Научная статья на тему 'О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ И МАГАТЭ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ И МАГАТЭ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
294
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
безопасность / атомная энергетика / МАГАТЭ / ядерная и радиационная безопасность / Росатом / сотрудничество Российской Федерации и МАГАТЭ.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабошина Е.В., Гусейнова И.С.

Важность темы определяется тем, что осуществление ядерной деятельности, создающий повышенный риск для населения и окружающей среды, требует дополнительного внимания со стороны МАГАТЭ. В статье предложен анализ деятельности и роли МАГАТЭ в современных международных отношениях. Автор охарактеризовал взаимодействие России и МАГАТЭ в области радиационной безопасности в различных направлениях сотрудничества, опираясь на нормативно-правовые документы, регламентирующие отношения в области использования атомной энергии с участием МАГАТЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ И МАГАТЭ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-17-21 БАБОШИНА Елена Владимировна,

NIION: 2018-0076-7/22-805 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-7-1003 доцент кафедры международного права,

правосудия и правоохранительной деятельности Юридического института Пятигорского государственного университета, e-mail: baboshina.80@mail.ru

ГУСЕЙНОВА Ираде Сафаратдиновна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Московского педагогического государственного университета, e-mail: nazirova.irada@yandex.ru

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ И МАГАТЭ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Важность темы определяется тем, что осуществление ядерной деятельности, создающий повышенный риск для населения и окружающей среды, требует дополнительного внимания со стороны МАГАТЭ. В статье предложен анализ деятельности и роли МАГАТЭ в современных международных отношениях. Автор охарактеризовал взаимодействие России и МАГАТЭ в области радиационной безопасности в различных направлениях сотрудничества, опираясь на нормативно-правовые документы, регламентирующие отношения в области использования атомной энергии с участием МАГАТЭ.

Ключевые слова: безопасность, атомная энергетика, МАГАТЭ, ядерная и радиационная безопасность, Росатом, сотрудничество Российской Федерации и МАГАТЭ.

BABOSHINA Elena Vladimirovna,

Candidate in Law,

Associate Professor of the Department of International Law,

Justice and law enforcement Law Institute Pyatigorsk State University

GUSEINOVA Irade Safaratdinovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal

management and law Moscow Pedagogical State University

ON INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND THE IAEA IN THE FIELD

OF RADIATION SAFETY

Annotation. The importance of the topic is determined by the fact that the implementation of nuclear activities, which create an increased risk for the population and the environment, requires additional attention from the IAEA. The article proposes an analysis of the activities and role of the IAEA in modern international relations. The author characterized the interaction between Russia and the IAEA in the field of radiation safety in various areas of cooperation, based on the legal documents regulating relations in the field of the use of atomic energy with the participation of the IAEA.

Key words: safety, nuclear energy, IAEA, nuclear and radiation safety, Rosatom, cooperation between the Russian Federation and the IAEA.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Вопросы взаимодействия с международными организациями, специализирующимися в области атомной энергетики, находятся под пристальным вниманием со стороны государства. Особенно это касается вопросов обеспечения радиационной безопасности и сотрудничества в данной области.

Основополагающий принцип международного сотрудничества в области ядерной безопасности заключается в том, что основная ответственность за обеспечение такой безопасности лежит на государствах. Этот факт подразумевает, что поддержание соответствующего уровня радиационной безопасности целиком и полностью прерогатива государства. Именно на такой базе строится международное сотрудничество в рассматриваемой области, которое также осуществляется и на площадке МАГАТЭ. В структуре МАГАТЭ находится Отдел радиационной безопасности, безопасности перевозки и безопасности отходов, который входит в состав Департамента ядерной и физической безопасности Секретариата МАГАТЭ и которому поручено заниматься проблематикой радиационной безопасности.

Деятельность Отдела включает в себя разработку норм радиационной безопасности. Эта деятельность осуществляется на основании статьи 3 Устава, которая «уполномочивает Агентство устанавливать нормы безопасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасности для жизни и имущества и обеспечивать применение этих норм как в своей собственной работе, так и в работе, при которой используются материалы, услуги, оборудование, технические средства и сведения, предоставляемые Агентством, и обеспечивать по требованию сторон применение этих норм к деятельности, проводимой на основании любого двустороннего или многостороннего соглашения, или по требованию того или иного государства к любому виду деятельности этого государства в области атомной энергии [1]. Публикации и сообщении, через которые МАГАТЭ устанавливает нововведенные нормы безопасности, выпускаются в виде серии изданий, посвященным таким нормам. [2, с.45] Эти нормы регулируют основы безопасности, требования безопасности и руководства по безопасности. Первое включает в себя главные цели и принципы; второе - набор мер, применяющихся в отношении защиты здоровья людей и охраны окружающей среды; третье -профильные рекомендации.

Нормы безопасности МАГАТЭ вырабатываются и закрепляются на основе общего согласия государств-членов для определения необходимого уровня безопасности с учётом предотвращения негативного воздействия радиоактивного излучения на людей и окружающую среду. Поль-

зователями таких норм являются государства-члены Агентства, которые на добровольной основе могут применять их. Также различные профильные организации, отвечающие за проектирование, сооружение и эксплуатацию ядерных установок и реакторов, могут пользоваться такими нормами [3,с.63]. Это относится и к соответствующим структурам, которые несут ответственность за использование радиоактивных материалов. Особое внимание на такие нормы следует уделять тем странам, которые только приступают к развитию национальных ядерно-энергетических программ. Это может послужить отличной базой для разработки соответствующих нормативно-правовых актов.

Разработкой и рассмотрением вышеназванных норм занимаются пять комитетов по нормам безопасности МАГАТЭ: Nuclear Safety Standards Committee (ядерная безопасность), Radiation Safety Standards Committee (радиационная безопасность), Waste Safety Standards Committee (безопасность радиоактивных отходов), Transport Safety Standards Committee (безопасная перевозка радиоактивных материалов), Emergency Preparedness and Response Standards Committee (аварийная готовность и реагирование). Все разработанные проекты и предложения, исходящие из этих комитетов, проходят утверждение через Комиссию по нормам ядерной безопасности, в которой присутствуют представители государств-членов Агентства. Некоторым документом нужно одобрение таких директивных органов, как Совет управляющих МАГАТЭ.

Источником для выработки норм по безопасности МАГАТЭ служат профильные международно-правовые инструменты, рекомендательные сообщения Научного комитета ООН по действию атомной радиации и международные экспертные структуры. В разработке некоторых документов участвуют другие органы системы ООН и специализированные группы.

Важнейшим документом, опубликованным Агентством в области радиационной безопасности, является публикаций по нормам безопасности МАГАТЭ для защиты людей и окружающей среды «Радиационная защита и безопасность источников излучения: Международные основные нормы безопасности» [4]. Этот документ содержит ряд требований по укреплению и поддержанию должного уровня радиационной безопасности и защиты, включая пределы доз в ситуациях планируемого облучения.

Стоит также отметить следующие публикации: конкретные требования безопасности Серии норм МАГАТЭ по безопасности для защиты людей и окружающей среды «Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов» (№ SSR-6) [5];

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

общие требования безопасности Серии норм МАГАТЭ по безопасности для защиты людей и окружающей среды «Государственная, правовая и регулирующая основа обеспечения безопасности» (часть 1, GSR Part 1); руководство по безопасности Серии норм МАГАТЭ по безопасности для защиты людей и окружающей среды «Аспекты радиационной защиты при проектировании атомных электростанций» (NS-G-1.13).

Секретариат МАГАТЭ, помимо разработки профильных норм, также фокусируется на решении по обеспечении безопасности людей при условии постоянного воздействия радиации.

Российская Федерация придает большое значение поддержанию международной деятельности, направленной на уменьшение негативного воздействия радиации на здоровье и жизнь людей и окружающей среды. Результаты анализов, проведенных в ходе различных миссий МАГАТЭ по оценке функционирования специализированных российских объектов, подтверждают высокий уровень атомной безопасности. Россия всесторонне поддерживает и приветствует ведущуюся работу в Агентстве по сбору и научной оценке информации в области радиационной защиты, а также содействует в изучении вопросов действия и воздействия атомной радиации в сферах ядерной медицины, профессионального облучения.

Следует отметить, что в России существует развитая нормативно-правовая база в данной области. Документами, регулирующими и регламентирующими обеспечение радиационной защиты населения и окружающей среды выступают «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009» [6], Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» [7], Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» [8], Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 639 «О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации» [9] и т. д.

Кроме этого, в РФ реализуются Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на период до 2025 г. [10]. Этот документ устанавливает главной целью государственной политики в области радиационной безопасности «последовательное снижение до социально приемлемого уровня риска техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии». В соответствии с п. 7ж Раздела III, в качестве одной из основных задач для достижения вышесказанной цели предлагается сфокусировать усилия на «дальнейшем развитии международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Площадка МАГАТЭ позволяет устанавливать доверительные отношения через реализацию соответствующих практических договоренностей. Эти договоренности представляют собой рамочные двусторонние соглашения, которые охватывают действующие проекты взаимопомощи и сотрудничества в этой области между Агентством и специализированными структурами. Такой первой российской специализированной структурой стала Госкорпорация «Росатом», заключившей такую договоренность в 2015 г. в ходе 59-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ.

Этот документ регламентировал проведение работ по проектам, связанным с оценкой и управлением радиационными рисками для здоровья работников атомной отрасли при планируемом профессиональном воздействии внешнего облучения. Срок проекта составляет 3 года. В соответствии с этим проектом, предполагалось создание «методики индивидуальной оценки радиационного риска для работников атомной отрасли России на основе их персональных доз» [11]. Кроме этого, было подготовлено руководство, посвященное вопросам и проблемам оценки и управления рисками, связанными с планируемым облучением. Фактически, РФ стала первым государством в мире, реализующим такой подход в области оценки воздействия радиации. В дополнение вышеописанное руководство было опубликовано в качестве технического документа, который сейчас используется для распространения передового опыта РФ в этой сфере на другие государства-члены МАГАТЭ.

В 2016 году состоялся визит в Россию заместителя генерального директора, руководителя Департамента ядерной и физической безопасности Секретариата МАГАТЭ Хуана Карлоса Лен-тихо, в ходе которого состоялось подписание практических соглашений в области обеспечения и поддержания радиационной безопасности с Роспотребнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) России [12]. Результатом переговоров Агентства и Роспотреб-надзора стали договоренности о сотрудничестве «в сфере медицинского облучения и облучения населения и работников природными источниками и в рамках контроля радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде» [13]. В целом проект благоприятно отразился на выработке международных гигиенических норм, а также наладил профильное в профильное научное взаимодействие в этой области.

А. М. Букринский считает, что «при содействии Ростехнадзора и Научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности выпустили серию изданий под название «Безо-

пасность атомных станций по федеральным нормам и правилам России и стандартам МАГАТЭ», в котором автор даёт комментарии по сущности нормативно-правовых актов в области радиационной защиты. В своей книге А. М. Букринский проводит анализ законодательной базы РФ касательно безопасности, включая радиационной [14, с.3], сопоставляя нормы МАГАТЭ и национальные нормы».

Таким образом, развитие международного взаимодействия и сотрудничества в области радиационной и ядерной безопасности и защиты есть и будет одной из приоритетных направлений программной деятельности МАГАТЭ. Эти вопросы особенно важны и актуальны в связи с тем, что учет и оценка радиационных рисков являются залогом успешной реализации ядерных программ государств-членов - такое мнение выражает и Пантелей Д.С. в своей статье, посвященной особенностям международного сотрудничества в области атомной энергетики [15, с. 370]. Это, конечно, относится к тем странам, которые только начали изучение и использование мирного атома. Именно поэтому опыт РФ, которая обладает передовыми ядерными технологиями, знаниями и опытом в осуществлении ядерных проектов и обеспечении радиационной безопасности, является таким ценным для них. Россия продолжает играть одну из ведущих и значимых ролей в многостороннем взаимодействии и сотрудничестве в радиационной безопасности.

Список литературы:

[1] Устав МАГАТЭ. // Официальный сайт Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). - URL: https://www.iaea.org/ru/o-nas/ ustav (дата обращения 16.04.2022)

[2] Супатаева, О.А. Модернизация государственного режима регулирования безопасности при использовании атомной энергии / О.А. Супа-таева // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2017. - № 4. - С. 44-51.

[3] Ушаков, В.М Неразрушающий контроль в нормах безопасности МАГАТЭ и России при управлении старением конструкций, систем и элементов атомных электростанций / В.М. Ушаков // Дефектоскопия. - 2021. - №2. - С. 61-66.

[4] Радиационная защита и безопасность источников излучения: Международные основные нормы безопасности // Официальный сайт Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). - URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/ publications/PDF/Pub1578_R_web.pdf (дата обращения 17.04.2022).

[5] Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов // Официальный сайт Международного Агентства по атомной энергии

(МАГАТЭ). - URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/ Publications/PDF/P1798R_web.pdf (дата обращения 17.04.2022).

[6] Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https:// docs.cntd.ru/ document/902170553 (дата обращения 1.04.2022)

[7] Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СПС КонсультантПлюс. - URL.: (дата обращения 17.04. 2022)

[8] Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СПС КонсультантПлюс. - URL.: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_8450 (дата обращения 17.04. 2022)

[9] Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 № 639 (ред. от 18.01.2022) «О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации и функционирования единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем") // СПС КонсультантПлюс. - URL.: (дата обращения 17. 04. 2022)

[10] Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL.: http://www.consultant. ru/document/ cons_ doc_ LAW_8450/ (дата обращения 17.04.2022)

[11] Росатом и МАГАТЭ подписали Практические договоренности по сотрудничеству в области радиационной безопасности // Атомная энергия 2.0. - URL: https://www.atomic-energy.ru/ news/2015/09/15/ 59751 (дата обращения: 21.04.2022).

[12] МАГАТЭ: Россия надежно обеспечивает безопасность новых ядерных технологий // РИА Новости. - URL.: https://ria.ru/20160722/1472571434. html (дата обращения 21.04.2022)

[13] О подписании практических договоренностей с МАГАТЭ // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - URL: http://rospotrebnadzor.ru/ about/info/news/ news_details. php?ELEMENT_ID =68 02&sphrase_id=927354 (дата обращения: 20.04.2022).

[14] Букринский, А.М. Безопасность атомных станций по федеральным нормам и правилам России и стандартам МАГАТЭ. Сравнение основных принципов и требований по обеспечению без-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

опасности: монография / А.М. Букринский. - М.: ФБУ «НТЦ ЯРБ». - 2019. - 115 с.

[15] Пантелей, Д.С. Особенности международного сотрудничества в области атомной энергетики на современном этапе / Д.С. Пантелей // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). -2017.- № 3. - С. 368-375.

Spisok literatury:

[1] Ustav MAGATE. // Oficial'nyj sajt Mezhdun-arodnogo Agentstva po atomnoj energii (MAGATE). - URL: https://www.iaea.org/ru/o-nas/ustav (data obrashcheniya 16.04.2022)

[2] Supataeva, O.A. Modernizaciya gosudarst-vennogo rezhima regulirovaniya bezopasnosti pri ispol'zovanii atomnoj energii / O.A. Supataeva // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. - 2017. - № 4. - S. 44-51.

[3] Ushakov, V.M Nerazrushayushchij kontrol' v normah bezopasnosti MAGATE i Rossii pri upravlenii stareniem konstrukcij, sistem i elementov atomnyh elektrostancij / V.M. Ushakov // Defektoskopiya. -2021. - №2. - S. 61-66.

[4] Radiacionnaya zashchita i bezopasnost' istochnikov izlucheniya: Mezhdunarodnye osnovnye normy bezopasnosti // Oficial'nyj sajt Mezhdunarod-nogo Agentstva po atomnoj energii (MAGATE). -URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/publications/ PDF/Pub1578_R_web.pdf (data obrashcheniya 17.04.2022).

[5] Pravila bezopasnoj perevozki radioaktivnyh materialov // Oficial'nyj sajt Mezhdunarodnogo Agentstva po atomnoj energii (MAGATE). - URL: https:// www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/ P1798R_web.pdf (data obrashcheniya 17.04.2022).

[6] Normy radiacionnoj bezopasnosti NRB-99/2009 // Elektronnyj fond pravovyh i norma-tivno-tekhnicheskih dokumentov. - URL: https://docs. cntd.ru/ document/902170553 (data obrashcheniya 1.04.2022)

[7] Federal'nyj zakon ot 09.01.1996 № 3-FZ «O radiacionnoj bezopasnosti naseleniya» // SPS Kon-sul'tantPlyus. - URL.: http://www. consultant.ru/docu-ment/ cons_doc_LAW_8797 (data obrashcheniya 17.04. 2022)

[8] Federal'nyj zakon ot 21.11.1995 № 170-FZ «Ob ispol'zovanii atomnoj energii» // SPS Konsul'tant-Plyus. - URL.: http://www.consultant.ru/ document/

cons_doc_LAW_8450 (data obrashcheniya 17.04. 2022)

[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.07.2014 № 639 (red. ot 18.01.2022) «O gosudarstvennom monitoringe radiacionnoj obstanovki na territorii Rossijskoj Federacii" (vmeste s "Pravilami organizacii i funkcionirovaniya edinoj gosudarstvennoj avtoma-tizirovannoj sistemy monitoringa radiacionnoj obstanovki na territorii Rossijskoj Federacii i ee funk-cional'nyh podsistem") // SPS Konsul'tantPlyus. -URL.: http://www .consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_165525/ (data obrashcheniya 17. 04. 2022)

[10] Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki v oblasti obespecheniya yadernoj i radiacion-noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda i dal'nejshuyu perspektivu // Elektronnyj fond pravovyh i normativno-tekhnicheskih dokumentov. - URL.: http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc_ LAW_8450 / (data obrashcheniya 17.04.2022)

[11] Rosatom i MAGATE podpisali Praktich-eskie dogovorennosti po sotrudnichestvu v oblasti radiacionnoj bezopasnosti // Atomnaya energiya 2.0. - URL: https://www.atomic-energy.ru/ news/2015/09/15/ 59751 (data obrashcheniya: 21.04. 2022).

[12] MAGATE: Rossiya nadezhno obespechi-vaet bezopasnost' novyh yadernyh tekhnologij // RIA Novosti. - URL.: https://ria.ru/20160722/1472571434. html (data obrashcheniya 21.04.2022)

[13] O podpisanii prakticheskih dogovorennos-tej s MAGATE // Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka. - URL: http://rospotrebnadzor.ru/about/ info/news/ news_details.php?ELEMENT_ID =68 02&sphrase_id=927354 (data obrashcheniya: 20.04.2022).

[14] Bukrinskij, A.M. Bezopasnost' atomnyh stancij po federal'nym normam i pravilam Rossii i standartam MAGATE. Sravnenie osnovnyh principov i trebovanij po obespecheniyu bezopasnosti: mono-grafiya / A.M. Bukrinskij. - M.: FBU «NTC YARB». -2019. - 115s.

[15] Pantelej, D.S. Osobennosti mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti atomnoj energetiki na sovremennom etape / D.S. Pantelej // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). - 2017.- № 3. - S. 368375.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.