Научная статья на тему 'О взаимосвязи компонентов готовности к школе и ключевых компетенций дошкольника'

О взаимосвязи компонентов готовности к школе и ключевых компетенций дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКА / PREPAREDNESS / PREPAREDNESS FOR SCHOOL / PREPAREDNESS FOR STUDYING / PRE-SCHOOL STUDENT KEY COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярулина Лариса Петровна

Рассматриваются тенденции модернизации системы дошкольного образования на современном этапе. Раскрывается содержание понятия «готовность ребенка к школе» и компонентах готовности к школе. Определены ключевые компетенции дошкольника, обозначена их взаимосвязь с компонентами готовности к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярулина Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Interrelations Between the Components of Preparedness for School and Key Competences of Pre-School Students

Tendencies of modernizing present day pre-school education, the content of 'child's preparedness for school' and components of preparedness for school are discussed. Key competences of pre-school students and their interrelation with preparedness for school are considered.

Текст научной работы на тему «О взаимосвязи компонентов готовности к школе и ключевых компетенций дошкольника»

УДК 373.29 ББК 74.10

Л.П. Ярулина

О ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Рассматриваются тенденции модернизации системы дошкольного образования на современном этапе. Раскрывается содержание понятия «готовность ребенка к школе» и компонентах готовности к школе.

Определены ключевые компетенции дошкольника, обозначена их взаимосвязь с компонентами готовности к школе.

Ключевые слова: готовность, готовность к школе, готовность к обучению, ключевые компетенции дошкольника.

Современный этап развития педагогической системы для детей дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей, определяющих основные тенденции, которые лежат в основе создания моделей образования этой категории детей. Одна из тенденций обусловлена усилением направленности образовательного процесса на личностное развитие, на самоопределение и самоактуализацию (воспитание человеческого достоинства, социального партнёрства, ответственности за свои поступки, использование мировых культурных ценностей в процессе образования) с целью обеспечения экономического развития общества. Другая тенденция связана с объективной потребностью сохранения в России единого образовательного пространства, определения общих сроков обучения и статуса образовательных учреждений, единообразия документов на уровнях образования. Для детей старшего дошкольного возраста это необходимость в обеспечении безболезненного перехода со ступени дошкольного образования на ступень образования в начальной школе. При этом преемственность дошкольного и школьного этапов образования не должна пониматься как преемственность учебных предметов и формирование специфических школьных умений и навыков уже в дошкольном возрасте, поскольку дошкольный

возраст - это не подготовка «удобного» абитуриента для начальной школы. Корректнее говорить о преемственности в плане общего развития ребёнка и его психологической и физической готовности к начальной ступени школьного образования. Поскольку образовательный уровень, которого должен достигнуть ребёнок старшего дошкольного возраста - это готовность к следующей ступени образования - готовность к школе. И от того, в какой степени он готов, - будет зависеть его интеграция и адаптация в школьную и социальную жизнь.

Рассмотрение содержания готовности к школе нашло отражение в трудах таких психологов и педагогов как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эль-конин, И.В. Дубровина и др. [1, 2, 3, 12, 13]. Рассматривая понятие «готовность» в трудах учёных В.И. Долгова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др. [4, 6] акцентируем внимание на следующей трактовке - основной вид деятельности в условиях дошкольного образования, в котором будущая учебная деятельность может быть рассмотрена как деятельность, частично реализующаяся в условиях развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения. Соглашаясь с мнением В.И. Слободчикова [5], считаем необходимым развести два понятия,

которые сегодня распространены в системе дошкольного образования: «готовность к школе» и «готовность к обучению». Считаем, что готовность к обучению - это готовность к освоению блока основных культурных навыков или к становлению языковой, математической, коммуникативной, компьютерной грамотности, а готовность к школе - это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущими среди них является мотивационная и социальная зрелость ребёнка.

Таким образом, понятие готовность к школе будем трактовать как определённый уровень морфофункционально-го и психического развития ребёнка, при котором систематическое школьное обучение не приведёт к ухудшению состояния здоровья, срыву социально-психологической адаптации. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения.

Наиболее удачным, на наш взгляд, является выделение составляющих готовности к школе И.В. Дубровиной [13], которая рассматривает его как многокомпонентное образование: Личностная готовность:

1) уровень развития аффективно-пот-ребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность - быть школьником;

2) «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребёнка к школьному обучению - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребёнка и потребности занять более взрослую социальную позицию;

3) развитие произвольной сферы: произвольного внимания; произвольной памяти, умение действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.

Интеллектуальная готовность:

1) ориентировка в окружающем, запас знаний;

2) уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения - умение обобщать и дифференцировать предметы и явления;

3) развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха). Двигательная готовность:

1) мелкая моторика;

2) крупные движения (рук, ног, тела). Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

1) умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого;

2) самостоятельно действовать по заданию;

3) ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.

Таким образом, у ребёнка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в рамках той деятельности, для которой они необходимы.

Социально-экономические изменения, происходящие в России, привели к изменениям в характере дошкольного образования - в его направленности, целях, содержании, которые настойчиво ориентируют его на переход от предметно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному, от зна-ниевого к компетентностному. Дошкольное образование, являясь объектом педагогики, будет способствовать становлению социальной и активной личности, обладающей ключевыми компетенциями. Компетентностный подход в дошкольном образовании предполагает подготовку растущей личности ребёнка к жизни, формированию у него способов деятельности, необходимых для решения жизненно важных задач, связанных с освоением нравственных норм и ценностей, общением с другими людьми, построением образа

Я [9]. Характеризуя готовность к школе во взаимосвязи с понятием ключевые компетенции дошкольника считаем не-

обходимым отметить, что сформированные ключевые компетенции и обеспечивают готовность к школе (рис.).

Рис. Взаимосвязь компонентов готовности к школе и ключевых компетенций дошкольника

Мы обозначили на рисунке взаимосвязь компонентов готовности к школе и ключевых компетенций. Рисунок наглядно демонстрирует, что личностную готовность обеспечивает сформированная общекультурная, учебно-познавательная и ценностно-смысловая компетенции; интеллектуальную готовность - информационная, коммуникативная, учебно-познавательная компетенции; двигательную активность -учебно-познавательная; уровень развития предпосылок учебной деятельности обеспечивает сформированные учебно-познавательная и ценностно-смысловая компетенции. Исследованиям в области компетентностного подхода в сфере общего образования посвящены труды А.В. Хуторского. Ученый [10, 11] пред-

лагает следующие трактовки понятия компетенция и компетентность:

Компетенция - отчуждённое, наперёд заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определённой сфере.

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, уме-

ний и навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно значимой сфере [11].

В дошкольном образовательном процессе вопрос использования компетент-ностного подхода рассматривается авторским коллективом Центра «Дошкольное детство» им. Запорожца в программе «Истоки». В базисных характеристиках создатели программы выделяют одну из ведущих - компетентность.

Для дошкольного детства авторский коллектив выделяет социальную компетентность, под которой подразумевает возможность ребёнка «понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации» [9].

Л.В. Трубайчук рассматривает становление личности дошкольника и овладение им необходимым уровнем социальной компетентности, которые сопровождаются развитием положительных личностных качеств, в первую очередь духовно-нравственных, на основе формируемых компетенций [9].

Рассматривая компетентность дошкольника, отметим, что он обладает рядом состоявшихся личностных качеств и обладает минимальным опытом деятельности в соответствии с его возрастными возможностями. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности - игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Характерными проявлениями того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют основному руслу формирования ключевых компетенций дошкольников, является, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой - наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими,

употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу, овладение элементарными математическими действиями и др.) [9].

Мы, при определении компетентност-ного подхода в дошкольном образовании, опираемся на уточнённое понятие подхода, сформулированное Л.В. Львовым [8] и даём следующее определение: компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности - путём создания условий для овладения системой компетенций, обеспечивающих способность и готовность выпускника дошкольного образовательного учреждения к адаптации, устойчивой жизнедеятельности и успешности в пространстве начальной ступени общего образования. Критерием этого формирования становится уровень готовности ребёнка к школе, который обеспечат сформированные ключевые компетенции дошкольника. Определим понятие «ключевые компетенции дошкольника» на основе анализа исследований (Э.Ф. Зеер, Л.В. Львова, Л.В. Трубайчук) как личностную характеристику, предполагающую, что ребёнок умеет применять информацию, использует её в качестве основы принятия собственных решений и организации собственной деятельности.

Библиографический список:

1. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М., 1988.

2. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. - М., 1972.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

4. Долгова, В.И. Формирование готовности к управленческой составляю-

щей профессиональной деятельности (у курсантов военного вуза) [Текст] / В.И. Долгова, С.В. Аверьянов. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2006 - 225 с.

5. Дошколение: учреждение против образования [Текст] / Издат. дом.: «Эврика 2005». - 234 с.

6. Дъяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбо-вич. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 178 с.

7. Зеер, Э.Ф. Личностно развивающее профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2006. - С. 57.

8. Львов, Л.В. Учебно-профессиональная компетентность: сущность, содержание и оценка: моногр. / Л.В. Львов. - Челябинск: ЧГАУ, 2006. - 134 с.

9. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: моногр. / Л.В. Трубайчук. - Челябинск, 2009. - 153 с.

10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-65.

11. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст] / А.В. Хуторской. -СПб.: ПИТЕР, 2004.

12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Элько-нин. - М.: Педагогика, 1989.

13. Рабочая книга школьного психолога [Текст]; под ред. И.В. Дубровний. -М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

УДК 378.147 ББК 74.58

Т.С. Шумейко

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена авторской системе формирования производственной компетентности будущих учителей профессионального обучения средствами проектирования в вузе, включающей структурные компоненты: мотивационно-целевой, содержательно-технологический и результативно-оценочный.

Ключевые слова: производственная компетентность учителя профессионального обучения, система формирования производственной компетентности учителя профессионального обучения, средства проектирования, структурные компоненты, мо-тивационно-целевой компонент, содержательно-технологический компонент, результативно-оценочный компонент.

В настоящее время значительное внимание уделяется развитию профессиональной подготовки молодежи. К числу важных условий, обеспечивающих ее качество, относится уровень профессиональной компетентности педагога, организующего процесс обучения. Поэтому проблема подготовки профессионально компетентного педагога нашла отражение в документах образования.

Так, в Концепции высшего педагогического образования Республики Казахстан в качестве цели высшего педагогического образования выдвигается подготовка «профессионально компетентного специалиста, способного творчески подойти к решению проблемы становления, развития личности школьника» [1, с. 18]. В Законе Российской Федерации «Об образовании», в Концепции модер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.