Научная статья на тему 'О взглядах А. Н. И Б. Н. Стругацких на воспитание: мотив побега детей в творчестве 1960-х годов'

О взглядах А. Н. И Б. Н. Стругацких на воспитание: мотив побега детей в творчестве 1960-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
605
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУГАЦКИЕ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / МОТИВ БЕГСТВА / ХРУЩЕВ / "ОТТЕПЕЛЬ" / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / STRUGATSKY / BOARDING SCHOOL / ESCAPE / KHRUSHCHEV / "THAW" / UPBRINGING SYSTEM / SCIENCE-FICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецов Александр Викторович

Взгляды братьев Стругацких на воспитание молодежи и сюжетные особенности их произведений 1960-х гг. (прежде всего мотив побега) сопоставляются в статье с изменениями в советской системе образования во время правления Н.С. Хрущева. Результатом является утверждение о влиянии образовательно-воспитательной политики СССР на творчество Стругацких.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The views of Arkady and Boris Strugatsky on the education of the generations: The motive of the escape of children in the novels of 1960-ies

The article focuses on the correlations between the changes in the Soviet education system under Khrushchev's rule, the brothers Strugatsky's pedagogical views, and some aspects of the plot-construction in their novels of the 1960s. Arguments are cited in favor of the influence of the USSR's education policy on the Strugatskys and the gradual development of the escape motif in their work.

Текст научной работы на тему «О взглядах А. Н. И Б. Н. Стругацких на воспитание: мотив побега детей в творчестве 1960-х годов»

Филология. Текстология

DOI: 10.31862/2500-2953-2019-2-9-18

А.В. Кузнецов

Московский педагогический государственный университет, 119991 г. Москва, Российская Федерация

О взглядах А.Н. и Б.Н. Стругацких на воспитание: мотив побега детей в творчестве 1960-х годов

Взгляды братьев Стругацких на воспитание молодежи и сюжетные особенности их произведений 1960-х гг. (прежде всего мотив побега) сопоставляются в статье с изменениями в советской системе образования во время правления Н.С. Хрущева. Результатом является утверждение о влиянии образовательно-воспитательной политики СССР на творчество Стругацких. Ключевые слова: Стругацкие, школа-интернат, мотив бегства, Хрущев, «оттепель», система воспитания, научная фантастика.

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Кузнецов А.В. О взглядах А.Н. и Б.Н. Стругацких на воспитание: мотив побега детей в творчестве 1960-х годов // Рема. Rhema. 2019. № 2. С. 9-18. DOI: 10.31862/2500-2953-2019-2-9-18.

DOI: 10.31862/2500-2953-2019-2-9-18

A. Kuznetsov

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119991, Russian Federation

The views of Arkady and Boris Strugatsky on the education of the generations: The motive of the escape of children in the novels of 1960-ies

The article focuses on the correlations between the changes in the Soviet education system under Khrushchev's rule, the brothers Strugatsky's pedagogical views, and some aspects of the plot-construction in their novels of the 1960s. Arguments are cited in favor of the influence of the USSR's education policy on the Strugatskys and the gradual development of the escape motif in their work. Key words: Strugatsky, boarding school, escape, Khrushchev, "Thaw", upbringing system, science-fiction.

CITATION: Kuznetsov A. The views of Arkady and Boris Strugatsky on the education of the generations: The motive of the escape of children in the novels of 1960-ies. Rhema. 2019. № 2. Pp. 9-18. DOI: 10.31862/2500-2953-2019-2-9-18.

о

Воспитание будущего поколения - одна из характерных тем в творчестве А.Н. и Б.Н. Стругацких, их интерес к педагогике совпадает с повесткой дня во внутренней политике СССР. При Н.С. Хрущеве были начаты две реформы школьного образования. В рамках первой, 1954-1956 гг., было развернуто создание системы школ-интернатов [Майофис, 2016]. Реформа 1958 г. привела к созданию школ для «одаренных» детей [Сафронов, 2015, с. 205-209]. Вероятно, учебное заведение такого типа посещали писатели в Новосибирске, и учащиеся физико-математической школы стали прототипами детей в романе «Гадкие лебеди» (1967) [Неизвестные Стругацкие, 2007, с. 591-592; Стругац-

§ кие, 2013, с. 463].

Педагогическое содержание обеих реформ было выведено из идеи

1о возможности реального воспитания идеальных людей будущего -коммунистов, недаром педагогика В.А. Сухомлинского получает все

большую поддержку в этот период. Образовательно-воспитательная модель, ставшая целью реформ, была известна в русской литературе с начала XX в.: в романе «Красная звезда» (1908) А.А. Богданов, собеседник и оппонент В.И. Ленина и М. Горького по каприйским встречам, изобразил Дом детей на Марсе, где построено коммунистическое общество, при этом подчеркнул в детях Марса, переживающих в своем взрослении стадии развития общества, прорастание атавистических наклонностей к эгоизму и жестокости.

Объектом нашего исследования является настойчиво повторяемый Стругацкими сюжетный мотив - стремление детей уйти из социальных институтов, которые создали взрослые для их воспитания. Обобщенно эти институты представлены в их романах как школа-интернат.

Проблемы среднего образования были настолько важны в то время, что о необходимости появления школ-интернатов было заявлено Н.С. Хрущевым на ХХ съезде КПСС [Резолюции XX съезда..., 1956, с. 86-87], внимание к нововведению уделялось не только на страницах специализированных журналов, но и, например, в популярной газете «Комсомольская правда». Более того, с 1961 г. начался выпуск журнала «Школа-интернат».

Школы «закрытого» типа создавались государством для прививания детям любви к общественному труду [Майофис, 2016]. Данные институции рассматривались как места зарождения коммунистического общества [Там же]. Характерно, что взращивание строителя коммунизма не доверялось семье, ответственность ложилась на профессиональных педагогов, да и учеников для школ-интернатов подбирали из сирот и детей, добровольно переданных родителями.

В связи с реформами менялась и семантика слова «интернат». До революции оно означало «общежитие для воспитанников при учебном заведении» [Ефремов, 1911, с. 170], «общежитие для воспитанников к.-н. учебного заведения, в котором они пользуются полным содержанием» [Попов, 1911, с 153]. В словаре 1939 г. уже есть второй смысл: «закрытое учебное заведение, в к-ром учащиеся и обучаются и живут, находясь под постоянным надзором воспитателей» [Петров, Е 1939, с. 217]. Слово «надзор», возможно, применено потому, что прежде всего закрытые заведения создавались для «трудных» детей [Гальмари- ^ ни, 2015, с. 123-124]. Постепенно оно сменяется более мягким «наблюдение» [Лехин, Петров, 1947, с. 145], а в 1960-е гг. второе определение Е сократилось до «учебного заведения, в котором учащиеся и обучаются, §

и живут» [Локшина, 1966, с. 125], поскольку с 1956 г. смысл слова рас©

ширяется и охватывает не только специализированные учреждения для детей с девиациями, но и обычных. 11

N.

С путем реформ совпала точка зрения Стругацких, которая впоследствии была выражена в «высокой теории воспитания» (сокращенно - ВТВ), сформулированной только в публицистике и не имеющей оформленной методической программы. Наиболее радикально о ВТВ высказался Аркадий Натанович в 1948 г.: «Вообще-то, воспитание ребенка в семье - процесс недопустимо случайный, ведь семья может оказаться какой угодной: и образцовой, и преступной, - заявлял он и ставил оппонентов в тупик своими рассуждениями. - Как направить человека по верному пути? Как выявить его главные склонности? Надо лет с пяти забирать детей от родителей, помещать в закрытые интернаты в прекрасных климатических условиях, например, в Крыму, и там замечательные педагоги пусть распределяют их на гуманитариев и технарей» [Скаландис, 2008, с. 53]. Также приведем слова Бориса Натановича, сказанные им в 2000 г.: «К 22-му веку, я надеюсь, будет создана и реализована Высокая Система Воспитания. С ее помощью профессионалы будут превращать каждого человеческого детеныша в Человека Воспитанного (нравственность на уровне инстинкта плюс представление о высшем наслаждении как об успешном творческом труде). Вот тогда, даст бог, и разорвется наконец цепь времен» [Чат с Б.Н. Стругацким..., 2000]). Окончательным выражением сомнения авторов в способности сложившейся педагогики преобразовать мир людей к лучшему стали конфликт детей и взрослых в «Гадких лебедях» и трагическая фигура учителя в романе «Отягощенные злом» (1987). Но еще в произведениях первой половины 1960-х гг. Стругацкие пытались соотнести стремительный научно-технический прогресс и педагогику как науку с практикой, в том числе в концепции ВТВ.

Выбор произведений «Попытка к бегству» (1961), «Трудно быть богом» (1963), «Полдень, XXII век» (1962-1967) обусловлен, с одной стороны, завершенностью творческого периода, а с другой - последовательным развертыванием мысли о бегстве молодого поколения. К тому времени стала крылатой строка «У времени в плену», сложенная Б.Л. Пастернаком, из стихотворения «Ночь» (1956). В 1970-1980-е гг. | Стругацкие перейдут к сюжету прямого столкновения «отцов и детей», а в 1960-е фантастов интересовали сами юные герои, которые руковод-^ ствуются идеалами отцов, но выбирают в жизни свою дорогу. Характерна оценка литературоведа и критика М.Ф. Амусина, одного из исследо-Е вателей творчества Стругацких: средневековое королевство из «Трудно § быть богом» - «не более чем воображаемая реальность, соткавшаяся § из детской игры, детской мечты об ином, запредельном» [Амусин, 2000, с. 211]. Варианты последствий игры для «детей» и выражены в мотиве бегства. Заметим, что статья М.Ф. Амусина опубликована в журнале

«Звезда», членом редколлегии которого был в тот момент Б.Н. Стругацкий; полагаем, что позиция критика находилась в согласии со взглядами автора.

Впервые мотив бегства прозвучал в главе «Злоумышленники» из «Полдня, ХХ11 век», где четыре талантливых школьника решают сбежать из интерната и затем пробраться на ракету, летящую на Венеру (подчеркнем, на планету богини любви). Заметим, что для отвлечения юных «злоумышленников» от грандиозных задач освоения далеких миров их внимание перенесено учителем на вопросы земные, якобы более мелкие и безопасные. На блуждающие огни, что, по народным поверьям, встают над болотами и могилами. Но их тайна гораздо сложней и опасней практических, разрешимых трудностей космических экспедиций. Опасность кроется в метафизической сущности огней. Сравним со знаменитым стихотворением О.Э. Мандельштама «На страшной высоте блуждающий огонь.» (1918), где «Петрополь умирает, т.е. превращается в Некрополь» [Тарановский, 2000, с. 338]; при этом Мандельштам создает образ, зерно которого, возможно, есть реалия и вместе с тем символ - золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства. Блуждающий огонь напоминает звездолет: Чудовищный корабль на страшной высоте / Несется, расправляя крылья [Мандельштам, 1928, с. 120]. Блуждающие огни, как и мандельштамовская прозрачная звезда, - символ смерти. Тем самым метафизическая опасность, не подступая вплотную к героям, задана на горизонте их действий.

Второй раз тот же мотив возникает в «оттепельной» повести «Попытка к бегству», начинаясь с заголовка. Здесь мотив звучит трагически: главные герои, едва покинув корабль на неисследованной планете, находят тела пятерых мальчиков. И первое объяснение довольно просто: Кто-нибудь собирался лететь, оставил звездолет перед домом, они ночью забрались и стартовали. <...> А здесь вылезли и заблудились. Ударил мороз. Вот и все [ПСС, т. 6, с. 35]. Авторы договаривают, что могло случиться с четверкой школьников из «Полдня, ХХ11 век». Приключение как таковое, с неочевидной целью поиграть в Румату-иска-теля [Там же], влечет за собой беду-наказание.

Иной вариант представлен в «Трудно быть богом» - романе, являю- § щемся рубежом между этапами творчества бр. Стругацких. Здесь бег- ^ ство приводит героев к выбору, а неверное решение разрешается личностной катастрофой. Е

Мотив представлен в прологе, который изначально был самостоя- § тельным рассказом «Дорожный знак» (1962) [Неизвестные Стругац- ^ кие, 2008, с. 575]. Трое ребят сбегают из интерната с неким замыслом, для которого каждый выбрал свое оружие. Характерно, что в полном 13

о

соответствии с идеей школ-интернатов выпускать детей с набором профессиональных навыков [Майофис, 2016] Антон и Анка имеют ремесленные навыки и используют самодельное вооружение, и только Пашка «был ленив и неспособен к столярному ремеслу» [ПСС, т. 7, с. 111]. Природный пейзаж тем более естественен, что открывать школы-интернаты планировалось в сельской местности, вдали от городов, глуши [Майофис, 2016]. В «Полдне.» рядом со школой-интернатом располагается парк в четыре сотни гектаров [ПСС, т. 11, с. 78].

Из рассказа «Дорожный знак» Румата-Освободитель, роль которого в чужой цивилизации играет Антон, переходит в роман и трансформируется в Гексу Ируканского [Неизвестные Стругацкие, с. 576]. В итоге сюжет ролевой игры ребят охватывает практически всю первую часть «Трудно быть богом». Единым правилом для нее является высказывание Павла: В игре нужен элемент риска [ПСС, т. 7, с. 117]. И если в самом начале Анка лишь содрала с пальца кожу при вытаскивании ребятами лодки на сушу [Там же, с. 112], то при своем развитии риск достигает возможности убить друга (игра в Вильгельма Телля). Таким образом, побег детей из интерната вновь представлен опасным, грозящим гибелью вдали от сверхразвитой гуманистической цивилизации XXII в. - цивилизации взрослых.

В финале пролога описаны последствия затеи беглецов, представленные в виде метафоры выбора пути. Учитывая сказанные в конце романа слова Павла: Шоссе было анизотропное, как история. Назад идти нельзя. А он [Антон - А.К.] пошел. И наткнулся на прикованный скелет [Там же, с. 261], - надо полагать, что этот путь не только жизненный, но и исторический, и символический. Движение назад, в прошлое таит опасность, и бытийную (жизнь/смерть), и духовную, метафизическую.

Выбор пути в данном случае также связан с определением своей идеологической позиции. К этому выводу нас приводит изучение мотива шоссе в творчестве Стругацких.

Странные дороги, созданные по технологии будущего, изображены также в других произведениях братьев-фантастов. Так, один из цен-| тральных образов «Попытки к бегству» - это шоссе Странников на неисследованной планете, по которому как и вчера, как и сто лет назад, ^ бесшумно, ровными рядами шли машины. Из дыма выходили и уходили в дым. И так могло быть вечно [ПСС, т. 6, с. 92]. К однозначному Е пониманию образа приводят слова Саула после безуспешных попыток § прервать движение машин: История <...>. Ничего нельзя остановить ^ [Там же, с. 93]. Иными словами, перед нами более ранний по сравнению

1с «Трудно быть богом» образ неумолимого в своем единстве исторического пути. И пусть будущее человечества, как представляется авторам,

прекрасно, но действительность неисследованной планеты ужасна, происходящее на ней невозможно поправить в обозримый срок.

В «Полдне.» образ совершенно иной: Женя рассказывал об этих дорогах неправдоподобные вещи. Он говорил, будто дороги эти не потребляют энергии и не боятся времени; будучи разрушенными, восстанавливаются сами; легко взбираются на горы и перебрасываются мостами через пропасти. По словам Жени, эти дороги будут существовать и двигаться вечно, до тех пор, пока светит Солнце и цел земной шар. И еще Женя говорил, что самодвижущиеся дороги -это, собственно, не дороги, а поток чего-то среднего между живым и неживым. Четвертое царство [ПСС, т. 11, с. 54]. Исходя из научных идей первой половины ХХ в., четвертое царство есть четвертая форма биогенной миграции химических элементов, которая, в том числе, связана с «изменением химических комбинаций, созданных гением человека» [Вернадский, 1940, с. 138-140].

По мнению С.В. Поттса, «фактически, можно рассматривать самодвижущуюся дорогу, с ее неторопливым, но определенным движением вперед, как метафору марксизма-ленинизма и, шире, человеческого прогресса» [Поттс, 2009]. По нашему мнению, анизотропное шоссе тоже идеологически обусловлено. В середине 1920-х гг., когда началось соотношение научных и философских идей с концепцией марксизма-ленинизма, С.Ю. Семковский пишет работу «Диалектический материализм и принцип относительности», в которой, среди прочего, постулирует разницу взглядов И. Канта и А. Эйнштейна через понятия изотропии и анизотропии с целью подчеркнуть, что «их точки зрения отличаются как раз тем и ровно настолько, чем и насколько отличаются друг от друга идеализм и материализм» [Семковский, 1926, с. 111]. Анизотропная концепция пространства и времени в его соотношении соответствует материалистической картине мира.

Таким образом, в романе «Трудно быть богом» выбор Антоном пути по анизотропному шоссе - это судьбоносное определение им своего места в истории, своих идеологических взглядов. Поскольку анизотропия сама по себе не влияет на выбор пути вдоль шоссе, то герой при этом решении действует в согласии с материалистическими взглядами. Но шагая назад, он поступается идеей прогресса, вступает в противоречие со своей задачей идти в будущее, которая закреплялась за советской молодежью. Это противоречие подготавливает основной конфликт романа с враждебной, как бы инфицирующей Антона средой1.

о о

1 Похожим образом действуют герои романа Г. Уэллса «Люди как боги»: попав из Англии 1920-х гг. в более развитый мир Утопии, они заражают окружающих теми ( болезнями, которые принесли с собой, желая взять этот мир под контроль. 15

Мотив побега детей в творчестве Стругацких всегда сопряжен с мотивами беды, смертельной опасности. В образах молодых героев выражены актуальные для 1950-1960-х гг. проблемы образования в их проекции на утопию будущего.

Библиографический список / References

Амусин, 2000 - Амусин М. Стругацкие и фантастика текста // Звезда. 2000. № 7. С. 208-216. [Amusin M. Strugatsky and the fiction of the text. Zvezda. 2000. № 7. Pp. 208-216.]

Вернадский, 1940 - Вернадский В. И. Эволюция видов и живое вещество // Биогеохимические очерки. 1922-1932 гг. М., 1940. С. 135-147. [Vernadskiy V.I. Evolution of species and the living matter. Biogeokhimicheskie ocherki. 1922-1932 gg. Moscow, 1940. Pp. 135-147.]

Гальмарини, 2015 - Гальмарини М.К. Морально дефективный, преступник или психический больной? Детские поведенческие девиации и советские дисциплинирующие практики: 1935-1957 // Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е) / Ред. и сост. И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов. М., 2015. C. 107-152. [Galmarini M.K. Morally defective, criminal or mentally ill? Child behavioral deviations and Soviet correctional practices. Ostrova utopii: pedagogicheskoe i sotsial'noe proektirovanie poslevoennoy shkoly (1940-1980-e). I. Kukulin, M. Mayofis, P. Safronov (eds.). Moscow, 2015. Pp. 107-152.]

Ефремов, 1911 - Ефремов Е. Новый полный словарь иностранных слов, вошедших в русский язык с указанием происхождения их, ударений, отраслей знания и с расширенной энциклопедической частью / Сост. по рус. и иностр. источникам Е. Ефремов; Под ред. проф. И.А. Бодуэна-де-Куртене. М., 1911. [Efremov E. Novyy polnyy slovar' inostrannykh slov, voshedshikh v russkiy yazyk s ukazaniem proiskhozhdeniya ikh, udareniy, otrasley znaniya i s rasshirennoy entsiklopedicheskoy chast'yu [New full dictionary of foreign words, included in the Russion language with its origin, emphasis, branch of knowledge and with extended encyclopedic part.]. Ja.N. Baudouin de Courtenay (eds.). Moscow, 1911.]

Лехин, Петров, 1947 - Краткий словарь иностранных слов: Около 6000 слов / Под общ. ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. 4-е изд. М., 1947. [Kratkiy slovar' inostrannykh slov: Okolo 6000 slov [Consise dictionary of foreign words: About 6000 words]. I.V. Lekhin, F.N. Petrov (eds.). 4 ed. Moscow, 1947.] о Майофис, 2016 - Майофис М. Пансионы трудовых резервов: формирова-

ние системы школ-интернатов в 1954-1964 годах // Новое литературное обо-^ зрение. 2016. № 6. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_ ^ obozrenie/142_nlo_6_2016_spetsialnyy_vypusk_t_2_rabstvo/article/12337/ (дата обращения: 24.10.2018). [Mayofis M. Boarding houses of labour reserves: о The formation of system of boarding school. Novoe Literaturnoe Obozrenie. 2016. g № 4. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/142_ 0 nlo_6_2016_spetsialnyy_vypusk_t_2_rabstvo/article/12337/]

1 Мандельштам, 1928 - Мандельштам О.Э. Стихотворения. М.; Л., 1928. [Mandel'shtam O.E. Stikhotvoreniya [Poems]. Moscow, Leningrad, 1928.]

Неизвестные Стругацкие, 2007 - Неизвестные Стругацкие. От «Страны багровых туч» до «Трудно быть богом»: черновики, рукописи, варианты / Сост. С.П. Бондаренко, В.М. Курильский. Донецк, 2007. [Neizvestnye Strugatskie. Ot «Strany bagrovykh tuch» do «Trudno byt' bogom»: chernoviki, rukopisi, variantу [Unknown Strugatsky. From "The Land of Crimson Clouds" to "Hard to be a God"]. S.P. Bondarenko, V.M. Kuril'skiy (eds.). Donetsk, 2007.]

Неизвестные Стругацкие, 2008 - Неизвестные Стругацкие: Письма. Рабочие дневники, 1963-1966 гг. / Сост. С. Бондаренко, В. Курильский. М.; Донецк, 2009. [Neizvestnye Strugatskie: Pis'ma. Rabochie dnevniki, 1963-1966 gg. [Unknown Strugatsky: Letters. Working diaries. 1963-1966]. S. Bondarenko, V. Kuril'skiy (eds.). Moscow; Donetsk, 2009.]

Петров, 1939 - Словарь иностранных слов / Сост. бригадой под общим руководством гл. ред. Ф.Н. Петрова; С прил. таблиц и грамматики, сост. проф.

H.В. Юшмановым. М., 1939. [Slovar' inostrannykh slov [Dictionary of foreign words]. F.N. Petrov (ed.). Moscow, 1939.]

Попов, 1911 - Попов М. Словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. М., 1911. [Popov M. Slovar' inostrannykh slov, voshedshikh v upotreblenie v russkom yazyke [Dictionary of foreign words, included in the Russion language]. Moscow, 1911.]

Поттс, 2009 - Поттс С.В. Второе нашествие марксиан: Беллетристика братьев Стругацких / Пер. А. Кузнецовой. URL: http://fan.lib.ru/a/ashkinazi_l_a/text_2150. shtml (дата обращения: 24.10.2018). [Potts S.W. Vtoroe nashestvie marksian: Belletristika brat'ev Strugatskikh [The Second Marxian Invasion: The Fiction of the Strugatsky Brothers]. URL: http://fan.lib.ru/a/ashkinazi_l_a/text_2150.shtml]

Резолюции XX съезда, 1956 - Резолюции XX съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1956. [Rezolyutsii XX s"ezda Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza [Resolutions of the XXth Congress of the Communist party of the Sovien Union]. Moscow, 1956.]

Сафронов, 2015 - Сафронов П. Идея политехнизации в отечественной школьной политике: подготовка реформы 1958 года и кризис эгалитарной идеологии // Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е) / Ред. и сост. И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов. М., 2015. С. 193-213. [Safronov P. The Idea of polytechnics at the natoinal shool policy: preparing of the reform 1958 and the crisis of egalitarian ideology. Ostrova utopii: pedagogicheskoe i sotsial'noe proektirovanie poslevoennoy shkoly (1940-1980-e).

I. Kukulin, M. Mayofis, P. Safronov (eds.). Moscow, 2015. Pp. 193-213.] Семковский, 1926 - Семковский С.Ю. Диалектический материализм и принцип относительности. М.; Л., 1926. [Semkovskiy S.Yu. Dialekticheskiy materializm i printsip otnositel'nosti [Dialectical materialism and the principle of relativity]. Moscow; Leningrad, 1926.]

Стругацкие., 2013 - Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники, 1967-1971 / Сост.: С. Бондаренко, В. Курильский. Волгоград, 2013. [Strugatskie. Materialy k issledovaniyu: pis'ma, rabochie dnevniki, 1967-1971 [Strugatsky. Materials for research: letters, working diaries.]. S. Bondarenko, V. Ku- о ril'skiy (eds.). Volgograd, 2013.] °

ПСС - Стругацкие А.Н. и Б.Н. Полн. собр. соч.: в 33 т. / Сост.: С. Бонда-ренко и др. СПб., 2017-2018. [Strugatsky brothers. Full composition of writings: In 33 volumes. S. Bondarenko et al. (eds.). St. Petersburg, 2017-2018.] y]

Тарановский, 2000 - Тарановский К.Ф. Зеленые звезды и поющие воды в лирике Блока // К.Ф. Тарановский. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 330-342. [Taranovskiy K.F. Green stars and singing waters in Blok' poems. K.F. Taranovskiy. Opoezii ipoetike. Moscow, 2000. Pp. 330-342.]

Чат., 2000 - Чат с Б.Н. Стругацким на сайте «Компьютерры». 01.12.2000. URL: http://www.rusf.ru/abs/chat03.htm/ (дата обращения: 24.10.2018). [Chat s B.N. Strugatskim na sayte "Komp'yuterry" [Chat with Boris Strugatsky at the website "Computerra"]. 01.12.2000. URL: http://www.rusf.ru/abs/chat03.htm/]

Статья поступила в редакцию 13.12.2018 The article was received on 13.12.2018

Сведения об авторе / About the author

Кузнецов Александр Викторович - магистрант кафедры русской классической литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет

Alexander V. Kuznetsov - master's student of the Department of Russian Classical Literature of the Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.