УДК 342.52 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10007
0 ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЕЕ СУБЪЕКТОВ
Эльман Саид-Мохмадович АХЪЯДОВ, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Чеченского государственного университета E-mail: akhyadov1990@mail.ru
Жанати Адамовна САЛГИРИЕВА,
старший преподаватель кафедры истории и права Грозненского государственного нефтяного технического университета
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. Актуальностью данной статьи является то, что в ней исследуются особенности правовой регламентации взаимодействия и деятельности законодательных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Приведены примеры из федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Авторы отмечают, что данный вопрос не раз становился предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Авторами использованы нормативные источники и литература.
Ключевые слова: Конституция РФ, законодательный орган, федеральный закон, Российская Федерация, субъекты РФ.
Annotation. The relevance of this article is that it examines the features of the legal regulation of interaction and activities of the legislative bodies of state power of the Russian Federation and the subjects of the Federation. Examples from the federal legislation and the legislation of subjects of the Russian Federation are given. The authors notes that this issue has repeatedly become the subject of consideration of the Constitutional Court of the Russian Federation. The authors uses normative sources and literature.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, legislative body, federal law, Russian Federation, subjects of the Russian Federation.
В опрос равноправия субъектов РФ неоднократно становился предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
Так, определением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 250-0 окончательно был решен вопрос суверенитета республик наряду с самой Федерацией, о возможности осуществления республиканскими государственными органами власти полномочий в рамках республиканского суверенитета.
В своем определении Суд отметил, что наличие суверенитета Российской Федерации само по себе исключает наличие в пределах Федерации иных уровней суверенитета, обладающих верховенством и независимостью.
Положения, касающиеся равноправия субъектов РФ, нашли отражение и в ст. 72 Конституции РФ, закрепляющей вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Нормы данной статьи Конституции РФ распространя-
ются на все субъекты Федерации. Естественным образом данные положения нашли отражение и в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П, в котором равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях между собой закрепляется в Конституции РФ в качестве основы государства.
При отсутствии единого подхода в понимании федерации ученые-правоведы схожи во мнении о наличии в федеративном государстве федерального уровня государственной власти и государственной власти регионов, что также предполагает и законодательное закрепление их полномочий, предметов ведения, в том числе совместных предметов ведения.
Например, согласно ранее упомянутой ст. 72 Конституции РФ к совместным предметам ведения Федерации и ее субъекта относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
№ 1/2019
Положения п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ устанавливают перечень предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, куда входит установление общих принципов организации системы органов исполнительной и законодательной власти субъекта.
В свою очередь, структура органов государственной власти субъекта устанавливается самим субъектом Федерации согласно ст. 77 Конституции РФ.
«Федеральный центр не вправе императивно утверждать структуру органов государственной власти субъектов РФ, поскольку это означало бы нивелирование федеративного характера нашего государства».
В данном случае это Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, закрепляющий общие принципы организации государственной власти в субъекте РФ; иные положения, не урегулированные нормами Конституции РФ и данного Закона, могут быть урегулированы на уровне субъекта РФ.
В соответствии с федеральным законодательством систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган субъекта РФ, исполнительный орган, высшее должностное лицо субъекта РФ, а также иные органы государственной власти.
Таким образом, центральное положение в регулировании данной сферы, конечно, занимает
ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который закрепляет общие принципы организации как законодательной, так и исполнительной власти, и в то же время определяет основания наступления конституционно-правовой ответственности, к которым относится нарушение конституционных норм, норм федерального и регионального законодательства.
Библиографический список
1. Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу 06.03.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Мирзоев М.Г. К вопросу о конституционно-правовых способах влияния федеральной власти на порядок замещения и процедуру досрочного прекращения полномочий главы субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 1. С. 33—38.
4. Цисар ЛА Федеративное государство: особенности, основные характеристики // Гос. власть и местное самоуправление. 2005. № 12. С. 3—7.
№ 1/2019