Научная статья на тему 'О XII Конгрессе антропологов и этнологов России'

О XII Конгрессе антропологов и этнологов России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Давыдова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О XII Конгрессе антропологов и этнологов России»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

SCIENTIFIC LIFE

А. С. Давыдова

О XII КОНГРЕССЕ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ A. S. Davydova

THE XII CONGRESS OF ANTHROPOLOGISTS AND ETHNOLOGISTS OF RUSSIA

Конгресс антропологов и этнологов России (КАЭР) является крупнейшим научным форумом для профессионального научного сообщества упомянутых ученых. С 1995 года КАЭР традиционно проходит в разных городах страны раз в два года. В организации XII Конгресса, который состоялся 3-6 июля этого года в г. Ижевске, приняли участие Ассоциация антропологов и этнологов России, Институт им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН и Удмуртский госуниверситет при поддержке федеральных агентств по делам национальностей, научных организаций, правительства Удмуртии и Фонда фундаментальных исследований. Основным преимуществом Конгресса является, безусловно, большое количество участников из разных городов, что создает хорошую площадку для обмена опытом и общения. В ходе работы более 50 секций рассматривали вопросы и проблемы, актуальные для современной этнологической науки: этнографическое краеведение и этномузеологическое наследие России и стран СНГ, традиционные методики и вызовы времени в полевой этнографии, мобильности в культуре, взаимодействие религиозных институтов и общин в Российской империи и в современной России, миграции и культурная среда, человек и его деятельность в Арктике и многое-многое другое [См.: XII Конгресс антропологов и этнологов России, ЭР].

Открылся Конгресс пленарной сессией, на которой выступили с докладами ведущие ученые-этнографы (рис. 1). В их числе академик РАН, бывший министр по делам национальностей России Валерий Александрович Тишков. Он затронул в своем выступлении очень важные и весьма злободневные проблемы: закрытие гуманитарных кафедр и институтов, сокращение числа аспирантов и студентов, специализирующихся в направлении этнологии и антропологии, падение престижа профессии. В. А. Тишков призывал усилить внимание к качеству статей, отказаться от публикаций за деньги.

А. В. Головнев, член-корреспондент РАН, также поднимал важные вопросы, связанные в основном с функционированием и судьбой Ассоциации антропологов и этнологов России.

После пленарной сессии дискуссии развернулись в различных частях Ижевска. На мой взгляд, самым примечательным стало место работы секции «Этнографическое краеведение и этномузеологическое наследие России и стран

СНГ». Заседания данной секции проходили на базе архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» [См.: Конгресс как место для дискуссий, ЭР]. Для остальных участников конгресса в «Лудорвай» организовывались экскурсионные маршруты.

Рис. 1. КАЭР, г. Ижевск, 3 июля 2017 г. Пленарное заседание

Представить обзор и оценить работу всех заседаний, проходивших на Конгрессе невозможно. Хочется отметить, что, с одной стороны, такое большое количество заявленных тем для обсуждения дает выбор, но, с другой стороны, одновременно является и лимитирующим - желание послушать тот или иной доклад вынуждает участников бегать из секции в секцию, которые могут находиться в отдаленных друг от друга помещениях. Получается, в секциях нет постоянного состава и в конце заседания весьма проблематично подвести какие-либо итоги или устроить общую дискуссию. Еще одной из проблем такого масштабного мероприятия является то, что мало где соблюдается регламент. Во многом это связано с отсутствием самих докладчиков, соответственно с вытекающим отсюда нарушением последовательности выступлений, а также с несоблюдением докладчиками отпущенного времени и / или неумением и нежеланием руководителей секций остановить выступающего. Таким образом, попасть на интересующий доклад в секцию, непосредственного участия в которой ты не принимаешь, оказывается проблематично.

Мне удалось побывать на нескольких секциях. По сложившейся традиции и опыту предыдущего Конгресса я участвовала в работе полюбившейся секции «Устная история как источник и метод этнографических исследований». Заседание было посвящено судьбам этнических сообществ в контексте исторических событий, явлений и процессов, путям и формам развития их этнических культур. На секции помимо традиционных устных форм исторической памяти обсуждались создаваемые с помощью методов устной истории тексты, их источниковые возможности и т.д. Соглашусь

со словами руководителя секции Татьяны Кирилловны Щегловой о том, что особый интерес имело обобщение опыта работы в России и за рубежом в области устной истории в прошлом и настоящем. Запомнились выступления коллег из Армении. Харатян Грануш Сергеевна в своем докладе «Политика покорения памяти, или "приказано забыть": превращение памяти в социальную и семейную "тайну" (на примере армянского геноцида)» на материалах устных историй показала, что при политике «приказано забыть» память о «тайных собственных случаях» сохраняет мельчайшие детали случившегося даже в третьем поколении.

Вторая секция, в которой мне посчастливилось работать, называлась «Образы территорий: "переживания" пространства» (рис. 2). Секция была одной из самых многочисленных и по количеству участников, и по числу присланных заявок. В дни ее работы с докладами выступили 46 авторов. В ежедневных заседаниях, обсуждениях и дискуссиях участвовало большое количество ученых этнографов, антропологов и специалистов из других областей гуманитарных наук. Необходимо отметить вклад модераторов заседания Миссоновой Людмилы Ивановны и Романовой Екатерины Назаровны. Благодаря их трепетному и ответственному отношению к организации работы на всех стадиях (начиная от организационных писем и заканчивая прощальным фото) атмосфера была дружелюбной, а дискуссии получились исключительно плодотворными и интересными. Среди прочих выступлений запомнился доклад Юлии Игоревны Козиоровой «Стена Цоя на Арбате» (РГГУ, Москва). Посвящен он был неофициальному туристическому объекту под названием «Стена Цоя», расположенному на Старом Арбате в Москве. В докладе рассказывалось о единственном в Москве культовом месте, связанном с именем известного рок-музыканта Виктора Цоя. Были описаны практики, относящиеся к данному месту, его статус. Данный доклад вызвал резонансные мнения в аудитории. Основной вопрос, который интересовал собравшихся, касался актуальности и целесообразности тематики. Пресловутый вопрос «А зачем вы это делаете?» во многом связан, на мой взгляд, с тем, что на Конгрессе в одной аудитории собираются люди разных гуманитарных специальностей. Важным ли является изучение «значимого» для той или иной части населения локуса и практик, связанных с ним? Мне кажется - да. Вопросы об актуальности всегда были злободневными. Даже само слово «актуальность» меняет свое значение [См., напр.: Левонтина, 2016]. В данной связи вспоминается еще одно выступление, связанное с глобализацией и «утратой» национального языка. Извечный спор о сохранении и чистоте языка мне на сегодняшний момент кажется неуместным или даже неинтересным именно в данном аспекте. А вот как раз разговор о толерантности, как писал о ней А. Новик [IX Конгресс этнографов и антропологов России, ЭР], должен превалировать. Очень хорошо вопросы, касающиеся Конгресса, поднимаются в выпусках журнала «Антропологический форум» (АФ). В опросах, проведенных АФ, видно, что точки зрения участников КАЭР разные. Сомневаться не приходится в том, что основная функция Конгресса - коммуникативная. И я соглашусь с мнением редакции АФ, что Конгресс - это «прежде всего встреча с коллегами» [X Конгресс этнографов и антропологов России, ЭР], предоставляющая возможность общения, и интеграция, происходящая в период работы Конгресса не менее важна, чем научная составляющая этого мероприятия. Ведь именно она позволяет нам сохранять профессиональную идентичность.

Рис. 2. Заседание секции «Образы территорий: переживания пространства»,

5 июля 2017 г.

Список литературы

IX Конгресс этнографов и антропологов России: впечатления участников // Антропологический форум. 2011. № 15 online. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/015online/congress2.pdf.

X Конгресс этнографов и антропологов России: впечатления участников // Антропологический форум. 2013. № 19 online. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/019online/congress.pdf.

XII Конгресс антропологов и этнологов России: Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы. Программа (Ижевск, 3-6 июля 2017 г.). URL: http://iea-ras.ru/index.php?go=Ethno&in=cat&id=9.

Конгресс как место для дискуссий // Удмурдская правда. 2017, 23 июля. URL: http://udmpravda.ru/articles/kongress-kak-mesto-dlya-diskussiy.

Левонтина И.Б. Русский со словарем. М.: Corpus, 2016. 464 с.

Сведения об авторе Давыдова Алена Сергеевна,

Младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра РАН

Davydova Alyona Sergeyevna,

Junior Research Fellow of the Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre RAS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.