Научная статья на тему 'О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ "САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМООБРАЗОВАНИЕ"'

О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ "САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМООБРАЗОВАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2544
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Триндюк Татьяна Владимировна, Кочетова Наталья Геннадьевна, Лысогорова Людмила Васильевна

В статье раскрывается взаимосвязь понятий «самоорганизация» и «самообразование», показывается, что эта взаимосвязь двусторонняя: самоорганизация выступает средством самообразования, а самообразование реализует одно из направлений саморганизации. Самоорганизация имеет сложную многопластовую структуру. Это влечет за собой необходимость специальной организации ее формирования у студентов, в том числе, студентов технического вуза. В статье раскрыто определение самоорганизации в разных концепциях: как деятельность (комплекс действий) - с позиций деятельностного подхода; как качество личности - с позиций личностно-ориентированного подхода; как процесс - с позиций синергетического подхода; как динамическая система - с позиций системного подхода; как компетенция (универсальная, общекультурная и т.д.) - с позиций компетентностного подхода (ФГОС ВО разных поколений). В то же время во всех названных подходах отмечается следующая сущностная черта самоорганизации - самоорганизация характерна только для сложных динамических систем (в том числе, личности), она проявляется в возникновении новых взаимосвязей между элементами системы, появлении новых ее элементов, упорядочивании взаимосвязей внутри системы и возникает как реакция на воздействие внешних условий, препятствующая возникновению хаоса. Таким образом для целенаправленного формирования самоорганизации и самообразования необходимо создать соответствующие условия. Поэтому возникает необходимость разработки соответствующей модели высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Триндюк Татьяна Владимировна, Кочетова Наталья Геннадьевна, Лысогорова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT RELATIONSHIP OF THE CONCEPTS "SELF-ORGANIZATION AND SELF-EDUCATION"

The article reveals the relationship between the concepts of “self-organization” and “self-education”, shows that this relationship is two-sided: self-organization acts as a means of self-education, and self-education implements one of the directions of self-organization. Self-organization has a complex multi-layer structure. This entails the need for a special organization of its formation among students, including students of a technical university. The article reveals the definition of self-organization in different concepts: as an activity (complex of actions) - from the standpoint of the activity approach; as a personality quality - from the standpoint of a personality-oriented approach; as a process - from the standpoint of a synergistic approach; as a dynamic system - from the standpoint of a systems approach; as a competence (universal, general cultural, etc.) - from the standpoint of a competence-based approach (FSES of HE of different generations). At the same time, in all these approaches, the following essential feature of self-organization is noted - self-organization is characteristic only for complex dynamic systems (including personality), it manifests itself in the emergence of new relationships between the elements of the system, the emergence of new elements of it, the ordering of relationships within the system and arises as a reaction to the influence of external conditions, which prevents the occurrence of chaos. Thus, for their purposeful formation, it is advisable to create appropriate conditions. Therefore, it becomes necessary to develop an appropriate model of higher education.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ "САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМООБРАЗОВАНИЕ"»

Trindyuk Tatiana Vladimirovna, Kochetova Natalia Gennadievna and others ABOUT RELATIONSHIP OF THE CONCEPTS "SELF-ORGANIZATION .

©2020 Контент достъпен според лицензиата CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license 'https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

UDC 373.24

DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0404.0005

О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ «САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМООБРАЗОВАНИЕ»

© 2020

ORCID: 0000-0002-0297-8104

Триндюк Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры высшей математики

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443090, Россия, Самара, улица Академика Павлова, 1, e-mail: tv.trindyk@mail.ru)

AuthorlD: 717722

SPIN: 4125-5781

Кочетова Наталья Геннадьевна, кандидат физико-математических наук,

доцент, декан

AuthorlD: 714124

SPIN: 4831-8621

ORCID: 0000-0002-1551-3277

Лысогорова Людмила Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, заведующий кафедрой начального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443090, Россия, Самара, улица Блюхера, 25, e-mail: lasogorova@gmail.com)

Аннотация. В статье раскрывается взаимосвязь понятий «самоорганизация» и «самообразование», показывается, что эта взаимосвязь двусторонняя: самоорганизация выступает средством самообразования, а самообразование реализует одно из направлений саморганизации. Самоорганизация имеет сложную многопластовую структуру. Это влечет за собой необходимость специальной организации ее формирования у студентов, в том числе, студентов технического вуза. В статье раскрыто определение самоорганизации в разных концепциях: как деятельность (комплекс действий) - с позиций деятельностного подхода; как качество личности - с позиций личностно-ориентированного подхода; как процесс - с позиций синергетического подхода; как динамическая система - с позиций системного подхода; как компетенция (универсальная, общекультурная и т.д.) - с позиций компетентностного подхода (ФГОС ВО разных поколений). В то же время во всех названных подходах отмечается следующая сущностная черта самоорганизации - самоорганизация характерна только для сложных динамических систем (в том числе, личности), она проявляется в возникновении новых взаимосвязей между элементами системы, появлении новых ее элементов, упорядочивании взаимосвязей внутри системы и возникает как реакция на воздействие внешних условий, препятствующая возникновению хаоса. Таким образом для целенаправленного формирования самоорганизации и самообразования необходимо создать соответствующие условия. Поэтому возникает необходимость разработки соответствующей модели высшего образования.

Ключевые слова: самоорганизация, компетенция самоорганизации, самообразование, взаимосвязь самоорганизации и самообразования.

ABOUT RELATIONSHIP OF THE CONCEPTS "SELF-ORGANIZATION

AND SELF-EDUCATION"

© 2020

Trindyuk Tatiana Vladimirovna, Senior Lecturer, Department of Higher Mathematics

Samara National Research University (443090, Russia, Samara, street of Academician Pavlova, 1, e-mail: tv.trindyk@mail.ru) Kochetova Natalia Gennadievna, PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, dean Lysogorova Lyudmila Vasilyevna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education, Head of the Department of Primary Education Samara State University of Social Sciences and Education (443090, Russia, Samara, Blucher Street, 25, e-mail: lasogorova@gmail.com)

Abstract. The article reveals the relationship between the concepts of "self-organization" and "self-education", shows that this relationship is two-sided: self-organization acts as a means of self-education, and self-education implements one of the directions of self-organization. Self-organization has a complex multi-layer structure. This entails the need for a special organization of its formation among students, including students of a technical university. The article reveals the definition of self-organization in different concepts: as an activity (complex of actions) - from the standpoint of the activity approach; as a personality quality - from the standpoint of a personality-oriented approach; as a process - from the standpoint of a synergistic approach; as a dynamic system - from the standpoint of a systems approach; as a competence (universal, general cultural, etc.) - from the standpoint of a competence-based approach (FSES of HE of different generations). At the same time, in all these approaches, the following essential feature of self-organization is noted - self-organization is characteristic only for complex dynamic systems (including personality), it manifests itself in the emergence of new relationships between the elements of the system, the emergence of new elements of it, the ordering of relationships within the system and arises as a reaction to the influence of external conditions, which prevents the occurrence of chaos. Thus, for their purposeful formation, it is advisable to create appropriate conditions. Therefore, it becomes necessary to develop an appropriate model of higher education.

Keywords: self-organization, competence of self-organization, self-education, the relationship between self-organization and self-education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Умение организовать свою деятельность является важнейшим умением человека, позволяющим достигнуть запланированных результатов в любой деятельности (учебной, профессиональной и т.п.).

Анализ литературных источников с целью выявле-

ния сущности этого понятия показал, что самоорганизация имеет сложную многопластовую структуру [1-6]. Это влечет за собой необходимость специальной организации ее формирования у студентов, в том числе, студентов технического вуза.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и нако-

■ ©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license |(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

Триндюк Татьяна Владимировна, Кочетова Наталья Геннадьевна и другие О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ «САМООРГАНИЗАЦИЯ ...

торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

В литературе самоорганизация определяется различно в разных концепциях:

- как деятельность (комплекс действий) - с позиций деятельностного подхода (Ю.К. Бабанский, М.М. Ведмедев, П.Г. Грудинский, Н.И. Нерастов О.Н. Логинова, С.Н. Михневич, Т.С. Подзорова, Б.А. Русаков и другие);

- как качество личности - с позиций личностно-ориен-тированного подхода (В.С. Безрукова, М.А. Воробьева, Т.Л. Губайдуллина, Т.А. Егорова, Л.Н. Засорина, А.В. Кирилова, Н.С. Копеина, Н.А. Новикова, Л.В. Фалеева и др.);

- как процесс - с позиций синергетического подхода (Г. Хакен, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и др.)

- как динамическая система - с позиций системного подхода (Ю. А. Данилов);

- как компетенция (универсальная, общекультурная и т.д.) - с позиций компетентностного подхода (ФГОС ВО разных поколений).

В то же время во всех названных подходах отмечается следующая сущностная черта самоорганизации - самоорганизация характерна только для сложных динамических систем (в том числе, личности), она проявляется в возникновении новых взаимосвязей между элементами системы, появлении новых ее элементов, упорядочивании взаимосвязей внутри системы и возникает как реакция на воздействие внешних условий, препятствующая возникновению хаоса.

Самоорганизации личности присущи все типы самоорганизации системы.

- на этапе становления личности происходит процесс самоорганизации, продуктом которого является вновь образованная сложная система - целостная личность, возникшая в процессе воспитания и развития индивидуума из совокупности отдельных подсистем;

- процесс самоорганизации, направленный на поддержание жизнедеятельности системы, ее адаптации к постоянно меняющимся внутренним и внешним условиям осуществляется на протяжении всей жизни личности;

- самоорганизация и саморазвитие личности происходят с учетом прошлого опыта в процессе ее самообразования.

В процессе профессиональной подготовки имеет приоритет третий тип самоорганизации. Поэтому целесообразно рассмотреть подробно взаимосвязь между самоорганизацией и самообразованием.

Большой психологический словарь предлагает следующее определение самообразования - это образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности [7]. Это наиболее общее определение самообразования, раскрывающее его сущность, но не указывающее движущую силу и ресурсы самообразования, условия (внутренние и внешние) осуществление самообразования.

А.Н. Щукин считает, что самообразование - это овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей [8].

Здесь видна связь между самообразованием и самоорганизацией как способом осуществления самообразования, указываются внутренние факторы самообразования - познавательные интересы и потребности обучающегося и проявление, на этой основе инициативы для осуществления самообразования. Отметим, однако, что получение знаний, умений и навыков в педагогике называется обучением и выступает лишь одной из сторон образовательного процесса, помимо развития и воспитания. Поэтому будем считать, что самообразование

- это не только самообучение, но и самовоспитание и саморазвитие. В Российской педагогической энциклопедии отмечается взаимосвязь между самообразованием и самовоспитанием: самообразование выступает как средство самовоспитания. Там же подчеркивается целенаправленный характер самообразования как познавательной деятельности и указывается основной фактор осуществления самообразования - личный интерес обучающегося [9].

На основе анализа приведенных определений самообразования мы выявили сущностные характеристики: во-первых, это деятельность по получению новых знаний, умений и навыков; во-вторых, это активная деятельность, так как в полной мере задействуется мышление, в-третьих, такая деятельность носит продуктивный характер, так как в ее результате появляются новые продукты- знания, умения и навыки, опыт самообразования; в-четвертых, внутренними факторами самообразования являются познавательные потребности и интересы; в-пятых, интеллект, отношение к учению, целевые установки, волевые и другие личностные качества выступают в этом случае ресурсами самообразования.

Выявим связь между понятиями самообразования и самоорганизации.

Для осуществления самообразования должны быть созданы определенные условия, которые можно разделить на внутренние (свойства личности, его интересы, стремления, ценностные установки) и внешние (свойства образовательной среды). А.В. Смирнов отмечает, что важнейшими внутренними условиями самообразования являются такие качества личности, как целеустремленность, трудолюбие, организованность, настойчивость, высокий уровень общекультурного развития, определенные познавательные и профессиональные способности, включенность в творческую деятельность.

Э.А. Мирошниченко в своем исследовании обосновывает как внутренние условия самообразования студентов владение умениями проектировать и прогнозировать, осуществлять и контролировать свое самообразование с учетом требований будущей профессиональной деятельности, осознание значимости самообразования в их дальнейшей профессиональной деятельности [10, с. 9]. Приведенные точки зрения позволяют утверждать, что для самообразования нужны те же качества, что и для самоорганизации: когнитивные (знание способов получения знаний, умений и навыков), деятельностные (владение приемами учения - методами познания, регулятивными умениями: целеполагания, планирования, самоконтроля), ценностно-мотивационные (наличие познавательных потребностей, стремление к получению знаний, осознание значимости самообразования), личностные (целеустремленность, трудолюбие, организованность, настойчивость). Следовательно, процессы самоорганизации и самообразования близки по виду внутренних условий (ресурсов), необходимых для их осуществления.

С другой стороны, как отмечалось ранее, одним из направлений самоорганизации сложных систем является их развитие. Таким образом, можно утверждать, что такое направление самоорганизации личности, как развитие, может быть реализовано посредством самообразования. Кроме того, самоорганизация может быть осуществлена в том случае, если в наличии все составляющие внутренних ресурсов (см. рис. 1), которые могут быть приобретены только в процессе образовательной деятельности (самостоятельной или под руководством обучающего). Отметим, что самостоятельная образовательная деятельность (самообразование) в этом случае более результативна, поскольку в этом случае в полной мере выполняются все действия (предметные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), входящие в состав образовательной деятельности, а значит, такая деятельность активна, осуществляется на основе стремления личности к приобретению знаний. Тем са-

Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4. № 4(10)

21

Trindyuk Tatiana Vladimirovna, Kochetova Natalia Gennadievna and others ABOUT RELATIONSHIP OF THE CONCEPTS "SELF-ORGANIZATION .

©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

мым приобретается ценный опыт не только выполнения отдельных действий, но и интеграции всех названных групп действий, в том числе всех составляющих самоорганизации.

Таким образом, самоорганизация и самообразование очень тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Характер их взаимосвязи отражен на рисунке 3.

Рисунок 1 - Взаимосвязь самоорганизации и самообразования.

экономического вуза / Элеонора Анатольевна Мирошниченко// Дисс. канд. пед. наук -13.00.08, 1998, Запорожье. - 191с.

The article was received by the editors 25.08.2020 The article was accepted for publication 27.11.2020

Выводы исследования.

Таким образом, анализ литературных источников позволил нам сделать следующие выводы.

• Самоорганизация и самообразование - важнейшие категории педагогики, изучаемые в литературе в разных аспектах и с разных методологических позиций.

• Для осуществления процесса самоорганизации системы может быть учтен прошлый опыт как вид ресурса (рис.1). Причем этот опыт может быть получен в результате самообразования.

Самообразование и самоорганизация взаимосвязаны и взаимообусловлены: в процессе самообразования обучающийся получает знания и умения, овладевает деятельностью самоорганизации, приобретает опыт самоорганизации. С другой стороны, владение деятельностью самоорганизации позволяет осуществить дальнейшее самообразование.

• В структуру самообразования и самоорганизации входят когнитивные, деятельностные, мотивационные и личностные составляющие. Для их целенаправленного формирования целесообразно создать соответствующие условия. Поэтому возникает необходимость разработки соответствующей модели высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смоляр А.И., Князькова О.Н. Развитие у студентов способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 228-232.

2. Ваганова О.И., Гладков А.В., Карпова М.А. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях реализации технологии дискуссионного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 78-81.

3. Ясаревская О.Н., ВолковА.И., ТолмачеваВ.О. Самообразование 1Тспециалиста через развитие иноязычной коммуникативной компетенции //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 181-185.

4. Клинков Г.Т., Найденова В.Н. Современное обучение математике и взаимосвязь с экономической теорией и практико-методиче-скими деловыми аспектами // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 37-40.

5. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Карпова М.А. Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 56-58.

6. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274.

7. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psychology.academic.ru

8. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// psychology.academic.ru

9. Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Подред. В. Г. Панова. 1993. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psychology.academic.ru

10. Мирошниченко, Э.А. Организация самообразования студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.