. является базисным принципом структуры речевой деятельности [14, с. 715]. И. Р. Гальперин представляет сущность речевой деятельности в виде трихотомии, т. е. различает в речевой деятельности не две стороны, а три - «язык», «речь» и «текст» [15]. Л. А. Киселева пишет о том, что целевое назначение речи - отражение и проявление функций языка, и их взаимосвязь реализуется именно в речевой деятельности [16, с. 30].
С термином «речь» связывают саму речевую деятельность и ее компонент - «язык в действии». Встречаются такие определения, как соотношение языка и речи, как код и обмен сообщениями, средство и цель (Р. О. Якобсон), диссоциация и интеграция (Э. Бенвенист), сущность и явление, форма
и содержание. Данные определения не учитывают основной признак оппозиции - «процессуаль-ность». Л. В. Щерба предложил различать «обработанный лингвистический опыт» и «процесс говорения», что перекликается с пониманием языка как статистического явления, а речи - как динамического. Язык и речь - это два аспекта речевой деятельности, которые включают в себя все процессы говорения, а также процессы восприятия и понимания речи. В речевой деятельности сливаются в единый процесс вербальное мышление, язык и речь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки. УРСС Эдиториал, 2003. 304 с. Электронная книга. Лингвистика. иЯЬ: http://www.superlinguist.com
2. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. вып. XXIII. М.: Прогресс, 1988. С. 12-51.
3. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.
4. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. №4. С. 17-33.
5. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 196 с.
6. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 103 с.
7. Каменская О. Л. Три семантики слова // Язык и модель мира. М.: Изд-во Мое. гос. лингв. ун-та, 1993. С. 39-48.
8. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.; Л.: Наука, 1974. 428 с.
9. Демьянков В. З. «Теория речевых актов» в контексте современной зарубежной лингвистической литературы // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. С. 223-234.
10. Шафиков С. Г. Типология лексических систем и лексикосемантических универсалий. Уфа: БГУ, 2000. 260с.
11. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №»1. С. 6-17.
12. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986. 156 с.
13. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. 159 с.
14. Никитин М. В. Курс лингвистической семантики. С.-Пб.: Научный центр проблем диалога, 1997. 758 с.
15. Гальперин И. Р. Информативность единиц языка. М.: Высшая школа, 1974. 175 с.
16. Киселева Л. А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 160 с.
Поступила в редакцию 04.02.2012 г.