Научная статья на тему 'О взаимосвязи демографической безопасности и экономической безопасности России'

О взаимосвязи демографической безопасности и экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демографическая безопасность / экономическая безопасность / демографическая политиака
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О взаимосвязи демографической безопасности и экономической безопасности России»

Селиванов А.И.

д.филос.н., профессор, гл.н.с. Института экономической политики и проблем экономической безопасности,

Финансового университета

seliv21@mail.ru

О ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ1

Ключевые слова: демографическая безопасность, экономическая безопасность, демографическая политиака.

Обеспечение национальной безопасности, реализации национальных интересов вновь становится во главу угла современной мировой реальности. Мир ушел от противостояния капиталистической и социалистической систем (по крайней мере, пока), но не ушел и не может уйти от национальных и цивилизационных интересов различных стран, народов, культур и субкультур, от их совпадения, различия, противостояния.

Не странно, что обеспечение национальной безопасности вновь стало приоритетом и российской внутренней и внешней политики. В этом направлении в последние годы предпринимаются неординарные меры по повышению обороноспособности страны, реформированию вооруженных сил, внутренних силовых подразделений, экономики страны. Это понятно и логично - противостояние серьезное, на далекую перспективу, требующее комплексного ответа. Введение и постоянное расширение санкционных мер против России со стороны США и западных стран лишь доказывает это.

В этих условиях своевременно пересматриваются нормативные правовые документы по обеспечению всех аспектов национальной безопасности. Базовым документом, закрепившим новые подходы в этой сфере, стал Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683.

Однако полагать, что обеспечение национальной безопасности - это лишь «защита от врагов, рисков и угроз», тем более «защита» военная в корне неверно. Во-первых, уже с начала 90-х годов стало понятно, что в этот комплекс входит деятельность по защите от всех типов природных, социальных и идеальных угроз и в этой связи необходимо говорить о самых разных пластах угроз и, соответственно, сфер обеспечения безопасности в национальных интересах. Речь идет об экономическом, политическом, военном, диверсионном, террористическом, правоохранительном (борьба с криминалом, обеспечение общественного порядка), демографическом, культурно-духовном, экологическом, биологическом (здоровье, медицина, эпидемиология), природном, техногенном, кибернетическом и других аспектах безопасности. Соответственно, речь должна идти о взаимоувязанном комплексе безопасности, о взаимосвязи и взаимодействии всех аспектов обеспечения безопасности, всех сегментов деятельности, сопряжении деятельности всей совокупности государственных институтов. Именно этот подход постепенно начал реализовываться в государственном понимании - в нормативном правовом пространстве и практической деятельности.

Во-вторых, речь должна идти не только и не столько о «защите», сколько о сочетании формирования здоровых отношений и условий развития с собственно защитой с приоритетом первого2. Для этого необходимо в каждой сфере формирование такой организации и системы управления, которая обеспечивала бы эффективное воспроизводство, функционирование и развитие здоровых и полноценных субъектов и отношений (в экономике - конкурентоспособных экономических субъектов и эффективных экономических отношений, в демографии - обеспечение эффективного воспроизводства достаточного количества людей необходимого качества, в военной сфере - необходимого количества подразделений, оснащенных подготовленным персоналов и техникой, способной противостоять потенциальным угрозам и т.д.).

В-третьих, многомерность и многоаспектность всего комплекса создают множество проблем для его равномерного формирования и развития, связанных как со степенью остроты той или иной угрозы, так и с ресурсным обеспечением, поскольку, как правило, на все сразу не хватает материальных, человеческих, интеллектуальных ресурсов. Поэтому в реальности руководство страны должно сосредоточивать усилия на основных угрозах, отодвигая другие на второй план. Вопрос о верности такой иерархии - отдельная проблема. Можно до хрипоты спорить, что важнее - военная защита страны, внутренняя политическая безопасность, обеспечение национальной конкурентоспособности в экономике, дефицит народонаселения и комплекс демографических проблем, духовно-культурная деградация народа или что-то еще. Однако понятно, что решать нужно все проблемы, опасны все угрозы, необходимо обеспечение безо-

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 2017 года в рамках НИР «Методологические основы

мониторинга рисков и угроз экономической безопасности Российской Федерации».

2

Наш подход на примере экономической безопасности изложен в работе: Селиванов А.И. О необходимости интегрального подхода к определению понятия «экономическая безопасность» // Микроэкономика. 2016. - № 1. - С. 79-83.

пасности во всех сферах. И в этой связи есть все основания и глубокий смысл в том, чтобы использовать нормативные правовые, методологические и методические, политические и иные наработки, сделанные в «приоритетных» сферах, на которых в настоящее время акцентирует внимание руководство страны, сосредоточивает ресурсы, в том числе интеллектуальные, для их достаточно эффективного распространения на иные сферы обеспечения национальной безопасности при относительной малозатратности такого копирования.

Попытаемся продемонстрировать это на примере взаимосвязи и возможного взаимодействия в сферах обеспечения экономической безопасности и демографической безопасности.

Проблемы обеспечения демографической безопасности России в различных контекстах известны специалистам, по многим аспектам давно (десятилетиями) бьется тревога. Понятно, что в стране делается совершенно недостаточно для решения всего комплекса этих проблем - от численности народонаселения, низкой рождаемости, старения населения, уменьшение количества трудовых ресурсов, нездоровых миграционных потоков (эмиграции и иммиграции) и т.д. - до качества человека, статуса и ценности семьи, воздействия духовно-культурной традиции на демографические процессы и т.д. Начали появляться специальные комплексные научные исследования по проблеме демографической безопасности1. Это, без сомнения, чрезвычайно важное начинание, которое способно дать дополнительный толчок осмысленным организационным построениям в этой сфере на практике.

Помочь и ускорить движение в этом важнейшем направлении могут уже принятые государственные решения и нормативные правовые документы в смежных сферах, в том числе в сфере обеспечения экономической безопасности.

Так, недавно издан Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13 мая 2017 года № 208. Работа над указом была долгой, она встречала сопротивление со стороны различных антигосударственных сил. Но указ принят, он носит национально-патриотический характер и является важным компонентом пакета документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Конечно, он будет постоянно совершенствоваться, развиваться, актуализироваться, требование чего заложено и в самом документе. Однако уже в действующей версии есть множество позиций, которые могут стать эффективным инструментом для обеспечения безопасности не только в сфере национальной экономики, но и в других смежных сферах, в частности - в сфере демографической безопасности. Приведем положения данного документа, имеющие непосредственное отношение к сфере демографической безопасности, сохраняя нумерацию пунктов согласно данному документу, в кавычках приводятся буквальные фрагменты документа:

Вызовы и угрозы:

«20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;

21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;

22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;

23) недостаточность трудовых ресурсов;

24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации».

Цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности:

«6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения».

Основные направления государственной политики в сфере экономической безопасности:

«8) развитие человеческого потенциала».

Основные задачи в сфере развития системы государственного управления:

«12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики».

«20. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются:

1) совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

2) совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций;

3) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;

4) расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;

5) приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области».

«23. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:

1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;

2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;

1 Верещагина А.В., Самыгин С.И., Станиславский П.В. Демографическая безопасность России: монография. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 116 с.; Сергушко Р.Н. Государственная демографическая политика в условиях трансформации угроз национальной безопасности России. - Дисс. ... канд. полит. наук. - Ростов-на-Дону, 2016. - 159 с.

4) профессиональная ориентация граждан;

5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;

6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов».

Специалистам в области демографии не нужно объяснять, что перечисленные позиции напрямую выходят на постановку и решение демографических проблем. Не всех - но множества и, без сомнения, важных и потому, конечно же, необходимо использовать ресурс этого документа для решения демографических проблем.

Другой документ, ставший базовым для организации и управления современной экономикой - это Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ» №172-ФЗ 28.06.2014 года. В настоящее время на его основе принят Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ, более 1000 федеральных и более 40.000 региональных и муниципальных нормативных актов. Данный закон носит универсальный характер и на его основе, например, вполне возможна разработка закона «О демографической политике в Российской Федерации». Тем более что уже существует множество конструктивных идей, которые могут быть вложены в этот закон1.

Таким образом, данный документ также можно использовать как инструмент разработки демографической политики, в том числе для обеспечения целей национальной безопасности, и принятия соответствующих нормативных правовых актов, разработки государственных программ.

Несколько важных штрихов к стратегическому проектированию в сфере демографии. Базовым в любой государственной (как, впрочем, и негосударственной - корпоративной, коммерческой, маркетинговой, общественной и т.д.) политике является выработка и согласование целей. Эти цели должны быть четко определены, структурированы, определены качественно и, по возможности, количественно, они должны допускать возможность контроля исполне-ния2. При выработке целей уже можно ссылаться на указанные выше документы и закрепленные в них цели.

Цели, будучи поставлены, при верном расчете и направленной деятельности оказываются вполне реалистичными даже при внешней «фантастичности». Так, одна из национальных и цивилизационно-культурных целей России - рост численности коренного населения. Можно поставить в стратегическом проекте глобальную цель - увеличить население России до 2120 года (за 100 лет) до 300 (даже 400-500) миллионов человек. Самое интересное - эта цель вполне реальна и посильна. Было бы кому ее поставить и выполнить. Для этого нужно, чтобы каждые 10 лет население увеличивалось на 20-30 миллионов, то есть ежегодный прирост порядка 2-3 миллионов. Для этого нужно «всего лишь», чтобы женщины рожали в среднем по 4-5 детей. Нам скажут: «Это сумасшествие! Современные женщины не будут этого делать! Заставлять что ли?». А теперь поставим вопрос по-другому: а если создать следующие условия российской женщине - женщина в течение 2 лет получает полную зарплату, но не менее 20-30 тысяч рублей в месяц; рождение и воспитание детей, даже если женщина нигде не работает, вносится в трудовой стаж; за 4 детей - выход на пенсию досрочно на 5 лет, за 7 детей - на 10 лет. И «вдруг» окажется, что подавляющая часть российских женщин согласится на эти условия. Конечно, это потянет целую цепочку сопровождающих следствий - обеспечение устойчивой работой и заработной платой мужчин, строительство родильных домов, через несколько лет - яслей и детских садов, школ и т.д. Это можно обсудить. Но проблема - вполне решаема даже в таком «фантастическом» формате. В том числе за счет борьбы с теневой экономикой (40% экономики России) и вывозом средств за рубеж (около четверти ВВП) как ключевыми проблемами обеспечения экономической безопасности.

Другие аспекты демографической политики и демографической безопасности также могут и должны разрабатываться. Например - проблема мониторинга в сфере демографии - одна из важнейших проблем, которая справедливо поднималась на конференции. И здесь также могут помочь уже существующие разработки в сфере методологии мониторинга коррупции, мониторинга рисков и угроз в сфере экономической безопасности. Так, в Институте экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации уже несколько лет осуществляются и продолжаются исследования в этой сфере и есть ощутимые практические результаты, в том числе внедряемые в деятельность на уровне Министерства экономического развития.

1 Анализ и обобщение см. в вышеназванной работе: Сергушко Р.Н. Государственная демографическая политика в условиях трансформации угроз национальной безопасности России.

2 Специально о системе целеполагания (в том числе в управлении) см.: Белозеров В.К. Проблема целеполагания в процессе руководства вооруженными силами // Общество и безопасность: история, перспективы эволюции, современное состояние. - Саратов, 2006; Борзенко А.В. Проблема цели в общественном развитии. - М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1963. - 79 с.; Волкова В.Н., Чабров-ский В.А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация: Учебное пособие. - М.: Изд-во ИСЭП РАН, 1995. - 113 с.; Макаров М.Г. Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии. - Л.: Наука, 1977. - 188 с.; Пригожин А.И. Проблема цели в государственном управлении // Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара. Вып. № 2. - М., 2006; Селиванов А.И. Процедура целеполагания в стратегическом управлении: мировоззренческое, научное и экс-пертно-аналитическое обеспечение // Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления. Сборник трудов второй Всероссийской научно-практической конференции (май 2005 г.). - М.: ИНИОН РАН, 2006; Тамбовцев В. Л. Анализ целей в управлении общественным производством. - М.: Экономика, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.