Научная статья на тему 'О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ИСКУССТВОМ'

О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ИСКУССТВОМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11114
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ / КРИТЕРИИ ИСКУССТВА / РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО / РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРАЗЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джафаров Азад Джафар Оглу

Понятия религии и искусства всегда были тесно связаны. И религия, и искусство улучшают духовность человека, помогают ему войти в духовный мир, почувствовать суть бытия. Религия и искусство - одни из важнейших факторов развития любой цивилизации. И религия, и искусство - основная регулирующая часть социальной структуры общества, где состояние дел варьируется в зависимости от природы религии, к которой оно принадлежит. Искусство - это тоже инструмент человеческой натуры, и творческий человек использует его для воплощения своего внутреннего мира. Религиозное искусство занимает высокое место в жизни человека. Основная цель религии - дать людям понять, что Бог существует, что Бог создал вас с определенной целью и что эта цель находится за пределами этого ограниченного мира. В статье исследуется соотношение религии и искусства. Многие связи, существовавшие до настоящего времени между религией и искусством, иногда исключали друг друга. Исторически сложилось так, что одни мастера искусства поддерживали религию, а другие - выступали против нее. И в наше время многие творческие люди обращаются к религиозным темам и создают блестящие образцы религиозного искусства. В современном мире искусство и религия часто переплетаются в разных сферах. И искусство, и религия способствуют развитию творческого потенциала человека. И религия, и искусство способны просвещать людей. Можно сделать вывод, что религия и искусство всегда направляли свою деятельность на благо общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT RELATIONSHIP BETWEEN RELIGION AND ART

The concepts of religion and art have always been closely related. Both religion and art improve a person's spirituality, help him to enter the spiritual world, to feel the essence of being. Religion and art are one of the most important factors in the development of any civilization. Both religion and art are the main regulating part of the social structure of society, where the state of affairs varies depending on the nature of the religion to which it belongs. Art is also an instrument of human nature, and a creative person uses it to embody his inner world. Religious art occupies a high place in human life. The main purpose of religion is to make people understand that God exists, that God created you for a specific purpose, and that this purpose is beyond this limited world. The article examines the relationship between religion and art. Many of the links that have existed to date between religion and art have sometimes been mutually exclusive. Historically, some masters of the arts supported the religion, while others opposed it. And in our time, many creative people turn to religious themes and create brilliant examples of religious art. In the modern world, art and religion are often intertwined in different spheres. Both art and religion contribute to the development of human creativity. Both religion and art are capable of enlightening people. It can be concluded that religion and art have always directed their activities for the benefit of society.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ИСКУССТВОМ»

Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 2(12) джафаров Азад Джафар оглу ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_о взаимосвязи между религией ...

TtDC 121 291 1 г7а~7гйсп52021 Контент достъпен според лицензиата CC BY-NC 4.0

lzl- |(сс) tjJCSj This is an open access article uifler the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 34671/SCH HBR 2021 0502 0009 ICSe^e^etittps://cieativecoinmons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ИСКУССТВОМ © Автор(ы) 2021 ORCiD: 0000-0003-2953-5546

ДЖАФАРОВ Азад Джафар оглу, доцент кафедры общественных дисциплин Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности (1000, Азербайджан, Баку, Проспект Азадлыг, 21, e-mail: jafarov.azad@mail.ru) Аннотация. Понятия религии и искусства всегда были тесно связаны. И религия, и искусство улучшают духовность человека, помогают ему войти в духовный мир, почувствовать суть бытия. Религия и искусство - одни из важнейших факторов развития любой цивилизации. И религия, и искусство - основная регулирующая часть социальной структуры общества, где состояние дел варьируется в зависимости от природы религии, к которой оно принадлежит. Искусство - это тоже инструмент человеческой натуры, и творческий человек использует его для воплощения своего внутреннего мира. Религиозное искусство занимает высокое место в жизни человека. Основная цель религии - дать людям понять, что Бог существует, что Бог создал вас с определенной целью и что эта цель находится за пределами этого ограниченного мира. В статье исследуется соотношение религии и искусства. Многие связи, существовавшие до настоящего времени между религией и искусством, иногда исключали друг друга. Исторически сложилось так, что одни мастера искусства поддерживали религию, а другие - выступали против нее. И в наше время многие творческие люди обращаются к религиозным темам и создают блестящие образцы религиозного искусства. В современном мире искусство и религия часто переплетаются в разных сферах. И искусство, и религия способствуют развитию творческого потенциала человека. И религия, и искусство способны просвещать людей. Можно сделать вывод, что религия и искусство всегда направляли свою деятельность на благо общества.

Ключевые слова: сущность религии, критерии искусства, религия и искусство, религиозное искусство, религиозные образы.

ABOUT RELATIONSHIP BETWEEN RELIGION AND ART

© The Author(s) 2021

JAFAROV Azad Jafar, Associate Professor of the Department of Social Disciplines Azerbaijan State University of Oil and Industry (1000, Azerbaijan, Baku, Azadlig Avenue, 21, e-mail: jafarov.azad@mail.ru) Absrtact. The concepts of religion and art have always been closely related. Both religion and art improve a person's spirituality, help him to enter the spiritual world, to feel the essence of being. Religion and art are one of the most important factors in the development of any civilization. Both religion and art are the main regulating part of the social structure of society, where the state of affairs varies depending on the nature of the religion to which it belongs. Art is also an instrument of human nature, and a creative person uses it to embody his inner world. Religious art occupies a high place in human life. The main purpose of religion is to make people understand that God exists, that God created you for a specific purpose, and that this purpose is beyond this limited world. The article examines the relationship between religion and art. Many of the links that have existed to date between religion and art have sometimes been mutually exclusive. Historically, some masters of the arts supported the religion, while others opposed it. And in our time, many creative people turn to religious themes and create brilliant examples of religious art. In the modern world, art and religion are often intertwined in different spheres. Both art and religion contribute to the development of human creativity. Both religion and art are capable of enlightening people. It can be concluded that religion and art have always directed their activities for the benefit of society. Keywords: the essence of religion, criteria of art, religion and art, religious art, religious images.

Искусство — это религия, которая имеет своих соотношения религии и искусства не занимает особого

жрецов и должна иметь своих мучеников. Оноре де места ни в философии религии, ни в религиоведении, но,

Бальзак несмотря на это, эта проблема обсуждается давно. Связь

Религия и искусство как объект исследования. между религией и искусством рассматривали Карл

Исторически в период своего развития религия и ис- Ясперс [1], Кауфманн Фриц [2], Оскар Моро Абадиа [3],

кусство не только взаимодействовали, но и проникали Апостолос-Каппадона Диана [4], Джейн Дилленбергер

друг в друга, объединялись друг с другом и образовывали [5], Райс Дэвид Талбот [6], Фрэнк Берч Браун [ 7],

уникальные явления в истории культуры. Невозможно Джерман Базен [8], Пол Тилликс [9], Джеймс Генри

понять связь религии и искусства с научной точки зре- Леуба [10], Анри Бергсон [11] и другие. Эта связь была

ния, не изучая историю их возникновения и развития. ведущей темой в исследованиях указанных мыслителей.

В истории социальной мысли проблема происхожде- Фактически, не только для богословов, но и для истори-

ния религии и искусства всегда горячо обсуждалась, и ков, философов, антропологов, этнологов, психологов и

эти горячие дискуссии продолжаются и в наше время. социологов религия имеет такую же древнюю историю,

Бурные события современности заставляют задуматься как человечество, и является универсальным явлением,

о кризисе в области религии и искусства. С этой точки присущим всем обществам. Знаменитый французский

зрения проблема соотношения религии и искусства не философ ХХ века Анри Бергсон выразил эту неоспори-

потеряла своей актуальности и в наше время. Задавая во- мую истину следующим образом: «Человеческие обще-

прос о том, как религия и искусство соотносятся друг с ства без науки, искусства и философии существовали в

другом, необходимо понимать природу этих событий и прошлом и существуют до сих пор. Но светского обще-

основу их взаимоотношений. История искусства и рели- ства не было» [11, с. 91].

гии, как проблемная область, предполагает обсуждение Даже во времена господства религии в духовной

обоих явлений во взаимосвязи. жизни общества искусство часто выступало врагом ре-

Известно, что на протяжении длительного истори- лигии. История свободы мысли и атеизма неразрывно

ческого периода искусство было тесно связано с рели- связана с историей искусства. Сила искусства в его ясно-

гией. По этой причине философы, теологи, археологи, сти, эмоциональном и психологическом воздействии. И

этнографы, культурологи, социологи и т.д. работали над искусство, и религия с самого первого дня были важной

происхождением искусства и религии, их взаимоотно- частью человеческой жизни. Связь между верой и ис-

шений. Споры между ними имеют давнюю историю. кусством очевидна в любом обществе и в каждой вере.

Проблема соотношения религии и искусства изучалась Большинство шедевров, которые производят на людей

как богословами, так и мыслителями-атеистами. Тема наибольшее впечатление на земле, явлены религиозны-

JAFAROV Azad Jafar and others

about relationship between religion ..

Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090

ми чувствами, силой и энергией веры. Художники создавали шедевры под влиянием религиозных настроений. Произведение искусства, возникающее в свете различных верований, больше обращается к мировой культуре и человечеству.

Особенности взаимосвязи между религией и искусством. Хотя религия и искусство - два разных явления, стремящихся к выразить по-своему сущность существования и развития человека, между ними существует глубокая связь. Это отношение началось, когда человек должен был во что-то верить еще в доисторические времена. Человек, мечтавший о священных силах, хотел в переносном смысле увидеть ценности, в которые он верил. Следовательно, связь между религией и искусством возникает из-за необходимости искать форму для богов, и в результате соответствующей связи между религией и искусством начался процесс отражения богов в объективной реальности. Эти отношения, которые взаимосвязанно развивались на протяжении всей истории, приобрели ценность в обоих отношениях. Религиозные произведения являются не только частью искусства, но и имеют религиозную святость. Об этом качестве свидетельствуют произведения религиозного искусства, такие как храмы, статуи и картины, посвященные богам [10, с.519].

Возникновение трех мировых религий (буддизм, христианство и ислам) имеет особое значение в истории человечества. Эти религии внесли значительные изменения в искусство, взаимодействуя с различными элементами и аспектами. Термин «религия» имеет латинское происхождение и означает «благочестие, святыня». Религия - это особое отношение и определенные действия, основанные на вере в нечто сверхъестественное, высшее и священное. Религия призывает всех людей верить в единого Бога и сообщает им, что нет творца всей Вселенной, кроме Бога. Она рассказывает людям о существовании вечного загробного мира. Она объединяет человечество системой, целью и порядком и создает между ними братство. Самое главное, она выражает равенство в человеческом творчестве. Религия оказала большое влияние на развитие искусства с древних времен, поскольку одним из элементов, на которые влияла религия в древности, было искусство древнего эллинизма, сформированное на основе древнегреческой мифологии.

Есть ситуация, о которой нам нужно подумать, чтобы лучше понять отношения между религией и искусством. Это относится ко всем религиям, которые интерпретируют жизнь, бытие и мир со своей точки зрения и имеют универсальные взгляды на мир. Мировоззрение ислама и мировоззрение христианства в этом отношении - разные. Религия имеет структуру, сочетающую в себе веру, с одной стороны, действие, с другой, и эмоции, с другой, и в то же время здесь имеется целостность [12, с. 253].

Исторически религия развивалась параллельно с развитием общества. С появлением классовых обществ божественные силы стали делиться на добрых и злых. По мере роста государств государственная власть была сосредоточена в руках могущественного правителя, и в искусстве произошли значительные изменения. Связь между религией и искусством очень важна как с религиозной, так и с эстетической точки зрения. Особая и практически неисчерпаемая тема - отражение и переосмысление религиозных тем в искусстве. И религия, и искусство используют символический язык. В этом смысле одни и те же предметы могут принадлежать как религии, так и искусству. Искусство, история которого столь же древняя, как история человечества, действует как средство человеческого самовыражения. Художественное образование реализуется через образное мышление. Исторически концепция искусства менялась вместе с эволюцией философских, социальных, эстетических норм и ценностей. По сути, искусство - это творческая деятельность, отражающая интересы не только самого

автора, но и других людей.

Религия отличается наибольшей стабильностью, что обеспечивает однозначное и неизменное понимание важных вопросов жизни. Объект религии - сверхъестественный мир, а цель светского искусства - естественный, понятный мир. Цели и задачи религии - поклоняться Богу и поддерживать порядок, стабильность и гармонию в мире и в человеке. Религия - явление историческое и возникло только на определенном этапе развития человеческого общества. Когда люди не знали религии, в период палеолита существовала и мораль, и искусство. В период палеолита существовали моральные нормы, регулирующие поведение индивидов, в это время формировалось искусство, но религиозные верования полностью отсутствовали. Искусство - отличный инструмент не только для понимания мира и людей, но и для их изменения и развития.

Подобно тому, как религия является фактом жизни, искусство является отражением нереальности этой реальности. Религия - это фантастическое отражение внешних сил, которые доминируют в повседневной жизни людей, а концепция религиозного существа -это просто информационный взгляд на воображаемую Вселенную. Основы религии основаны на воображении, а основы искусства - на чувствах. На протяжении истории религии и искусства они не просто взаимодействовали, они проникали друг в друга, сливались друг с другом и создавали уникальные события в истории культуры. Религиозные организации пытались взять искусство под свой контроль. Ни одна религия не может существовать без особых культов, то есть особых систем действия, влияющих на сверхъестественные объекты верований верующих. Уже в начале истории человечества, в первобытном обществе, культовые движения охватывали множество эстетических составляющих.

Исторические этапы взаимосвязи между религией и искусством. Искусство - это способ интерпретации мира людьми, социальными группами и нациями. Различия или сходство в этих интерпретациях определяют социокультурную составляющую людей и их особые способности и навыки. С самого начала человеческого существования все ценности, существующие по отношению к жизни, так или иначе нашли отражение в искусстве. Отражение христианства в искусстве восходит к Римской империи. Например, первые картины, посвященные определенной религии, изображают святых на стенах подземных пещер, называемых в Риме катакомбами. Картины здесь просто выражают религиозное мировоззрение. В византийском мире зародилось иконоборческое движение, и религиозные деятели распространяли образы Христа и Марии. С момента появления христианства живопись была выбрана как средство передачи религиозных учений. Темы, взятые из Библии, изображены на картинках, найденных в катакомбах, одном из первых мест, где христианство впервые собралось и почиталось в Римской империи. Изображение икон (греч. экон - образ, внешний вид, скорость) художниками продолжалось и во времена Византийской империи. Христианское искусство, как и другие религиозные искусства, служит поклонению Богу. Храмы, изображения (иконы) и литургические предметы освящаются и перестают быть простыми произведениями искусства.

Начиная с VIII века, в Византийской империи наступил период Iconomaxia. Эта проблема проистекает из того значения, которое христиане придавали иконам. Христиане предпочитали святых, изображенных на иконах, основным ценностям религии, и в результате религиозные изображения были запрещены, потому что византийский император Лев Исавр III (716-741) рисковал вернуться к политеизму. За это время иконы были разбиты, а изображения уничтожены. Эти события помешали развитию изящных искусств в христианском мире. Противники иконы, действовавшие до 843 г., пытались обосновать свои действия различными аргументами.

Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_

ДЖАФАРОВ Азад Джафар оглу о взаимосвязи между религией ...

«Противники значка делятся на три группы:

1. Некоторые выступали против поклонения иконам при условии, чтобы они хранились в церкви.

2. Другие отвергали иконы и не отрицали другие священные церковные предметы.

3. Третья группа вместе с иконами отвергала все священные предметы ». [13, с. 92].

Исламское искусство отражает восприятие и эстетический смысл ислама во всех его проявлениях бытия и жизни. Исламские произведения искусства являются конкретным показателем верований и образа жизни мусульман. Исламское искусство - это эстетическое продолжение исламской духовности и мировоззрения. Избегать изображения в исламском искусстве - это осознанный выбор. Хотя Коран, священная книга ислама, прямо не заявляет, что изображения и рисунки являются харамом, в некоторых хадисах поднимается вопрос о запрете рисования. Согласно некоторым хадисам, картина художника, то есть фигура человека, - это попытка посоревноваться с Богом. Согласно исламу, художники, написавшие эти картины, будут наказаны в Судный день.

Когда в VII веке вместе с исламом возникли основные принципы исламского искусства, Аравия развивалась на низком уровне как в религиозном, политическом, так и в социальном плане. Этот процесс связан с разделением племен, проживающих в регионе. Исламское искусство отличается от христианского искусства, которое прошло разные этапы от Византии до эпохи Возрождения. Исламское представление об абстрактной святости полностью отличается от антропоморфной природы христианства, которое подчиняется определенным языческим традициям. По этой причине в исламе невозможно найти иконы или картины с изображением пророков и святых. Все исламское искусство, от музыки до одежды, сформировалось под прямым влиянием Корана. В частности, Коран и хадисы охватывают все аспекты мусульманского образа жизни. Исторически эти два важных источника легли в основу представлений о добре и красоте в исламском обществе. Фактически, сам Коран в некотором смысле является произведением искусства божественного происхождения. В обширной исламской географии мусульмане смогли развить исламское искусство с упором на исламскую духовность, хотя они относительно различаются с точки зрения местных условий, зарубежного опыта, технических возможностей и социально-политических требований. [6, с.7-10].

Религия и искусство в эстетическом сознании. Как и религия, искусство - одна из форм общественного сознания, важнейшая составляющая духовной культуры. И искусство, и религия возникают на ранних этапах развития общества и постепенно становятся мощным средством познания мира, великим средством духовного становления человека. Искусство, как и религия, выполняет идеологические функции и изучает мир посредством воображаемого мышления. И искусство, и религия имеют функцию общения. Искусство и религия отражают мир в виде художественных образов, интуитивно воспринимают истину через просветление. Существование связи между искусством и религией естественно и необходимо. Потому что оба являются неотъемлемыми элементами как личности, так и общества. Религия призывает всех людей верить в единого Бога и сообщает им, что нет творца всей вселенной, кроме Бога. Он хочет, чтобы верить всем пророкам и священным книгам без разбора. Он рассказывает людям о существовании вечного загробного мира.

Буддийское искусство зародилось в Индии в ^^ веках до нашей эры после жизни Сиддхартхи Гаутамы. В результате контакта с различными азиатскими культурами искусство буддизма развивалось и распространилось по всей Азии. Искусство буддизма начало развиваться в гармонии с распространением и развитием буддизма. Искусство буддизма в Индии повлияло на формирование индуистского искусства, процесс, кото-

рый продолжался до распространения ислама в Индии в десятом веке. Искусство буддизма продолжало развиваться в Индии на протяжении нескольких столетий. С распространением буддизма за пределы Индии он начал смешиваться с другими художественными традициями I века нашей эры, и с этой точки зрения различия между буддийским искусством в странах, принявших буддизм, были очевидны. В конце XII века буддизм в Индии смог выжить только в гималайских регионах, таких как Ладакх. Эти области были в постоянном контакте с Тибетом и Китаем из-за своего географического положения, и художественные традиции Ладакха возникли особенно под влиянием тибетского искусства. В целом изображение Будды широко использовалось в буддийском искусстве в таких сферах, как скульптура, живопись и литература, но невозможно найти воплощение образа Будды в музыке и танцах. Буддийское искусство призвано напоминать, поддерживать и развивать вечные истины. Поскольку конечная цель буддизма - выйти за пределы реального мира и достичь нирваны, необходимо создавать более тонкие образы, чем реальные. По словам французского историка Германа Базена, первое индийское искусство было основано на буддизме. [8, с. 503].

Религия и искусство - два отдельных явления, которые напрямую связаны с человеческим существованием и сосуществуют с ним. Оба явления иногда связывают с возникновением человеческого существования. Но в обоих случаях правда является отражением реальности. Религиозные обычаи напрямую влияют на творческий процесс. При этом творческий процесс формируется на религиозной основе. В древние времена греческие скульпторы взяли на себя задачу создать богов в форме физически идеальных людей и предложили систему, называемую золотым сечением. После Средневековья, в эпоху Возрождения, между религиозной и светской культурой стала проявляться большая разница.

Искусство, как особая отрасль духовного производства, эстетически ассимилирует действительность. Эстетический подход отделяет искусство от религии, а религия не имеет эстетической сущности, она основана на священной, сверхъестественной вере в Бога. В то же время нравственная ориентация религии исторически была причиной тесной связи искусства и религии, и эта причина действует до сих пор. Продукты человеческого воображения, результаты деятельности человеческого воображения, становятся религиями, независимыми существами, особыми объектами. Религия не может существовать без веры в сверхъестественные истины. В этом смысле искусство полностью отличается от религии. И искусство, и религия напрямую связаны с человеком, которого считают славой Земли. В отличие от других живых существ, люди, наделенные интеллектом и сознанием, участвуют как в искусстве, так и в религиозных ритуалах, чтобы выразить себя, и поклоняются сверхъестественным силам. Своими произведениями искусства люди пытаются объяснить важные вещи тем, кто приходит после них. Произведение искусства, созданное на религиозной основе, также передает необходимую информацию о религиозном сознании будущим поколениям.

Основной принцип взаимоотношений между искусством и религией - это взаимоотношения между человеческой божественностью и творчеством. Близость искусства и религии перевесила исторические изменения глобальных культурных и религиозных ценностей. Человек может достичь истинной реальности в искусстве, только преодолев режимы оппозиционного сознания, объективного знания и субъективного желания. Эстетический опыт, как и религиозная практика, также характеризуется новым онтологическим сознанием [14, с. 28]. Опыт подвижников, легко отказывающихся от религиозных образов, показывает, что истинно верующим не нужны художественные средства. Оказывается,

JAFAROV Azad Jafar and others

about relationship between religion ...

сакральное искусство бесполезно не только для тех, кто выше, но и для человека, глубоко погруженного в веру.

Гуманитарная значимость религии и искусства. И искусство, и религия - это способы развития и продвижения гуманитарных ценностей глобального значения. Искусство и религия радикально расширяют границы существующего существования. Поскольку религия также играет роль социального регулирования, искусство в контексте религии преследует ту же цель, обучая правильному образу жизни, указывая на священные примеры. Вообще религиозное искусство само по себе не может вызвать религиозные чувства, вызывающие достаточную реакцию. С этой точки зрения зритель не может видеть художественные выражения, связанные с религиозностью, в искусстве по разным причинам.

На протяжении всей истории религиозное творчество всегда было связано с художественной деятельностью. В древние времена было ясно, что все формы искусства напрямую служат целям религии. Исторические отношения между искусством и религией характеризуются большим взаимным интересом, и в то же время эта связь вызвала споры. Чтобы понять специфику религиозного и художественного сознания, важно обратить внимание на очень важную особенность: в отличие от религии искусство не настаивает на интерпретации своих идей такими, какие они есть на самом деле. В художественной практике всегда есть момент условности и ассоциации. Религиозная практика более регламентирована и недвусмысленна в интерпретации содержания.

В образах религиозного и светского искусства проявляются не только визуальные образы, но и духовные смыслы высокой ценности. В средние века, когда мировоззрение полностью опиралось на религию, религиозное искусство носило универсальный характер. Произведения искусства, созданные в то время и сегодня имеющие общее культурное наследие, носят общечеловеческий характер. В XVIII и XIX веках процесс усиления каноничности религиозного искусства был направлен на замедление секуляризации искусства. Если вы посмотрите на историю церковной музыки и живописи, возникшую в этот период, вы увидите, насколько сложно было адаптировать эту музыку и живопись к новым методам художественного выражения. Примером тому - сложное культовое использование религиозных произведений выдающихся композиторов, таких как П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов.

Отношения между религией и искусством выразить сложнее, чем объяснить отношения между религией, наукой и моралью. Основной причиной этого можно назвать раскрытие объективной информации в области этики и науки. Хотя искусство - это поле, выраженное в конкретных произведениях, оно имеет очень субъективную структуру. Исторически вопрос о том, какое искусство и религия выше друг друга, был предметом исследования. Среди исследователей, комментирующих этот вопрос, более распространен вопрос о приоритете религиозных ценностей над искусством. То есть «критерием искусства является человек, а критерием религии - Бог». Религиозность основана прежде всего на мистификации Бога и утверждает, что сакральные ценности превосходят человеческие способности [2, с. 463-469, 465].

Восприятие истины художественным сознанием -очень деликатный предмет, потому что человек не может обеспечить содержание интересующей его истины простым мышлением или воображением, но также хочет видеть и чувствовать ее в своем существовании во внешнем мире. Потому что, хотя он думает, он не видит своих чувств. Человек ищет Бога прежде всего во внешнем мире и потому тяготеет к художественной деятельности. На этой стадии бог человека не виден, но он видит свой след в каждом произведении искусства, поэтому он рисует, сочиняет музыку, создает скульптуры, выражает их поэтическим языком. Однако Бог, в Его понимании, предпочитает чувства, и их проявления воспринимаются

Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090

чувствами.

Возникло религиозное искусство, имеющее символический характер, неразрывно связанное с верой в Бога, религиозными обрядами, религиозной жизнью и символикой божественной силы. Религиозные символы имеют большое значение в религиозном искусстве. «Исторически сложились разные отношения между религией и художественными формами общественного сознания в человеческой культуре. Человеческую историю можно рассматривать как процесс создания, сбора и использования ценностей духовной деятельности людей в науке, искусстве, морали, образовании и других подобных областях. Одно из таких взаимоотношений - процесс взаимодействия искусства и религии. В результате все мировые религии включили почти все виды искусства в свои структуры» [15, с. 20].

В современном обществе религиозный ландшафт мира служит важным условием преодоления экологических и культурных кризисов, вселяя надежду на достижение высоких целей и смысла человеческого существования. Религиозный ландшафт делит мир на два мира, в основе которых лежит бог или боги. Предмет религиозного ландшафта мира основан на вере, и поэтому первичной основой для построения мировоззрения является религиозный опыт и откровение. Религиозный ландшафт мира проистекает из превосходства сверхъестественного, трансцендентного мира. Источником религиозного ландшафта может быть откровение, особый религиозный опыт и мистицизм в дополнение к знанию, полученному посредством восприятия и логических средств. В религиозном ландшафте мира нет четкого различия между логикой и интуицией. Основные элементы религиозного ландшафта мира также отражены в искусстве.

И искусство, и религия - продукт совершенного человеческого мозга. Религии пытаются понять Вселенную и ее силы. Это попытки установить связь с окружающим миром за пределами нашего ограниченного реального понимания. Искусство - это образ, изменяемый эмоциями. С другой стороны, религия действует тогда, когда знание бессильно объяснить что-либо. Представления о религиозной истине в значительной степени ограничены определенной системой убеждений, а научные концепции проверяются на практике. В религиозных учениях душа является дыханием божественной сущности, считает себя зависимой от нее и находит мир с каждым существом, которому она принадлежит. Если мы принимаем религию как доктрину для достижения цели, искусство становится важным инструментом признания и продвижения духовности. Религия (как вера и метод) и искусство (как физическое и материальное проявление убеждений и смыслов) издавна выполняли задачу придания смысла человеческой жизни. Религии содержат представления о начале и конце человеческой жизни и определяют, как человек будет двигаться к своей конечной цели.

Основа веры в иудаизм основана на существовании «создателя всех миров», а нормативный еврейский закон характеризуется набором правил, охватывающих эстетическое понимание не только евреев, но и всех людей. В иудаизме общий взгляд на искусство основан на запрещении идолов и изображений. Широко распространенный еврейский образ и традиция запрета идолов влияли на общие взгляды евреев на протяжении всей истории. Меланхолические и ностальгические идеи были широко распространены в еврейском искусстве, они стали неотъемлемой частью еврейского искусства. Эти меланхолические влияния могут быть связаны с печальной историей евреев. Есть дух Бога, человека и ангелов. Бог - это существо, целиком состоящее из души, поэтому его невозможно описать конкретными терминами. Так почему же запрещено делать то, что уже невозможно описать? Ответ таков: если объект всегда изображается как Бог, человек или ангел, это означает материализацию души,

Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_

а затем фетишизацию ее для поклонения. Кроме того, такое тело заменяется полностью недуховным физическим Богом, который является идолопоклонником [16, с. 482].

Творческая деятельность художника может не быть связана с убеждениями общества и может даже стремиться к деградации убеждений из-за неправильного понимания конкретного произведения искусства или отрицания идеи, но суть произведения искусства с религиозным содержанием, основанным на по архетипам совсем другое. По мнению немецко-американского философа Пола Тиллиха, религия - это форма культуры, культура - это религия. Такая идея препятствует установлению дуализма в религии и культуре [9, с. 42].

Выводы. Искусство - одно из основных средств, с помощью которых люди могут выражать свои мысли и чувства, а также то, что они думают о мире. Искусство всегда помогало человеку выразить его самые глубокие религиозные чувства и было определяющим элементом процесса ритуализации поклонения в любом месте в истории человечества. Искусство и ритуал глубоко связаны. Религиозное искусство охватывает практические и операционные аспекты ритуальной практики художника и путь духовной реализации в рамках религиозной традиции. С давних времен искусство всегда было тесно связано со святыми: этот процесс проявился от загадочных египетских картин до стихийности катакомб. Религиозное искусство - это произведение искусства, вдохновленное религиозными чувствами или созданное для объяснения, дополнения и материального представления религиозного послания. В частности, религиозное искусство может сблизить людей разных вероисповеданий, поскольку заставляет нас сочувствовать друг другу, а это способствует диалогу между людьми.

В целом искусство имеет божественное происхождение и представляет собой деятельность, направленную на уменьшение человеческого горя и боли. Искусство создано для воздействия на человеческие чувства, эмоции и интеллект. Эстетическое чутье человека как источника искусства играет важную роль в создании произведений. Искусство создано для того, чтобы придать смысл человеческой жизни и деятельности и дать объективность его убеждениям и желаниям. Исламские мыслители рассматривали религию как сумму научных и скоординированных программ различных мировоззрений, которые они создали для достижения человеческого счастья, но немусульманские мыслители воспринимали религию как независимую силу. Отчасти противоречие между религией и искусством состоит в том, что они не видят свободу одинаково. Но все всегда зависит от места религии в обществе.

REFERENCES:

1. Jaspers, Karl. The Origin and Goal of History. translated by Michael Bullock. New Haven, CT: Yale University Press, 1953

2. Fritz Kauffman, "Art and Religion", Philosophy and Phenomenological Research, Vol. 1, No. 4 (Jun., 1941), pp. 463-469, 465)

3. Abadía, Oscar Moro, Morales, Manuel R. González. Towards a Genealogy of the Concept of «Paleolithic Mobiliary Art» / Oscar Moro Abadía, Manuel R. González Morales // Journal of Anthropological Research, Vol. 60, No. 3 (Autumn, 2004), pp. 321-339. Published by: University of New Mexico. [Glektronniy resurs]. - URL: http://www.jstor. org/stable/3630753 Accessed: 30/11/2018.

4. Apostolos-Cappadona, Diane. Art and religion / Diane Apostolos-Cappadona //Encyclopedia of Religion /Lindsay Jones, editor in chief. 2nd ed. Vol. 1. MI: Thomson Gale, 2005. P. 493-506.

5. Dillenberger, John. A Theology of Artistic Sensibilities: The Visual Arts and the Church. New York, 1986.

6. Rice, David Talbott. Islamic Art. New York, 1965.

7. Brown, Frank Burch. Religious Aesthetics: A Theological Study of Meaning and Making. Princeton, N.J., 1989.

8. Germain Bazin, Sanat Tarihi Sanatin ilk Orneklerinden Günümüze, istanbul: Kabalci Yayincilik, 2015

9. Paul Tillich, Theology of Culture, Robert C. Kimball (ed), (Oxford University Press, 1959). p.42

10. Leuba, James H. (1917). "Art and Religion", International Journal of Ethics, yayin evi:The University of Chicago Presssayi: . 27, No. 4 (Jul., 1917), pp. 512-519

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bergson, Henri, (2004), Ahlakin ve Dinin iki Kaynagi, (Qev., M. Yakupoglu), Ankara:Dogu Bati Yayinlari

ДЖАФАРОВ Азад Джафар оглу о взаимосвязи между религией ...

12. Glock, Charles Y., (1998), "Dindarligin Boyutlari Uzerine", Din Sosyolojisi (Der., Y. Aktay; M. E. Koktaq), Ankara: Vadi Yayinlari.

13. Slizads Aydin (2007). Xristianliq: tarix vs fslssfs. Baki: dbilov, Zeynalov vs qardaylar.

14. Dupre L. The Enigma of Religious Art // The Review of Metaphysics. — 1975. — Vol. 29, N1. — P. 27-44 Published by: Philosophy Education Society Inc. — URL: http://www.jstor. org/stable/20126735.

15. Seyidova Gulfohrs. §is mUsslmanlarinin msdsni snsnslsrinds in-csssnstin rolu. "§srqFslssfssiProblemlsri"Beynslxalq elmi-nszsrijurnal. Baki / № 1. 2012

16. Rasim Ba^ak. Musevilikte sanat ve estetik anlayiyi. idil, 2016, Cilt 5, Sayi 21, Volume 5, Issue 21477, DOI: 10.7816/idil-05-21-13

Received date: 04.04.2021 Revised date: 12.04.2021 Accepted date: 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.